рабочая программа 9 класс биология
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_prog_9_kl.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № «17»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № «17» _______________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г.
|
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О/
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «по биологии»
для 9 класса
Составитель
Парфенова Л.А., учитель биологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 – го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю(70часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 – 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска ;работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
- Применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; забота о своём здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне
Содержание курса.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Биология – наука о жизни. Цели и задачи курса.
РАЗДЕЛ 1
Эволюция живого мира на Земле (24 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2ч)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы.Клеточное строение организмов, населяющих Землю.Царства живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период(2ч)
Развитие биологии в додарвиновский период.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора(4ч)
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4ч)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5
Микроэволюция (3ч)
Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида. Эволюционная роль мутаций.Изучение изменчивости , критериев вида, результатов искусственного отбора.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2ч)
Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2ч)
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Начальные этапы развития жизни.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле(5ч)
Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эру.Развитие жизни на земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов(10ч)
Тема 2.1
Химическая организация клетки(2ч)
Элементарный состав клетки.Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(2ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.
Тема 2.3
Строение и функции клеток(6ч)
Прокариотическая клетка; форма и размеры.Эукариотическая клетка.Органоиды клетки. Клеточная теория строения организмов.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов(5ч)
Тема 3.1
Размножение организмов(2ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3ч)
Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов(14ч)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков(8ч)
Основные понятия генетики. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Первый и второй законы Г.Менделя.Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Генетическое определение пола. Взаимодействие генов.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (3ч)
Основные формы изменчивости. Наследственная (генотипическая ) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч)
Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11ч)
Тема 5.1
Биосфера, её структура и функции(8ч)
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.
Тема 5.2
Биосфера и человек(3ч)
Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/И.Г.Смолина/
«______» ______________ 20____ г.
Календарно- тематическое планирование
по биологии 9 класса
на 2012- 2013 учебный год.
№ п/п | дата | № урока | Тема урока | Повторение | Практическая часть | примечание |
Введение (1ч) | ||||||
1 | 01.09-08.09 | 1 | Биология – наука о жизни. Цели и задачи курса. | |||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле(23ч). Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов(2ч) | ||||||
2 | 01.08-08.09 | 1 | Многообразие живого мира. | |||
3 | 10.09-15.09 | 2 | Основные свойства живых организмов. | |||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2ч) | ||||||
4 | 10.09-15.09 | 1 | Становление систематики. | |||
5 | 17.09-22.09 | 2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | |||
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4ч) | ||||||
6 | 17.09-22.09 | 1 | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | |||
7 | 24.09-29.09 | 2 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | |||
8 | 24.09-29.09 | 3 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | |||
9 | 01.10-06.10 | 4 | Формы естественного отбора. | |||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4ч) | ||||||
10 | 01.10-06.10 | 1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | |||
11 | 08.10-13.10 | 2 | Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | |||
12 | 08.10-13.10 | 3 | Забота о потомстве. | |||
13 | 15.10-20.10 | 4 | Физиологические адаптации. | |||
Тема 1.5. Микроэволюция (3ч) | ||||||
14 | 15.10-20.10 | 1 | Вид, его критерии и структуры. | |||
15 | 22.10-27.10 | 2 | Лабораторная работа №2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора». | |||
16 | 22.10-27.10 | 3 | Эволюционная роль мутаций. | |||
Тема1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(2ч) | ||||||
17 | 05.11-10.11 | 1 | Главные направления эволюции. | |||
18 | 05.11-10.11 | 2 | Общие закономерности биологической эволюции. | |||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле(2ч) | ||||||
19 | 12.11-17.11 | 1 | Современные представления о возникновении жизни. | |||
20 | 12.11-17.11 | 2 | Начальные этапы развития жизни. | |||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4ч) | ||||||
21 | 19.11-24.11 | 1 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | |||
22 | 19.11-24.11 | 2 | Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. | |||
23 | 26.11-01.12 | 3 | Жизнь в кайнозойскую эру. | |||
24 | 26.11-01.12 | 4 | Происхождение человека. | |||
25 | 03.12-08.12 | 1 | Повторение темы «Эволюция живого мира на Земле» | |||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (9ч). Тема 2.1. Химическая организация клетки(2ч) | ||||||
26 | 03.12-08.12 | 1 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | |||
27 | 10.12-15.12 | 2 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | |||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч) | ||||||
28 | 10.12-15.12 | 1 | Пластический обмен. Биосинтез белка. | |||
29 | 17.12-22.12 | 2 | Энергетический обмен. | |||
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5ч) | ||||||
30 | 17.12-22.12 | 1 | Прокариотическая клетка. | |||
31 | 24.12-28.12 | 2 | Эукариотическая клетка. | |||
32 | 24.12-28.12 | 3 | Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | |||
33 | 10.01-12.01 | 4 | Эукариотическая клетка. Ядро. | |||
34 | 14.01-19.01 | 5 | Деление клеток. Клеточная теория строения организмов | |||
35 | 14.01-19.01 | 1 | Повторение темы «Структурная организация живых организмов» | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч). Тема 3.1. Размножение организмов(2ч) | ||||||
36 | 21.01-26.01 | 1 | Бесполое размножение. | |||
37 | 21.01-26.01 | 2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | |||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) (3ч) | ||||||
38 | 28.01-02.02 | 1 | Эмбриональный период развития. | |||
39 | 28.01-02.02 | 2 | Постэмбриональный период развития. | |||
40 | 04.02-09.02 | 3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | |||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13ч). Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (7ч) | ||||||
41 | 04.02-09.02 | 1 | Основные понятия генетики | |||
42 | 11.02-16.02 | 2 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | |||
43 | 11.02-16.02 | 3 | Первый закон Г.Менделя. Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. | |||
44 | 18.02-23.02 | 4 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. | |||
45 | 18.02-23.02 | 5 | Сцепленное наследование генов. | |||
46 | 25.02-02.03 | 6 | Генетика пола. Наследование признаков,сцепленных с полом Взаимодействие генов. | |||
47 | 25.02-02.03 | 7 | Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных». | |||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (3ч) | ||||||
48 | 04.03-09.03 | 1 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | |||
49 | 04.03-09.03 | 2 | Фенотипическая изменчивость. | |||
50 | 11.03-16.03 | 3 | Лабораторная работа №5 «Построение вариационной кривой» | |||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч) | ||||||
51 | 11.03-16.03 | 1 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | |||
52 | 18.03-20.03 | 2 | Методы селекции растений и животных. | |||
53 | 01.04-06.04 | 3 | Селекция микроорганизмов. | |||
54 | 01.04-06.04 | 1 | Повторение темы «Наследственность и изменчивость организмов» | |||
Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10ч). Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (7ч) | ||||||
55 | 08.04-13.04 | 1 | Структура биосферы. | |||
56 | 08.04-13.04 | 2 | Круговорот веществ в природе. | |||
57 | 15.04-20.04 | 3 | История формирования сообществ живых организмов | |||
58 | 15.04-20.04 | 4 | Биогеоценозы и биоценозы. | |||
59 | 22.04-27.04 | 5 | Абиотические факторы среды. | |||
60 | 22.04-27.04 | 6 | Интенсивность действия факторов среды. | |||
61 | 29.04-04.04 | 7 | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | |||
Тема 5.2. биосфера и человек (3ч) | ||||||
62 | 29.04-04.05 | 1 | Природные ресурсы и их использование. | |||
63 | 06.05-11.05 | 2 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | |||
64 | 06.05-11.05 | 3 | Охрана природы и основы рационального природопользования. | |||
65 | 13.05-17.05 | 1 | Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды» | |||
Заключение (1ч) | ||||||
66 | 13.05-17.05 | 1 | Итоговое повторение «Биология – наука о жизни» | |||
67 | 20.05-25.05 | 1 | Резервное время | |||
68 | 20.05-25.05 | 1 | Резервное время | |||
69 | 1 | Резервное время | ||||
70 | 1 | Резервное время | ||||
Итого количество часов |
| |||||
По программе | 70 | 60 | 5 | 5 | ||
Выполнено |
Требования к уровню подготовки учащихся. Биология 9 класс.
В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:
знать/понимать
- Особенности жизни как формы существования материи;
- Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- Фундаментальные понятия биологии;
- Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- Соотношение социального и биологического в эволюции человека;
Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Уметь
- Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растении, животных, в том числе и человека;
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- Владеть языком предмета.
Литература
Основная литература
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа.
Методическое пособие для учителя:
1.Мамонтов С.Г.. Захаров В.Б. Общая биология:пособие для средних специальных учебных заведений.М.: Высшая школа, 2003.
2.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
3.Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия. 2001.
4 .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;
5.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.
Дополнительная литература:
1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.; Дрофа. 2004.
2.Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа,2002.
3.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.
Для учащихся:
1.Цибулевский С.В. Захаров В.Б, Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Общие закономерности. 9 класс» . – М.: Дрофа,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...