ФГОС, Рабочая программа по биологии. 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos._rabochaya_programma_po_biologii._9_klass.docx | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа основного общего образования
Биология. Общие закономерности. 9 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Автор В. Б. Захаров
Рабочая программа по биологии для 9 класса средней школы «Общая биология. 9 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Место предмета в базисном учебном плане:
Данная программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю на прохождение программы по курсу биологии 9-го класса (согласно действующему Базисному учебному плану, программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, всего 70 часов за год)
Из них: для проведения зачётных работ - 4 часа, практических работ - 12 часов
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся УУД.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- человеке как биосоциальном существе;
- о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- культуры поведения в природе.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Почти все практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 9 классе:
Введение (1 ч).
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 ч)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;
— химический состав живых организмов;
— роль химических элементов в образовании органических молекул;
— свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;
— царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
— ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Учащиеся должны уметь:
— давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;
— характеризовать свойства живых систем;
— объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
— приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;
— объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;
— взгляды К. Линнея на систему живого мира;
— основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;
— учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
— учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Учащиеся должны уметь:
— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
— давать определение понятиям «вид» и «популяция»;
— характеризовать причины борьбы за существование;
— определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;
— давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания;
— объяснять относительный характер приспособлений;
— особенности приспособительного поведения.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов.
Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— значение заботы о потомстве для выживания;
— определения понятий «вид» и «популяция»;
— сущность генетических процессов в популяциях;
— формы видообразования.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;
— характеризовать процесс экологического и географического видообразования;
— оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов.
Тема 1.6. Биологически последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
— основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
— результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;
— приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли.
Учащиеся должны уметь:
— описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;
— описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
— описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;
— описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— движущие силы антропогенеза;
— систематическое положение человека в системе живого мира;
— свойства человека как биологического вида;
— этапы становления человека как биологического вида;
— расы человека и их характерные особенности.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;
— опровергать теорию расизма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;
— находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
— сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;
— химические свойства и биологическую роль воды;
— роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
— уровни структурной организации белковых молекул;
— принципы структурной организации и функции углеводов;
— принципы структурной организации и функции жиров;
— структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
Учащиеся должны уметь:
— объяснять принцип действия ферментов;
— характеризовать функции белков;
— отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
— приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;
— строение прокариотической клетки;
— строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));
— строение эукариотической клетки;
— многообразие эукариот;
— особенности строения растительной и животной клеток;
— главные части клетки;
— органоиды цитоплазмы, включения;
— стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
— положения клеточной теории строения организмов;
— биологический смысл митоза.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать метаболизм у прокариот;
— описывать генетический аппарат бактерий;
— описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
— объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
— характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
— описывать строение и функции хромосом.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
— самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
— работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
— сущность полового размножения и его биологическое значение;
— процесс гаметогенеза;
— мейоз и его биологическое значение;
— сущность оплодотворения.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
— объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение понятия «онтогенез»;
— периодизацию индивидуального развития;
— этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
— формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;
— прямое развитие;
— биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера;
— работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Учащиеся должны уметь:
— описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
— характеризовать формы постэмбрионального развития;
— различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;
— объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
— характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
— сущность гибридологического метода изучения наследственности;
— законы Менделя;
— закон Моргана.
Учащиеся должны уметь:
— использовать при решении задач генетическую символику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растений и животных;
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— виды изменчивости и различия между ними.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы селекции;
— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч)
Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;
— структуру и компоненты биосферы;
— компоненты живого вещества и его функции;
— классифицировать экологические факторы.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
— описывать биологические круговороты веществ в природе;
— объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
— характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;
— раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
— описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
— характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— антропогенные факторы среды;
— характер воздействия человека на биосферу;
— способы и методы охраны природы;
— биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
— основы рационального природопользования;
— неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы;
— заповедники, заказники, парки России;
— несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные результаты обучения
— формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину;
— осознания учащимися ответственности и долга перед Родиной;
— ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной деятельности;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Заключение (1 ч)
Тематическое планирование. Биология. Общие закономерности. 9 класс. (70часов)
Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Характеристики видов деятельности учащихся |
Введение (1 час) | |||
1 | 1.Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности» | ||
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часа) | |||
Химическая организация клетки | 2 | 2.Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и микроэлементы. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки, углеводы и жиры . Характеризуют ДНК и РНК. |
3.Органические вещества, входящие в состав клетки. Лабораторная работа № 1«Каталитическая активность ферментов в живых клетках» | |||
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | 4.Пластический обмен. Биосинтез белка. | Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неё (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчёркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез |
5.Энергетический обмен. | |||
6.Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | |||
Строение и функции клеток | 6 | 7.Прокариотическая клетка. | Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат бактерий. Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятию «митоз». Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов |
8.Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа № 2«Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | |||
9. Органоиды эукариотической клетки | |||
10. Эукариотическая клетка. Ядро. | |||
11. Деление клетки. | |||
12. Клеточная теория строения организмов. | |||
| 1 | 13. Обобщающий урок «Структурная организация живых организмов» | |
1 | 14. Зачет «Структурная организация живых организмов» | ||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов) | |||
Размножение организмов | 2 | 15. Бесполое размножение организмов. | Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения |
16. Половое размножение организмов. | |||
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | 17. Эмбриональные период развития организма. | Обозначают периоды индивидуального развития. Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления . Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера |
18. Постэмбриональный период развития организма. | |||
19. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | |||
1 | 20. Обобщающий урок | ||
1 | 21. Зачет « Размножение и индивидуальное развитие организмов» | ||
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) | |||
Закономерности наследования | 10 | 22. Генетика как наука, методы ее изучения. | Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов |
23. Моногибридное скрещивание. | |||
24. Дигибридное скрещивание. | |||
25. Решение генетических задач. Составление родословных. | |||
26.Решение генетических задач. Составление родословных. Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач. Составление родословных» | |||
27. Решение генетических задач. Составление родословных. | |||
28. Изучение наследования признаков у человека. | |||
29.Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | |||
30. Свойства гена. Генотип как система. | |||
31.Зачет «Закономерности наследования признаков» | |||
Закономерности изменчивости | 6 | 32.Наследственная (генетическая) изменчивость. | Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции |
33. Наследственная (генетическая) изменчивость. | |||
34.Фенотипическая изменчивость. | |||
35.Фенотипическая изменчивость. | |||
36.Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №4 «Построение вариационной кривой» | |||
37. Зачет «Закономерности изменчивости» | |||
Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | 38. Предмет и задачи селекции. Практическая работа №1«Изучение фенотипов местных сортов растений» | Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции. |
39.Методы селекции растений и животных. | |||
40. Селекция микроорганизмов. | |||
41. Зачет «Селекция растений, животных и микроорганизмов» | |||
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (22 часа) | |||
Многообразие живого мира. | 2 | 42.Многообразие живого мира. | Характеризуют многообразие живого мира. Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле |
43. Основные свойства живых организмов. | |||
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 7 | 44. Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный отбор» |
45.Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | |||
46.Научные и социально-экологические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | |||
47. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | |||
48.Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Лабораторная работа №5 «Изучение результатов искусственного отбора» | |||
49. Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. | |||
50. Формы естественного отбора. Факторы эволюции | |||
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | 51.Приспособительные особенности строения, окраска тела и поведения животных. | Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций |
52.Физиологические адаптации. Практическая работа №2«Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | |||
Микроэволюция | 2 | 53.Микроэволюция. Вид, его критерии, структура. Лабораторная работа № 6«Изучение критериев вида» | Характеризуют критерии вида. Объясняют механизмы репродуктивной изоляции. Анализируют причины разделения видов на популяции. Запоминают причины генетических различий различных популяций одного вида. Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах |
54.Эволюционная роль мутаций. | |||
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | 55. Макроэволюция. Биологические исследования адаптаций. | Характеризуют главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического прогресса как процветания той или иной систематической группы, а биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.
|
56.Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Практическая работа № 3«Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений» | |||
57. Зачет «Эволюционное учение» | |||
Возникновение жизни на Земле | 2 | 58.Современные представления о возникновение жизни и ее развитие в эрах древней жизни. | Характеризуют химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют филогенетические связи в живой природе и сравнивают их с естественной классификацией живых организмов |
59. Современные представления о возникновение жизни и ее развитие в эрах древней жизни. | |||
Развитие жизни на Земле | 4 | 60. Жизнь в палеозойскую эру. | Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных животных, первых хордовых животных |
61.Жизнь в мезозуйскую эру. | |||
62.Жизнь в кайнозойскую эру. | |||
63. Обобщающий урок | |||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(5 часов) | |||
Биосфера, её структура и функции | 4 | 64.Структура биосферы. В.И. Вернадский. Круговорот веществ в природе. | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Характеризуют компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Характеризуют компоненты биоценоза, перечисляют причины смены биоценозов. Формулируют представления о цепях и сетях питания |
65.Сообщества живых организмов. История их формирования Практическая работа №4 «Описание экосистем. | |||
66. Абиотические факторы среды. Интенсивность воздействия факторов среды. Многообразие и структура биоценозов. Практическая работа № 5 «Составление цепи питания» | |||
67.Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | |||
Биосфера и человек | 1 | 68. Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | Описывают воздействие живых организмов на планету. Раскрывают сущность процессов, приводящих к образованию полезных ископаемых, различают исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы
|
Резервное время | 2 | ПОВТОРЕНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС.Рабочая программа по биологии 5 класс.
Рабочая программа составлена по биологии 5 класса для УМК В.В.Пасечника, линия жизни. Программа расчитана на 1 час в неделю. В поурочном тематическом планировании поячснительная записка, темы уроков и...
ФГОС рабочая программа по биологии УМК Сферы для 5-го класса
В своей разработке постарался избежать не нужного дублирования информации и, там, где это целесообразно, формализовать описание буднично-рутинных моментов учебного процесса. Рабочую программу органичн...
ФГОС Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 6 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 7 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...