Разработки урока по теме "Цветок"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Разработки урока по теме "Цветок" включает в себя конспект урока и презентацию к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_cvetok.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цветок
Цели урока: Сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения растений, изучить особенности строения и многообразия цветков, развивать эстетические чувства.
Тип урока: урок-мастерская
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- строение цветка;
- строение тычинок и пестика;
- особенности строения обеполых и раздельнополых цветков;
- признаки однодомных и двудомных растений;
- значение терминов пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь, семязачаток.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать и называть части цветка;
- различать части, составляющие тычинки и пестик;
- отличать обеполые цветки от раздельнополых, двудомные растения от однодомных.
Эпиграф урока: Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок
Образчик неизменный.
Жак Делиль:
- Оргмомент
- Актуализация опорных знаний
На одном из первых занятий мы узнали, что среди всех растений на нашей планете выделяют большую группу тех, у которых образуются цветки. Как называют эту группу растений? (цветковые или покрытосеменные)
Посмотрите на доску. Перед вами цветковое растение. На какие две группы делят его органы? (вегетативные и генеративные)
(по ходу ответов детей на доске заполняется схема «Органы цветкового растения»)
Органы цветкового растения
Вегетативные Генеративные
Корень Стебель Лист Цветок Семя Плод
- Какие органы цветкового растения относятся к вегетативным? (корень, стебель, лист)
- Какие органы цветкового растения относятся к генеративным? (цветок, семя, плод)
- Изучение нового материала
Тема нашего урока «Цветок». Основная задача – познакомиться со строением цветка и расширить уже имеющиеся знания о нём.
Цветы – одно из самых великолепных творений природы. Как сказал Жак Делиль:
Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок
Образчик неизменный.
Цветов на нашей планете существует бесчисленное множество. Они разнообразны по запаху, цвету, форме, размерам. Перед вами самый крупный в мире цветок
(демонстрируется слайд или таблица с изображением раффлезии)
Интересна история его открытия, о которой нам расскажет … (сообщение учащегося)
В 1818 году ботаник Роберт Броун получил письмо, содержание которого скоро стало известно всему миру. Его писал натуралист доктор Жозеф Арнольди, обнаруживший в лесах Суматры гигантский цветок. «Если бы я был один и не было со мной товарищей, я бы струсил, увидев такой громадный цветок. Размеры его превышали всё виденное и слышанное мною» Диаметр распластанного на земле венчика был равен 1 метру, а масса цветка составляла 15 кг. От цветка исходил запах гниющего мяса. Целыми днями учёный наблюдал за необыкновенным растением, но вскоре погиб, сражённый тропической лихорадкой. А удивительный цветок был назван его именем – раффлезия Арнольди.
А вот самый маленький цветок ряски, который имеет размеры всего 5-6 мм.
(Демонстрируется слайд или таблица с изображением ряски)
Но не смотря на эти отличия, цветки имеют много общего и, прежде всего – их строение. Познакомимся со строением цветка подробнее. По ходу моего объяснения мы будем создавать модель цветка. Материалы для этого лежат у вас на партах.
(По ходу рассказа дети изготавливают модель цветка из проволоки, пластилина и бумажных заготовок. На доске приклеиваются части цветка, о которых идёт речь).
Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножка. Цветоножка в верхней части переходит в цветоложе – ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую.
Что вам больше всего нравится в цветах? (ответы детей)
Лепестки отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка. Он снизу окружён «юбочкой» из маленьких зелёных листочков. Они называются чашелистики. Все вместе чашелистики образуют чашечку цветка. Чашечка и венчик образуют околоцветник. Он может быть простым и сложным.
В центре каждого цветка находятся главные участники семенного размножения – это тычинки и пестик.
Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.
Пестик подразделяется на рыльце, столбик и завязь. В завязи созревают женские гаметы – яйцеклетки. Из пестика цветка развивается плод с семенами.
Каждая часть цветка выполняет определённые функции. Чтобы узнать о них, вам необходимо воспользоваться приложением №1.
Работая с текстом приложения и параграфа 28 , заполните таблицу
«Строение цветка»
№ п/п | Части цветка | Выполняемые функции |
1 2 3 4 5 а б 6 а б в | Цветоножка Цветоложе Лепестки Чашелистики Тычинка Тычиночная нить Пыльник Пестик Рыльце пестика Столбик Завязь |
Проверка
Чем же ещё цветки разных растений отличаются друг от друга? Оказывается, цветки бывают обоеполыми, т.е. имеющими в своём строении тычинки и пестик, и однополыми, имеющими только тычинки или пестик.
Те цветки, которые имеют только пестик, называют пестичными или женскими. А те, у которых имеются только тычинки – тычиночными, или мужскими.
(Демонстрация слайда или таблицы)
Но и это ещё не всё. Растения, благодаря цветкам делятся на однодомные и двудомные.
(Демонстрация слайдов или таблиц)
Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такие растения называются однодомными.
А у тополя на одних растениях живут только мужские, а на других только женские цветки. Такие растения называют двудомными.
Характеризуя каждый цветок, мы описываем его строение. Для этого вовсе не обязательно писать сочинение, рисовать цветок с натуры или по памяти.
Учёные-ботаники придумали схематический способ изображения цветков и даже формулу их строения. Такая схема называется диаграммой цветка.
(демонстрация слайда или таблицы)
Посмотрите приложение №2
Чашелистики обозначаются буквой Ч
Лепестки буквой Л
Тычинки буквой Т
Пестик буквой П
При составлении формулы цветка мы записываем все его части, двигаясь к центру. После каждой буквы ставим маленькую цифру – индекс. Она обозначает количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
Тычиночный цветок обозначается знаком ♂
Пестичный - ♀ Правильный цветок - *
Неправильный - ↑
Сросшиеся части цветка – ( )
Число частей цветка, превышающее 12 - ∞
Например, формула цветка вишни выглядит так: * Ч5Л5Т∞П1
Напишите формулу цветка дурмана, зная, что это правильный цветок, имеющий 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик (* Ч(5)Л(5)Т5П1)
- Закрепление и применение новых знаний
Теперь вы знаете о цветке много нового и интересного и поэтому без труда справитесь со следующим заданием.
Перед вами цветок, части которого обозначены цифрами 1- 9
Наборы с карточками цифр есть у каждого из вас. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с цифрой, соответствующей правильному ответу.
Расширенная часть цветоножки (6)
Часть цветка, защищающая его внутренние органы до раскрывания бутона (7)
Тонкий стебель, на котором сидит цветок (5)
Часть цветка, привлекающая насекомых опылителей (3)
Часть цветка, содержащая мужские гаметы (4)
Часть цветка, удерживающая пыльцу (2)
Часть цветка, содержащая женские гаметы (8)
Часть цветка, удерживающая пыльник (9)
Часть цветка, находящаяся между рыльцем и завязью (1)
- Итог урока
Вот и подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Какой вывод можете сделать?
- Домашнее задание
§ 28. Выучить новые термины. Для этого заполните таблицу, которую вы найдёте в приложении №3
Творческое задание: На следующем уроке мы выпустим в свет книгу «Мозаика цветов», в которой будут следующие главы: «Цветы в легендах», загадки о цветах», «Цветы в поэзии», «Это интересно». Каждый из вас может стать соавтором этой книги. Для этого необходимо красочно оформить страницу для понравившейся вам главы. Каждый автор получает призовой бонус.
Приложение №1
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветоложе – ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др. Цветоложе внизу переходит в цветоножку – тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка – это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.
Околоцветник, который состоит из чашечки и венчика называют двойным. Такой околоцветник у цветка вишни, капусты, розы и многих других растений.
Чашечка образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков – чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку – такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.
При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.
Чашечка выполняет следующие функции:
1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.
Венчик – внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.
У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым (О). У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, – это простой венчиковидный околоцветник.
У других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, – это простой чашечковидный околоцветник.
Главные функции венчика:
1) привлечение насекомых-опылителей;
2) защита главных частей цветка.
Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.
Пестик (П) и тычинки (Т) – главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.
Тычинка состоит из тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу, и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями. Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.
Пестик подразделяется на рыльце (верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы), столбик и завязь (нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки). Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим. Из пестика цветка развивается плод с семенами.
Приложение №2
Диаграмма цветка
Чашелистики обозначаются буквой Ч
Лепестки буквой Л
Тычинки буквой Т
Пестик буквой П
При составлении формулы цветка мы записываем все его части, двигаясь к центру. После каждой буквы ставим маленькую цифру – индекс. Она обозначает количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
Тычиночный цветок обозначается знаком ♂
Пестичный - ♀ Правильный цветок - *
Неправильный - ↑
Сросшиеся части цветка – ( )
Число частей цветка, превышающее 12 - ∞
Приложение №3
Заполните таблицу:
Основные понятия | Определение понятий |
Цветок Цветоножка Цветоложе Пестик Тычинка Венчик Чашелистики Лепестки Однодомные растения Двудомные растения Однополые цветки Двуполые цветки Околоцветник Семязачаток |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
Комбинированный урок...