Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_eveleva_s.yu_.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ.
Учитель: Евелева С.Ю. ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Тема урока:
Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.( 6 класс) .
Цель урока: продолжить формирование комплексного представления
о растении через знания о цветке как органе, необходимом
для размножения покрытосеменных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать представление о цветке как органе семенного размножения растений.
- Изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок.
- Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
- Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.
- Изучить классификацию цветков.
- Продолжить работу с биологической терминологией.
Развивающие:
- Продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с текстом учебника.
- Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой ( с помощью опережающих заданий)
- Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
- Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами, живыми объектами, схемами и рисунками.
Воспитательные:
- Раскрыть эстетическую ценность цветков.
- Показать необходимость бережного отношения и охраны растений.
- Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.
Оборудование для урока:
гербарии цветковых растений, комнатные растения, живые цветы, таблица «Органы цветкового растения», таблица «Строение цветка», таблица «Редкие и исчезающие виды растений», модель «Цветок вишни», раздаточный материал ( карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), иллюстрации «Цветы», фрагмент видеофильма «Вальс цветов»» (автор – учитель изобразительного искусства лицея №329 Соломатина А.А.), аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).
Опережающее задание учащимся:
подготовить стихи о цветах.
Личностная значимость изучаемого для школьников:
Цветы – органы растения, необходимые для размножения, надо бережно относиться к растениям.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа.
Приемы деятельности :
Актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы (лабораторная работа «Строение цветка» проводится в демонстрационном варианте в связи с тем, что у многих учащихся возникают аллергические реакции при использовании живого материала и из-за недостатка оборудования), организация эвристической беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.
Ход урока:
Организационный момент: ученики входят в класс под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
I. Строение цветка. ( изучение нового материала с элементами актуализации знаний учащихся )
Учитель: Итак, я напомню вам, что мы продолжаем изучать органы цветкового растения. (обращение к таблице «Органы цветкового растения»).
(?) классу: Какие органы растения мы уже изучили? Ученики отвечают и показывают на таблице.
(?) классу: А что такое «побег»?. Ученики отвечают.
(?) классу: Вспомните, какие бывают почки ? Что они содержат?
(?) классу: О каком же органе растения мы еще не говорили? ( включен видеофрагмент). Дети отвечают.
Учитель: Конечно, это цветок – самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения. Кстати, в начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен
Эмоциональный элемент: несколько учащихся читают подготовленные ими стихи о цветах.
Учитель: Конечно, ребята, мы сегодня поговорим о цветах. Запишите в тетради тему урока «Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия» (тема записана на доске).
(?) классу: Скажите, а все ли растения имеют цветы? ( Дети отвечают)
Учитель: Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение . Цветки разных растений отличаются друг от друга формой, размерами, окраской, цветут в разное время. После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена. Размножение растений семенами называется семенным размножением ( откройте словари и запишите определение).
Учитель: Значит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок - это орган семенного размножения растений. У цветка есть стеблевая часть и листовая часть.
Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения. Давайте познакомимся со строением цветка более подробно.
Записи в тетради:
Лабораторная работа
Тема: Строение цветка
Объект исследования:
живые цветы, комнатные растения (цветущие), модель «Строение цветка»,гербарные материалы.
Цель работы: изучить строение цветка, выделить главные части.
Ход работы:
1. Учитель показывает на модели «Цветок вишни» части цветка и на таблице «Строение цветка», рассказывает о них, ученики работают с гербарием и раздаточным материалом.
Учитель: Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях – цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка. Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку (показ на модели и на таблице «Строение цветка»).
2. Запись в тетради:
Все чашелистики составляют чашечку.
Цветок обычно состоит из венчика, образованного лепестками ( показ на схеме и на таблице). Все лепестки составляют венчик цветка ( запись в тетради). Венчик + Чашечка = Околоцветник ( запись в тетрадь).
У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые ( нет чашечки или венчика).
3. Запись в словарь: Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простой околоцветник. Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойной.
Учитель: Околоцветник защищает главные части цветка, какие ? ( дети отвечают – пестик и тычинка.). Встречаются в природе цветки и без околоцветников. Это, так называемые, голые цветки.
Задание классу: прочитайте в тексте учебника на стр.40 из каких частей состоит пестик ( дети отвечают, а учитель показывает на таблице и модели).Строение тычинки рассматриваем по схеме, которая лежит на столах .
4. Учитель: Напомню, что стеблевая часть цветка – это цветоножка и цветоложе, а листовая часть цветка – это чашечка, венчик и главные части цветка. Значит, Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. ( запись в словарь в конце тетради).
5. Работа учащихся в тетради.
Задание классу: зарисовать строение цветка с простым и двойным околоцветником, используя раздаточный материал ( схемы)(если есть возможность сделать ксерокопии – дети наклеивают в тетрадь схему)
- Делаем вывод по нашей работе ( прочитав еще раз цель работы):
Вывод по работе: Главные части цветка – пестик и тычинка.(запись в тетради)
II. Разнообразие цветков.
Учитель: Особенности строения цветка можно записать в виде формулы. При ее составлении используются следующие сокращения: Ч Л Т П. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то используется математический символ бесконечности, если части срослись, то количество берется в
( ). – запись в тетради.
Но цветки бывают очень разные. Мы уже сказали, что бывают цветки с двойным и простым околоцветником. Но цветки могут различаться и по другим признакам (запись в тетради схемы).
Запись в тетрадь: РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВ.
Венчик
Раздельнолепестный Сростнолепестный
(вишня) (душистый табак)
Чашечка
Раздельнолистная Сростнолистная
(герань) (вьюнок полевой)
Цветки
Актиноморфные зигоморфные ассиметричные
(правильные) (неправильные) (валериана
(капустные) (бобовые) лекарственная)
(демонстрируются разные типы цветков по таблице и демонстрация на раздаточном материале).
Учитель: Цветки также, бывают обоеполые и раздельнополые, а растения, на которых они находятся могут быть однодомными и двудомными.
Задание классу: Работая с учебником стр.43 выбрать и записать в словарь определения.( учащиеся записали, затем читаем вслух).
III. Закрепление изученного материала ( работа с карточками - раздаточный материал)
(фронтальная работа по цепочке).
IV. Соцветия.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что цветок – это орган семенного размножения растений. В природе есть растения, которые имеют одиночные цветки, но есть и растения, у которых цветки собраны в соцветия.
Задание классу: найдите на стр.40 определение соцветий ( дети отвечают, учитель конкретизирует).
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке ( запись в словарь в конце тетради).
Учитель: Соцветия бывают простые и сложные. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.
(?) классу: Значит, в чем состоит биологическая роль соцветий? ( Дети отвечают).
Задание классу: Работая со стр. 40 учебника , рассмотрите схемы соцветий и назовите наиболее распространенные типы соцветий?
-Кисть – (Учитель поясняет: это соцветие образуют отдельные цветки , которые расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от общей оси ( капуста , ландыш).
- Колос – ( Учитель поясняет: это соцветие образуют не имеющие цветоножек, то есть сидячие цветки, расположенные на общей оси соцветия
( подорожник) – это простой колос. У ржи, пшеницы – сложный колос, состоящий из нескольких колосков.
- Корзинка – (Учитель поясняет: многочисленные мелкие, сидячие цветы расположены на утолщенном и расширенном ложе соцветия ( астры, одуванчик) .
V. Охрана растений
Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают. Но я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».
(?) классу: Красная Книга – это…. ( дети отвечают и называют редкие цветковые растения)
Учитель: Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.
.
И, завершая, наш урок, домашнее задание ( запись в дневники стр. 40, 43 + записи в тетради, подготовить по желанию сообщение о соцветиях).
Учитель: хочу вам сказать спасибо за урок, молодцы ( оценки за урок и показ второй части видеофрагмента).
Основные источники информации:
Н.И.Сонин . Биология. Живой организм 6 класс, Москва ,»Дрофа»
В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 6 класс, Санкт-Петербург, «Паритет»
Дополнительный источник информации:
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Москва, «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»
План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...
Тетрадь для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение» 7 класс
Тетрадь на печатной основе для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение», 7 класс. Данную тетрадь можно использовать для изучения новой темы. В ней...
Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.
Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия....