Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа – интернат
среднего (полного) общего образования»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю
На заседании МО зам. директора по УВР директор МБОУ ООШИС(п)ОО
«___»___________ 2012г «___»___________ 2012г. «___»__________ 2012г.
_________ (_________________) ______________ (________________) __________ (________________)
Рабочая программа
по курсу «Биология», 7 класс
ГОЛУБЕВОЙ И.В.
на 2012-2013 учебный год
Наименование предмета: Биология Класс: 7
Общее количество часов по учебному плану: 70
Практических работ 8
Лабораторных работ 6
Рабочий план преподавателя составлен на основе программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология»
Автор программы: В.В.Пасечник
Образовательная область: естествознание
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы В.В.Пасечника Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.
Календарно тематическое планирование ориентировано на использовании:
1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс- М.: Дрофа, 2011.
- Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2009.
- В.Н.Семенцова. Биология 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие, 2007.
- CD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс»
- CD «Большая Советская энциклопедия»
Требование к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать/понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы простейших и многоклеточных животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь: пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Тематическое планирование уроков по курсу
«Биология. Животные». 7 класс.,
(2 часа/неделю) учебник: Латюшина В.В.
№ урока дата | Тема урока | Содержание темы | Тип урока | Вид деятельности учащегося | Планируемый результат (знать/уметь) | Информационно методическая обеспеченность | Внесение изменений |
1 | Введение. История развития зоологии | Представления предков о животных, наскальные рисунки, труды Аристотеля и Карла Линнея; систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство | Вводный | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о мире живых организмов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Фрагмент с CD о многообразии живых организмов, открытки. | |
2 | Современная зоология | Разделы зоологии, эволюция животных, значение зоологических знаний | Комбинированный | Рассказывают сообщения, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о бинарной номенклатуре; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Портреты ученых зоологов, открытки. Фрагмент с CD по теме. | |
3 | Многообразие организмов. Простейшие | Прокариоты. Корненожки, радиолярии,солнечники, споровики, циста, раковина | Комбинированный или экскурсия | Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические еиницы, заполняют таблицу. | Иметь представления о многообразии простейших; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Микроскоп, наборы препаратов по зоологии представителей простейших. | |
4 | Простейшие, продолжение | Жгутиконосцы, колония, инфузории | Комбинированный | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Иметь представления о внешнем строении инфузории; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Наглядные таблицы «Простейшие», Фрагмент с CD по теме. | |
5 | Многоклеточные животные. Беспозвоночные Тип Губки. | Губки. Скелетные иглы. Клетки: специализация; слои клеток: наружный, внутренний. | Комбинированный | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности типа Губки; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника. | Влажный препарат «Губки», наглядная таблица. Фрагмент с CD по теме. | |
6 | Особенности организации кишечнополостных | Кишечнополостные, двуслойные, лучевая симметрия, полип, эктодерма, энтодерма, базальная мембрана, пищеварительная полость, эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, железистые, чувствительные, промежуточные, половые клетки. | Комбинированный | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления об особенностях организации кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации. | Презентация о строении гидры. | |
7 | Тип Кишечнополостные. Класс Сцифоидные. | Полип, медуза, коралл, атолл, регенерация. | Комбинированный. Объяснение нового материала | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания по карточкам. | Иметь представления о класе Сцифоидные; знать определения темы; уметь работать с муляжами, рисунками и текстом учебника. | Влажный препарат Медуза. Кораллы. Фрагмент с CD по теме. | |
8 | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных | Регенерация, экто - энтодерма, диффузная нервная система, безусловный рефлекс, яйцеклетка, зигота, сперматозоид, дробление, гаструляция, гермафродиты, раздельнополые. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления об особенностях жизнедеятельности кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации. | Таблица «Строение гидры» | |
9 | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. | Прогрессивные изменения, относительный характер приспособленности, полипы, медузы, актинии, мезоглея, реактивное движение, симбиоз. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о многообразии кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации. | Веточки, кораллы, бусы, видеофрагменты с CD. | |
10 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей | Плоские черви, ресничные черви, мезодерма, кожно-мускульный мешок, системы органов, гермафродиты, яичники, семенники, звёздчатые клетки. | Комбинированный/ | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Иметь представления об особенностях организации плоских червей; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации. | Таблица «Плоские черви» | |
11 | Плоские черви - паразиты | Класс Сосальщики, класс Ленточные черви, финна, основной хозяин, промежуточный хозяин, относительный характер приспособленности. Организм - среда обитания. | Комбинированный | Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы о паразитах | Иметь представления о плоских червях как о паразитах; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации. | Таблица «Класс Сосальщики, класс Ленточные черви». | |
12 | Тип Круглые черви: особенности организации | Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный хозяин. | Комбинированный | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде. | Иметь представления о Типе Круглые черви; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Таблица «Тип Круглые черви», влажные препараты. | |
13 | Тип Кольчатые черви. Полихеты | Параподия, замкнутая кровеносная система. Полихеты. Щетинки, окологлоточное кольцо. Брюшная нервная цепочка, сегменты, параподии, щетинки, жабры, метанефридии, замкнутая кровеносная система, забота о потомстве. | Обобщающий, лабораторный | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы в раб.тетраде. | Иметь представления о многообразии кольчецов; знать определения темы; уметь работать с рисунками, презентации. | Таблица . Фрагмент с CD по теме. Презентация | |
14 | Тип Кольчатые черви. Олигохеты. | Олигохеты, диапауза, защитная капсула. Гумус. Детритофаги. | Комбинированный | Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы что дождевые черви – уникальные организмы-детритофаги. | Иметь представления о классе Олигохеты; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника. | Рельефные таблицы «Строение дождевого червя. | |
15 | Тип Молюски | Моллюски, мантия, мантийная полость, раковина, тёрка, надглоточный узел, пищеварительная железа, сердце, предсердие, желудочек, лёгкие, жабры. | Комбинированный | Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. | Иметь представления об общей характеристики типа Моллюсков; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Фрагмент с CD по теме. Влажный препарат Моллюски. | |
16 | Классы Моллюсков | Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Реактивное движение, перламутр, чернильный мешок. Жемчуг. | Комбинированный | Л/р, записывают определения, заполняют сравнительную таблицу. | Иметь представления о классах Моллюсков; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника. | Влажные препараты, раковины моллюсков, искусственный и натуральный жемчуг. | |
17 | Многообразие моллюсков, их значение в природе, | Моллюски, брюхоногие, головоногие, двустворчатые, раковина, мантия, щупальца, мантийная полость, надглоточный узел. | Комбинированный | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о многообразии моллюсков; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Таблица «Многообразие моллюсков», раковины, влажные препараты. | |
18 | Тип Иглокожие | Водно-сосудистая система. Известковый скелет. Классы Морские лилии, морские звезды, морские ежи, голотурии, офиуры. | Комбинированный, проверочная работа | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют творческую работу в раб.тетради. | Иметь представления о многообразие иглокожих; знать определения темы; уметь работать с рисунками, презентацией. | Фрагмент с CD по теме. Известковые скелеты морских звезд и морских ежей | |
19 | Общая характеристика типа Членистоногие | Хитин, сложные глаза. Мозаичное зрение. Развитие без превращения. Паутинные бородавки. Легочные мешки и трахеи. Партеногенез. | Комбинированный | Самостоятельно пишут терминологический диктант, записывают определения, проводят лабораторную работу и делают выводы о принципах строения типа Членистоногие. | Иметь представления об общей характеристике типа Членистоногие | Таблица Ракообразные , Паукообразные , коллекция «Насекомые» | |
20 | Класс Ракообразные | Членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зелёные железы, хитин, гемолимфа, ногочелюсти, развитие с превращением, некрофаги, связь строения и функции. | Комбинированный. Объяснение нового материала | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности членистоногих; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Таблица « Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», влажные препараты. | |
21 | Многообразие ракообразных, их роль в природе | Связь с окружающей средой,относитель- ность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог, гидробиолог, диетолог, эколог, регенерация. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о многообразии ракообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Таблицы | |
22 | Многообразие ракообразных, их роль в природе | Связь с окружающей средой,относитель- ность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог, гидробиолог, диетолог, эколог, регенерация. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о многообразии ракообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | ||
23 | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе. | Паукообразные, пауки, скорпионы, клещи, паутина, кокон, хелицеры, педипальпы, приспособления к среде обитания, связь строения и функции органов. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о Паукообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Видеофрагменты. | |
24 | Класс Насекомые. Отряды насекомых | Насекомые, систематические группы, ротовые аппараты насекомых. Энтомология. | Комбинированный, лабораторная работа | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления о классе Насекомые; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами, коллекциями и рисунками учебника. | Л/р: «Изучение внешнего строения Насекомых». Коллекции. | |
25 | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, особенности строения и жизнедеятельности. | Многообразие насекомых, способы борьбы с вредными насекомыми; вредители полей- саранча; развитие с неполным превращением; организмы-биоиндикаторы | Комбинированный | Отвечают на вопросы, заполняют сравнительную таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления об отрядах и типичных представителях; знать определения темы; уметь работать с коллекциями и рисунками учебника. | Иллюстрации, презентация. Л/р: «Изучение внешнего строения прямокрылых». | |
26 | Особенности строения и жизнедеятельности Жуков, Клопов, Вшей, Стрекоз. Их роль в жизни человека и в природе, практическое значение. | Отряды Жесткокрылых, Полужесткокрылых; среды обитания; развитие с полным превращением – метаморфоз. Паразитические насекомые, переносчики заболеваний | Комбинированный | Отвечают на вопросы учебника, составляют схему жизненного цикла жуков, заполняют сравнительную таблицу. | Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности отрядов; знать определения темы; уметь работать с текстом учебника. | Таблица Насекомые, наборы открыток, иллюстрации | |
27 | Отряд Чешуекрылые особенности строения и жизнедеятельности, происхождение | Отряды Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Бабочки. Гусеница, куколка. | Практическая работа «Изуче-ние многообразия Насеко-мых» | Выполняют практическую работу, делают рисунки, творческие задания, отвечают на вопросы, представляют творческие задания. | Иметь представления об отрядах насекомых, называть типичных представителей местной энтомофауны работать с информационным материалом, рисунками учебника. | П/р: ««Изучение многообразия Насекомых», коллекции, наборы открыток, цифровые фотографии, презентация в слайдах | |
28 | Отряд Перепончатокрылые. Муравьи. Пчелы. Их роль в природе и практическое значение. | Пилильщики, муравьи, наездники; пчела медоносная, трутни, роение, улей, прополис, воск, мед. Муравейники, термитники. | Обобщающий | Письменная работа по карточкам, дискуссия по вопросам, выполнение заданий в раб.тетр | Иметь представления о многообразии видов Перепончатокрылых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Таблицы, коллекция «Пчелы», презентация | |
29 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Первичнобескрылые, крылатые насекомые, полиморфизм, общественные насекомые, круговорот веществ в природе, колорадский жук. | Лабораторный | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления о многообразии насекомых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Л/р: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | |
30 | Обобщение Итоговая игра «Знатоки насекомых» | Классы и отряды Насекомых. Черты сходства. Значение в природе и жизни человека. Редкие, охраняемые насекомые. Насекомые –вредители сада и огорода. | Комбинированный | Отвечают на вопросы, набирая баллы. Заполняют таблицу. | Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности Насекомых. | Презентация, задания викторины, призы | |
31 | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные, | Хордовые, бесчерепные, оболочники, позвоночные, хорда, череп, позвоночник, спинной и головной мозг, двусторонняя симметрия, нервная трубка, замкнутая кровеносная система. | Комбинированный. Объяснение нового материала | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.. | Иметь представления об особенностях организации хордовых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Таблица «Ланцетник» | |
32 | Подтип Позвоночные Рыбы - водные позвоночные животные | Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры плавательный пузырь, костный скелет, двухкамерное сердце, печень. | Лабораторный | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления о Подтипе Позвоночными; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами. | Л/р: «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». Влажные препараты. | |
33 | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. | Хрящевые, костные, лучепёрые, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые рыбы. | Комбинированный/ | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют задания в раб.тетради. | Иметь представления об основных группах рыб и их роль в природе; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами. | Фото, видео. | |
34 | Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных | Класс Земноводные (амфибии), плечевой и тазовый пояс, грудина, воронья кость, трёх-камерное сердце, лёгкие, среднее ухо, барабанная перепонка, клоака, мочевой пузырь, приспособления. | КомбинированныйЛабораторный | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде. | Иметь представления о Классе Земноводные; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами. | Таблица «Класс Земноводные». Л/р: «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | С.186-191. |
35 | Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. | Отряд безногие, бесхвостые, хвостатые, зигота, гамета, развитие с превращением. | Комбинированный | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.. | Иметь представления о размножении и развитии земноводных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами. | Видео, влажные препараты. | Г. 194-195. |
36 | Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных | Класс Рептилии, серпентология, роговая чешуя, кора головного мозга, мелкоячеистые лёгкие, тазовые почки, кожистые яйца. | Комбинированный | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Иметь представления о Классе Пресмыкающиеся; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами. | Таблицы «Класс Рептилии», влажные препараты. | С. 198-200, сооб- щения. |
37 | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение, | Динозавры, чешуйчатые, сухопутные и морские черепахи, Галапагосские острова, биосферный заповедник, роговая чешуя. | Комбинированный | Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления о многообразии Класса Пресмыкающиеся; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами. | Видео, фото. | С.202-203. |
38 | Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Класс Птицы, крылья, перо (контурное, пуховое, пух), стержень, опахало, клюв, киль, копчик, цевка, археоптерикс, орнитология. | Лабораторный/ | Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде. | Иметь представления о Классе Птицы; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения. | Таблица «Класс Птицы». Л/р: «Особенности внешнего строения птиц в связи с об- разом жизни». Чучела, фото. | |
39 | Особенности организации птиц, связанные с полётом | Отделы головного мозга, безусловные и условные рефлексы, инстинкты, 4-камерное сердце, артериальная и венозная кровь, голосовые связки, губчатые лёгкие, воздушные мешки, железистый и мускульный отделы желудка, зоб, тазовая почка, оболочки яйца. | Комбинированный/ | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.. | Иметь представления об особенности организации Птиц; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения. | Таблица «Класс Птицы», влажные препараты. | |
40 | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека, | Экология экологические группы, биоценоз. | Комбинированный/ | Письменная работа по карточкам, дискуссия по вопросам, выполнение заданий в раб.тетр | Иметь представления об экологической группе птиц; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения. | Рисунки, видео. | |
41 | Класс Млекопитающие особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, диафрагма, волосяной покров, вибриссы, зверозубые рептилии. | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.. | Иметь представления о Классе Млекопитающие; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения. | Чучела, рисунки. | ||
42 | Класс Млекопитающие особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | Теплокровные, плацентарные, плацента, матка, влагалище, молочные железы, извилины коры, головного мозга, зубы (резцы, клыки, коренные), наружное ухо, альвеолы лёгких, левая дуга аорты, тазовые почки. | Лабораторный/ | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления о Классе Млекопитающие; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, чучелами животных, проводить сравнения. | Л/р «Изучение строения млекопитающих». Чучела, рисунки. | |
43 | Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. | Млекопитающие, яичники, семенники, матка, плацента, внутриутробное развитие, роды, млечные железы, первозвери, сумчатые, плацентарные, приматы. | Комбинированный/ | Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы | Иметь представления о плацентарных Млекопитающих; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, макетами, проводить сравнения. | Чучела, рисунки. | |
44 | Сумчатые и первозвери. | Сумчатые и первозвери | Лабораторный, обобщающий/ | Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу. | Иметь представления о сумчатых и первозверях; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения. | Л/р: «Распознава- ние животных сво- ей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». Рисунки. | |
45 | Покровы тела. | Плоский эпителий. Кутикула. Эпидермис. Собственно кожа. Наружный скелет. Внутренний скелет. Осевой скелет. Позвоночник. Позвонок. Скелет конечностей, пояса конечностей. Сустав. | Комбинированный, практическая работа | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, рассматривают микропрепараты под микроскопом, выполняют задания в раб.тетр. | Иметь представления об общей характеристике покровов тела; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Таблица «Кожа», микропрепараты, микроскопы, альбомы для рисования | |
46 47 | Опорно-двигательная система | Комбинированный | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Иметь представления о вирусах как возбудителей заболеваний человека; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | Муляжи скелетов птиц, млекопитающих, рельефная таблица | ||
48 | Органы дыхания и газообмен. | Диффузия. Газообмен. Жабры. Трахеи. Бронхи. Легкие. Альвеолы. Диафрагма. Легочные перегородки. | Комбинированный | Письменная работа по карточкам, выполнение заданий в раб.тетр | Знать определения; уметь работать с текстом учебника и рисунками | Рельефная таблица, муляжи дыхательной системы человека | |
49 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Обмен веществ. Превращение энергии. Ферменты. | Комбинированный | Письменная работа по карточкам, выполнение заданий в раб.тетр | Знать определения; уметь работать с текстом учебника и рисунками | Рельефная таблица, муляжи пищеварительной системы | |
50 | Кровеносная система. Кровь. | Сердце. Капилляры. Артерии. Вены. Кровеносная система: незамкнутая, замкнутая. Круги кровообращения. Аорта. Фагоцитоз. Плазма. Форменные элементы крови. Лейкоциты. Эритроциты. Тромбоциты. Гемоглобин. Кровь: артериальная, венозная. | Комбинированный, лаборат. работа | Выполняют сам.работу по тексту учебника, выполняют лаб.работу | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, уметь проводить наблюдения с помощью микроскопа | Микропрепараты, микроскопы, таблица «Кровеносная система», рельефная таблица | |
51 | Органы выделения | Канальцы – извилистые трубочки. Почка. Мочеточник. Мочевой пузырь. Моча. | Комбинированный | Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, сравнивать строение головного мозга по муляжам | Таблица «Выделительная система», рельефная таблица «Строение почки» | |
52 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Раздражимость. Нервная ткань, нервный узел. Нервная цепочка. Нервное кольцо. Нервы. Головной мозг. Большие полушария и кора головного мозга. Спинной мозг. Рефлекс. Инстинкт. | Комбинированный | Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, отвечают на вопросы | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, сравнивать строение головного мозга по муляжам | Муляжи головного мозга рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающего | |
53 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Глаз. Простой глазок. Сложный фасеточный глаз. Монокулярное зрение. Бинокулярное зрение. Нервная регуляция. Жидкостная регуляция. | Комбинированный | Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, составлять иллюстрированные схемы | Муляж «Строение глаза», рельефная таблица «Нервная система» | |
54 | Продление рода. Органы размножения. | Размножение: есполое, половое. Половая система. Половые органы. Гермафродитизм. Раздельнополость. Яичники. Яйцеводы. Матка. Семенники, семяпроводы. Плацента. | Комбинированый, лаб.работа | Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, сравнивают этапы развития животных | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника | Влажные препараты «Онтогенез рыбы», рельефные таблицы «Филогенез» | |
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных | Стадии развития организма. Половое созревание. Периодизация онтогенеза. | Комбинированный | Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, выполняют етсты «Верно ли утверждение» | Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника составлять информационную таблицу | Рельефные таблицы. Влажные препараты «Эмбриональное развитие птиц, лягушки» | |
56 | Доказательства эволюции животных | Филогенез. Переходные формы. Эмбриональное развитие. Гомологичные органы. Рудиментарные органы. Атавизм. | Комбинированный | Выполняют сам.работу, сравнивают по рисункам стрение органов, делают выводы | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, сравнивать по таблицам | Рельефные таблицы. Влажные препараты «Эмбриональное развитие птиц, лягушки» | |
57 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Наследственность. Изменчивость: определенная, неопределенная. Борьба за существование. Естественный отбор. | Комбинированный | Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы | Иллюстрации, натуральные экспонаты, портрет Ч.Дарвина | |
58 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Дивергенция. Разновидность. Видообразование. Галапагосские вьюрки. | Комбинированный | Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, схему-кластер | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные схемы, таблицы | Таблица «Видообразование» фотографии | |
59 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Ареал. Виды: эндемики, реликтовые, космополиты. Миграции: возрастные, периодические , непериодические | Комбинированный | Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, схему-кластер | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы, схемы | Презентация «Ареал снежного барса», «Растения и животные Красной книги» | |
60 | Естественные биоценозы. | Биоценоз, естественный биоценоз. Ярусность. Продуценты. Консументы. Редуценты, детритофаги. | Комбинированный | Выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, изображают схему биоценоза тундры (кластер) | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять иллюстрированные схемы | Презентация «Биоценоз хвойного леса», набор открыток, фотографий | |
61 | Искусственные биоценозы | Биоценоз искусственный, экологическое равновесие | Комбинированный | Выполняют сам.работу в тетради, составляют таблицу, отвечают на вопросы, решают кроссворды | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы, кроссворды | Презентация «Школьный двор», биоценоз класса | |
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | Факторы среды, биотические, абиотические , антропогенные, оптимальные | Комбинированный, практич. работа | Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, составляют схему «фишбоу» | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы | Презентация «Экологические факторы», фотографии села Овгорт, иллюстрации | |
63 | Цепи питания. Поток энергии. | Цепь питания. Пищевая пирамида, или пирамида биомассы. Энергетическая пирамида. | Комбинированный | Выполняют задания в тетради по карточкам, составляют пирамиды биомассы | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять пищевые цепи | Наборы открыток, иллюстрации, презентация «Пищевые сети и схемы» | |
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Трофические связи, цепи питания. Экологические группы. | Комбинированный | Выполняют задания по карточкам в раб. тетр., составляют схемы по иллюстрациям | Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять пищевые сети | Наборы открыток, иллюстрации, презентация «Пищевые сети и схемы» | |
65 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | Промысел, промысловые животные, заказники, заповедники, национальные парки | Комбинированный | Выполняют самостоятельную работу, отвечают на вопросы, решают кроссворды | Знать определения темы, называть промысловых животных, уметь работать с иллюстрациями, таблицами, текстом учебника. | Таблицы «Млекопитающие», презентация «Звери» | Сообщения о промысловых животных Ямала |
66 | Одомашнивание животных. | Одомашнивание, отбор, селекция. Разведение. | Комбинированный | Выполняют самостоятельную работу, заполняют таблицу | Знать определения темы, называть домашних животных, уметь работать с иллюстрациями, таблицами. | Таблицы «Породы животных», презентация «Животноводство» | |
67 | Законы России об охране животного мира. | Российское законодательство. Система мониторинга. Природоохранные организации. «Гринпис» | Комбинированный | Знать определения темы, называть редких животных России и Ямала, уметь работать с иллюстрациями и рисунками презентации | Красная Книга животных. Презентация «Редкие животные России и мира» | ||
68 | Повторение и обобщение. | Типы и классы организмов. Системы органов. | Обобщающий | Сравнительная таблица. Игра « Знатоки зоологии» | Базовые знания. Отвечают на вопросы, набирая баллы. | Презентация, рельефные таблицы, жетончики | |
69 | Итоговая контрольная работа. | Контрольный | Выполняют сам.работу по вариантам | Знать определения; уметь работать с карточками сам.работы, коллекциями, муляжами, чучелами, влажными препаратами. | |||
70 | Развитие организма и окружающая среда (обобщение знаний) | Окружающая среда, биоценоз, условия внешней среды. | Обощающий | Выполняют творческие задания | Базовые знания. | Темы рефератов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...