Образовательная программа "Знатоки родного края"
рабочая программа на тему

Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, республики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

подростковый клуб «Ужук» с.Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва

ПРИНЯТА                                                                                 УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

протокол № ______                                                                  приказом №__ от «    »________

«___»__________20____г.      

Образовательная программа

«Знатоки родного края»

Направление – духовно-нравственное

                                                  Вид программы – авторская

                                                                  Срок реализации программы – 3 года

                                                         Возрастной диапазон – 7-15 лет

                                          Программу разработала

педагог дополнительного образования

                                                     Баанай Салбакай Михайловна

Эрзин - 2015

Пояснительная записка

   

   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному  краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно  на территории села, района, республики.

  Использование краеведения помогает детям стать настоящим гражданином как своей страны. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания — нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Есть выражение «Моя малая родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она — одна — единственная, как мама.

    «...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»,- сказал Н. Сладков. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли и края. Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живешь, все родное и близкое, что тебя окружает.

  Богатая история Тувы  - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше — вот главная задача программы «Знатоки родного края». Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с культурой, самобытность, творческая направленность.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории родной земли интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, музеи.

Образовательная программа «Знатоки родного края» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Образовательная программа «Знатоки родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо  хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.

Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество,  причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.

Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни кожууна, актуальность, воспитательная ценность.

Актуальность. В настоящее время строят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился. Изучение истории  своего края  является неотъемлемой частью патриотического и гражданского воспитания в  условиях  сельской  местности. Образовательная программа предоставляет обучающимся возможности попробовать себя в организаторских,  исследовательских, информационных  сферах деятельности.  

 

Данный курс решает следующие проблемы:

  • знакомство с естественно – историческим  направлением;
  • культуроведческое направление;

Педагогические принципы на которые опирается программа:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);

 - интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;

- развивающий характер обучения;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- обеспечение психологического комфорта;

- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

- формирование у ребенка адекватной самооценки;

- создание ситуаций успеха;

- личностно-ориентированный подход в обучении.

Цели программы:

  • развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности, воспитание патриотов своего края.
  • изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития  своего села, кожууна и республики, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
  • формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие

  • реализовать познавательные и другие интересы и потребности ребенка через изучение истории своего села, кожууна и  республики;
  • разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
  • способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные процессы;
  • развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Возраст детей от 7 до 15 лет. 

Продолжительность освоения образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

72 часа –  первый год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;

108 часа – второй год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;

 108 часов- 3 год обучения, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на 10 мин.

Продолжительность занятия 40 минут, 10  минут перемена. Занятия групповые.

Формы занятий

Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми и  др. Программой предусмотрены экскурсии, участие в конкурсах, проведение и организация  массовых мероприятий. На практических занятиях обучающиеся учатся работать с документами, литературой, проводить фото и видеосьемку, создавать виртуальные экскурсии и т.д. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи,  уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, музеи.

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.

Режим занятий

Первый год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;

Второй год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;

Третий год обучения, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на 10 мин.

Продолжительность занятия 45 минут, 10  минут перемена.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы  "Знатоки родного края"

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях обучающихся.

Содержание программы  "Знатоки родного края", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, кожууна, республики, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.

В программе  "Знатоки родного края" описаны требования к обучающимся по годам обучения.

Первый уровень результатов освоения программы  "Знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне объединения, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в ходе исследовательских работ.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребенка социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся, презентации проектов.

Программа "Знатоки родного края" способствует формированию у детей следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Учебно - тематический план

1 год обучения

№ п\п

Темы:

Всего часов

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в предмет. С чего начинается Родина

2

1

1

2

Республика Тыва

6

2

4

2

Подростковый клуб «Ужук»

6

1

5

3

Моя семья

18

2

16

5

Улицы нашего села

10

10

6

Наши праздники

8

8

7

История создания села Эрзин

14

14

8

Подведение итогов работы за год

8

8

9

ИТОГО:

72

6

66

2 год обучения

№ п\п

Темы:

Всего часов

Количество часов

теория

Практика

1.

Вводное занятие "История моей страны начинается с меня"

2

1

 1

2.

Все работы хороши – выбирай на вкус

22

2

20

3.

Исторические места республики и кожууна

22

2

20

4.

Герои Великой Отечественной войны, жители кожууна

22

2

20

5.

Памятники района и республики

18

2

16

6.

Заочная экскурсия в Эрмитаж

2

2

7.

Подведение итогов работы за год

3

3

8.

ИТОГО:

108

9

99

3 год обучения

№ п\п

темы

Кол-во часов

Теория

практика

1.

Природа моего края

6

2

4

2.

Юрта- жилище тувинцев

8

2

6

3.

Тувинская национальная одежда

24

2

22

4.

Тувинские народные игры

16

2

14

5.

Народные таланты нашего кожууна

18

18

6.

Заповедные места

6

6

7.

Спортивные сооружения республики

8

2

6

8.

Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна»

6

6

9.

Виртуальная экскурсия

2

2

10

ИТОГО:

108

8

26

Формы подведения итогов

1 год обучения

Формы подведения итогов

1

Устный журнал "Клуб «Ужук»"

2

Проект "Улицы нашего села "

3

«Родословное древо моей семьи»

4

Исследовательная работа «Белый праздник Шагаа»

5

Проект «Матери-героини Эрзинского кожууна»

6

Фотовыставка «Празднование Шагаа в селе Эрзин»

2 год обучения

Формы подведения итогов

1

Устный  журнал   «Герои Великой Отечественной Войны – жители кожууна»

2

Проект «Тарлашкын»

3

Стенгазета «По историческим местам республики»

4

Выпуск альманаха «Мы – жители Тувы» - 2 часа

5

3 год обучения

Формы подведения итогов

1

Проект «Юрта – жилище тувинцев»

2

Проект «Изготовление тувинской национальной одежды для кукол из бумаги»

3

Проект «Хоровод дружбы»

4

Проектная работа «Даалы»

5

Альбом «Живая книга ремесел»

6

Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна»

Содержание программы 1 года обучения:

№ п\п

Раздел программы

Тема занятия

Теория

практика

1.

Введение в предмет

2 часа

С чего начинается Родина

1 час

Конкурс рисунков

На тему «Моя малая Родина»

1 час

2.

Республика Тыва – 6 часов

Республика Тувы- 2 часа

Город Кызыл- столица республики – 2 часа

Викторина «От Белоцарска до Кызыла» - 2 часа

3.

Наш подростковый клуб «Ужук» -  6 часов

История возникновения клуба – 1 час

Устный журнал «Подростковый клуб» «Ужук» - 4 часа

Конкурс рисунков «Наш клуб 2050 году» - 1 час

4.

Моя семья – 18 часов

Моя семья - 2часа

Как живет моя семья – 2 часа

Родословное древо семьи – 6 часов

Проект «Моя семья» - 2 часа

Проект «Матери-героини кожууна»  - 4 часа

Конкурс рисунков «Моя семья» - 2 часа

5.

Улицы нашего села- 10 часов

Улицы села – места, где построены наши дома.

Экскурсия по центральной улице села – 2 час

Исследовательская работа «Почему улицы так названы?» - 4 часа Презентация работы

Конкурс рисунков 2 часа

Презентация «Какими хочу увидеть  улицы села в будущем» - 2 часа

6.

Наши праздники – 8 часов

Шагаа – новый год по лунному календарю 2 часа

Исследовательная работа «Белый праздник Шагаа» - 4 часа

Фотоколлаж о праздновании Шагаа в селе Эрзин – 2 часа

7.

История создания села Эрзин – 14 часов

Исследовательская работа «История создания села Эрзин» 12 часов

Презентация «Мое село» - 2 часа

8.

Подведение итогов работы за год- 8 часов

Изготовление фотоколлажа «Наше село» - 4 часа

Выставка работ – 4 часа

  1. Содержание программы 2 года обучения:

№ п\п

Раздел программы

Тема занятия

теория

практика

1.

 «История моей страны начинается с меня» -2 часа

Вводное занятие   - 1 час

Конкурс рисунков «Россия – родина моя» 1 час

Все работы хороши – выбирай на вкус – 22 часов

Что такое профессия – 2 часа

Все работы хороши – выбирай на вкус – 14 часов

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» - 2 часа

Исследовательская работа «Откуда пришел хлеб на стол» – 4 часа

4.

Герои Великой Отечественной войны - жители кожууна- 14 часов

Беседа «Непобедимая и легендарная» - 2 часа

«В тылу, как на фронте» - 2 часа

Устный  журнал   «Герои Великой Отечественной Войны – жители кожууна» - 2 часа

«Красный обоз» - 2 часа

«Легендарная десятка» – 2 часа

«Солдатом быть – Родине служить» - 2 часа

Конкурс рисунков 2 часа

5.

Памятники района и республики -18 часов

Кому и за что ставят памятники - 2 час

Экскурсия в м. Тарлашкын -2 часа

Проект «Тарлашкын» 6 часов

Самые известные памятники Тувы–4часа

Экскурсия в Кожээлиг булун – 2 часа

Стенгазета «По историческим местам республики» - 2 часа

7.

Виртуальная экскурсия – 2 часа

Какие бывают музеи? – 1 час

Заочная экскурсия в Эрмитаж – 1 час

Подведение итогов работы за год-3 часа

Выпуск альманаха «Мы – жители Тувы» - 2 часа

  1. Содержание программы 3 года обучения

№ п\п

Раздел программы

Тема занятия

Теория

практика

1.

 «Природа моего края» -2часа

Вводное занятие 1 ч

«Родные просторы – родные края» - 4 часа

2.

Юрта- жилище тувинцев

 8 часов

Юрта-2 ч

Экскурсия в юрту- 2ч

Проектная работа «Юрта- жилище тувинцев – 4 часа

3.

Тувинская национальная одежда – 24часов

«Тувинская национальная одежда» - 2 ч

Национальная одежда тувинцев – 4 часа

Знакомство с пиаловым узором- 2 ч

«Дошка – узел счастья»- 4 часа

Украшения и тувинские орнаменты - 2 ч

Проект «Изготовление тувинской национальной одежды из бумаги» - 6 ч

Создание коллекции национальных кукол «Хоровод дружбы» - 4 часа

4.

Тувинские народные игры – 16 ч

«Тувинские народные игры» - 2 ч

Тевек – 2 часа

Даалы – 2 часа

Кажык- 2 часа

Панчык – 2 часа

Проектная работа – «Даалы»- 6 ч

Народные таланты нашего кожууна 18

С.Чыргал, А.Комбу, Б.Дупчур – 6 ч

Известные художники: Р.Уржук, Седипков, Баранмаа- 2 ч

Составление альбома «Живая книга ремесел»- 10 часов

8.

Заповедные места – 6 часов

Какие заповедники есть в Туве -2часа

Участие в конкурсе

 «Марш парков», проводимый заповедником «Убсунурская котловина» 2 часа

Экскурсия в музей заповедника «Убсунурская котловина»- 2 часа

Спортивные сооружения республики 8 часов

Какие виды спорта развиты в нашей республике – 2 час

«Известные спортсмены республики»- 2 часа

Стадион «Салгал» с.Эрзин – 2 часа

Спортивный комплекс «Субедей» - 1 час

«Веселые старты» - 1 час

Железная дорога «Кызыл-Курагино» 2 часа

«Железная дорога Кызыл-Курагино» 1 час

Конкурс рисунков «Мое путешествие на поезде» 1 час

Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» - 6 ч

Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» - 6 ч

Виртуальная экскурсия «Океанариум»

Виртуальная экскурсия – 2 ч

9.

Творческий отчет-2 ч

Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»-2 час

Методическое обеспечение

Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определяет выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также  проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.

На занятиях используются активные и интерактивные формы обучения, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности обучающихся используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.

На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Для реализации программы понадобятся образовательные средства: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания по разделам, мультимедиа.

Итоги реализации образовательной программы «Знатоки родного края» подводятся по каждому разделу содержания курса. В программе предусмотрено использование таких форм оценивания и учета достижений учащихся, как тестирование, выполнение практических и творческих заданий.

Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня: интеллектуальные марафоны, учебно-исследовательские конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...