Рабочая программа по биологии. 5 класс Трайтак
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

Рабочая программа по биологии. 5 класс. Трайтак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2018_god_5_klass.docx388.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Scan.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования нового поколения;  Примерной программы основного общего образования по биологии Министерства образования и науки Российской Федерации 2004г., программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год.

Цели и задачи учебного предмета «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Цели:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Изучение  биологии  в  5 классе  направлено  на  достижение  учащимися  следующих  целей:

Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

 Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Задачи:

-начать формирование представлений о методах научногопознанияприроды, элементарных умений, связанных с выполнением учебногоисследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучнымзнаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Естествознание», географии. Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Естествознание», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. Данный курс получит свое продолжение в 6-м классе, когда учащиеся познакомятся с основными группами растений, изменениями в жизни растений, жизненными формами растений, растительными сообществами, закономерностями их развития, с вопросами охраны растительного мира.

Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Биология» в 5 классе

  1. Трайтак Н. Д., Трайтак Д.И. «Биология 5-6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы Часть 1 – М: Мнемозина, 2012.
  2. Трайтак Д.И, Трайтак  Н.Д. «Биология. Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.
  3. Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся.  – М: Мнемозина, 2012.
  4. Трайтак Д.И. «Биология 5-6 кл. Рабочая тетрадь» - М: Мнемозина, 2012.
  5. Трайтак Д.И. «Проблемы методики обучения биологии». Методические рекомендации. – М: Мнемозина, 2009.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» в 5 классе

    В результате изучения предмета ученик должен знать / понимать:

  • Особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как    единицы растительных организмов;
  • Особенности процессов питания и дыхания растений;
  • Процессы роста и развития растений;
  • Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);
  • Связь растений со средой обитания;
  • Значение растений в природе и жизни человека;
  • Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • Правила охраны видов растений и нормы поведения человека в природе.

       Уметь:

  • Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
  • Приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии;
  • Наблюдать сезонные явления в жизни растений;
  • Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
  • Ухаживать за комнатными растениями;
  • Распознавать съедобные и ядовитые, лекарственные растения в природе;
  • Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями.

      В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности  на личностном, метапредметном и предметном уровне.

  1. Личностные результаты

Учащиеся 5 класса должны:

  • знать основные принципы отношения к живой природе;
  • должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.

  1. Метапредметные результаты

Учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;
  • уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  1. Предметные результаты

В познавательной сфере  учащиеся 5 класса должны:

  • называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
  • различать жизненные формы растений;
  • знать строение и процесс деления клетки;
  • различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
  • знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
  • объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
  • различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
  • знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
  • знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

  • освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке;
  • освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере:

  •  научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты;
  • освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

     Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;
  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

      Для проведения  оценивания на каждом этапе обучения  разработаны соответствующие    критерии. Эти критерии  открыты для учащихся и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Содержание учебного материала.

Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели (34 часа в год при одночасовой недельной нагрузке)

Номера уроков

Кол-во часов

по рабочей

программе

Тема

1

1

Введение

2-5

4

Разнообразие растительного мира

6-9

4

Клеточное строение растений

10-11

2

Семя – орган голосеменных и цветковых растений

12-15

4

Корень. Связь растения с почвой

16-19

4

Побег. Строение побега

20-26

7

Лист. Связь растения с внешней средой.

27-33

7

Размножение и развитие растений

3, 6, 7, 10, 12, 13, 16,18, 19, 21, 27, 28, 31

13

Лабораторные работы

5,29

Экскурсия

33

Контрольные работы

Всего

34 часа

Литература

Литература для учителя:

      1. Трайтак Н. Д., Трайтак Д.И. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы Часть 1 – М: Мнемозина, 2012.

2. Трайтак Д.И, Трайтак  Н.Д. «Биология . Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.

3. Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся.  – М: Мнемозина, 2012.

4. Трайтак Д.И. «Биология . Рабочая тетрадь» - М: Мнемозина, 2012.

5. Трайтак Д.И. «Проблемы методики обучения биологии». Методические рекомендации. – М: Мнемозина, 2009.

6. Трайтак Д.И. «Растения». Книга для чтения по биологии (для учащихся 6-7 классов). – М: Мнемозина, 2010.

7. Державина Т.Б. «Экскурсии в природу». Книга для учителя. – М: Мнемозина, 2009.

                8. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)

 Литература для учащихся:

1. Трайтак Д.И. «Растения». Книга для чтения по биологии (для учащихся 6-7 классов). – М: Мнемозина, 2010.

2. Трайтак Д.И. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Пособие для учащихся.  – М: Мнемозина, 2012

3. Трайтак Д.И, Трайтак  Н.Д. «Биология 6. Сборник задач и упражнений». Пособие для учащихся. – М: Мнемозина, 2012.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Увеличительные приборы

2. Растительная клетка и ее строение

3. Развитие проростка со стержневой корневой системой

4. Развитие проростка с мочковатой корневой системой

5. Корневые системы и условия обитания

6. Внешнее и внутреннее строение корня

7. Видоизменения корней. Корнеплоды

8. Внешнее строение листа

9. Листья простые и сложные

10. Листорасположение

11. Микроскопическое строение листа

12. Покровная ткань листа

13. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза

14. Листопад

15. Почки, их строение

16. Развитие побега из почки

17. Разнообразие побегов

18. Внутреннее строение стебля липы

19. Строение древесины и луба липы

20. Видоизмененные побеги

21. Жизненные формы растений

 «Размножение цветковых растений»:

1. Строение цветка

2. Оплодотворение у цветковых растений

3. Распространение сухих плодов и семян

4. Семена двудольных растений

5. Семена однодольных растений

6. Прорастание семян

7. Вегетативное размножение лесных трав

8. Вегетативное размножение растений методом культуры тканей

9-10. Вегетативное размножение комнатных растений

11. Простые соцветия

12. Сложные соцветия

13. Соцветие, цветки и плод подсолнечника

14. Соцветие, цветок и плод пшеницы

15. Разнообразие цветков

16. Опыление

17-18. Сухие плоды

19-20-21. Сочные плоды

  1. Школьные световые микроскопы.
  2. Набор микропрепаратов по курсу «Ботаника»
  3. Наборы гербариев по курсу «Ботаника»
  4. Комнатные растения кабинета биологии
  5. Модели цветков капусты, вишни, картофеля, гороха
  6. Прибор для демонстрации всасывания воды
  7. Коллекции:

- Коллекция плодов и семян

- Коллекция семян культурных растений

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класса

Уро

ка

Тема  урока

Тип урока

Основные виды учебно-познавательной  деятельности обучающихся

Виды контроля

Планируемые  результаты освоения учебного материала

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение – 1 час

1

Вводный инструктаж по ТБ.на уроках биологии.

Растения как составная

часть живой природы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно-методического комплекта. Работа с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами и инструментами в биологическом кабинете. Заполнение таблицы (построение схемы – по выбору учителя) «Типы питания организмов».

Оценка устных ответов

Знать основные систематические категории; роль растений в природе и жизни человека; правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Разнообразие растительного мира – 4 часа

2

Растительный

покров Земли

и влияние на него человека

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа с изобразительной наглядностью (П). Да-вать определение поня-тиям (П). Организация своей деятельности для выполнения заданий учителя (Р). Отвечать и задавать вопросы (К). Понимание социальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия

человека; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук (Л).

Оценка устных ответов, «аукцион терминов»

Знать условия произрастания растений, типы растительных сообществ и их зональное расположение; отличие культурных и дикорастущих растений.

Уметь давать определения ключевым понятиям.

3

Среды

обитания

растений Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 1 : «Состав почвы»

Комбинированный урок.

Лаб. Раб.

Работа  с различными видами лабораторного оборудования, изобра-зительной наглядностью (П). Структруирование учебного материала и давать определение по-нятиям (П). Воспирятие разных видов инфор-мации, отвечать и зада-вать вопросы (К). Взаи-модействовать с одно-классниками при сов-местной работе (К). Пла-нирование этапов рабо-ты, определять ее цель (Р). Применение полу-ченных знаний в прак-тической деятельности

Оценка устных ответов, «аукцион терминов», оценка составления схемы

Знать связь растений со средой обитания; значение растений в природе.

Уметь характеризовать разные типы растительности; приводить примеры растений, обитающих в разных условиях; выявлять приспособления растений к обитанию в разных условиях.

4

Жизненные формы и

продолжительность жизни

растений

Урок «открытия»  нового знания

Работа с понятийным аппаратом, развитие на-выков устной и пись-менной речи (П). Приме-нять полученные знания на практике (Л). Работа  с инструктивными кар-точками, выполнение за-дания по алгоритму (Р). Работа  в малых группах. Восприятие  устной формы информации (К).

Фронтальная беседа

Знать основные жизненные формы растений.

Уметь давать определения ключевым понятиям; приводить примеры растений с разной продолжительностью жизни.

5

Инструктаж по ТБ.

Экскурсия Разнообразие

растений,

произрастающих в окрестностях школы.

Осенние

явления в

жизни

растений

Урок постановки учебной задачи.

Экскурсия

Практическое исполь-зование полученных зна-ний (Л). Работа с поня-тийным аппаратом, ра-звитие навыков устной речи. (П). Работа с ин-структивными карточ-ками, выполнение зада-ния по алгоритму. Соб-людение правила  пове-дения на экскурсии (Р). Работа в малых группах.  Восприятие  устной формы информации (К).

Оценка работы на экскурсии

Знать  особенности ведения фенологических

наблюдений за расте-ниями; правила заполне-ния календарей природы; способы сбора растений для гербарных материа-лов и особенности оформ-ления гербария, карточки - характеристики растений; правила и нормы поведе-ния человека в природе. Уметь наблюдать сезон-ные явления в жизни раст.

Клеточное строение растений – 4 часа

6

Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 2. «Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними»

Л.Р. «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами»

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка деят. во время лаб. работы

Знать строение лабораторной лупы и микроскопа; правила работы с увеличительными приборами и правила

техники безопасности.

7

Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки

Инструктаж по ТБ Л.Р.  № 3 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы

Урок решения учебной задачи

Л.Р

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную и письменную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

Промежуточный контроль по итогам четверти

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительного организма; правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.

Уметь называть клеточные структуры и их функции; готовить временные препараты и проводить наблюдения.

8

Жизнедеятельность

растительной клетки

Урок «открытия» нового знания

Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке. С уважением относится к одноклассникам и учите-лю (Л). Умение органи-зовать выполнение зада-ний учителя, развитие навыков самоанализа (Р). Умение осуществ-лять эффективное взаи-модействие с одноклас-сниками при совместном высполнении работы (К).

ответы на вопросы, оценка качества выполнения модели раст.клетки

Знать особенности митотического деления клеток, роста растений, основные положения клеточной теории.

Уметь характеризовать рост и деление клеток.

9

Ткани

растений

Урок «открытия» нового знания

Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характе-ристики объектов. Уме-ние работать с понятий-ным аппаратом (П). Пот-ребность в объективной оценке своей деятель-ности, оценки резуль-татов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы (К).

Тест, оценка прав.заполнения таблицы

Знать понятие «ткани», их разновидности.

Уметь называть разные ткани и описывать их функции в растительном организме; приводить примеры разных видов тканей.

Семя  -орган голосеменных и цветковых растений – 2 часа

10

Строение, состав и многообразие семян

Инструктаж по ТБ Л.Р. № 4 «Строение семени и   обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах»

Урок решения учебной задачи»

Лаб. Раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную и письменную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка составленных тестов, выполнения заданий 3 и 4

Знать строение и химический состав семян; правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

11

Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

Урок решения учебной задачи. Иссл.: «Стратификация семян» (инд.или во внеурочн), П.Р.  (домашняя)

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка отчетов, ответов на вопросы учителя

Знать определения ключевых понятий; основные процессы жизнедеятельности семян.

Уметь называть процессы жизнедеятельности семян; определять условия прорастания семян; обосновывать правила посева семян, сельскохозяйственные приемы, ускоряющие прорастание семян; ставить простейшие опыты и проводить наблюдения.

Корень связь растения с почвой – 4 часа

12

Корень:

внешнее

строение и

функции

Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 5 «Типы корневых систем»

Урок «открытия» нового знания

Лаб.раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

работа с терминами  по учебнику. Ответы на вопросы по филь-мам.

Проверка правильности заполнения таблицы

Знать функции корня, видах и типах корней корневых систем. Иметь

представление о росте и регенерации корней. Знать правила техники безопасности

при выполнении лабораторных работ.

13

Клеточное

строение и

рост корня

Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 6 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»

Урок решения учебной задачи,

Лаб. Раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П)

Проверка результатов работы

(в виде рисунков)

Знать зоны корня и их функции. Иметь представление об

особенностях строения клеток корня, о механизмах всасывания и передвижении воды и минеральных веществ по клеткам корня.

14

Потребность

растений в

минеральных

веществах.

Удобрение

почв

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать

с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Разви-тие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Оценка ответов на проблемные вопросы, и за постановку проблемных вопросов

Иметь представление о минеральных веществах, необходимых растению и их классификации, многообразии удобрений и способах выращивания

растений.

15

Экологические

факторы,

определяющие рост корней

растений.

Видоизменения корней

Урок «открытия» нового знания

Уметь работать с разными источниками информа-ции, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учи-телю. Потребность в объ-ективной оценке своей де-ятельности, оценки ре-зультатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Разви-тие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Контрольная работа по темам: «Клетки, ткани, органы растений»

Иметь представление о видоизменениях корней, о взаимодействии

корней растений с другими живыми организмами, об экологических факторах, определяющих рост корней растений.

Побег – 4 часа

16

Побег, его строение и

развитие.

Разнообразие

побегов и

почек.

Инструктаж по Т.Б.

Л.Р. № 7 «Строение почек».

Урок «открытия» нового знания

Лаб.раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно

взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка выполнения тестов для самопроверки,  отчетов по выполненным заданиям

Знать особенности строения, виды и разнообразие почек.

Уметь давать определения ключевым понятиям; называть части побега, типы почек; объяснять, что почка – зачаточный побег.

17

Стебель и его рост.

Ветвление

побегов

Урок решения учебной задачи

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

«Аукцион терминов»

Иметь представление о разнообразии побегов или стеблей по направлению роста и типах ветвления.

Знать типы роста побегов.

18

Внутренне строение стебля. Передвижение

веществ по стеблю

Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 8 «Внутреннее строение стебля» и  «Определение возраста дерева по спилу»

Урок «открытия» нового знания

Лаб.раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка выполнения индивидуальных заданий

Знать внутреннее строение древесного стебля. Иметь представление о годичных кольцах, механизмах нисходящего и восходящего тока.

Уметь проводить простейшие исследования; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями стебля.

19

Видоизменения побегов

Инструктаж по Т.Б.

Л.Р № 9 «Строение клубня»

Урок решения учебной задачи

Лаб. Раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Оценка отчетов по выполненным заданиям и их представления

Знать видоизмененные подземные побеги: корневища, клубни, луковицы.

Уметь давать определения ключевым понятиям, сравнивать видоизмененные побеги.

Лист. Связь растения с внешней средой – 7 часов

20

Внешнее

строение

листа.

Разнообразие

листьев

Урок «открытия» нового знания

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

Оценка отчетов по выполненным заданиям и их представления

окружающим

Знать внешнее строение и разнообразие листьев.

Уметь определять виды листьев, типы листорасположения, жилкование листьев; приводить примеры растений, имеющих простые и сложные листья, разные формы листа, типы жилкования; сравнивать простые и сложные листья, типы жилкования.

21

Внутреннее

строение

листа

Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 10 «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

урок «открытия» нового знания

Лаб. Раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

Оценка синквейнов, ответов во время фронтальной беседы

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности листа.

Уметь определять типы тканей листа и их функции; проводить простейшие исследования.

22

Видоизменения листьев

Урок решения учебной задачи

Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

текущее тестирование, оценка кроссвордов, головоломок

Иметь представление о видоизменении листьев, в связи с условиями обитания растений.

23

Воздушное

питание

растений

(фотосинтез)

Урок «открытия» нового знания

Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей

деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Оценка работы с текстом и

рисунками учебника, рисунков, сообщений

Иметь представление о процессе фотосинтеза и условиях его протекания.

Знать значение фотосинтеза для живых организмов и их эволюции.

Иметь

представление о круговороте веществ.

24

Дыхание

растений.

Транспирация

Урок «открытия» нового знания

Уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Уметь выделять особенности процессов фотосинтеза и дыхания.

Иметь

представление о транспирации и ее значении.

25

Листопад и его

роль в жизни

растений

Урок общеметодологической направленности

Уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности,

оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение

организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Оценка ответов на вопросы и задания учебника и учителя, творческих заданий

Иметь представление о роли листопада в жизни растений, о процессах, протекающих в растении в период листопада

26

Вегетативные

органы и их

значение в

жизни

растения

Уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отно-шение к одноклас-сникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности,

оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение

организовано выпол-нять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Оценка теста для самопроверки, выполнения индивидуальных заданий

.

Иметь представление о многообразии и значении вегетативных органов растений и знать формы и значение

вегетативного размножения растений

Цветок. Образование семян и плодов – 7 часов

27

Цветение.

Строение и функции

Цветка

Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 11 «Строение цветка».

«Изучение и определение плодов».

Урок «открытия» нового знания

Лаб.раб.

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты.

Оценка устных ответов, сообщений

.

Иметь представление о цветении и плодоношении растений, значении этих процессов в жизни растения. Знать строение цветка, виды цветков.

Уметь распознавать и описывать строение цветка, типы цветков; приводить примеры растений с разными типами цветков; проводить простейшие исследования

28

Соцветия

Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 12 «Простые и сложные соцветия»  и «Изучение формы пыльцы цветков разных растений

Урок решения учебной задачи

Лаб.раб

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по

определенному признаку (

Оценка выполнения заданий и

представления

окружающим

Знать понятие «соцветие», виды соцветий.

Уметь характеризовать различные типы соцветий, сравнивать строение простых и сложных соцветий; объяснять биологическую роль соцветий.

29

Опыление у цветковых

Растений

Инструктаж по Т.Б.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Урок «открытия» нового знания.

Экскурсия

Уметь структурировать информацию, подбирать

критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П).

Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

(К).

Оценка кроссвордов, головоломок, сообщений, отчетов.

Знать признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений; основные ключевые понятия.

Уметь распознавать и расписывать приспособления растений к разным способам опыления; устанавливать взаимосвязь между строением цветка и способом опыления.

30

Оплодотворение у

цветковых

растений.

Образование и созревание

семян и

плодов

Урок «открытия» нового знания

Уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к

одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие

навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

Оценка тестов для самопроверки, доп. информации

Иметь представление о двойном оплодотворении цветковых растений, образовании семян и плодов.

31

Плоды и их

Разнообразие Инструктаж по Т.Б. Л.Р. № 13 «Изучение и определение плодов».

Урок решения учебной задачи

Лаб.раб

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

Оценка кроссвордов, головоломок, сообщений, отчетов.

Знать классификацию плодов, их многообразие.

Уметь характеризовать различные типы плодов.

32

Распространение плодов и

семян. Жизнь плодов вне

материнского

организма

Урок рефлексии

Уметь работать с разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к

одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Контрольная работа по теме «Цветок, плод - генеративные органы растения»

Иметь представление о способах распространения плодов и семян, условиях их сохранности, условиях прорастания семян.

Уметь узнавать жизненные формы растений, приводить примеры; характеризовать факторы, влияющие на рост и развитие растений.

33

Мини-экзамен

Урок итогового контроля

Умение применять полученные знания на практике; потребность в объективной оценке своей работы (Л). Узнавать изучаемые объекты; умение устанавливать причинно-следственные связи (П).

Фронтальный опрос

Знать определения ключевых понятий; биологические особенности растений, их отличия от других живых организмов.

Уметь обосновывать взаимосвязь растений со средой обитания; применять полученные знания.

34

Повторение знаний. Генеративные и вегетативные органы, их отличия.

Уроки развивающего контроля

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах.

Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по

определенному признаку

Оценка проектов, итоговое тестирование

.

Иметь представление о способах размножения и приемах пересадки

комнатных растений.

Знать правила техники безопасности при выполнении практических

работ в кабинете биологии


Контрольно-измерительные материалы

«Итоговая контрольная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов по УМК Д.И. Трайтака

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочих программ со...

Рабочая программа 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 10-11 классы биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии пре­дусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 6 класс, Трайтак

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений по био...