Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Парфенова Людмила Анатольевна

программа, календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, требование к учащимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_kl_prog.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № «17»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 ________    / И.Г.Смолина /


«______» ______________ 20____ г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № «17»

_______________ / И.Г.Смолина /


«______» ______________ 20____ г.

         

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «по  биологии»

                                                                     

для 8 класса

Составитель

Парфенова Л.А., учитель биологии

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная  записка.

        Рабочая программа  составлена  на  основе  Федерального  Государственного стандарта, Примерной  программы  основного  общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для   8  класса «Человек» автора Н.И. Сонина//Программы для общеобразовательных учреждений.

        Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для  8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме  2 ч ( 70ч) в неделю.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. Рабочая программа  для  8-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется  место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии,физиологии и гигиены. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психики. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся.

        В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

        Из резервного время добавила 1 час на тему «Выделение».

  1. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
  2. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  3. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Содержание  курса.

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема №1.

Место человека в системе органического мира ( 2 ч )

Человек как часть живой природы , место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Человек разумный.

Демонстрация: таблицы ,схемы раскрывающие черты сходства человека и животных.

Тема№2.Происхождение человека (2 ч)

        Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация: иллюстрации представителей различных рас человека.

Тема №3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1)

        Наука о человеке. Великие анатомы и физиологи.

Тема №4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч )

        Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Система органов. Организм.

        Демонстрация схем систем органов человека.

        Лабораторная работа №1: Ткани.

Тема №5. Координация и регуляция (10 ч )

        Гуморальная регуляция

        Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

        Нервная регуляция

        Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная , периферическая, вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс.

        Демонстрация моделей головного мозга.

        Практическая работа №1: Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

Тема №6. Опора и движение (8 ч )

        Скелет человека, его отделы, строение и значение. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей. Заболевание опорно- двигательной системы и их профилактика.

        Мышечная система. Строение, развитие и функция мышц. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

        Демонстрация скелета человека, отдельных костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

        Лабораторная работа №2.Измерение массы и роста своего организма.

        Практическая работа №2. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

        Тема №7.Внутренняя среда организма ( 3 ч)

        Внутренняя среда организма и её значение .Кровь, её состав и значение. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Группы крови. Иммунитет. Резус- фактор. Переливание крови. Донорство.

        Демонстрация схем и таблиц по составу крови и группам крови.

        Лабораторная работа №3. Изучение микроскопического строения крови.

        Тема №8. Транспорт веществ (4 ч )

        Сердце, его строение. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их  предупреждение.

        Демонстрация моделей сердца человека

        Лабораторная работа №4. Определение пульса в разных условиях.

        Практическая работа№3. Первая помощь при кровотечениях.

        Тема №9. Дыхание (5 ч )

        Потребность человека в кислороде. Органы дыхания и их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

        Демонстрация моделей гортани, лёгких.

        Тема №10. Пищеварение (5 ч )

        Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Гигиена питания.

        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

        Лабораторная работа №5.Воздействие слюны на крахмал.

        Практическая работа №4. Определение норм рационального питания.

        Тема №11. Обмен  веществ и энергии (2 ч )

        Общая характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Витамины, их роль в обмене веществ.

        Тема №12. Выделение ( 3 ч)

        Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевание почек.

        Демонстрация модели почек.

        Тема №13. Покровы тела (3 ч )

        Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи и их предупреждение.

        Демонстрация схем строения кожных покровов человека.

        Тема №14. Размножение и развитие (3 ч )

        Система органов размножения. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Лактация. Рост и развитие ребёнка .Планирование семьи.

        Тема №15. Высшая нервная деятельность (5 ч )

        Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Торможение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Биологические ритмы.

        Тема №16. Человек и его здоровье (4 ч )

        Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, травмах, обморожении. Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

        Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

        РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ  4 ЧАСА

 

        

        

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И.Г.Смолина/

«______» ______________ 20____ г

Календарно- тематическое планирование

по биологии  8 класса

на 2012- 2013учебный год.

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Повторение

Практическая часть

Примечание

Тема №1.Место человека в системе органического мира (2ч).

1

01.09-08.09

1

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического вида.

2

01.09-08.09

2

Черты сходства человека и животных. Человек разумный

Тема №2. Происхождение человека (2ч).

3

10.09-15.09

1

Этапы и факторы становления человека.

4

10.09-15.09

2

Расы человека, их происхождение и единство.

Тема №3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1ч).

5

17.09-22.09

1

Наука о человеке. Великие анатомы и физиологи.

Тема №4. Общий обзор строения и функций организма человека(4ч).

6

17.09-22.09

1

Клеточное строение организма

7

24.09-29.09

2

Ткани и органы

Лабораторная работа №1. Ткани

8

24.09-29.09

3

Системы органов. Организм

9

01.10-06.10

4

Повторение темы: « Общий обзор строения и функций организма человека».

Тема №5. Координация и регуляция(10ч).

10

01.10-06.10

1

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

11

08.10-13.10

2

Гормоны, их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

12

08.10-13.10

3

Нервная регуляция. Значение нервной системы.

13

15.10-20.10

4

Строение и функции спинного мозга.

14

15.10-20.10

5

Строение и функции головного мозга.Большие полушария головного мозга

15

22.10-27.10

6

Пр.р№1. Изучение головного мозга человека (по муляжам)

16

22.10-27.10

7

Органы чувств, их строение и функции. Зрительный анализатор.

17

05.11-10.11

8

Строение и функции органов слуха и равновесия.

18

05.11-10.11

9

Органы осязания, обоняния, вкуса.

19

12.11-17.11

10

Повторение темы «Координация и регуляция».

Тема№6. Опора и движение (8ч).

20

12.11-17.11

1

Скелет человека, его отделы, строение и значение.

21

19.11-24.11

2

Состав и строение костей.

22

19.11-24.11

3

 Рост костей. Типы соединения костей.

23

26.11-01.12

4

Заболевание опорно-двигательной системы и их профилактика.

Лаб.р №2. Измерение массы и роста своего организма

24

26.11-01.12

5

Мышечная система. Строение, развитие и функция мышц.Работа мышц

25

03.12-08.12

6

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

26

03.12-08.12

7

Пр.р№2. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы

27

10.12-15.12

8

Повторение  темы «Опора и движение».

Тема№7. Внутренняя среда организма (4ч).

28

10.12-15.12

1

Внутренняя среда организма.

29

17.12-22.12

2

Кровь, её состав и значение. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Лаб.р №3. Изучение микроскопического строения крови

30

17.12-22.12

3

Иммунитет.

31

24.12-28.12

4

Группы крови. Плазма крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Тема№8. Транспорт веществ (4ч)

32

24.12-28.12

1

Сердце, его строение. Большой и малый круги кровообращения.

33

10.01-12.01

2

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

34

14.01-19.01

3

Кровяное давление.Заболевание органов кровообращения, их предупреждение

Лаб.р №4. Определение пульса в разных условиях

35

14.01-19.01

4

Пр.р№3. Первая помощь при кровотечениях

36

21.01-26.01

1

Повторение темы «Внутренняя среда организма»

Тема№9. Дыхание (5ч)

37

21.01-26.01

1

Потребность человека в кислороде. Органы дыхания и их строение.

37

28.01-02.02

2

 Газообмен в лёгких и тканях.

39

28.01-02.02

3

Дыхательные движения.

40

04.02-09.02

4

Регуляция дыхания.

41

04.02-09.02

5

Искусственное дыхание. Голосовой  аппарат.

Тема№10. Пищеварение (5ч)

42

11.02-16.02

1

Питательные вещества и пищевые продукты.

43

11.02-16.02

2

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

Лаб.раб №5. Воздействие слюны на крахмал

44

18.02-23.02

3

Пищеварение в желудке.

45

18.02-23.02

4

Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания

46

25.02-02.03

5

Пр.р.№4. Определение норм рационального питания

Тема№11. Обмен веществ и энергии (2ч)

47

25.02-02.03

1

Общая характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмен.

48

04.03-09.03

2

Витамины, их роль в обмене веществ.

Тема№12. Выделение (2ч)

49

04.03-09.03

1

Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.

50

11.03-16.03

2

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.Заболевание почек.

Тема№13. Покровы тела (3ч)

51

11.03-16.03

1

Строение и функция кожи.

52

18.03-20.03

2

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.

53

01.04-06.04

3

Заболевание кожи и их предупреждение.

54

01.04-06.04

1

Повторение темы «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела»

Тема№14.  Размножение и развитие (3ч)

55

08.04-13.04

1

Система органов размножения.

56

08.04-13.04

2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Лактация.

57

15.04-20.04

3

Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Тема№15. Высшая нервная деятельность (5ч)

58

15.04-20.04

1

Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов.

59

22.04-27.04

2

Торможение, его виды и значение.

60

22.04-27.04

3

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

61

29.04-04.05

4

Особенности высшей нервной деятельности человека.

62

29.04-04.05

5

Повторение темы «Высшая нервная деятельность».

Тема№16. Человек и его здоровье (4ч)

63

06.05-11.05

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

64

06.05-11.05

2

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, травмах, обморожении.

65

13.05-18.05

3

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

66

13.05-18.05

4

Человек и окружающая среда. Среда  обитания. Правила поведения человека в окр.среде

67

20.05-25.05

1

Резервное время

68

20.05-25.05

2

Резервное время

69

27.05-31.05

3

Резервное время

70

27.05-31.05

4

Резервное время

Итого количество часов:


По программе


70


60


6


4

Выполнено

Требования к уровню подготовки учащихся  8класса.

        В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

Знать/понимать

  1. Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;
  2. Особенности жизни как формы существования материи;
  3. Фундаментальные понятия биологии;
  4. Строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
  5. Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
  6. Топографию органов в организме человека;
  7. Особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельности, прямохождением, социальным образом жизни;
  8. Особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
  9. Особенности роста и развития человеческого торганизма;
  10. Влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;
  11. Приёмы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
  12. Влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
  13. Влияние образа жизни и вредных привычек (алкогализм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ – инфекции на организм человека;

Уметь

  1. Распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;
  2. Находить связь между строением и функциями органов;
  3. Объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
  4. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  5. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  6. Осуществлять элементарные приёмы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
  7. Оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
  8. Работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  9. Владеть языком науки.

Литература

Основная литература

1.Сонин Н.И., Сапин М.Р.. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. 

Методическое пособие для учителя:

1.Н.Б.Ранева, Сонин Н.И. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.;

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;

3.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.

Дополнительная  литература

1.Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном. М.: Дрофа, 2007;

2.Рохлов В. С., Сивоглазов В.И. Человек и его окружение. М.: Центр «Планитариум»,1987.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1983.

3.Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек».- М.: Дрофа, 2006.,

4.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.

Для учащихся:

1.Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...