РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 10 КЛАСС
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

 

Рабочая программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 10 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_10.doc183 КБ
Microsoft Office document icon 10_klass_tematicheskoe.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы для 10 класса: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,

Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.                                                                                                           В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10-11 классах отводится 70  часов, по 1 часу в 10 и 11 классах.

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в 10 классе в  объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года (всего 35 часов).

Рабочая программа адресована учащимся 10 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

 Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

        

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Учебный курс включает теоретический и практический разделы.

Курс биологии в 10 классе  направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее уровневой организации. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.  

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

        

Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии на базовом  уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

  Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

 

Изучение биологии в 10 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

        

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» в 10 классе являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах).

Основной формой обучения являются уроки разного типа: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования  знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

 

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: тесты по основным темам , дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок, позволяющий обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

№ п / п темы

Название темы

Количество часов


I


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4 часа


II


КЛЕТКА

11 часов

1.

Химическая организация клетки

4 часа

2.

Строение и функции клеток

7 часов


III

ОРГАНИЗМ

20 часов

1.

Метаболизм – основа существования живых организмов


4 часа

2.

Размножение и развитие организмов

5 часов

3.

Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков


5 часов

4.

Закономерности  изменчивости

2 часа

5.

Основы селекции

3 часа

6.

Обобщающий урок за курс 10 класса

1 час

ИТОГО:

35 ЧАСОВ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

 

 

                               

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа в 11 классе программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и реализуется при использовании УМК:

1.   Авторская программа: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.  

2.  Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. – 3-е изд., испр. – М. :Дрофа, 2007. -283 с. : ил.

3.  Козлова, Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. -48с.

4.  Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология»  / Т.А.Козлова, Н.И.Сонин; Под. ред. В.Б.Захарова.   / Т.А.Козлова ; под. ред. В.Б.Захарова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -224с.

5. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И.

Общая биология. 10-11 классы: Рабочая тетрадь к учебнику / Под. ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2000. -176 с.: ил.

6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику  В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина  /  авт.-сост. Т.И.Чайка. Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.

Для осуществления тематического и итогового контроля используется

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. – М.: «Интеллект-Центр», 2008. -136 с. 

Дополнительная литература для учителя: 

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  2. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  3. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  4.  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  5. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
  6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  7.  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
  9.  Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
  10. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
  11. Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  12. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. К. Шумного, Г. М, Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень (автор-составитель О. Л. Ващенко). Волгоград, Учитель, 2009г.
  13. Единый государственный экзамен. Биология: контрольные измерительные материалы: репетиционная сессия 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
  14. Каменский А. А., Соколова Н. А., Маклакова А. С. Единый государственный экзамен. Биология: типовые тестовые задания. - М: Экзамен, 2003.
  15. Лернер Г. И. Единый государственный экзамен, 2004. Биология: тренировочные тесты. - М.: Эксмо, 2004.
  16. Петросова Р. А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии / под ред. А. И. Никишова. - М.: РАУБ-Цитадель, 1997. 
  17. Рабочие программы по биологии / авт.-сост. И. П. Чередниченко, М. В. Оданович. - М.: Глобус, 2007.
  18. Спрыгин С. Ф. Биология: подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. - Саратов: Лицей, 2005. 
  19. Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
  20. Адельшина Г. А., Адельшин Ф. К. Генетика в задачах: Учебное пособие по курсу биологии. – М.: Глобус, 2009.
  21. Aйла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: в 3 т. - М: Мир, 1987.
  22. Алькамо И. Э. Биология: учебное пособие / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  23. Грин К, Стаут У., Teйлop Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
  24. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.
  25. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.
  26. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.
  27. Мезина С. И. Законы классической генетики: Учебное пособие в помощь учителям биологии. – Нов.-ск: Наука, 1992.
  28. Шустанова Т. А. Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004
  29. Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
  30. Подгорнова Г. П., Алферова Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
  31. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).

Дополнительная литература для ученика

  1. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
  2. Гиляров М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  3. Пикеринг В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
  4. Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. чл.-кор. РАО Н. В. Чебышева. - М., 1999.
  5. Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1991.
  6. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  1. Лемеза Н. А. Биология для поступающих в вузы. - Минск: Юнипресс, 2003.
  2.  Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

- Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии

http://www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических работ)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине,  рекомендуемая литература).

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ТСО, наглядные средства обучения).

                                     

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать/ понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.
  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
  • Биологическую терминологию и символику.

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций.
  • Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
  • Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
  • Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
  • Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации                                                                                                                        

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

 КЛЕТКА (11 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых   микропрепаратах и их описание

  П.р. №1.Сравнение строения клеток растений и животных

 Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

         

ОРГАНИЗМ (20 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

П. р. №2. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

П.р. №3. Составление простейших схем скрещивания

П.р. №4. Решение элементарных генетических задач

П. р.№5.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

П.р. №6. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

  Методические особенности изучения предмета.

Примерная  программа по биологии в 10 классе отводит на изучение программного материала 30 часов и предоставляет 5 часов резервного времени (итого 35 часов). Считаю возможным использовать эти часы следующим образом:

1.3 часа добавить на изучение темы «Клетка», так как в данной теме проводятся 2 лабораторных и одна практическая  работа.

Например, на изучение эукариотической клетки выделяется 2 урока, так как в рамках каждого из них выполняется лабораторная работа (Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений).

Отдельным уроком проводится  «Особенности строения растительной клетки», так как здесь выполняется Практическая работа №1.Сравнение строения клеток растений и животных.

1 час выделяется на обобщение знаний по теме «Клетка» и написания  

Тематического теста №1. Введение. Химический состав и структура клетки.

2. 2 часа добавить на изучение темы «Организм»:

1час на выполнение  Тематического  теста №2.  Метаболизм в клетке;

1 час на выполнение итогового теста за курс 10 класса.

Экскурсии, предусмотренные Примерной программой, проводятся в 11 классе.

 

 

 

 

 




Предварительный просмотр:

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Учащийся

должен знать

Учащийся должен уметь

Лабораторные работы

Наглядные пособия, литература

Домашнее задание


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ЧАСА)

 

                                                       

1(1)

7.09

Введение. Уровни организации живой материи. Методы научного познания.

 Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы познания живой природы. Биологические системы.

Методы научного познания.

Уровни организации живой материи.

Общие свойства живых организмов.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Показывать  уровневую организацию живых организмов.

Перечислять элементы, преобладающие  в составе живых организмов, их свойства и значение.

 

Инструктаж по ТБ

Наглядное пособие «Уровни организации живой природы».

с.7-8

§1.1;

§1.2

1(2)

14.09

История представлений о возникновении жизни.  Критерии живых систем..

Современная естественнонаучная картина мира. Креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.

 

Основные гипотезы возникновения жизни на земле. Результаты опытов Франческо Реди, Луи Пастера.

Доказывать несостоятельность гипотез самопроизвольного зарождения жизни.

Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной  картины мира.

Характеризовать основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи

 Видеофильм «Земля. Развитие жизни».

§ 2.1.4

2(3)

21.09

Коацерватная теория происхождения протобионтов

Коацерваты, пробионты

Гипотеза биохимической эволюции А.И.Опарина и Дж.Холдейна

Анализировать и оценивать различные гипотезы о возникновении жизни. Объяснять происхождение жизни на Земле

 Видеофильм «Земля. Развитие жизни».

§ 2.3

3(4)

28.09

Начальные этапы биологической эволюции

 Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле

Доказывать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток

 Видеофильм «Земля. Развитие жизни».

§2.5

КЛЕТКА  (11 ЧАСОВ)

Химическая организация клетки (4часа) 

 

1(5)

6.10

Химический состав клетки

Макроэлементы, микроэлементы

Элементарный состав живого вещества, неорганические элементы клетки

Объяснять роль воды и неорганических веществ в клетке.

Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

Сравнивать биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу

Портрет Шванна

§ 3.1

2(6)

13.10

Органические вещества , входящие в состав клетки: углеводы и жиры

Моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Основные виды углеводов

Объяснять функции углеводов. Решать экспериментальные задачи на распознавание веществ

Глюкоза, крахмал,

 сахар, вода, р-р йода

§ 3.2.2;

§3.2.3

3(7)

20.10

Биологические полимеры – белки,  их  функции

Аминокислоты, белки, полимеры, мономеры, пептидная связь. Денатурация, ренатурация, цветные реакции

Строение молекулы белка, уровни организации белковой молекулы. Структурную, ферментативную, транспортную, защитную, энергетическую функции

Изготавливать модель молекулы белка, писать уравнение образования дипептида. Объяснять свойства и функции белков

 Таблица   «Уровни организации белковой молекулы»

§ 3.2

4(8)

27.10

Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты

Биополимеры, нуклеотиды, ген

Нуклеотиды РНК, ДНК

Строение молекулы ДНК, нуклеотида ДНК. Ген.

Строение молекулы РНК, нуклеотида РНК

Решать задачи,  пользуясь принципом комплементарности  

 Таблица «Нуклеиновые кислоты»

 Таблица «Нуклеиновые кислоты»

§ 3.2.4

           

Строение и функции клеток (7 часов)

 

5(9)

10.11

Прокариотическая клетка

Прокариоты, Эукариоты Клеточное ядро.Органоиды.

Хромосомы, хромосомный набор, ген.

Доядерные и ядерные клетки

Особенности строения прокариотических и эукариотических  клеток

Сравнивать прокариотические и эукариотические  клетки

Таблицы

«Растительная клетка»,

«Животная клетка»,

«Бактериальная клетка»

§ 5.1;

6(10)

17.11

 Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

 

 

Л.р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

§5.2

7(11)

24.11

 Эукариотическая клетка. Клеточное ядро

Строение и функции ядра. ДНК – носитель наследственной информации.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

Л.р. №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

§ 5.2.2

8(12)

1.12.

Особенности строения растительной клетки

Строение клеток растений, животных

Основные структуры ядра.

Строение генов и хромосом

Объяснять функции ядра

Пр.р.№1.Сравнение строения клеток растений и животных

Таблицы

«Растительная клетка»,

«Животная клетка»,

«Бактериальная клетка»

§ 5.4

9(13)

8.12

Деление клетки

Митоз,

интерфаза,

профаза,метафаза,

анафаза,

телофаза

Стадии митоза

Объяснять биологическую сущность митоза

Таблица «Митоз»

§5.3

10(14)

15.12

Клеточная теория строения организмов.

Вирусы

 Клеточная теория,

Вирусы, облигатные паразиты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.  

Основные положения и авторов  клеточной теории.

Особенности  строения, размножения   значение вирусов в природе и жизни человека

Объяснить роль клеточной теории в формировании современной картины мира.

Ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций

 

Таблица «Вирусы»

§5.5

11(15)

22.12

Обобщение знаний по теме “ Клетка

Жизнь. Открытая система.

Уровни организации, признаки живых организмов, теории происхождения жизни

Объяснять основные свойства живых организмов

Характеризовать уровни организации живой материи. Объяснять происхождение жизни на Земле

Тематический тест №1.

Введение. Химический состав и структура клетки

 Видеофильм «Земля. Развитие жизни».

ОРГАНИЗМ  (20 ЧАСОВ)

Метаболизм – основа существования живых организмов (4часа)

 

1(16)

12.01

Анаболизм. Реализация наследственной информации-биосинтез белка

Удвоение молекулы ДНК в клетке.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Процессы транскрипции, трансляции

Решать задачи на расшифровку генетической информации ДНК

 Таблица «Биосинтез белка»

§ 4.1

2(17)

26.01

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.Хемосинтез

Автотрофы, фотосинтез, хемосинтез

Стадии фотосинтеза

Составлять уравнения фотосинтеза

 

 Таблица «Фотосинтез»

§ 4.3

3(18)

2.02

Обобщение знаний по теме : «Метаболизм – основа существования живых организмов »

Особенности строения клеток разных царств живой природы

Основные элементы строения ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, митохондрий, значение и функции органоидов в жизнедеятельности клетки

Раскрывать связь строения клеточных органоидов в связи с выполняемыми ими функциями

Тематический тест №2.

 Метаболизм в клетке

Таблицы

«Растительная клетка»,

«Животная клетка»,

«Бактериальная клетка»

4(20)

19.01

Энергетический обмен -  катаболизм

Гликолиз, клеточное дыхание

Этапы энергетического обмена

Определять энергетический эффект реакции

 Таблица «Энергетический обмен углеводов»

§4.2

Размножение и развитие организмов (5часов) 

 

5(20)

9.02

Формы размножения живых организмов

Половое, бесполое размножение.

Способы размножения.

Оплодотворение, гаметы,  зигота

Сущность биологического процесса размножения, оплодотворения.


Объяснять значение бесполого и преимущество  полового  размножения в эволюции живых организмов.

Составлять схему оплодотворения.

Сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения

Таблицы

«Дрожжи»,

«Вегетативное размножение растений»

§ 6.1;

§6.2

6(21)

16.02

Мейоз. Его

 особенности

Коньюгация , кроссинговер

Стадии мейоза

Объяснять биологический смысл мейоза

Таблицы «Мейоз»,

«Митоз»

§ 6.2, с.202-207

7(22)

22.02

Эмбриональное  развитие. Биогенетический закон

Бластула , гаструла ,нейрула

Формулировку биогенетического закона Мюллера - Геккеля

Определять стадии эмбрионального развития.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Пр. р. №2. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

§7.2;  

§7.4

8(23)

2.03

Постэмбриональное  развитие

Прямое, непрямое развитие

Периоды: ювенильный, зрелости, старение

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием

 В/ф «Развитие лягушки»

§ 7.3; повт §6.1;§6.2.

9(24)

9.03

Развитие организмов и окружающая среда

Мутации,

гомеостаз,

генотип,

физиологическая регенерация,

репаративная регенерация,

внутриклеточная регенерация

Влияние мутаций на организм,

виды регенераций

Объяснять влияние мутагенов на организм человека,

причины нарушений развития организмов.

Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Тематический тест №3. Размножение организмов. Онтогенез

Рисунки «Влияние гормонов щитовидной железы на рост коз»,

«Влияние питания неполноценными белками на рост крыс»

§7.5


Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков (5часов)

10(25)

16.03

Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Доминантные, рецессивные признаки, скрещивание

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Гибридологический метод. Сущность первый закона  Менделя

Составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание

Пр.р.№3.Составление простейших схем скрещивания

Таблица

« Моногибридное и дигибридное  скрещивание»

§ 9.1

11(26)

23.03

Второй закон Менделя.  Статистический характер и цитологические основы законов Г.Менделя

Моногибридное скрещивание.  Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы

Составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание

Таблица

« Моногибридное и дигибридное  скрещивание»

§ 9.2.2

12(27)

6.04

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание

Решётка Пеннета

Закон независимого наследования признаков

Решать генетические задачи

 

Таблица

« Моногибридное и дигибридное  скрещивание»

§ 9.2.4;

13(28)

13.04

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.  

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме Гомогаметный, гетерогаметный пол

Аутосомы, половые хромосомы

Решать генетические задачи

Таблица «Сцепленное наследование генов»

§ 9.3

14(29)

20.04

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. 

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 

Решать генетические задачи.

Объяснять причины наследственных заболеваний, мутаций, составлять элементарные схемы скрещиваний

Пр.р.№4.Решение элементарных генетических задач

Таблица «Эпистаз»

§9.4

           

 Закономерности  изменчивости (2часа)

15(30)

27.04

Наследственная (генотипическая)

изменчивость.

Классификация мутаций        

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их виды

Причины мутаций, влияние на организм

Объяснять влияние на организм мутагенных факторов

Пр.р.№5.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Таблица «Мутационная изменчивость»

§ 10.1

16(31)

4.05

Фенотипическая изменчивость.

Норма реакции

Модификации, норма реакции

Вариационный ряд, вариационная кривая

Определять норму реакции.

 

Комнатные растения

§ 10.2


Основы селекции (3часа) 

17(32)

11.05

Селекция растений.  

Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Сорт, порода, штамм

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Отбор, гибридизация, мутагенез

Строить схему научного исследования

Гербарий растений различных сортов

§ 11.1

18(33)

18.05

Особенности селекции животных.

Сорт, порода, штамм

Отбор, гибридизация, мутагенез

Строить схему научного исследования

Гербарий растений различных сортов

§ 11.1

19(34)

25.05

 Достижения и основные направления современной селекции.  Биотехнология.

Биотехнология. Селекция микроорганизмов. Близкородственная гибридизация

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

 Основы  клеточной генной инженерии

Анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии

Пр.р.№6. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Таблица  «Породы животных»

§ 11


Обобщающий урок за курс 10 класса (1 час)

20(35)

27.05

Обобщающий урок за курс 10 класса

Основные понятия

Повторение и обобщение материала за курс 10 класса

Повторение и обобщение материала за курс 10 класса

Итоговый тематический тест  за курс 10 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...