Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба)
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Маслова Елена Васильевна

Урок логического мышления по технологии В.В. Шогана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._ameba.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы

Класс Саркодовые

Цель урок: рассмотрение особенностей внешнего и внутреннего строения   простейших, на примере амебы.

Ход урока: (работа в группах, 4 группы)

  1. Мотивационная беседа.

Имя. Для каждого оно самое любимое. А вы знаете, что означают ваши имена? Анастасия — возрождение, Екатерина — чистота, Маргарита — жемчужина, Мария — любимая, Ольга — светлая, Виктория — победительница, Андрей — храбрый, Владислав — известный, Игорь — хранитель, Максим — величайший, Олег — святой,  Семен — услышанный, Роман — римлянин,  Руслан — лев.

  1. Интрига.

А вот в луже обитает Амеба простейшая, что означает это имя? Кто даст ответ на этот вопрос, тот получит бонус.

  1. Воспоминание:
  1. групповая работа. Подготовка ответов в группах

1. Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

2. Расскажите о строении растительной и животной клетки

3. В чем главное отличие животной клетки от растительной?

4. Какие признаки характерны для животных?

  1. Индивидуальная работа (от каждой группы по одному представителю)

Из букв сложите слово и дайте пояснение или определение этому термину:

1. т, п, с, т, о, р, е, ш, и, е, т, й  (простейшие)

2. г, ы, ф, е, е, т, т, р, о, р, о, (гетеротрофы)

3. о, н, о, к, д, е, о, ы, е, л, т, ч, н,  (одноклеточные)

4. р, з, д, р, ж, м, с, т, ь, а, а, и, о, (раздражимость).

Так кто же догадался, что означает это имя?

  1. Изучение нового материала. (по ходу рассказа учителя, вы составляете план — конспект, выписывая термины)

На земле существует 1,5 млн видов  животных. Царство животные делится на 2 подцарства: прстейшие и многоклеточные. Голландец Антони Ван Левенгук в капельке воды взятой из бочки обнаружил огромнейшее количество живых существ. Не зная, как их назвать, он назвал их «анималькули» - маленькими зверушками. Через полгода, желая узнать от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Он размочил перец и залил его водой, через несколько дней под микроскопом он увидел невероятное количество звездочек, треугольников, колокольчиков, сидящих на ножках. «Да разве опишешь все то, что можно увидеть  капле перечного настоя. Теперь я знаю способ разведения животных». Он назвал словом «наливка», все организмы, которые обитали в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных, с удлиненной, обтекаемой формой тела. А переливающими из одной стороны в другую называют саркодовыми. («саркос» - плазма).

Амеба — ее величина 0,5 мм.

 

У нее нет постоянной формы, она образует выросты — ложноножки. С их помощью амеба медленно передвигается. В организме амебы есть цитоплазма, покрытая цитоплазматической мембраной. Наружный слой прозрачный и плотный. В цитоплазме есть ядро, пищеварительная и сократительные вакуоли.

Передвигается амеба медленно, со скоростью 0,2 мм в минуту. Питается бактериями, одноклеточными водорослями, обволакивая их ложноножками. Вокруг добычи появляется пищеварительная вакуоль. Для переваривания пищи требуется от 12 часов до 5 суток.

Сократительная вакуоль участвует в выделении. В ней собираются растворимые вредные вещества. Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит избыток воды. Дышит амеба растворенным в воде кислородом, всей поверхностью тела. Кислород необходим для окисления органических веществ. В результате выделяется энергия. Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое. Сначала делится ядро, а затем содержимое цитоплазмы.

При неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При этом тело — округлое, а на ее поверхности образуется плотная защитная оболочка. Циста образуется осенью. В состоянии цисты амеба может переносить неблагоприятные условия.  Как и все организмы амебы обладают раздражимостью — то есть способны реагировать на изменения окружающей среды.

  1. Действенное закрепление

Вставьте пропущенные слова:

Амеба имеет специальные выросты — ложноножки. Питание происходит благодаря пищеварительной вакуоли, а удаление ненужных веществ через сократительную вакуоль. При движении и пищеварении в теле расходуется энергия. Размножение амебы происходит путем простого деления. В случае наступления неблагоприятных условий амеба образует цисту.

          Используя слова, которые вы вставили сформулируйте вывод.

         Заполните таблицу:

                                           Многообразие саркодовых

название

Место обитание

Особенности строения

раковинные

На дне водоёмов в почве, болоте

Имеют наружный скелет раковина из рогоподобного вещества размножаются

 делением

радиолярии

В тёплых морях и океанох

Капсула, имеют скелет

фораминиферы

Донные морские организма

20см наружный скелет раковинки из известкового вещества

             

  1. Разрешение интриги

Амеба протей названа в честь морского греческого бога Протея, который мог менять облик, принимая образы всевозможных существ и предметов. Не имея постоянной формы, амеба  является самостоятельным организмом, одна клетка способна к раздражению, питанию, размножению.

  1. Задание на дом: параграф 9.,зарисовать рисунок «Строение амебы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"

Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...

Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.

Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленност...

тип Саркодовые и жгутиконосцы. презентация.

Характеристика типа посредством рассмотрения строения и образа жизни амебы протей. Презентация...

БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС Тема: Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс: Жгутиконосцы

БИОЛОГИЯ 7 КЛАССТема: Тип Саркодовые и жгутиконосцы.Класс:  Жгутиконосцы...

Технологическая карта урока " Тип Саркодовые и жгутиконосцы".

Представители Тип Саркодовые и жгутиконосцы, значение Тип Саркодовые и жгутиконосцы, форма и методы используемые на уроке, презинтация, для учащихся 7 класса....

Технологическая карта урока по биологии: Тип Саркодовые и Жгутиконосцы

Цель : сформировать представление о Тип Саркодовые и жгутиконосцы ; познакомить учащихся со строением  Саркодовых и жгутиковые, классификацией,  значение в природе и для человека, продолжить...

Презентация к уроку на тему: "Тип саркодовые и жгутиконосцы" 8 класс

Презентация к уроку на тему: "Тип саркодовые и жгутиконосцы" 8 класс...