Образовательная программа "Знатоки родного края"
рабочая программа на тему
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Знатоки родного края" | 56.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
подростковый клуб «Ужук» с.Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
протокол № ______ приказом №__ от « »________
«___»__________20____г.
Образовательная программа
«Знатоки родного края»
Направление – духовно-нравственное
Вид программы – авторская
Срок реализации программы – 3 года
Возрастной диапазон – 7-15 лет
Программу разработала
педагог дополнительного образования
Баанай Салбакай Михайловна
Эрзин - 2015
Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, района, республики.
Использование краеведения помогает детям стать настоящим гражданином как своей страны. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания — нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Есть выражение «Моя малая родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она — одна — единственная, как мама.
«...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»,- сказал Н. Сладков. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли и края. Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живешь, все родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Тувы - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше — вот главная задача программы «Знатоки родного края». Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с культурой, самобытность, творческая направленность.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории родной земли интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, музеи.
Образовательная программа «Знатоки родного края» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Образовательная программа «Знатоки родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни кожууна, актуальность, воспитательная ценность.
Актуальность. В настоящее время строят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился. Изучение истории своего края является неотъемлемой частью патриотического и гражданского воспитания в условиях сельской местности. Образовательная программа предоставляет обучающимся возможности попробовать себя в организаторских, исследовательских, информационных сферах деятельности.
Данный курс решает следующие проблемы:
- знакомство с естественно – историческим направлением;
- культуроведческое направление;
Педагогические принципы на которые опирается программа:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
- интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;
- развивающий характер обучения;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- обеспечение психологического комфорта;
- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- формирование у ребенка адекватной самооценки;
- создание ситуаций успеха;
- личностно-ориентированный подход в обучении.
Цели программы:
- развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности, воспитание патриотов своего края.
- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своего села, кожууна и республики, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
- реализовать познавательные и другие интересы и потребности ребенка через изучение истории своего села, кожууна и республики;
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Возраст детей от 7 до 15 лет.
Продолжительность освоения образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
72 часа – первый год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;
108 часа – второй год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;
108 часов- 3 год обучения, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на 10 мин.
Продолжительность занятия 40 минут, 10 минут перемена. Занятия групповые.
Формы занятий
Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми и др. Программой предусмотрены экскурсии, участие в конкурсах, проведение и организация массовых мероприятий. На практических занятиях обучающиеся учатся работать с документами, литературой, проводить фото и видеосьемку, создавать виртуальные экскурсии и т.д. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, музеи.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
Режим занятий
Первый год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;
Второй год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин;
Третий год обучения, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на 10 мин.
Продолжительность занятия 45 минут, 10 минут перемена.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы "Знатоки родного края"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях обучающихся.
Содержание программы "Знатоки родного края", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, кожууна, республики, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
В программе "Знатоки родного края" описаны требования к обучающимся по годам обучения.
Первый уровень результатов освоения программы "Знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне объединения, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в ходе исследовательских работ.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребенка социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся, презентации проектов.
Программа "Знатоки родного края" способствует формированию у детей следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ п\п | Темы: | Всего часов | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение в предмет. С чего начинается Родина | 2 | 1 | 1 |
2 | Республика Тыва | 6 | 2 | 4 |
2 | Подростковый клуб «Ужук» | 6 | 1 | 5 |
3 | Моя семья | 18 | 2 | 16 |
5 | Улицы нашего села | 10 | 10 | |
6 | Наши праздники | 8 | 8 | |
7 | История создания села Эрзин | 14 | 14 | |
8 | Подведение итогов работы за год | 8 | 8 | |
9 | ИТОГО: | 72 | 6 | 66 |
2 год обучения
№ п\п | Темы: | Всего часов | Количество часов | |
теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие "История моей страны начинается с меня" | 2 | 1 | 1 |
2. | Все работы хороши – выбирай на вкус | 22 | 2 | 20 |
3. | Исторические места республики и кожууна | 22 | 2 | 20 |
4. | Герои Великой Отечественной войны, жители кожууна | 22 | 2 | 20 |
5. | Памятники района и республики | 18 | 2 | 16 |
6. | Заочная экскурсия в Эрмитаж | 2 | 2 | |
7. | Подведение итогов работы за год | 3 | 3 | |
8. | ИТОГО: | 108 | 9 | 99 |
3 год обучения
№ п\п | темы | Кол-во часов | Теория | практика |
1. | Природа моего края | 6 | 2 | 4 |
2. | Юрта- жилище тувинцев | 8 | 2 | 6 |
3. | Тувинская национальная одежда | 24 | 2 | 22 |
4. | Тувинские народные игры | 16 | 2 | 14 |
5. | Народные таланты нашего кожууна | 18 | 18 | |
6. | Заповедные места | 6 | 6 | |
7. | Спортивные сооружения республики | 8 | 2 | 6 |
8. | Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» | 6 | 6 | |
9. | Виртуальная экскурсия | 2 | 2 | |
10 | ИТОГО: | 108 | 8 | 26 |
Формы подведения итогов
1 год обучения | |
№ | Формы подведения итогов |
1 | Устный журнал "Клуб «Ужук»" |
2 | Проект "Улицы нашего села " |
3 | «Родословное древо моей семьи» |
4 | Исследовательная работа «Белый праздник Шагаа» |
5 | Проект «Матери-героини Эрзинского кожууна» |
6 | Фотовыставка «Празднование Шагаа в селе Эрзин» |
2 год обучения | |
№ | Формы подведения итогов |
1 | Устный журнал «Герои Великой Отечественной Войны – жители кожууна» |
2 | Проект «Тарлашкын» |
3 | Стенгазета «По историческим местам республики» |
4 | Выпуск альманаха «Мы – жители Тувы» - 2 часа |
5 | |
3 год обучения | |
№ | Формы подведения итогов |
1 | Проект «Юрта – жилище тувинцев» |
2 | Проект «Изготовление тувинской национальной одежды для кукол из бумаги» |
3 | Проект «Хоровод дружбы» |
4 | Проектная работа «Даалы» |
5 | Альбом «Живая книга ремесел» |
6 | Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» |
Содержание программы 1 года обучения:
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | ||
Теория | практика | |||
1. | Введение в предмет 2 часа | С чего начинается Родина 1 час | Конкурс рисунков На тему «Моя малая Родина» 1 час | |
2. | Республика Тыва – 6 часов | Республика Тувы- 2 часа | Город Кызыл- столица республики – 2 часа | |
Викторина «От Белоцарска до Кызыла» - 2 часа | ||||
3. | Наш подростковый клуб «Ужук» - 6 часов | История возникновения клуба – 1 час | Устный журнал «Подростковый клуб» «Ужук» - 4 часа | |
Конкурс рисунков «Наш клуб 2050 году» - 1 час | ||||
4. | Моя семья – 18 часов | Моя семья - 2часа | Как живет моя семья – 2 часа | |
Родословное древо семьи – 6 часов | ||||
Проект «Моя семья» - 2 часа | ||||
Проект «Матери-героини кожууна» - 4 часа | ||||
Конкурс рисунков «Моя семья» - 2 часа | ||||
5. | Улицы нашего села- 10 часов | Улицы села – места, где построены наши дома. Экскурсия по центральной улице села – 2 час | ||
Исследовательская работа «Почему улицы так названы?» - 4 часа Презентация работы | ||||
Конкурс рисунков 2 часа Презентация «Какими хочу увидеть улицы села в будущем» - 2 часа | ||||
6. | Наши праздники – 8 часов | Шагаа – новый год по лунному календарю 2 часа | Исследовательная работа «Белый праздник Шагаа» - 4 часа | |
Фотоколлаж о праздновании Шагаа в селе Эрзин – 2 часа | ||||
7. | История создания села Эрзин – 14 часов | Исследовательская работа «История создания села Эрзин» 12 часов | ||
Презентация «Мое село» - 2 часа | ||||
8. | Подведение итогов работы за год- 8 часов | Изготовление фотоколлажа «Наше село» - 4 часа Выставка работ – 4 часа |
- Содержание программы 2 года обучения:
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
теория | практика | ||
1. | «История моей страны начинается с меня» -2 часа | Вводное занятие - 1 час | Конкурс рисунков «Россия – родина моя» 1 час |
Все работы хороши – выбирай на вкус – 22 часов | Что такое профессия – 2 часа | Все работы хороши – выбирай на вкус – 14 часов Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» - 2 часа | |
Исследовательская работа «Откуда пришел хлеб на стол» – 4 часа | |||
4. | Герои Великой Отечественной войны - жители кожууна- 14 часов | Беседа «Непобедимая и легендарная» - 2 часа | «В тылу, как на фронте» - 2 часа |
Устный журнал «Герои Великой Отечественной Войны – жители кожууна» - 2 часа | |||
«Красный обоз» - 2 часа | |||
«Легендарная десятка» – 2 часа | |||
«Солдатом быть – Родине служить» - 2 часа | |||
Конкурс рисунков 2 часа | |||
5. | Памятники района и республики -18 часов | Кому и за что ставят памятники - 2 час | Экскурсия в м. Тарлашкын -2 часа |
Проект «Тарлашкын» 6 часов | |||
Самые известные памятники Тувы–4часа | |||
Экскурсия в Кожээлиг булун – 2 часа | |||
Стенгазета «По историческим местам республики» - 2 часа | |||
7. | Виртуальная экскурсия – 2 часа | Какие бывают музеи? – 1 час | Заочная экскурсия в Эрмитаж – 1 час |
Подведение итогов работы за год-3 часа | Выпуск альманаха «Мы – жители Тувы» - 2 часа |
- Содержание программы 3 года обучения
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
Теория | практика | ||
1. | «Природа моего края» -2часа | Вводное занятие 1 ч | |
«Родные просторы – родные края» - 4 часа | |||
2. | Юрта- жилище тувинцев 8 часов | Юрта-2 ч | Экскурсия в юрту- 2ч |
Проектная работа «Юрта- жилище тувинцев – 4 часа | |||
3. | Тувинская национальная одежда – 24часов | «Тувинская национальная одежда» - 2 ч | Национальная одежда тувинцев – 4 часа |
Знакомство с пиаловым узором- 2 ч | |||
«Дошка – узел счастья»- 4 часа | |||
Украшения и тувинские орнаменты - 2 ч | |||
Проект «Изготовление тувинской национальной одежды из бумаги» - 6 ч | |||
Создание коллекции национальных кукол «Хоровод дружбы» - 4 часа | |||
4. | Тувинские народные игры – 16 ч | «Тувинские народные игры» - 2 ч | Тевек – 2 часа Даалы – 2 часа Кажык- 2 часа Панчык – 2 часа |
Проектная работа – «Даалы»- 6 ч | |||
Народные таланты нашего кожууна 18 | С.Чыргал, А.Комбу, Б.Дупчур – 6 ч | ||
Известные художники: Р.Уржук, Седипков, Баранмаа- 2 ч | |||
Составление альбома «Живая книга ремесел»- 10 часов | |||
8. | Заповедные места – 6 часов | Какие заповедники есть в Туве -2часа | Участие в конкурсе «Марш парков», проводимый заповедником «Убсунурская котловина» 2 часа |
Экскурсия в музей заповедника «Убсунурская котловина»- 2 часа | |||
Спортивные сооружения республики 8 часов | Какие виды спорта развиты в нашей республике – 2 час | «Известные спортсмены республики»- 2 часа | |
Стадион «Салгал» с.Эрзин – 2 часа | |||
Спортивный комплекс «Субедей» - 1 час | |||
«Веселые старты» - 1 час | |||
Железная дорога «Кызыл-Курагино» 2 часа | «Железная дорога Кызыл-Курагино» 1 час | Конкурс рисунков «Мое путешествие на поезде» 1 час | |
Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» - 6 ч | Исследовательская работа «Деревья в аллее администрации кожууна» - 6 ч | ||
Виртуальная экскурсия «Океанариум» | Виртуальная экскурсия – 2 ч | ||
9. | Творческий отчет-2 ч | Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»-2 час |
Методическое обеспечение
Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определяет выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.
На занятиях используются активные и интерактивные формы обучения, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности обучающихся используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.
На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.
Для реализации программы понадобятся образовательные средства: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания по разделам, мультимедиа.
Итоги реализации образовательной программы «Знатоки родного края» подводятся по каждому разделу содержания курса. В программе предусмотрено использование таких форм оценивания и учета достижений учащихся, как тестирование, выполнение практических и творческих заданий.
Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня: интеллектуальные марафоны, учебно-исследовательские конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...