Программа кружка "Родной край"
рабочая программа (7 класс) на тему

Садикова Оксана Николаевна

Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Родной край"27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества

                     Иловлинского муниципального района  Волгоградской области


Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

Меренкова Е.Ю.___________

Принята на методическом

                совете МБОУ ДОД ЦДТ

Прот. № ___ от «    » ______ 20 __ г.

 

        

Дополнительная образовательная

программа

кружка «Родной край»

Программа дополнительного образования детей 12-14 лет

Срок реализации — 1 год.

Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Иловлинского МБОУ ДОД ЦДТ
Садикова Оксана Николаевна

        

П.г.т. Иловля

2013 год.

Пояснительная записка

Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.

В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.

 Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края

 Задачи:

·                  воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;

·                  изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;

·                  формирование эколого-эстетической культуры;

·                  создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;

·                  приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности

 

Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.

Программа кружка рассчитана на один год обучения с детьми 10-12 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Количество часов в год составляет: 34 часа 1 час в неделю. Курс делится на теоретическую и практическую части.

В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.

В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в школе, оформление стендов, витрин в школьном музее.

К концу обучения школьники должны знать:

Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, станицы.

Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу обучения школьники должны уметь:

Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов

Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первый уровень результатов освоения программы кружка "Родной край" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 7-8  классов, презентации проектов на микроучастке школы.

Программа кружка "Родной край" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

патриотизм;

терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине;

Список литературы:

Для учителя:

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.

Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

Для учащихся

Рыжков М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. - Кемеровское книжное издательство,1978. - 286 с.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие "История моей страны начинается с меня"

1

1

2

История возникновения ст. Трёхостровская

4

2

2

3

Обычаи и традиции ст. Трёхостровская

4

2

2

4

Известные люди ст. Трёхостровская

4

2

2

5

Поэты и писатели ст. Трёхостровская

4

2

2

6

Памятники ст. Трёхостровская

4

1

3

7

Наша школа

4

1

3

8

Ст. Трёхостровская в годы ВОВ

4

2

2

9

Исторические места ст. Трёхостровская

4

1

3

10

Подведение итогов работы за год

1

1

Всего часов

34

15

19

Содержание курса

1.Вводное занятие "История моей страны начинается с меня».(1 час)

1. Ознакомление с планом работы кружка на год, с требованиями к поведению кружковцев.

2. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.  Вклад выдающихся ученых в исследования края.

2. История возникновения ст. Трёхостровская. (4 часа) 1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местного казачества, составление кратких сообщений, сбор материалов.

 2.  Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

3. Обычаи и традиции ст. Трёхостровская. (4 часа)

1. Виртуальное знакомство с традициями казачества.

2. Встреча с атаманом «Традиции казачества».

3. Конкурс сочинений «Традиции казачьего края».

4-5. Известные люди ст. Трёхостровская. (4 часа)

      Поэты и писатели ст. Трёхостровская. (4 часа)

1. Беседа «Что такое талант?».

1. Экскурсия в сельскую библиотеку «Наши таланты».

2. Сочинение «Талантливый человек моей станицы».

6. Памятники ст. Трёхостровская. (4 часа)

Урок-экскурсия по улицам станицы. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам станицы».

7. Наша школа. (4 часа)

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

8-9.  Ст. Трёхостровская в годы ВОВ (4 часа)

    Исторические места ст. Трёхостровская(4 часа)

Форма уроков: видео-урок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Экскурсия в школьный музей «Боевой славы».

4. Экскурсия в сельскую библиотеку.

5. Участие в митингах, концертах, посвящённых ВОВ.

6. Поход по известным местам станицы.

10. Подведение итогов работы за год. (1 час)

Обобщение походов по родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"

В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Программа "Мой край"

 Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказат...

Программа !Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности...

Программа "Родной край: страницы истории"

Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его во...

Программа "Мой край" (ФГОС).

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...