ФГОС Рабочая программа по биологии 7 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 гВ учебном плане МБОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 7 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7a2018_b.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО Иванушкина Е.А. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 2018 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса « Биология_»
Класс: ___7а___
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2018 /2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – __35__ ч/год; __1_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник : Авторы :В. В. Латюшин, В. А. Шапкин « Биология. 7 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочую программу составила Лактаева Л.И.
учитель биологии высшей категории
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Учебным планом Школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 гВ учебном плане МБОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 7 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате обучения биологии в 7 классе ученик научится:
∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
∙ получать биологическую информацию из разных источников;
∙ определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Животные »
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология 7 класс»
Введение ( 1 час )
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Глава 1. Простейшие ( 2 часа )
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация: Микропрепараты простейших
Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием водных простейших.
Глава 2. Многоклеточные животные ( 17 часов )
Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Микропрепараты гидры.
Разнообразных моллюсков и их раковин.
Морских звезд и других иглокожих
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы :
Лабораторная работа № 2 Знакомство с разнообразием круглых червей
Лабораторная работа № 3 Внешнее строение дождевого червя
Лабораторная работа № 4 Особенности строения и жизни моллюсков
Лабораторная работа № 5 Знакомство с ракообразными.
Лабораторная работа № 6 Изучение представителей отрядов насекомых.
Лабораторная работа № 7 Внешнее строение и передвижение рыб.
Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения птиц
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов )
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация:
Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей
Лабораторные работы..:
Лабораторная работа № 9 Изучение особенностей покровов тела.
Лабораторная работа № 10 Изучение способов передвижения животных
Лабораторная работа № 11 Изучение способов дыхания животных
Лабораторная работа № 12 Изучение ответной реакции животных на раздражение
Лабораторная работа № 13 Изучение органов чувств животных
Лабораторная работа № 14Определение возраста животных
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2часа )
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация :
Палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа )
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа )
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Заключение ( 1 час )
Контрольная работа № 1
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 1 |
| |
2 | Глава 1. Простейшие | 2 | Л.р. № 1 | |
3 | Глава2. Многоклеточные животные | 17 | Л.р. №2-8 | |
4 | Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных | 8 | Л.р. № 9-14 | |
5 | Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 2 | ||
6 | Глава 5. Биоценозы | 2 | ||
7 | Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 2 | ||
8 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 1 | 14 |
Приложение к программе
по предмету «Биология 7 класс»
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение ( 1 час ) | ||||
1. | История развития зоологии. Современная зоология | §1,2 | ||
Глава 1. Простейшие ( 2 часа ) | ||||
2 | Простейшие .Корненожки, Радиолярии, Солнечники .Споровики. | §3 | ||
3 | Простейшие. Жгутиконосцы Инфузории. Значение простейших | §4 | ||
Глава 2. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 17 часов ) | ||||
4 | Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | §5,6 | ||
5 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. | §7,8 | ||
6 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые или Полихеты Классы Кольчецов. Малощетинковые или Олигохеты, Пиявки | §9,10 | ||
7 | Тип Моллюски. Классы Моллюсков: Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. | §11,12 | ||
8 | Тип иглокожие. .Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Тип членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные | §13,14 | ||
9 | Класс насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | §15,16 | ||
10 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | §17,18 | ||
11 | Отряды насекомых Перепончатокрылые | §19 | ||
12 | Беспозвоночные животные | §5- 19 | ||
13 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные | §20,21 | ||
14 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды :Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | §22,23 | ||
15 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостные Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | §24 25 | ||
16 | Отряды пресмыкающихся: черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины. | §26,27 | ||
17 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | §28,29 | ||
18 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | §30,31 | ||
19 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающих Приматы | §34,35 | ||
20 | Обобщение и систематизация материала по разделу " Многообразие животных" | §19-35 | ||
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов ) | ||||
21 | Покровы тела. Опорно–двигательная система | §36,37 | ||
22 | Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен | §38,39 | ||
23 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии . Кровеносная система . Кровь | §40,41 | ||
24 | Органы выделения . Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | §42,43 | ||
25 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продления рода. Органы размножения | §44,45 | ||
26 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения | §46,47 | ||
27 | Периодизация и продолжительность жизни животных | §48 | ||
28 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" | §36-48 | ||
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2 часа ) | ||||
29 | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | §49,50 | ||
30 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | §51,52 | ||
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа) | ||||
31 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияния на биоценозы. | §53,54 | ||
32 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | §55,56 | ||
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 2 часа ) | ||||
33 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира | §57-60 | ||
34 | Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека « | §57-60 | ||
Заключение ( 1 час ) | ||||
35 | Итоговая контрольная работа №1 | § |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...
ФГОС Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 6 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 1 час в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...
ФГОС Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универс...
ФГОС Рабочая программа по биологии 9 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 2 часа
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...