рабочая программа 9 класс биология
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Парфенова Людмила Анатольевна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_prog_9_kl.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № «17»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 ________    / И.Г.Смолина /

«______» ______________ 20____ г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № «17»

_______________ / И.Г.Смолина /

«______» ______________ 20____ г.

         

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О/

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «по  биологии»                                                                     

для 9 класса

Составитель

Парфенова Л.А., учитель биологии

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная  записка.

        Рабочая программа  составлена  на  основе  Федерального Государственного  стандарта, Примерной  программы  основного  общего образования  по  биологии  и Программы  основного общего  образования  по  биологии  для  9 класса  «Общая  биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной  программы, с дополнениями, не превышающими  требования к  уровню  подготовки обучающихся.

        Согласно  действующему  Базисному  учебному  плану, рабочая  программа  для  9 – го  класса  предусматривает  обучение  биологии  в  объёме  2 часов  в  неделю(70часов).

        В  рабочей  программе  нашли  отражение  цели  и  задачи  изучения  биологии  на  ступени  основного  общего  образования, изложенные  в  пояснительной  записке  к  Примерной  программе по  биологии.В  ней  также  заложены  возможности  предусмотренного  стандартом  формирования  у  обучающихся  общеучебных  умений  и  навыков.

        В  9  классе  предусматривается  изучение  теоретических  и  прикладных  основ  общей  биологии. Программа  курса  включает  в  себя  вопросы  программы  общеобразовательной  школы  для  10 – 11 классов. В ней  сохранены  все  разделы  и  темы, изучаемые  в  средней  общеобразовательной  школе, однако  содержание  каждого  учебного  блока  упрощено в  соответствии  с возрастными  особенностями обучающихся  и  с учётом  образовательного  уровня.

        Для  приобретения  практических  навыков  и  повышения  уровня  знаний в рабочую  программу  включены  лабораторные  и практические  работы, предусмотренные  Примерной программой. Нумерация  лабораторных работ дана  в  соответствии с  последовательностью  уроков, на  которых  они  проводятся.Все лабораторные  и  практические  работы выделены в самостоятельные  уроки и подлежат  обязательному  оцениванию.

        Основными  целями  изучения  биологии  в  основной  школе  являются:

  1. Освоение  знаний  о  живой  природе  и присущих  ей  закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли  живых  организмов; человеке  как  биосоциальном  существе;  роли  биологической  науки  в  практической деятельности  людей; методах  познания  живой  природы.
  2. Овладение  умениями  применять  биологические  знания  для  объяснения  процессов  и  явлений  живой  природы, жизнедеятельности  собственного  организма; использовать информацию  о  современных  достижениях  в  области  биологии  и  экологии, о  факторах  здоровья  и  риска ;работать  с  биологическими  приборами, инструментами, справочниками.
  3. Развитие  познавательных  интересов, интеллектуальных  и  творческих  способностей  при  проведении  наблюдений  за  живыми  организмами, биологических  экспериментов, работы  с  различными  источниками  информации.
  4. Воспитание  позитивного  ценностного  отношения  к  живой  природе, собственному  здоровью  и здоровью  других  людей; культуры  поведения  в  природе.
  5. Применение  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для  решения  практических  задач  и  обеспечения  безопасности  своей  жизни; забота  о  своём  здоровье; оказания первой доврачебной  помощи себе и окружающим.

При  обучении биологии  важно  ориентироваться  на  изложенные  в  программе  требования  к  его  результатам,  стремиться к тому, чтобы  все  учащиеся  получили  обязательную  общеобразовательную подготовку  по биологии  на  необходимом  уровне

Содержание  курса.

(70 часов, 2 часа  в  неделю)

Введение (1 час)

Биология – наука о жизни. Цели и задачи  курса.

РАЗДЕЛ  1

Эволюция  живого  мира  на  Земле (24 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные  свойства живых организмов (2ч)

        Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы.Клеточное строение организмов, населяющих Землю.Царства живой  природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский  период(2ч)

        Развитие биологии в додарвиновский период.Эволюционная теория  Ж.Б.Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора(4ч)

        Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4ч)

        Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5

Микроэволюция (3ч)

        Вид как генетически  изолированная система. Популяционная структура вида. Эволюционная роль мутаций.Изучение  изменчивости , критериев вида, результатов искусственного отбора.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2ч)

Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2ч)

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Начальные этапы развития жизни.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле(5ч)

Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эру.Развитие жизни на земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов(10ч)

Тема 2.1

Химическая организация клетки(2ч)

Элементарный состав клетки.Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(2ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.

Тема 2.3

Строение и функции клеток(6ч)

Прокариотическая клетка; форма и размеры.Эукариотическая клетка.Органоиды клетки. Клеточная теория строения организмов.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов(5ч)

Тема 3.1

Размножение организмов(2ч)

        Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3ч)

        Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов(14ч)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков(8ч)

Основные понятия генетики. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Первый и второй законы Г.Менделя.Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Генетическое определение пола. Взаимодействие генов.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (3ч)

Основные формы изменчивости. Наследственная (генотипическая ) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч)

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11ч)

Тема 5.1

Биосфера, её структура и функции(8ч)

        Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Тема 5.2

Биосфера и человек(3ч)

        Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И.Г.Смолина/

«______» ______________ 20____ г.

Календарно- тематическое планирование

по  биологии  9 класса

на 2012- 2013 учебный год.

                        

№ п/п

дата

№ урока

Тема урока

Повторение

Практическая часть

примечание

Введение (1ч)

1

01.09-08.09

1

Биология – наука о жизни. Цели и задачи курса.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле(23ч). Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов(2ч)

2

01.08-08.09

1

Многообразие живого мира.

3

10.09-15.09

2

Основные свойства живых организмов.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2ч)

4

10.09-15.09

1

Становление систематики.

5

17.09-22.09

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4ч)

6

17.09-22.09

1

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

7

24.09-29.09

2

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

8

24.09-29.09

3

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

9

01.10-06.10

4

Формы естественного отбора.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды  как результат действия естественного отбора (4ч)

10

01.10-06.10

1

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

11

08.10-13.10

2

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

12

08.10-13.10

3

Забота о потомстве.

13

15.10-20.10

4

Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (3ч)

14

15.10-20.10

1

Вид, его критерии и структуры.

15

22.10-27.10

2

Лабораторная работа №2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

16

22.10-27.10

3

Эволюционная роль мутаций.

Тема1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(2ч)

17

05.11-10.11

1

Главные направления эволюции.

18

05.11-10.11

2

Общие закономерности биологической эволюции.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле(2ч)

19

12.11-17.11

1

Современные представления о возникновении жизни.

20

12.11-17.11

2

Начальные этапы развития жизни.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4ч)

21

19.11-24.11

1

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

22

19.11-24.11

2

Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру.

23

26.11-01.12

3

Жизнь в кайнозойскую эру.

24

26.11-01.12

4

Происхождение человека.

25

03.12-08.12

1

Повторение темы «Эволюция живого мира на Земле»

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (9ч). Тема 2.1. Химическая организация клетки(2ч)

26

03.12-08.12

1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

27

10.12-15.12

2

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч)

28

10.12-15.12

1

Пластический обмен. Биосинтез белка.

29

17.12-22.12

2

Энергетический обмен.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (5ч)

30

17.12-22.12

1

Прокариотическая клетка.

31

24.12-28.12

2

Эукариотическая клетка.

32

24.12-28.12

3

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

33

10.01-12.01

4

Эукариотическая клетка. Ядро.

34

14.01-19.01

5

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов

35

14.01-19.01

1

Повторение темы «Структурная организация живых организмов»

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч). Тема 3.1. Размножение организмов(2ч)

36

21.01-26.01

1

Бесполое размножение.

37

21.01-26.01

2

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) (3ч)

38

28.01-02.02

1

Эмбриональный период развития.

39

28.01-02.02

2

Постэмбриональный период развития.

40

04.02-09.02

3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13ч). Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (7ч)

41

04.02-09.02

1

Основные понятия генетики

42

11.02-16.02

2

Гибридологический  метод  изучения наследования признаков Г.Менделя.

43

11.02-16.02

3

Первый закон Г.Менделя. Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание.

44

18.02-23.02

4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание.

45

18.02-23.02

5

Сцепленное наследование генов.

46

25.02-02.03

6

Генетика пола. Наследование признаков,сцепленных с полом Взаимодействие генов.

47

25.02-02.03

7

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (3ч)

48

04.03-09.03

1

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

49

04.03-09.03

2

Фенотипическая  изменчивость.

50

11.03-16.03

3

Лабораторная работа №5 «Построение вариационной кривой»

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч)

51

11.03-16.03

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

52

18.03-20.03

2

Методы селекции растений и животных.

53

01.04-06.04

3

Селекция микроорганизмов.

54

01.04-06.04

1

Повторение темы «Наследственность и изменчивость организмов»

Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10ч). Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (7ч)

55

08.04-13.04

1

Структура биосферы.

56

08.04-13.04

2

Круговорот веществ в природе.

57

15.04-20.04

3

История формирования сообществ живых организмов

58

15.04-20.04

4

Биогеоценозы и биоценозы.

59

22.04-27.04

5

Абиотические факторы среды.

60

22.04-27.04

6

Интенсивность действия факторов среды.

61

29.04-04.04

7

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Тема 5.2. биосфера и человек (3ч)

62

29.04-04.05

1

Природные ресурсы и их использование.

63

06.05-11.05

2

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

64

06.05-11.05

3

Охрана природы и основы рационального природопользования.

65

13.05-17.05

1

Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды»

Заключение (1ч)

66

13.05-17.05

1

Итоговое повторение «Биология – наука о жизни»

67

20.05-25.05

1

Резервное время

68

20.05-25.05

1

Резервное время

69

1

Резервное время

70

1

Резервное время

Итого количество часов

                

По программе

70

60

5

5

Выполнено

Требования к уровню подготовки учащихся. Биология 9 класс.

В результате изучения предмета учащиеся  9 класса должны:

знать/понимать

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  3. Фундаментальные понятия биологии;
  4. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  5. Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  6. Соотношение социального и биологического в эволюции человека;

Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь

  1. Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растении, животных, в том числе и человека;
  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. Решать генетические задачи, составлять  родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  5. Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  6. Владеть языком предмета.

Литература

Основная литература

1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа.

Методическое пособие для учителя:

1.Мамонтов С.Г.. Захаров В.Б. Общая биология:пособие для средних специальных учебных заведений.М.: Высшая школа, 2003.

2.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3.Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия. 2001.

4 .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;

5.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.

Дополнительная  литература:

1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.; Дрофа. 2004.

2.Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа,2002.

3.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.

Для учащихся:

1.Цибулевский С.В. Захаров В.Б, Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Общие закономерности. 9 класс» . – М.: Дрофа,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...