РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 11 КЛАСС
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 11 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii.doc | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 11 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классах отводится 70 часов, по 1 часу в 10 и 11 классах.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в 11 классе в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года (всего 35 часов).
Рабочая программа адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Учебный курс включает теоретический и практический разделы.
Курс биологии в 11 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее уровневой организации. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает 6 лабораторных и 6 практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов и оцениваются по усмотрению учителя.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Концептуальной основой раздела биологии 11 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
Курс биологии в 11 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение биологии в 11 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
Цели и задачи курса:
- освоение знаний о биологических системах ( вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» в 11 классе являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с различными видами учебной информации: с текстом, рисунками, схемами, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, графиками, сводными и сравнительными таблицами данных, извлекать и анализировать информацию из справочников, дополнительной литературы и иных источников.
Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом. Развитию таких умений способствует, например, работа по составлению плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подготовленных текстах, составление опорных конспектов, схем, «концентрирующих» содержание текстовой информации.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах).
Основной формой обучения являются уроки разного типа: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: тесты по основным темам , дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок, позволяющий обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п / п темы | Название темы | Количество часов |
I | ВИД | 20 ЧАСОВ |
1. | Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | 6 часов |
2. | Микроэволюция | 4 часа |
3. | Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция | 3 часа |
4. | Развитие жизни на Земле | 3 часа |
5. | Происхождение человека | 4 часа |
II | ЭКОСИСТЕМЫ | 15 ЧАСОВ |
1. | Биосфера, ее структура и функции | 2 часа |
2. | Жизнь в сообществах. Основы экологии | 8 часов |
3. | Биосфера и человек. Ноосфера | 3 часа |
4. | Заключительные уроки | 2 часа |
ИТОГО: | 35 ЧАСОВ |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 час)
ВИД (20 ЧАСОВ)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации:
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа №1. «Изучение морфологического критерия вида»
Лабораторная работа №2. « Выявление изменчивости у особей одного вида»
Лабораторная работа №3. «Приспособленность организмов к условиям внешней среды»
Лабораторная работа №4. « Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у животных»
Практическая работа №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Практическая работа №2. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Тематический тест №1. «Эволюция органического мира»
ЭКОСИСТЕМЫ (15 ЧАСОВ)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы:
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Лабораторная работа №5. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»(выполняется дома)
Лабораторная работа №6. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Практическая работа № 2.
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Практическая работа №3.
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Практическая работа 4.
«Решение экологических задач»
Практическая работа № 5. «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»
Практическая работа № 6. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
Темы экскурсий:
Экскурсия № 1. «Естественные и искусственные экосистемы»
Экскурсия №2.
«Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (пришкольный участок)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа в 11 классе реализуется при использовании УМК:
1. Авторская программа: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
2. Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. – 3-е изд., испр. – М. :Дрофа, 2007. -283 с. : ил.
3. Козлова, Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. -48с.
4. Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология» / Т.А.Козлова, Н.И.Сонин; Под. ред. В.Б.Захарова. / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -224с.
5. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И.
Общая биология. 10-11 классы: Рабочая тетрадь к учебнику / Под. ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2000. -176 с.: ил.
6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.И.Чайка. Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.
Для осуществления тематического и итогового контроля используется
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: «Интеллект-Центр», 2008. -136 с.
Дополнительная литература для учителя:
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
- Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
- Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. К. Шумного, Г. М, Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень (автор-составитель О. Л. Ващенко). Волгоград, Учитель, 2009г.
- Единый государственный экзамен. Биология: контрольные измерительные материалы: репетиционная сессия 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Каменский А. А., Соколова Н. А., Маклакова А. С. Единый государственный экзамен. Биология: типовые тестовые задания. - М: Экзамен, 2003.
- Лернер Г. И. Единый государственный экзамен, 2004. Биология: тренировочные тесты. - М.: Эксмо, 2004.
- Петросова Р. А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии / под ред. А. И. Никишова. - М.: РАУБ-Цитадель, 1997.
- Рабочие программы по биологии / авт.-сост. И. П. Чередниченко, М. В. Оданович. - М.: Глобус, 2007.
- Спрыгин С. Ф. Биология: подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - Саратов: Лицей, 2005.
- Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
- Адельшина Г. А., Адельшин Ф. К. Генетика в задачах: Учебное пособие по курсу биологии. – М.: Глобус, 2009.
- Aйла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: в 3 т. - М: Мир, 1987.
- Алькамо И. Э. Биология: учебное пособие / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Грин К, Стаут У., Teйлop Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
- Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.
- Мезина С. И. Законы классической генетики: Учебное пособие в помощь учителям биологии. – Нов.-ск: Наука, 1992.
- Шустанова Т. А. Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004
- Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
Дополнительная литература для ученика
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Гиляров М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Пикеринг В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
- Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. чл.-кор. РАО Н. В. Чебышева. - М., 1999.
- Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1991.
- Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
- Лемеза Н. А. Биология для поступающих в вузы. - Минск: Юнипресс, 2003.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
http://www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических работ)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, рекомендуемая литература).
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ТСО, наглядные средства обучения).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Дата | Название темы урока | Понятия | Учащийся должен знать | Учащийся должен уметь | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Наглядные пособия, литература | Домашнее задание |
ВИД (20 ЧАСОВ) Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение (6 часов) | ||||||||
1(1) | 06.09 | Введение. Учение об эволюции органического мира | Эволюция | Биологическую терминологию | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, научность эволюционного учения, вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира | Портрет Ч.Дарвина | введение; с.7 | |
2(2) | 13.09 | История представлений о развитии жизни на Земле в додарвиновский период | Принцип иерархичности, искусственная система, естественная система, эволюционная теория | Основные этапы становления и развития эволюционного учения, основные положения теории К.Линнея, Ж.Б.Ламарка | Оценивать вклад ученых в развитие эволюционного учения | Портрет К.Линнея, Ж.Б.Ламарка | §1.1 | |
3(3) | 20.09 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Формы отбора | Эволюция, неопределенная изменчивость, искусственный отбор, методический отбор, бессознательный отбор | Основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч.Дарвина и основные положения эволюционной теории. Понимать вклад Ч.Дарвина в развитие биологической науки | Приводить доказательства эволюции на примерах из жизни животных и растений. Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, причины эволюции, изменяемости видов | Таблицы «Породы овец», «Породы кроликов», «Породы кур». Папка «Сорта растений» | §1.2; §1.3.1 | |
4(4) | 27.09 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы отбора | Формы естественного отбора : движущий, стабилизирующий, половой | Формы естественного отбора, сущность естественного отбора, образование новых видов | Объяснять роль естественного отбора в эволюции, характеризовать формы естественного отбора на примерах. Сравнивать процессы естественного и искусственного отбора и делать выводы на основе сравнения | Таблица «Естественный отбор» | §1.3.2; §1.4.5 | |
5(5) | 04.10 | Формы борьбы за существование и естественный отбор | Борьба за существование и ее формы | Основные формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями среды | Приводить примеры борьбы за существование между организмами : а) одного вида; б) разных видов | Таблица «Формы борьбы за существование» | §1.3.2; с.34-35; повт.§1.1-§1.3 | |
6(6) | 11.10 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина | Основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч.Дарвина и основные положения эволюционной теории. Понимать вклад Ч.Дарвина в развитие биологической науки | Объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения | Портрет Ч.Дарвина; Таблица «Естественный отбор»; Таблица «Формы борьбы за существование» | |||
Микроэволюция (4 часа) | ||||||||
7(7) | 18.10 | Микроэволюция. Вид. Критерии и структура. | Вид, морфологический, генетический, физиологический, географический, экологический критерии вида | Популяционную структуру вида, критерии вида, сущность образования видов | Характеризовать критерии и структуру вида, приводить примеры. Описывать особей видов по морфологическому критерию | Лабораторная работа №1. «Изучение морфологического критерия вида» | Таблица «Критерии вида»; гербарий культурных растений. | §1.4.1 |
8(8) | 25.10 | Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях | Популяция, микроэволюция Генофонд популяции, популяционная генетика Генетическое равновесие, дрейф генов, направленные изменения генофонда | Определение популяции, эволюционную роль мутаций Определение генофонда популяции, работы С.С.Четверикова об изменчивости генофонда Причины нарушения генетического равновесия | Характеризовать и объяснять явления, протекающие в популяции, влияние мутагенов на организм. Объяснять, почему большая часть мутаций не проявляется внешне, каким способом можно выявить рецессивные аллели Объяснять причины нарушения генетического равновесия | Лабораторная работа №2. « Выявление изменчивости у особей одного вида» | Таблица «Мутационная изменчивость»; гербарий культурных растений. | §1.4.2; §1.4.3 |
9(9) | 8.11 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды и ее относительный характер | Приспособленность организмов, мутации. Относительный характер приспособленности организмов | Биологическую терминологию Сущность формирования приспособленности. | Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, объяснять относиттельный характер приспособлений. | Лабораторная работа №3. «Приспособленность организмов к условиям внешней среды» | Таблица «Приспособленность организмов»; гербарий растений; изображения животных | §1.4.6 |
10(10) | 15.11 | Видообразование как результат микроэволюции | Микроэволюция, аллопатрическое видообразование, симпатрическое видообразование | Основные формы видообразования | Приводить примеры различных форм видообразования | Таблица «Критерии вида» | §1.4.7 | |
Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (3часа) | ||||||||
11(11) | 22.11 | Пути достижения биологического прогресса | Биологический прогресс, биологический регресс. Арогенез, аллогенез, катагенез. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Основные направления эволюции | Характеризовать главные типы эволюционных изменений, биологический прогресс и биологический регресс. Сравнивать макро- и микроэволюцию. Выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных | Лабораторная работа №4. « Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у животных» | Таблица «Главные направления эволюции». Гербарий основных отделов растений (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Коллекции насекомых | § 2.1.1; §2.1.2; §2.1.3 |
12(12) | 29.11 | Главные направления прогрессивной эволюции | Дивергенция, конвергенция, параллелизм; гомологичные, аналогичные органы | Главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе. Основные формы эволюции. Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюций | Характеризовать основные типы эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании. Приводить примеры дивергентного и конвергентного сходства организмов, гомологичных и аналогичных органов | Таблица «Направления и пути эволюции» | §2.2.1; §2.2.2 | |
13(13) | 06.12 | Зачет №1 по теме: «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция» | Тематический тест №1 из заданий различного рода «Эволюция органического мира» (часть А, часть В, часть С) | |||||
Развитие жизни на Земле (3часа) | ||||||||
14(14) | 13.12 | Развитие жизни на Земле | Эры. Периоды. Архейская, протерозойская, палеозойская эры | Основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле в хронологической последовательности | Доказывать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток | Практическая работа №1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | Видеофильм «Земля. Развитие жизни» | §3.1; §3.2 |
15(15) | 20.12 | Выход растений и животных на сушу на протяжении палеозойской эры | Кембрий Ордовик Силур Девон Карбон Пермь | Основные этапы выхода растений и животных на сушу | Выявлять ароморфозы в эволюции растений и животных | Видеофильм «Земля. Развитие жизни» | §3.2 | |
16(16) | 27.01 | Развитие жизни в мезозойской и кайнозойской эрах | Триас Юра Мел | Основные этапы развития жизни в мезозойской и кайнозойской эрах | Выявлять ароморфозы в эволюции растений и животных. Выявлять причины исчезновения динозавров и выживания млекопитающих | Видеофильм «Земля. Развитие жизни» | §3.3; §3.4 | |
Происхождение человека (4часа) | ||||||||
17(17) | 17.01 | Гипотезы о происхождении человека. Факторы антропогенеза | Антропология, атавизмы, рудименты | Систематическое положение человека, доказательства происхождения человека от животных | Характеризовать систематическое положение человека, сравнивать человека и животных. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека | Практическая работа №2. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
| Таблица «Предшественники человека» | Обзор главы 3; §4.1 |
18(18) | 24.01 | Стадии эволюции человека. Древнейшие и древние люди | Дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, неандертальцы | Основные стадии антропогенеза | Характеризовать современные взгляды на развитие человека | Таблицы «Древнейшие люди», «Древние люди»; наглядное пособие «Происхождение человека»; презентация «Происхождение человека» | §4.2; §4.3 (с. 135-137) | |
19(19) | 31.01 | Первые современные люди и современный этап эволюции человека. Расы | Кроманьонцы. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Расы: Европеоидная, Монголоидная, Негроидная | Факторы антропогенеза. Признаки расовой принадлежности | Объяснять роль социальных факторов в эволюции человека, возникновение расовых различий | Наглядное пособие «Происхождение человека». Бюсты представителей различных рас | §4.3 (с.137-138); § 4.4 | |
20(20) | 07.02 | Проблемы происхождения человека | Антропогенез | Основные гипотезы и предположения о родине предков человека | Приводить доказательства происхождения человека от животных | Таблицы «Древнейшие люди», «Древние люди»; наглядное пособие «Происхождение человека» | §4.4 (с.141-142) | |
ЭКОСИСТЕМЫ (15 ЧАСОВ) Биосфера, ее структура и функции(2 часа) | ||||||||
1(21) | 14.02 | Биосфера, ее структура. Живое вещество | Биосфера. Структура биосферы. Живое, косное, биокосное вещество | Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере | Доказывать единство природы | Таблица «Биосфера» | §5.1.1; §5.1.2 | |
2(22) | 21.02 | Круговорот веществ в природе | Круговорот воды Круговорот углерода Круговорот азота | Сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере | Объяснять процессы биогенной миграции атомов | Таблица «Биосфера» | §5.2 | |
Жизнь в сообществах. Основы экологии (7часов) | ||||||||
3(23) | 28.02 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы | Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, , агробиоценоз | Структуру сообщества | Различать понятия «биоценоз» и «экосистема». Приводить примеры биоценозов и экосистем. Описывать биоценозы. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности | Практическая работа № 3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | Таблица «Биогеоценоз дубравы» | §6.3.1 |
4(24) | 07.03 | Абиотические факторы среды | Среда обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы | Все виды абиотических факторов среды и их влияние на организмы, механизмы и силу влияния абиотических факторов на организмы | Прогнозировать действие абиотических факторов на организм | Таблица «Биогеоценоз дубравы» | §6.3.2 | |
5(25) | 14.03 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор | Ограничивающий фактор. Температурный порог развития. Сумма эффективных температур. | Практическое использование выявления ограничивающих факторов | Составлять кривую толерантности | Практическая работа № 4. «Решение экологических задач» | Таблица «Биогеоценоз дубравы», «Животный мир Арктики» | §6.3.3 |
6(26) | 21.03 | Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид. Смена биогеоценозов | Пищевая цепь. Автотрофы, гетеротрофы; продуценты, консументы, редуценты. Экологическая пирамида: пирамида биомассы, пирамида численности . Экологическая сукцессия | Определение понятий: автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, сукцессия | Приводить примеры природных сообществ. Выявлять причины смены биогеоценозов, Наблюдать сукцессионные изменения в природе. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). | Лабораторная работа №5. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (выполняется дома) Практическая работа №5. «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»
| Таблица «Биоценоз пресного водоема». Рисунки экологических пирамид | §6.3.4; §6.3.5 |
7(27) | 26.03 | Взаимоотношения между организмами | Позитивные и негативные отношения, нейтрализм. Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция | Различные типы взаимодействий организмов, особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы | Приводить примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами | Таблица «Формы борьбы за существование» | §6.4 | |
8(28) | 04.04 | Естественные и искусственные экосистемы | Экскурсия № 1. «Естественные и искусственные экосистемы» | Оформить работу; подготовить сообщения, презентации | ||||
9(29) | 11.04 | Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. | Критерии вида Многообразие видов | Причины многообразия видов | Наблюдать сезонные изменения в природе | Экскурсия №2 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (пришкольный участок) | Оформить работу; подготовить сообщения, презентации | |
10(30) | 18.04 | Зачет №2 по теме: «Биосфера и человек. Ноосфера» | Тематический тест №2 из заданий различного рода «Основы экологии. Биосфера» (часть А, часть В, часть С)
| |||||
Биосфера и человек. Ноосфера (3часа) | ||||||||
11(31) | 25.04 | Биосфера и человек. Ноосфера | Биосфера Ноосфера | Что включает в себя биосфера, основные этапы развития биосферы | Объяснять влияние человека на эволюцию биосферы | Практическая работа №6. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Таблица «Биосфера». Динамическое пособие «Биосфера и человек» | с.236; §7.1; §7.2 |
12(32) | 02.05 | Антропогенные влияния на природу | Антропогенный фактор, загрязнители | Виды загрязнителей | Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Выявлять источники загрязнения окружающей среды; проводить исследования по определению загрязнителей окружающей среды; антропогенные изменения в экосистемах своей местности | Лабораторная работа №6. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Система тестов для экспресс-анализа загрязнителей (микролаборатории, комплект оборудования для экологических исследований «Пчелка – У" | §7.3.; |
13(33) | 10.05 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования | Природные ресурсы. Экологическое сознание | Основные виды деятельности по охране окружающей среды. Основные виды природных ресурсов | Использовать рационально природные ресурсы. Бережно относиться к природе | В/ф «Красноярский край», «Красная книга Красноярского края» | §7.4 | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ЧАСА) | ||||||||
14(34) | 16.05 | Зачет №3. Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей. | Итоговый тест по курсу общей биологии за курс 11 класса (часть А, часть В, часть С)
| |||||
15(35) | 23.05 | Конференция по теме: Роль биологии в жизни человека. Бионика | Бионика. Эхолокация. Способность к навигации. Электрическая активность. Биомеханика | Применение биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники | Работать с ЦОР, находить примеры воплощения человечеством особенностей организации живых организмов в произведения своего труда | Презентация «Бионика» | Глава 8 |
Тематический и итоговый контроль знаний учащихся 11 класса
Для тематического и итогового контроля знаний учащихся 11 класса используются тематические и итоговые тесты, разработанные специалистами Московского института открытого образования (Лаборатория аттестационных технологий). Авторы: Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Общая редакция: Татур А.О. Рецензент: Скворцов П.М., канд. пед. Наук. Опубликованы в Сборнике тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: «Интеллект – Центр», 2008. – 136 с. Эти работы предназначены для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся 11 класса в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования по биологии. Структура проверочных работ и сами задания (задания с выбором ответа, с кратким ответом и задания с развернутым ответом) подобны тем, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ и способствуют подготовке учащихся к итоговой аттестации по курсу «Биология» (старшая школа).
Тематические тесты:
Тест №1. Эволюция органического мира.
Тест №2. Основы экологии. Биосфера.
Итоговый тест за курс 11 класса.
Кодификатор элементов содержания обязательного минимума по биологии за курс среднего (полного) образования (приложение к Приказу Минобразования РФ №56 от 30.06.99)
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ № 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99) и Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования № 1069 от 05.03.2004). В первом столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Крупные блоки содержания, выделенные жирным шрифтом.
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1 | Введение |
1.1 | Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. |
1.2 | Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. |
1.3 | Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. |
1.4 | Человек, его биосоциальная природа |
2 | Клетка как биологическая счистема |
2.1 | Цитология – наука о клетке. |
2.2 | М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории, ее основные положения. |
2.3 | Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Клетка – единица строения организмов. |
2.4 | Методы изучения строения и функций клетки. |
2.5а | Химическая организация клетки. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды. |
2.5б | Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. |
2.6а | Строение и функции клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы и ее органоидов в жизнедеятельности клетки. |
2.6б | Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности |
2.7 | Хромосомы и гены. |
2.8 | Клетка – единица жизнедеятельности |
2.9 | Метаболизм. Ферменты, их химическая при рода, роль в метаболизме. |
2.10 | Энергетический и пластический обмен. |
2.11 | Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза |
2.12 | Особенности пластического обмена веществ у растений – фотосинтез. Роль хлорофилла в энергии поглощения света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических. |
2.13 | Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Клетка – единица роста и развития организмов. |
2.14 | Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. |
2.15 | Митоз – деление соматических клеток. Развитие половых клеток; мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза, их значение. |
Организм как биологическая система | |
2.16 | Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. |
2.17 | Вирусы – неклеточные формы, их открытие Т.И.Ивановским. |
2.18 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма. |
2.19 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма. |
2.20 | Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы , гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты). |
2.21 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом. |
2.22 | Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. |
2.23 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости, свойствах организмов, их проявлении в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов. Генетики человека. Генетическая терминология и символика . |
2.24 | Законы наследственности, установленные Г.Менделем и Т.Морганом, их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма. |
2.25 | Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. |
2.26 | Вредное влияние мутагенов, употребления алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами, предупреждение формирования у учащихся вредных привычек. Профилактика наследственных заболеваний у человека. |
2.27 | Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы . Гибридизация, искусственный отбор, чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. |
2.28 | Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы. |
3 | Надорганизменные системы |
3.1 | Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. |
3.2 | Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции |
3.3 | Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. |
3.4 | Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции. |
3.5 | Гипотезы возникновения жизни на Земле. |
3.6 | Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. |
3.7 | Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху |
3.8 | Происхождение человека. |
3.9 | Экосистема, ее структура. |
3.10 | Создание В.Н.Сукачевым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. |
3.11 | Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов - основа целостности экосистем. |
3.12 | Колебания численности популяций, их причины. Меры, обеспечивающие сохранение популяций. |
3.13 | Круговорот веществ в экосистемах, роль организмов продуцентов, консументов и редуцентов в нем. Пищевые связи – основа цепей питания, их звенья. |
3.14 | Роль растений как начального звена в цепи питания. |
3.15 | Правила экологической пирамиды. |
3.16 | Развитие экосистем, их смена. Саморегуляция в экосистеме. |
3.17 | Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. |
3.18 | Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем. |
3.19 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере, живом веществе его функциях, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества в нем. Космическая роль растений на Земле. |
3.20 | Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека. |
3.21 | Идея биоцентризма. Проблема устойчивого развития биосферы. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ К ИТОГОВОМУ ТЕСТУ ЗА КУРС 11 КЛАССА
Номер задания | Код по Кодификатору | Проверяемое содержание |
А 1 | 1.1-1.4 | Введение. Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический. Биосферный. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек, его биосоциальная природа. |
А 2 | 2.4-2.5а | Методы изучения строения и функций клетки. Химическая организация клетки. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды. |
А 3 | 2.6-2.12 | Строение и функции клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы и ее органоидов в жизнедеятельности клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Хромосомы и гены. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Энергетический и пластический обмен. Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза. Особенности пластического обмена веществ у растений – фотосинтез. Роль хлорофилла в энергии поглощения света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических. |
А 4 | 2.7-2.8 | Хромосомы и гены. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. |
А 5 | 2.16-2.17 | Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Вирусы – неклеточные формы, их открытие Т.И.Ивановским. |
А 6 | 2.14, 2.20 | Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом. |
А 7 | 2.13-2.21 | Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Клетка – единица роста и развития организмов. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. Митоз – деление соматических клеток. Развитие половых клеток; мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза, их значение. Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Вирусы – неклеточные формы, их открытие Т.И.Ивановским. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма. Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы , гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты). Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. |
А 8 | 2.22-2.28 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости, свойствах организмов, их проявлении в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов. Генетики человека. Генетическая терминология и символика . Законы наследственности, установленные Г.Менделем и Т.Морганом, их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма.Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Вредное влияние мутагенов, употребления алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами, предупреждение формирования у учащихся вредных привычек. Профилактика наследственных заболеваний у человека. Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы . Гибридизация, искусственный отбор, чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы. |
А 9 | 3.9 | Экосистема, ее структура. |
А 10 | 3.9-3.10 | Экосистема, ее структура. Создание В.Н.Сукачевым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. |
А 11 | 3.18 | Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем. |
А 12 | 3.16,3.17 | Развитие экосистем, их смена. Саморегуляция в экосистеме. Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. |
А 13 | 3.19 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере, живом веществе его функциях, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества в нем. Космическая роль растений на Земле. |
А 14 | 3.20 – 3.21 | Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека. Идея биоцентризма. Проблема устойчивого развития биосферы. |
А 15 | 3.1 | Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. |
А 16 | 3.3 | Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. |
А 17 | 3.4 | Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции. |
А 18 | 3.6 | Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. |
А 19 | 3.3 | Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. |
А 20 | 3.8 | Происхождение человека. |
В1 | 3.9-3.18 | Экосистема, ее структура. Создание В.Н.Сукачевым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов - основа целостности экосистем. Колебания численности популяций, их причины. Меры, обеспечивающие сохранение популяций. Круговорот веществ в экосистемах, роль организмов продуцентов, консументов и редуцентов в нем. Пищевые связи – основа цепей питания, их звенья. Роль растений как начального звена в цепи питания. Правила экологической пирамиды. Развитие экосистем, их смена. Саморегуляция в экосистеме. Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем. |
В2 | 3.6 | Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. |
В3 | 3.3-3.6 | Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. |
В4 | 3.4 | Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции. |
С1-С2 | 2.1-3.9 | Основные понятия цитологии, онтогенеза, генетики, селекции. |
Рекомендации по оцениванию результатов выполнения тематических и итоговых тестов (разработаны на основе рекомендаций лаборатории аттестационных материалов Московского института открытого образования)
При оценке ответов учащихся рекомендуется выставлять за верное выполнение каждого задания части А (с выбором одного правильного ответа из четырех) 1 балл.
Выполнение заданий части В оценивается 0-2 балов. 2 балла вставляется за венный полный ответ, один балл – за ответ, в котором допущены две и более ошибок и за отсутствие ответа.
Если для заданий на установление правильной последовательности в ответе указана верная последовательность букв, то ученик получает 2 балла. Один балл ставится за ответ, в котором неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. Ноль баллов выставляется в других случаях.
Для итогового теста максимальный балл за лаконичный верный ответ на задание С1 – 1 балл. 1 балл выставляется ученику, если в его ответе имеется один из предложенных в критериях элементов и не содержится биологических ошибок, 0 баллов – за отсутствие элементов, предложенных в критериях.
Оценивание заданий С2 и С3, требующих полного развернутого ответа, производится согласно представленным критериям оценки. Ответ ученика может быть написан другими словами, но в нем обязательно должны быть представлены все указанные элементы знаний без биологических ошибок, для того, чтобы его оценить максимальным баллом.
Шкала оценивания работ учащихся:
Тематический тест:
Удовлетворительно – 8 -11 баллов (от 47% до 64,7%),
Хорошо – 12 - 14 баллов (70% - 82%),
Отлично – 15 – 17 баллов (88% - 100%).
Итоговый тест :
Удовлетворительно – 16 -21 баллов (от 50% до 66%),
Хорошо – 22 - 27 баллов (67% - 84%),
Отлично – 15 – 17 баллов (85% - 100%). Данные шкалы можно корректировать с учетом особенностей класса.
Практическая часть программы (лабораторные, практические работы и экскурсии) для 11 класса
( 2011-2012 учебный год )
№п/п урока | Тема урока | № п/п и вид работы | Название работы |
7 | Микроэволюция. Вид. Критерии и структура. | Лабораторная работа №1 (фрагмент урока, оценивание нескольких работ по выбору) | Лабораторная работа №1. «Изучение морфологического критерия вида» |
8 | Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях | Лабораторная работа №2. (фрагмент урока, оценивание нескольких работ по выбору) | Лабораторная работа №2. «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
10 | Относительный характер приспособленности организмов | Лабораторная работа №3. | Лабораторная работа №3. «Приспособленность организмов к условиям внешней среды» |
12 | Пути достижения биологического прогресса | Лабораторная работа №4. | Лабораторная работа №4. «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у животных» |
15 | Развитие жизни на Земле | Практическая работа №1. | Практическая работа №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
18 | Гипотезы о происхождении человека. Факторы антропогенеза | Практическая работа №2. | Практическая работа №2. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» |
24 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы | Практическая работа №3. | Практическая работа №3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» |
24 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы | Экскурсия №1. | Экскурсия № 1. «Естественные и искусственные экосистемы»
|
26 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор | Практическая работа №4. | Практическая работа№4. «Решение экологических задач» |
27 | Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид. Смена биогеоценозов | Лабораторная работа №5. | Лабораторная работа №5. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»(выполняется дома, индивидуально, теми учащимися, которые имеют аквариум)
|
27 | Биотические факторы среды. Цепи питания. Правила экологических пирамид. Смена биогеоценозов | Практическая работа №5. | Практическая работа №5. «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»
|
30 | Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. | Экскурсия №2. | Экскурсия №2. «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (пришкольный участок) |
31 | Биосфера и человек. Ноосфера | Практическая работа №6. | Практическая работа №6. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» |
32 | Антропогенные влияния на природу | Лабораторная работа №6. | Лабораторная работа №6. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...