РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 10 КЛАСС
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 10 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_10.doc | 183 КБ |
10_klass_tematicheskoe.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 10 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классах отводится 70 часов, по 1 часу в 10 и 11 классах.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в 10 классе в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года (всего 35 часов).
Рабочая программа адресована учащимся 10 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Учебный курс включает теоретический и практический разделы.
Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее уровневой организации. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение биологии в 10 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» в 10 классе являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах).
Основной формой обучения являются уроки разного типа: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: тесты по основным темам , дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок, позволяющий обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
№ п / п темы | Название темы | Количество часов |
I | БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | 4 часа |
II | КЛЕТКА | 11 часов |
1. | Химическая организация клетки | 4 часа |
2. | Строение и функции клеток | 7 часов |
III | ОРГАНИЗМ | 20 часов |
1. | Метаболизм – основа существования живых организмов | 4 часа |
2. | Размножение и развитие организмов | 5 часов |
3. | Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков | 5 часов |
4. | Закономерности изменчивости | 2 часа |
5. | Основы селекции | 3 часа |
6. | Обобщающий урок за курс 10 класса | 1 час |
ИТОГО: | 35 ЧАСОВ |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа в 11 классе программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и реализуется при использовании УМК:
1. Авторская программа: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
2. Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. – 3-е изд., испр. – М. :Дрофа, 2007. -283 с. : ил.
3. Козлова, Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. -48с.
4. Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология» / Т.А.Козлова, Н.И.Сонин; Под. ред. В.Б.Захарова. / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -224с.
5. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И.
Общая биология. 10-11 классы: Рабочая тетрадь к учебнику / Под. ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2000. -176 с.: ил.
6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.И.Чайка. Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.
Для осуществления тематического и итогового контроля используется
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: «Интеллект-Центр», 2008. -136 с.
Дополнительная литература для учителя:
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
- Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
- Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. К. Шумного, Г. М, Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень (автор-составитель О. Л. Ващенко). Волгоград, Учитель, 2009г.
- Единый государственный экзамен. Биология: контрольные измерительные материалы: репетиционная сессия 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Каменский А. А., Соколова Н. А., Маклакова А. С. Единый государственный экзамен. Биология: типовые тестовые задания. - М: Экзамен, 2003.
- Лернер Г. И. Единый государственный экзамен, 2004. Биология: тренировочные тесты. - М.: Эксмо, 2004.
- Петросова Р. А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии / под ред. А. И. Никишова. - М.: РАУБ-Цитадель, 1997.
- Рабочие программы по биологии / авт.-сост. И. П. Чередниченко, М. В. Оданович. - М.: Глобус, 2007.
- Спрыгин С. Ф. Биология: подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - Саратов: Лицей, 2005.
- Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
- Адельшина Г. А., Адельшин Ф. К. Генетика в задачах: Учебное пособие по курсу биологии. – М.: Глобус, 2009.
- Aйла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: в 3 т. - М: Мир, 1987.
- Алькамо И. Э. Биология: учебное пособие / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Грин К, Стаут У., Teйлop Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
- Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.
- Мезина С. И. Законы классической генетики: Учебное пособие в помощь учителям биологии. – Нов.-ск: Наука, 1992.
- Шустанова Т. А. Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004
- Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
- Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
Дополнительная литература для ученика
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Гиляров М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Пикеринг В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
- Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. чл.-кор. РАО Н. В. Чебышева. - М., 1999.
- Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1991.
- Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
- Лемеза Н. А. Биология для поступающих в вузы. - Минск: Юнипресс, 2003.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
http://www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических работ)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, рекомендуемая литература).
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ТСО, наглядные средства обучения).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать/ понимать
- Основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.
- Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.
- Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
- Биологическую терминологию и символику.
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций.
- Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
- Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
- Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
- Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
- Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (11 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
П.р. №1.Сравнение строения клеток растений и животных
Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (20 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
П. р. №2. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
П.р. №3. Составление простейших схем скрещивания
П.р. №4. Решение элементарных генетических задач
П. р.№5.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
П.р. №6. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Методические особенности изучения предмета.
Примерная программа по биологии в 10 классе отводит на изучение программного материала 30 часов и предоставляет 5 часов резервного времени (итого 35 часов). Считаю возможным использовать эти часы следующим образом:
1.3 часа добавить на изучение темы «Клетка», так как в данной теме проводятся 2 лабораторных и одна практическая работа.
Например, на изучение эукариотической клетки выделяется 2 урока, так как в рамках каждого из них выполняется лабораторная работа (Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений).
Отдельным уроком проводится «Особенности строения растительной клетки», так как здесь выполняется Практическая работа №1.Сравнение строения клеток растений и животных.
1 час выделяется на обобщение знаний по теме «Клетка» и написания
Тематического теста №1. Введение. Химический состав и структура клетки.
2. 2 часа добавить на изучение темы «Организм»:
1час на выполнение Тематического теста №2. Метаболизм в клетке;
1 час на выполнение итогового теста за курс 10 класса.
Экскурсии, предусмотренные Примерной программой, проводятся в 11 классе.
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Учащийся должен знать | Учащийся должен уметь | Лабораторные работы | Наглядные пособия, литература | Домашнее задание |
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ЧАСА)
| ||||||||
1(1) | 7.09 | Введение. Уровни организации живой материи. Методы научного познания. | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы познания живой природы. Биологические системы. | Методы научного познания. Уровни организации живой материи. Общие свойства живых организмов. | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Показывать уровневую организацию живых организмов. Перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение.
| Инструктаж по ТБ | Наглядное пособие «Уровни организации живой природы». | с.7-8 §1.1; §1.2 |
1(2) | 14.09 | История представлений о возникновении жизни. Критерии живых систем.. | Современная естественнонаучная картина мира. Креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.
| Основные гипотезы возникновения жизни на земле. Результаты опытов Франческо Реди, Луи Пастера. | Доказывать несостоятельность гипотез самопроизвольного зарождения жизни. Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Характеризовать основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи | Видеофильм «Земля. Развитие жизни». | § 2.1.4 | |
2(3) | 21.09 | Коацерватная теория происхождения протобионтов | Коацерваты, пробионты | Гипотеза биохимической эволюции А.И.Опарина и Дж.Холдейна | Анализировать и оценивать различные гипотезы о возникновении жизни. Объяснять происхождение жизни на Земле | Видеофильм «Земля. Развитие жизни». | § 2.3 | |
3(4) | 28.09 | Начальные этапы биологической эволюции | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле | Доказывать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток | Видеофильм «Земля. Развитие жизни». | §2.5 | |
КЛЕТКА (11 ЧАСОВ) Химическая организация клетки (4часа)
| ||||||||
1(5) | 6.10 | Химический состав клетки | Макроэлементы, микроэлементы | Элементарный состав живого вещества, неорганические элементы клетки | Объяснять роль воды и неорганических веществ в клетке. Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов. Сравнивать биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу | Портрет Шванна | § 3.1 | |
2(6) | 13.10 | Органические вещества , входящие в состав клетки: углеводы и жиры | Моносахариды, дисахариды, полисахариды. | Основные виды углеводов | Объяснять функции углеводов. Решать экспериментальные задачи на распознавание веществ | Глюкоза, крахмал, сахар, вода, р-р йода | § 3.2.2; §3.2.3 | |
3(7) | 20.10 | Биологические полимеры – белки, их функции | Аминокислоты, белки, полимеры, мономеры, пептидная связь. Денатурация, ренатурация, цветные реакции | Строение молекулы белка, уровни организации белковой молекулы. Структурную, ферментативную, транспортную, защитную, энергетическую функции | Изготавливать модель молекулы белка, писать уравнение образования дипептида. Объяснять свойства и функции белков | Таблица «Уровни организации белковой молекулы» | § 3.2 | |
4(8) | 27.10 | Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты | Биополимеры, нуклеотиды, ген Нуклеотиды РНК, ДНК | Строение молекулы ДНК, нуклеотида ДНК. Ген. Строение молекулы РНК, нуклеотида РНК | Решать задачи, пользуясь принципом комплементарности | Таблица «Нуклеиновые кислоты» Таблица «Нуклеиновые кислоты» | § 3.2.4 | |
Строение и функции клеток (7 часов)
| ||||||||
5(9) | 10.11 | Прокариотическая клетка | Прокариоты, Эукариоты Клеточное ядро.Органоиды. Хромосомы, хромосомный набор, ген. Доядерные и ядерные клетки | Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток | Сравнивать прокариотические и эукариотические клетки | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» | § 5.1; | |
6(10) | 17.11 | Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
| | Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание | §5.2 | |
7(11) | 24.11 | Эукариотическая клетка. Клеточное ядро | Строение и функции ядра. ДНК – носитель наследственной информации. | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. | Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | § 5.2.2 | ||
8(12) | 1.12. | Особенности строения растительной клетки | Строение клеток растений, животных | Основные структуры ядра. Строение генов и хромосом | Объяснять функции ядра | Пр.р.№1.Сравнение строения клеток растений и животных | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» | § 5.4 |
9(13) | 8.12 | Деление клетки | Митоз, интерфаза, профаза,метафаза, анафаза, телофаза | Стадии митоза | Объяснять биологическую сущность митоза | Таблица «Митоз» | §5.3 | |
10(14) | 15.12 | Клеточная теория строения организмов. Вирусы | Клеточная теория, Вирусы, облигатные паразиты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | Основные положения и авторов клеточной теории. Особенности строения, размножения значение вирусов в природе и жизни человека | Объяснить роль клеточной теории в формировании современной картины мира. Ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций |
| Таблица «Вирусы» | §5.5 |
11(15) | 22.12 | Обобщение знаний по теме “ Клетка” | Жизнь. Открытая система. | Уровни организации, признаки живых организмов, теории происхождения жизни | Объяснять основные свойства живых организмов Характеризовать уровни организации живой материи. Объяснять происхождение жизни на Земле | Тематический тест №1. Введение. Химический состав и структура клетки | Видеофильм «Земля. Развитие жизни». | |
ОРГАНИЗМ (20 ЧАСОВ) Метаболизм – основа существования живых организмов (4часа)
| ||||||||
1(16) | 12.01 | Анаболизм. Реализация наследственной информации-биосинтез белка | Удвоение молекулы ДНК в клетке. | Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Процессы транскрипции, трансляции | Решать задачи на расшифровку генетической информации ДНК | Таблица «Биосинтез белка» | § 4.1 | |
2(17) | 26.01 | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.Хемосинтез | Автотрофы, фотосинтез, хемосинтез | Стадии фотосинтеза | Составлять уравнения фотосинтеза |
| Таблица «Фотосинтез» | § 4.3 |
3(18) | 2.02 | Обобщение знаний по теме : «Метаболизм – основа существования живых организмов » | Особенности строения клеток разных царств живой природы | Основные элементы строения ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, митохондрий, значение и функции органоидов в жизнедеятельности клетки | Раскрывать связь строения клеточных органоидов в связи с выполняемыми ими функциями | Тематический тест №2. Метаболизм в клетке | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» | |
4(20) | 19.01 | Энергетический обмен - катаболизм | Гликолиз, клеточное дыхание | Этапы энергетического обмена | Определять энергетический эффект реакции | Таблица «Энергетический обмен углеводов» | §4.2 | |
Размножение и развитие организмов (5часов)
| ||||||||
5(20) | 9.02 | Формы размножения живых организмов | Половое, бесполое размножение. Способы размножения. Оплодотворение, гаметы, зигота | Сущность биологического процесса размножения, оплодотворения. | Объяснять значение бесполого и преимущество полового размножения в эволюции живых организмов. Составлять схему оплодотворения. Сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения | Таблицы «Дрожжи», «Вегетативное размножение растений» | § 6.1; §6.2 | |
6(21) | 16.02 | Мейоз. Его особенности | Коньюгация , кроссинговер | Стадии мейоза | Объяснять биологический смысл мейоза | Таблицы «Мейоз», «Митоз» | § 6.2, с.202-207 | |
7(22) | 22.02 | Эмбриональное развитие. Биогенетический закон | Бластула , гаструла ,нейрула | Формулировку биогенетического закона Мюллера - Геккеля | Определять стадии эмбрионального развития. Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | Пр. р. №2. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства | §7.2; §7.4 | |
8(23) | 2.03 | Постэмбриональное развитие | Прямое, непрямое развитие | Периоды: ювенильный, зрелости, старение | Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием | В/ф «Развитие лягушки» | § 7.3; повт §6.1;§6.2. | |
9(24) | 9.03 | Развитие организмов и окружающая среда | Мутации, гомеостаз, генотип, физиологическая регенерация, репаративная регенерация, внутриклеточная регенерация | Влияние мутаций на организм, виды регенераций | Объяснять влияние мутагенов на организм человека, причины нарушений развития организмов. Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде | Тематический тест №3. Размножение организмов. Онтогенез | Рисунки «Влияние гормонов щитовидной железы на рост коз», «Влияние питания неполноценными белками на рост крыс» | §7.5 |
Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков (5часов) | ||||||||
10(25) | 16.03 | Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Доминантные, рецессивные признаки, скрещивание | Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Гибридологический метод. Сущность первый закона Менделя | Составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание | Пр.р.№3.Составление простейших схем скрещивания | Таблица « Моногибридное и дигибридное скрещивание» | § 9.1 |
11(26) | 23.03 | Второй закон Менделя. Статистический характер и цитологические основы законов Г.Менделя | Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы | Составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание | Таблица « Моногибридное и дигибридное скрещивание» | § 9.2.2 | |
12(27) | 6.04 | Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание | Решётка Пеннета | Закон независимого наследования признаков | Решать генетические задачи | | Таблица « Моногибридное и дигибридное скрещивание» | § 9.2.4; |
13(28) | 13.04 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме Гомогаметный, гетерогаметный пол | Аутосомы, половые хромосомы | Решать генетические задачи | Таблица «Сцепленное наследование генов» | § 9.3 | |
14(29) | 20.04 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | Решать генетические задачи. Объяснять причины наследственных заболеваний, мутаций, составлять элементарные схемы скрещиваний | Пр.р.№4.Решение элементарных генетических задач | Таблица «Эпистаз» | §9.4 |
Закономерности изменчивости (2часа) | ||||||||
15(30) | 27.04 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. Классификация мутаций | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их виды | Причины мутаций, влияние на организм | Объяснять влияние на организм мутагенных факторов | Пр.р.№5.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | Таблица «Мутационная изменчивость» | § 10.1 |
16(31) | 4.05 | Фенотипическая изменчивость. Норма реакции | Модификации, норма реакции | Вариационный ряд, вариационная кривая | Определять норму реакции. |
| Комнатные растения | § 10.2 |
Основы селекции (3часа) | ||||||||
17(32) | 11.05 | Селекция растений. | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Сорт, порода, штамм | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Отбор, гибридизация, мутагенез | Строить схему научного исследования | Гербарий растений различных сортов | § 11.1 | |
18(33) | 18.05 | Особенности селекции животных. | Сорт, порода, штамм | Отбор, гибридизация, мутагенез | Строить схему научного исследования | Гербарий растений различных сортов | § 11.1 | |
19(34) | 25.05 | Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология. | Биотехнология. Селекция микроорганизмов. Близкородственная гибридизация | Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Основы клеточной генной инженерии | Анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии | Пр.р.№6. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | Таблица «Породы животных» | § 11 |
Обобщающий урок за курс 10 класса (1 час) | ||||||||
20(35) | 27.05 | Обобщающий урок за курс 10 класса | Основные понятия | Повторение и обобщение материала за курс 10 класса | Повторение и обобщение материала за курс 10 класса | Итоговый тематический тест за курс 10 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...