Рабочая программа по биологии. 5 класс Трайтак
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии. 5 класс. Трайтак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018_god_5_klass.docx | 388.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения; Примерной программы основного общего образования по биологии Министерства образования и науки Российской Федерации 2004г., программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год.
Цели и задачи учебного предмета «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Цели:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Обучающие цели:
- Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
- Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
- Развитие знаний об основных методах биологической науки;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
- Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
- Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
- Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
- Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Задачи:
-начать формирование представлений о методах научногопознанияприроды, элементарных умений, связанных с выполнением учебногоисследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучнымзнаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Естествознание», географии. Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Естествознание», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. Данный курс получит свое продолжение в 6-м классе, когда учащиеся познакомятся с основными группами растений, изменениями в жизни растений, жизненными формами растений, растительными сообществами, закономерностями их развития, с вопросами охраны растительного мира.
Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Биология» в 5 классе
- Трайтак Н. Д., Трайтак Д.И. «Биология 5-6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы Часть 1 – М: Мнемозина, 2012.
- Трайтак Д.И, Трайтак Н.Д. «Биология. Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
- Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
- Трайтак Д.И. «Биология 5-6 кл. Рабочая тетрадь» - М: Мнемозина, 2012.
- Трайтак Д.И. «Проблемы методики обучения биологии». Методические рекомендации. – М: Мнемозина, 2009.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» в 5 классе
В результате изучения предмета ученик должен знать / понимать:
- Особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- Особенности процессов питания и дыхания растений;
- Процессы роста и развития растений;
- Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);
- Связь растений со средой обитания;
- Значение растений в природе и жизни человека;
- Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- Правила охраны видов растений и нормы поведения человека в природе.
Уметь:
- Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
- Приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии;
- Наблюдать сезонные явления в жизни растений;
- Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
- Ухаживать за комнатными растениями;
- Распознавать съедобные и ядовитые, лекарственные растения в природе;
- Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями.
В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
- Личностные результаты
Учащиеся 5 класса должны:
- знать основные принципы отношения к живой природе;
- должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
- Метапредметные результаты
Учащиеся 5 класса должны
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;
- уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны:
- называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
- различать жизненные формы растений;
- знать строение и процесс деления клетки;
- различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
- знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
- объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
- различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
- знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
- знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке;
- освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере:
- научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты;
- освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Содержание учебного материала.
Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели (34 часа в год при одночасовой недельной нагрузке)
Номера уроков | Кол-во часов по рабочей программе | Тема |
1 | 1 | Введение |
2-5 | 4 | Разнообразие растительного мира |
6-9 | 4 | Клеточное строение растений |
10-11 | 2 | Семя – орган голосеменных и цветковых растений |
12-15 | 4 | Корень. Связь растения с почвой |
16-19 | 4 | Побег. Строение побега |
20-26 | 7 | Лист. Связь растения с внешней средой. |
27-33 | 7 | Размножение и развитие растений |
3, 6, 7, 10, 12, 13, 16,18, 19, 21, 27, 28, 31 | 13 | Лабораторные работы |
5,29 | Экскурсия | |
33 | Контрольные работы | |
Всего | 34 часа |
Литература
Литература для учителя:
1. Трайтак Н. Д., Трайтак Д.И. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы Часть 1 – М: Мнемозина, 2012.
2. Трайтак Д.И, Трайтак Н.Д. «Биология . Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
3. Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
4. Трайтак Д.И. «Биология . Рабочая тетрадь» - М: Мнемозина, 2012.
5. Трайтак Д.И. «Проблемы методики обучения биологии». Методические рекомендации. – М: Мнемозина, 2009.
6. Трайтак Д.И. «Растения». Книга для чтения по биологии (для учащихся 6-7 классов). – М: Мнемозина, 2010.
7. Державина Т.Б. «Экскурсии в природу». Книга для учителя. – М: Мнемозина, 2009.
8. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)
Литература для учащихся:
1. Трайтак Д.И. «Растения». Книга для чтения по биологии (для учащихся 6-7 классов). – М: Мнемозина, 2010.
2. Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012
3. Трайтак Д.И, Трайтак Н.Д. «Биология 6. Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Увеличительные приборы
2. Растительная клетка и ее строение
3. Развитие проростка со стержневой корневой системой
4. Развитие проростка с мочковатой корневой системой
5. Корневые системы и условия обитания
6. Внешнее и внутреннее строение корня
7. Видоизменения корней. Корнеплоды
8. Внешнее строение листа
9. Листья простые и сложные
10. Листорасположение
11. Микроскопическое строение листа
12. Покровная ткань листа
13. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза
14. Листопад
15. Почки, их строение
16. Развитие побега из почки
17. Разнообразие побегов
18. Внутреннее строение стебля липы
19. Строение древесины и луба липы
20. Видоизмененные побеги
21. Жизненные формы растений
«Размножение цветковых растений»:
1. Строение цветка
2. Оплодотворение у цветковых растений
3. Распространение сухих плодов и семян
4. Семена двудольных растений
5. Семена однодольных растений
6. Прорастание семян
7. Вегетативное размножение лесных трав
8. Вегетативное размножение растений методом культуры тканей
9-10. Вегетативное размножение комнатных растений
11. Простые соцветия
12. Сложные соцветия
13. Соцветие, цветки и плод подсолнечника
14. Соцветие, цветок и плод пшеницы
15. Разнообразие цветков
16. Опыление
17-18. Сухие плоды
19-20-21. Сочные плоды
- Школьные световые микроскопы.
- Набор микропрепаратов по курсу «Ботаника»
- Наборы гербариев по курсу «Ботаника»
- Комнатные растения кабинета биологии
- Модели цветков капусты, вишни, картофеля, гороха
- Прибор для демонстрации всасывания воды
- Коллекции:
- Коллекция плодов и семян
- Коллекция семян культурных растений
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класса
№ Уро ка | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения учебного материала | Дата проведения | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение – 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ.на уроках биологии. Растения как составная часть живой природы. | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно-методического комплекта. Работа с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами и инструментами в биологическом кабинете. Заполнение таблицы (построение схемы – по выбору учителя) «Типы питания организмов». | Оценка устных ответов | Знать основные систематические категории; роль растений в природе и жизни человека; правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разнообразие растительного мира – 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Растительный покров Земли и влияние на него человека | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с изобразительной наглядностью (П). Да-вать определение поня-тиям (П). Организация своей деятельности для выполнения заданий учителя (Р). Отвечать и задавать вопросы (К). Понимание социальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук (Л). | Оценка устных ответов, «аукцион терминов» | Знать условия произрастания растений, типы растительных сообществ и их зональное расположение; отличие культурных и дикорастущих растений. Уметь давать определения ключевым понятиям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Среды обитания растений Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 1 : «Состав почвы» | Комбинированный урок. Лаб. Раб. | Работа с различными видами лабораторного оборудования, изобра-зительной наглядностью (П). Структруирование учебного материала и давать определение по-нятиям (П). Воспирятие разных видов инфор-мации, отвечать и зада-вать вопросы (К). Взаи-модействовать с одно-классниками при сов-местной работе (К). Пла-нирование этапов рабо-ты, определять ее цель (Р). Применение полу-ченных знаний в прак-тической деятельности | Оценка устных ответов, «аукцион терминов», оценка составления схемы | Знать связь растений со средой обитания; значение растений в природе. Уметь характеризовать разные типы растительности; приводить примеры растений, обитающих в разных условиях; выявлять приспособления растений к обитанию в разных условиях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений | Урок «открытия» нового знания | Работа с понятийным аппаратом, развитие на-выков устной и пись-менной речи (П). Приме-нять полученные знания на практике (Л). Работа с инструктивными кар-точками, выполнение за-дания по алгоритму (Р). Работа в малых группах. Восприятие устной формы информации (К). | Фронтальная беседа | Знать основные жизненные формы растений. Уметь давать определения ключевым понятиям; приводить примеры растений с разной продолжительностью жизни. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Инструктаж по ТБ. Экскурсия Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений | Урок постановки учебной задачи. Экскурсия | Практическое исполь-зование полученных зна-ний (Л). Работа с поня-тийным аппаратом, ра-звитие навыков устной речи. (П). Работа с ин-структивными карточ-ками, выполнение зада-ния по алгоритму. Соб-людение правила пове-дения на экскурсии (Р). Работа в малых группах. Восприятие устной формы информации (К). | Оценка работы на экскурсии | Знать особенности ведения фенологических наблюдений за расте-ниями; правила заполне-ния календарей природы; способы сбора растений для гербарных материа-лов и особенности оформ-ления гербария, карточки - характеристики растений; правила и нормы поведе-ния человека в природе. Уметь наблюдать сезон-ные явления в жизни раст. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клеточное строение растений – 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 2. «Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними» | Л.Р. «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами» | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка деят. во время лаб. работы | Знать строение лабораторной лупы и микроскопа; правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки Инструктаж по ТБ Л.Р. № 3 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы | Урок решения учебной задачи Л.Р | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную и письменную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П). | Промежуточный контроль по итогам четверти | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительного организма; правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности. Уметь называть клеточные структуры и их функции; готовить временные препараты и проводить наблюдения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Жизнедеятельность растительной клетки | Урок «открытия» нового знания | Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке. С уважением относится к одноклассникам и учите-лю (Л). Умение органи-зовать выполнение зада-ний учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществ-лять эффективное взаи-модействие с одноклас-сниками при совместном высполнении работы (К). | ответы на вопросы, оценка качества выполнения модели раст.клетки | Знать особенности митотического деления клеток, роста растений, основные положения клеточной теории. Уметь характеризовать рост и деление клеток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Ткани растений | Урок «открытия» нового знания | Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характе-ристики объектов. Уме-ние работать с понятий-ным аппаратом (П). Пот-ребность в объективной оценке своей деятель-ности, оценки резуль-татов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы (К). | Тест, оценка прав.заполнения таблицы | Знать понятие «ткани», их разновидности. Уметь называть разные ткани и описывать их функции в растительном организме; приводить примеры разных видов тканей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семя -орган голосеменных и цветковых растений – 2 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Строение, состав и многообразие семян Инструктаж по ТБ Л.Р. № 4 «Строение семени и обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах» | Урок решения учебной задачи» Лаб. Раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную и письменную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка составленных тестов, выполнения заданий 3 и 4 | Знать строение и химический состав семян; правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Дыхание семян. Покой и прорастание семян. | Урок решения учебной задачи. Иссл.: «Стратификация семян» (инд.или во внеурочн), П.Р. (домашняя) | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка отчетов, ответов на вопросы учителя | Знать определения ключевых понятий; основные процессы жизнедеятельности семян. Уметь называть процессы жизнедеятельности семян; определять условия прорастания семян; обосновывать правила посева семян, сельскохозяйственные приемы, ускоряющие прорастание семян; ставить простейшие опыты и проводить наблюдения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корень связь растения с почвой – 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Корень: внешнее строение и функции Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 5 «Типы корневых систем» | Урок «открытия» нового знания Лаб.раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П). | работа с терминами по учебнику. Ответы на вопросы по филь-мам. Проверка правильности заполнения таблицы | Знать функции корня, видах и типах корней корневых систем. Иметь представление о росте и регенерации корней. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Клеточное строение и рост корня Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 6 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков» | Урок решения учебной задачи, Лаб. Раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П) | Проверка результатов работы (в виде рисунков) | Знать зоны корня и их функции. Иметь представление об особенностях строения клеток корня, о механизмах всасывания и передвижении воды и минеральных веществ по клеткам корня. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Разви-тие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка ответов на проблемные вопросы, и за постановку проблемных вопросов | Иметь представление о минеральных веществах, необходимых растению и их классификации, многообразии удобрений и способах выращивания растений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Видоизменения корней | Урок «открытия» нового знания | Уметь работать с разными источниками информа-ции, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учи-телю. Потребность в объ-ективной оценке своей де-ятельности, оценки ре-зультатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Разви-тие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Контрольная работа по темам: «Клетки, ткани, органы растений» | Иметь представление о видоизменениях корней, о взаимодействии корней растений с другими живыми организмами, об экологических факторах, определяющих рост корней растений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Побег – 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Побег, его строение и развитие. Разнообразие побегов и почек. Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 7 «Строение почек». | Урок «открытия» нового знания Лаб.раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка выполнения тестов для самопроверки, отчетов по выполненным заданиям | Знать особенности строения, виды и разнообразие почек. Уметь давать определения ключевым понятиям; называть части побега, типы почек; объяснять, что почка – зачаточный побег. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Стебель и его рост. Ветвление побегов | Урок решения учебной задачи | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П). | «Аукцион терминов» | Иметь представление о разнообразии побегов или стеблей по направлению роста и типах ветвления. Знать типы роста побегов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Внутренне строение стебля. Передвижение веществ по стеблю Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 8 «Внутреннее строение стебля» и «Определение возраста дерева по спилу» | Урок «открытия» нового знания Лаб.раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка выполнения индивидуальных заданий | Знать внутреннее строение древесного стебля. Иметь представление о годичных кольцах, механизмах нисходящего и восходящего тока. Уметь проводить простейшие исследования; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями стебля. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Видоизменения побегов Инструктаж по Т.Б. Л.Р № 9 «Строение клубня» | Урок решения учебной задачи Лаб. Раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П). | Оценка отчетов по выполненным заданиям и их представления | Знать видоизмененные подземные побеги: корневища, клубни, луковицы. Уметь давать определения ключевым понятиям, сравнивать видоизмененные побеги. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист. Связь растения с внешней средой – 7 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Внешнее строение листа. Разнообразие листьев | Урок «открытия» нового знания | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П). | Оценка отчетов по выполненным заданиям и их представления окружающим | Знать внешнее строение и разнообразие листьев. Уметь определять виды листьев, типы листорасположения, жилкование листьев; приводить примеры растений, имеющих простые и сложные листья, разные формы листа, типы жилкования; сравнивать простые и сложные листья, типы жилкования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Внутреннее строение листа Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 10 «Изучение под микроскопом покровных тканей листа» | урок «открытия» нового знания Лаб. Раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П). | Оценка синквейнов, ответов во время фронтальной беседы | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности листа. Уметь определять типы тканей листа и их функции; проводить простейшие исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Видоизменения листьев | Урок решения учебной задачи | Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | текущее тестирование, оценка кроссвордов, головоломок | Иметь представление о видоизменении листьев, в связи с условиями обитания растений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Воздушное питание растений (фотосинтез) | Урок «открытия» нового знания | Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка работы с текстом и рисунками учебника, рисунков, сообщений | Иметь представление о процессе фотосинтеза и условиях его протекания. Знать значение фотосинтеза для живых организмов и их эволюции. Иметь представление о круговороте веществ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Дыхание растений. Транспирация | Урок «открытия» нового знания | Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Уметь выделять особенности процессов фотосинтеза и дыхания. Иметь представление о транспирации и ее значении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Листопад и его роль в жизни растений | Урок общеметодологической направленности | Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка ответов на вопросы и задания учебника и учителя, творческих заданий | Иметь представление о роли листопада в жизни растений, о процессах, протекающих в растении в период листопада | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Вегетативные органы и их значение в жизни растения | Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отно-шение к одноклас-сникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выпол-нять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка теста для самопроверки, выполнения индивидуальных заданий . | Иметь представление о многообразии и значении вегетативных органов растений и знать формы и значение вегетативного размножения растений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цветок. Образование семян и плодов – 7 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Цветение. Строение и функции Цветка Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 11 «Строение цветка». «Изучение и определение плодов». | Урок «открытия» нового знания Лаб.раб. | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты. | Оценка устных ответов, сообщений . | Иметь представление о цветении и плодоношении растений, значении этих процессов в жизни растения. Знать строение цветка, виды цветков. Уметь распознавать и описывать строение цветка, типы цветков; приводить примеры растений с разными типами цветков; проводить простейшие исследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Соцветия Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 12 «Простые и сложные соцветия» и «Изучение формы пыльцы цветков разных растений | Урок решения учебной задачи Лаб.раб | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку ( | Оценка выполнения заданий и представления окружающим | Знать понятие «соцветие», виды соцветий. Уметь характеризовать различные типы соцветий, сравнивать строение простых и сложных соцветий; объяснять биологическую роль соцветий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Опыление у цветковых Растений Инструктаж по Т.Б. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» | Урок «открытия» нового знания. Экскурсия | Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка кроссвордов, головоломок, сообщений, отчетов. | Знать признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений; основные ключевые понятия. Уметь распознавать и расписывать приспособления растений к разным способам опыления; устанавливать взаимосвязь между строением цветка и способом опыления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Оплодотворение у цветковых растений. Образование и созревание семян и плодов | Урок «открытия» нового знания | Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К). | Оценка тестов для самопроверки, доп. информации | Иметь представление о двойном оплодотворении цветковых растений, образовании семян и плодов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Плоды и их Разнообразие Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 13 «Изучение и определение плодов». | Урок решения учебной задачи Лаб.раб | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П). | Оценка кроссвордов, головоломок, сообщений, отчетов. | Знать классификацию плодов, их многообразие. Уметь характеризовать различные типы плодов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Распространение плодов и семян. Жизнь плодов вне материнского организма | Урок рефлексии | Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Контрольная работа по теме «Цветок, плод - генеративные органы растения» | Иметь представление о способах распространения плодов и семян, условиях их сохранности, условиях прорастания семян. Уметь узнавать жизненные формы растений, приводить примеры; характеризовать факторы, влияющие на рост и развитие растений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Мини-экзамен | Урок итогового контроля | Умение применять полученные знания на практике; потребность в объективной оценке своей работы (Л). Узнавать изучаемые объекты; умение устанавливать причинно-следственные связи (П). | Фронтальный опрос | Знать определения ключевых понятий; биологические особенности растений, их отличия от других живых организмов. Уметь обосновывать взаимосвязь растений со средой обитания; применять полученные знания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Повторение знаний. Генеративные и вегетативные органы, их отличия. | Уроки развивающего контроля | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку | Оценка проектов, итоговое тестирование . | Иметь представление о способах размножения и приемах пересадки комнатных растений. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии |
Контрольно-измерительные материалы
«Итоговая контрольная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов по УМК Д.И. Трайтака
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочих программ со...
Рабочая программа 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 6 класс, Трайтак
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений по био...
Рабочая программа по биологии 5 класс.Д,И,ТРАЙТАК,Н,Д,Трайтак
Рабочая программа по биологии 5 класс...