ФГОС Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.
В учебном плане МБОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a2018_b.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО Иванушкина Е.А. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 18 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___5а___
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2018 /2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – __35__ ч/год; __1_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Автор В.В.Пасечник « Биология. 5 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочую программу составила Лактаева Л.И.,
учитель биологии высшей категории
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Учебным планом Школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.
В учебном плане МБОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
∙ получать биологическую информацию из разных источников;
∙ определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
∙ определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
∙ работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
∙ давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
∙ отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
∙ находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
∙ объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
∙ давать общую характеристику растительного царства;
∙ давать характеристику основных группам растений;
∙ объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность учиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
(экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
∙ знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
∙ сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
∙ овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
∙ сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
∙ овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
∙ освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
∙ формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
∙ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
∙ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
∙ В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
∙ В познавательной сфере:
– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
∙ В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
∙ В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
∙ В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
∙ В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология 5 класс»
Введение (6 часов)
- Биология – наука о живой природе.
- Биологические науки и объекты их изучения.
- Значение биологов для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы.
- Методы исследования в биологии.
- Биосфера – живая оболочка планеты, границы биосферы.
- Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы.
- Признаки и свойства живых организмов.
- Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.
- Приспособления организмов к обитанию в различных средах.
- Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
- Влияние экологических факторов на живые организмы.
Основные понятия:
- биология,
- биосфера,
- границы биосферы,
- экология,
- методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент),
- царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы),
- признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие),
- среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).
Практическая работа №1 «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».
Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов)
- Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).
- Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
- Клетка.
- Особенности строения растительной клетки, её части и органоиды.
- Химический состав клетки (неорганические и органические вещества).
- Роль химических веществ в клетке.
- Процессы жизнедеятельности клетки.
- Ткань.
- Типы тканей растительного организма и их функции.
Основные понятия:
- клетка,
- оболочка,
- цитоплазма,
- ядро,
- ядрышко,
- вакуоли,
- пластиды,
- хлорофилл,
- неорганические вещества,
- органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты),
- межклеточники,
- межклеточное вещество,
- движение цитоплазмы,
- хромосомы,
- типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).
Персоналии:
- Роберт Гук,
- Марчелло Мальпиги,
- Неемия Грю.
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами».
- Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
- Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
- Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)
- Строение бактериальной клетки.
- Отличия бактериальной клетки от клетки растений.
- Формы бактериальных клеток.
- Особенности питания и размножения бактерий.
- Спорообразование.
- Причины широкого распространения бактерий на планете.
- Значение бактерий в природе и жизни человека.
Основные понятия:
- бактерии,
- сине-зелёные (цианобактерии),
- сапрофиты,
- паразиты,
- спора бактерий,
- клубеньковые бактерии,
- симбиоз,
- болезнетворные бактерии,
- эпидемия.
Глава 3. Царство Грибы (5 часов)
- Особенности строения грибов.
- Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений.
- Питание и размножение грибов.
- Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов.
- Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
- Правила сбора грибов.
- Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
- Дрожжи.
- Плесневые грибы.
- Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека.
- Грибы-паразиты.
- Значение паразитических грибов в природе и жизни человека.
- Методы борьбы с грибами-паразитами.
Основные понятия:
- грибница (мицелий),
- гифы,
- шляпочные грибы (пластинчатые и трубчатые),
- микориза,
- симбиоз,
- ядовитые грибы,
- съедобные грибы,
- плесневые грибы (мукор и пеницилл, дрожжи),
- спорангии,
- паразитизм,
- грибы-паразиты (головня, спорынья, гриб-трутовик).
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
- Лабораторная работа №16«Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».
Глава 4. Царство Растения (13 часов)
- Ботаника – наука о растениях.
- Особенности строения растительной клетки.
- Высшие и низшие растения.
- Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей.
- Многообразие водорослей.
- Среда обитания водорослей.
- Значение водорослей в природе и жизни человека.
- Особенности строения лишайников.
- Распространение лишайников.
- Формы слоевищ лишайников: накипная, листовая, кустистая.
- Значение лишайников в природе и жизни человека.
- Мхи.
- Особенности строения мхов.
- Многообразие мхов.
- Среда обитания мхов.
- Значение мхов в природе и жизни человека.
- Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека.
- Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека.
- Цветковые растения, их строение и многообразие.
- Распространение цветковых (покрытосеменных) растений.
- Значение цветковых растений в природе и жизни человека.
- Происхождение растений.
- Основные этапы развития растительного мира.
- Охрана растений.
Основные понятия:
- ботаника,
- низшие растения,
- высшие растения,
- слоевище (таллом),
- водоросли,
- хроматофор,
- ризоиды,
- лишайники,
- лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые),
- мох,
- спора,
- высшие споровые растения,
- сперматозоид,
- яйцеклетка,
- плауны,
- хвощи,
- папоротники,
- вайи,
- корневище,
- спорангии,
- голосеменные,
- семя,
- высшие семенные растения,
- женская шишка,
- мужская шишка,
- покрытосеменные (цветковые),
- цветок,
- плод,
- растения (однолетние, двулетние, многолетние),
- жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы),
- палеонтология,
- палеоботаника,
- риниофиты.
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».
- Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов).
- Лабораторная работа №9 Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
- Лабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов».
- Заключение ( 2 часа )
Контрольная работа № 1 по теме «Царство Растения».
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 6 | П.р.№1 | |
2 | Клеточное строение организмов | 6 | Л.р.№1,2,3,4 | |
3 | Царство Бактерии | 3 | ||
4 | Царство Грибы | 5 | Л.р.№5,6 | |
5 | Царство Растения | 13 | Л.р.№7,8,9,10 | |
6 | Заключение | 2 | 1 | |
Итого: | 35 | 1 | 10 |
Приложение к программе
по предмету «Биология 5 класс»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (6 часов) | ||||
1. | Биология - наука о живой природе. | §1 | ||
2 | Методы исследования в биологии. | §2 | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | §3 | ||
4 | Среды обитания организмов. | §4 | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | §5 | ||
6 | Повторение. | §1-5 | ||
Глава1.Клеточное строение организмов ( 6 часов) | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов. | §6 | ||
8 | Строение клетки. | §7 | ||
9 | Химический состав клетки. | §8 | ||
10 | Жизнедеятельность клетки , её деление и рост. | §9 | ||
11 | Ткани. | §10 | ||
12 | Повторение. | §6-10 | ||
Глава 2.Царство бактерий ( 3 часа ) | ||||
13 | Строение и жизнедеятельность бактерий | §11 | ||
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | §12 | ||
15 | Повторение. | §11-12 | ||
Глава 3. Царство грибы ( 5 часов ) | ||||
16 | Общая характеристика грибов. | §13 | ||
17 | Шляпочные грибы | §14 | ||
18 | Плесневые грибы и дрожжи | §15 | ||
19 | Грибы-паразиты | §16 | ||
20 | Повторение. | §13-16 | ||
Глава 4. Царство растений (13 часов ) | ||||
21 | Разнообразие, распространение, значение растений | §17 | ||
22 | Водоросли | §18 | ||
23 | Лишайники | §19 | ||
24 | Мхи | §20 | ||
25 | Плауны. Хвощи. Папоротники | §21 | ||
26 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека | §17-21 | ||
27 | Голосеменные | §22 | ||
28 | Многообразие голосеменных | §22 | ||
29 | Покрытосеменные или Цветковые | §23 | ||
30 | Многообразие покрытосеменных | §23 | ||
31 | Происхождение растений | §24 | ||
32 | Основные этапы развития растительного мира. | §Записи | ||
33 | Повторение | §17-24 | ||
Заключение ( 2 часа ) | ||||
34 | Подготовка к контрольной работе работе № 1 по теме: «Царство Растения» | |||
35 | Контрольная работа № 1 по теме: «Царство Растения» | § |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
ФГОС Рабочая программа по биологии 6 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 7 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
ФГОС Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 9 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...