Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
программа, календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, требование к учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_kl_prog.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № «17»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № «17» _______________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г.
|
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «по биологии»
для 8 класса
Составитель
Парфенова Л.А., учитель биологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина//Программы для общеобразовательных учреждений.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 ч ( 70ч) в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. Рабочая программа для 8-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии,физиологии и гигиены. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психики. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
Из резервного время добавила 1 час на тему «Выделение».
- Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Содержание курса.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема №1.
Место человека в системе органического мира ( 2 ч )
Человек как часть живой природы , место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Человек разумный.
Демонстрация: таблицы ,схемы раскрывающие черты сходства человека и животных.
Тема№2.Происхождение человека (2 ч)
Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация: иллюстрации представителей различных рас человека.
Тема №3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1)
Наука о человеке. Великие анатомы и физиологи.
Тема №4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч )
Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Система органов. Организм.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторная работа №1: Ткани.
Тема №5. Координация и регуляция (10 ч )
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная , периферическая, вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс.
Демонстрация моделей головного мозга.
Практическая работа №1: Изучение головного мозга человека ( по муляжам)
Тема №6. Опора и движение (8 ч )
Скелет человека, его отделы, строение и значение. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей. Заболевание опорно- двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение, развитие и функция мышц. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа №2.Измерение массы и роста своего организма.
Практическая работа №2. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.
Тема №7.Внутренняя среда организма ( 3 ч)
Внутренняя среда организма и её значение .Кровь, её состав и значение. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Группы крови. Иммунитет. Резус- фактор. Переливание крови. Донорство.
Демонстрация схем и таблиц по составу крови и группам крови.
Лабораторная работа №3. Изучение микроскопического строения крови.
Тема №8. Транспорт веществ (4 ч )
Сердце, его строение. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека
Лабораторная работа №4. Определение пульса в разных условиях.
Практическая работа№3. Первая помощь при кровотечениях.
Тема №9. Дыхание (5 ч )
Потребность человека в кислороде. Органы дыхания и их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, лёгких.
Тема №10. Пищеварение (5 ч )
Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторная работа №5.Воздействие слюны на крахмал.
Практическая работа №4. Определение норм рационального питания.
Тема №11. Обмен веществ и энергии (2 ч )
Общая характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Витамины, их роль в обмене веществ.
Тема №12. Выделение ( 3 ч)
Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевание почек.
Демонстрация модели почек.
Тема №13. Покровы тела (3 ч )
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека.
Тема №14. Размножение и развитие (3 ч )
Система органов размножения. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Лактация. Рост и развитие ребёнка .Планирование семьи.
Тема №15. Высшая нервная деятельность (5 ч )
Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Биологические ритмы.
Тема №16. Человек и его здоровье (4 ч )
Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, травмах, обморожении. Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 4 ЧАСА
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/И.Г.Смолина/
«______» ______________ 20____ г
Календарно- тематическое планирование
по биологии 8 класса
на 2012- 2013учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Повторение | Практическая часть | Примечание |
Тема №1.Место человека в системе органического мира (2ч). | ||||||
1 | 01.09-08.09 | 1 | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического вида. | |||
2 | 01.09-08.09 | 2 | Черты сходства человека и животных. Человек разумный | |||
Тема №2. Происхождение человека (2ч). | ||||||
3 | 10.09-15.09 | 1 | Этапы и факторы становления человека. | |||
4 | 10.09-15.09 | 2 | Расы человека, их происхождение и единство. | |||
Тема №3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1ч). | ||||||
5 | 17.09-22.09 | 1 | Наука о человеке. Великие анатомы и физиологи. | |||
Тема №4. Общий обзор строения и функций организма человека(4ч). | ||||||
6 | 17.09-22.09 | 1 | Клеточное строение организма | |||
7 | 24.09-29.09 | 2 | Ткани и органы | Лабораторная работа №1. Ткани | ||
8 | 24.09-29.09 | 3 | Системы органов. Организм | |||
9 | 01.10-06.10 | 4 | Повторение темы: « Общий обзор строения и функций организма человека». | |||
Тема №5. Координация и регуляция(10ч). | ||||||
10 | 01.10-06.10 | 1 | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | |||
11 | 08.10-13.10 | 2 | Гормоны, их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | |||
12 | 08.10-13.10 | 3 | Нервная регуляция. Значение нервной системы. | |||
13 | 15.10-20.10 | 4 | Строение и функции спинного мозга. | |||
14 | 15.10-20.10 | 5 | Строение и функции головного мозга.Большие полушария головного мозга | |||
15 | 22.10-27.10 | 6 | Пр.р№1. Изучение головного мозга человека (по муляжам) | |||
16 | 22.10-27.10 | 7 | Органы чувств, их строение и функции. Зрительный анализатор. | |||
17 | 05.11-10.11 | 8 | Строение и функции органов слуха и равновесия. | |||
18 | 05.11-10.11 | 9 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | |||
19 | 12.11-17.11 | 10 | Повторение темы «Координация и регуляция». | |||
Тема№6. Опора и движение (8ч). | ||||||
20 | 12.11-17.11 | 1 | Скелет человека, его отделы, строение и значение. | |||
21 | 19.11-24.11 | 2 | Состав и строение костей. | |||
22 | 19.11-24.11 | 3 | Рост костей. Типы соединения костей. | |||
23 | 26.11-01.12 | 4 | Заболевание опорно-двигательной системы и их профилактика. | Лаб.р №2. Измерение массы и роста своего организма | ||
24 | 26.11-01.12 | 5 | Мышечная система. Строение, развитие и функция мышц.Работа мышц | |||
25 | 03.12-08.12 | 6 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | |||
26 | 03.12-08.12 | 7 | Пр.р№2. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы | |||
27 | 10.12-15.12 | 8 | Повторение темы «Опора и движение». | |||
Тема№7. Внутренняя среда организма (4ч). | ||||||
28 | 10.12-15.12 | 1 | Внутренняя среда организма. | |||
29 | 17.12-22.12 | 2 | Кровь, её состав и значение. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. | Лаб.р №3. Изучение микроскопического строения крови | ||
30 | 17.12-22.12 | 3 | Иммунитет. | |||
31 | 24.12-28.12 | 4 | Группы крови. Плазма крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | |||
Тема№8. Транспорт веществ (4ч) | ||||||
32 | 24.12-28.12 | 1 | Сердце, его строение. Большой и малый круги кровообращения. | |||
33 | 10.01-12.01 | 2 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. | |||
34 | 14.01-19.01 | 3 | Кровяное давление.Заболевание органов кровообращения, их предупреждение | Лаб.р №4. Определение пульса в разных условиях | ||
35 | 14.01-19.01 | 4 | Пр.р№3. Первая помощь при кровотечениях | |||
36 | 21.01-26.01 | 1 | Повторение темы «Внутренняя среда организма» | |||
Тема№9. Дыхание (5ч) | ||||||
37 | 21.01-26.01 | 1 | Потребность человека в кислороде. Органы дыхания и их строение. | |||
37 | 28.01-02.02 | 2 | Газообмен в лёгких и тканях. | |||
39 | 28.01-02.02 | 3 | Дыхательные движения. | |||
40 | 04.02-09.02 | 4 | Регуляция дыхания. | |||
41 | 04.02-09.02 | 5 | Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | |||
Тема№10. Пищеварение (5ч) | ||||||
42 | 11.02-16.02 | 1 | Питательные вещества и пищевые продукты. | |||
43 | 11.02-16.02 | 2 | Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | Лаб.раб №5. Воздействие слюны на крахмал | ||
44 | 18.02-23.02 | 3 | Пищеварение в желудке. | |||
45 | 18.02-23.02 | 4 | Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания | |||
46 | 25.02-02.03 | 5 | Пр.р.№4. Определение норм рационального питания | |||
Тема№11. Обмен веществ и энергии (2ч) | ||||||
47 | 25.02-02.03 | 1 | Общая характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. | |||
48 | 04.03-09.03 | 2 | Витамины, их роль в обмене веществ. | |||
Тема№12. Выделение (2ч) | ||||||
49 | 04.03-09.03 | 1 | Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. | |||
50 | 11.03-16.03 | 2 | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.Заболевание почек. | |||
Тема№13. Покровы тела (3ч) | ||||||
51 | 11.03-16.03 | 1 | Строение и функция кожи. | |||
52 | 18.03-20.03 | 2 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. | |||
53 | 01.04-06.04 | 3 | Заболевание кожи и их предупреждение. | |||
54 | 01.04-06.04 | 1 | Повторение темы «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела» | |||
Тема№14. Размножение и развитие (3ч) | ||||||
55 | 08.04-13.04 | 1 | Система органов размножения. | |||
56 | 08.04-13.04 | 2 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Лактация. | |||
57 | 15.04-20.04 | 3 | Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. | |||
Тема№15. Высшая нервная деятельность (5ч) | ||||||
58 | 15.04-20.04 | 1 | Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов. | |||
59 | 22.04-27.04 | 2 | Торможение, его виды и значение. | |||
60 | 22.04-27.04 | 3 | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. | |||
61 | 29.04-04.05 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | |||
62 | 29.04-04.05 | 5 | Повторение темы «Высшая нервная деятельность». | |||
Тема№16. Человек и его здоровье (4ч) | ||||||
63 | 06.05-11.05 | 1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | |||
64 | 06.05-11.05 | 2 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, травмах, обморожении. | |||
65 | 13.05-18.05 | 3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | |||
66 | 13.05-18.05 | 4 | Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окр.среде | |||
67 | 20.05-25.05 | 1 | Резервное время | |||
68 | 20.05-25.05 | 2 | Резервное время | |||
69 | 27.05-31.05 | 3 | Резервное время | |||
70 | 27.05-31.05 | 4 | Резервное время | |||
Итого количество часов: | ||||||
По программе | 70 | 60 | 6 | 4 | ||
Выполнено |
Требования к уровню подготовки учащихся 8класса.
В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:
Знать/понимать
- Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;
- Особенности жизни как формы существования материи;
- Фундаментальные понятия биологии;
- Строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
- Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
- Топографию органов в организме человека;
- Особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельности, прямохождением, социальным образом жизни;
- Особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
- Особенности роста и развития человеческого торганизма;
- Влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;
- Приёмы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
- Влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
- Влияние образа жизни и вредных привычек (алкогализм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ – инфекции на организм человека;
Уметь
- Распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;
- Находить связь между строением и функциями органов;
- Объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- Осуществлять элементарные приёмы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
- Оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
- Работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- Владеть языком науки.
Литература
Основная литература
1.Сонин Н.И., Сапин М.Р.. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
Методическое пособие для учителя:
1.Н.Б.Ранева, Сонин Н.И. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.;
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;
3.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.
Дополнительная литература
1.Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном. М.: Дрофа, 2007;
2.Рохлов В. С., Сивоглазов В.И. Человек и его окружение. М.: Центр «Планитариум»,1987.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1983.
3.Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2006.,
4.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.
Для учащихся:
1.Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...