Рабочая программа 7 класс биология
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Парфенова Людмила Анатольевна

пояснительная записка, календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_prog_7_kl.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № «17»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 ________    / И.Г.Смолина /

«______» ______________ 20____ г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № «17»

_______________ / И.Г.Смолина /

«______» ______________ 20____ г.

         

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «по  биологии»                                                                     

для 7 класса

Составитель

Парфенова Л.А., учитель биологии

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

                                                                       Содержание  курса.

Введение (3ч).

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения  учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Царства живой природы.

Царство  Прокариоты (3ч).

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Экологическая роль и медицинское значение.

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.

Царство Грибы (4ч).

Общая характеристика грибов (3ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация. Различные представители царства Грибы.

Лабораторная работа. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2

Лишайники (1ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников.

Царство Растения (16ч)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (2ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.

Тема 3.2

Низшие растения (2ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей. Распространение в водных и наземных биоценозах. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения водорослей.

Высшие растения (4ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Отдел Хвощевидные; Особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл, распространение в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.

Лабораторная работа. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные растения (6ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства. Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка.

Лабораторная работа. Изучение строения покрытосеменных растений.

Царство Животные (37ч)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие Простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

 

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль  в природных сообществах.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.6

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация.Схема строения и цикл развития аскариды человеческой.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3ч)

Особенности организации кольчатых червей; вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей  многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7ч)

ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс  Ракообразные. Общая характеристика на примере речного рака. Многообразие и значение ракообразных в  биоценозах. Класс  Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Класс Насекомые. Многообразие насекомых.

Демонстрация. Схема строения речного рака.

Тема 4.10

Тип Иглокожие (1ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1ч)

Происхождение Хордовых; подтип бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его строения.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы (2ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2ч)

Первые Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающихся (2ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как. Чешуйчатые, крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах.

Демонстрация. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Охрана и привлечение птиц.

Демонстрация. Схема строения рептилий и птиц.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери. Настоящие звери. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойскую эру. Основные отряды плацентарных. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающих.

Демонстрация. Многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа. Изучение строения млекопитающих.

Царство Вирусы (2ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Заключение (1ч)

Особенностиорганизации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И.Г.Смолина/

«______» ______________ 20____г

Календарно- тематическое планирование

По   биологии  7 класс

на 2012- 2013 учебный год.

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Повторение

Практическая часть

Примечание

Введение (3 ч)

1

01.09-08.09

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

2

01.09-08.09

2

Ч. Дарвин и происхождение видов.

3

10.09-15.09

3

Многообразие организмов и их классификация.

Раздел 1. Царство Прокариоты. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)

4

10.09-15.09

1

Общая характеристика и происхождение прокариот.

5

17.09-22.09

2

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот .

6

17.09-22.09

3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение.

Раздел 2. Царство Грибы. Общая характеристика грибов (4ч)

7

24.09-29.09

1

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

8

24.09-29.09

2

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№1.Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

9

01.10-06.10

3

Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Лишайники.

10

01.10-06.10

4

Повторение темы «Царство Прокариоты. Царство Грибы»

Раздел 3. Царство Растения. Общая характеристика растений (2ч)

11

08.10-13.10

1

Общая характеристика царства Растения.

12

08.10-13.10

2

Систематика растений; низшие и высшие растения.

Низшие растения (2ч)

13

15.10-20.10

1

Подцарство Низшие растения. Размножение и развитие водорослей.

14

15.10-20.10

2

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Л.р.№2.Изучение внешнего строения водорослей

Высшие растения (4ч)

15

22.10-27.10

1

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

16

22.10-27.10

2

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№3.Изучение внешнего строения мхов

17

05.11-10.11

3

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности.

18

05.11-10.11

4

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№4.Изучение внешнего строения папоротника

Отдел Голосеменные растения (2ч)

19

12.11-17.11

1

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№5.Изучение строения голосеменных растений

20

12.11-17.11

2

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Отдел Покрытосеменные растения(6ч)

21

19.11-24.11

1

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

Л.р.№6.Изучение строения покрытосеменных растений

22

19.11-24.11

2

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

23

26.11-01.12

3

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

24

26.11-01.12

4

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и паслёновых.

25

03.12-08.12

5

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства злаковых.

26

03.12-08.12

6

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства лилейных.

27

10.12-15.12

7

Повторение темы «Царство растения».

Раздел 4.Царство Животные. Общая характеристика животных. Подцарство  Одноклеточные (2ч)

28

10.12-15.12

1

Общая характеристика царства Животные. Особенности организации одноклеточных, их классификация

29

17.12-22.12

2

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

Подцарство Многоклеточные. Тип кишечнополостные (3ч)

30

17.12-22.12

1

Особенности организации многоклеточных.

31

24.12-28.12

2

Особенности организации кишечнополостных.

32

24.12-28.12

3

Многообразие кишечнополостных. Значение в природе, жизни человека.

Тип Плоские черви (2ч)

33

10.01-12.01

1

Особенности организации плоских червей.

34

14.01-19.01

2

Плоские черви – паразиты. Многообразие плоских червей – паразитов. Меры профилактики паразитических заболеваний.

Тип Круглые черви (1ч)

35

14.01-19.01

1

Тип Круглые черви, особенности их организации.

Тип Кольчатые черви (3ч)

36

21.01-26.01

1

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

Л.р.№7.Внешнее строение дождевого червя

37

21.01-26.01

2

Многообразие кольчатых червей.

38

28.01-02.02

3

Класс Многощетинковые и Малощетинковые.

Моллюски (2ч)

39

28.01-02.02

1

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

40

04.02-09.02

2

Многообразие моллюсков, значение в природе.

41

04.02-09.02

1

Повторение темы «Тип Кишечнополостные.Строение и многообразие червей»

Тип Членистоногие (7ч)

42

11.02-16.02

1

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

43

11.02-16.02

2

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

44

18.02-23.02

3

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

45

18.02-23.02

4

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

46

25.02-02.03

5

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

47

25.02-02.03

6

Размножение и развитие насекомых.

48

04.03-09.03

7

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Тип Иглокожие (1ч)

49

04.03-09.03

1

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

50

11.03-16.03

1

.

Повторение темы «Тип Членистоногие Тип Иглокожие»

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1ч)

51

11.03-16.03

1

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Тип Позвоночные. Надкласс Рыбы (2ч)

52

18.03-20.03

1

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

53

01.04-06.04

2

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

Класс Земноводные (2ч)

54

01.04-06.04

1

Класс Земноводные, особенности строения и  жизнедеятельности .

55

08.04-13.04

2

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

Класс Пресмыкающихся (2ч)

56

08.04-13.04

1

Класс Пресмыкающихся, особенности строения и жизнедеятельности.

57

15.04-20.04

2

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Класс Птицы (4ч)

58

15.04-20.04

1

Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№8. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

59

22.04-27.04

2

Особенности организации птиц, связанные с полётом.

60

22.04-27.04

3

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

61

29.04-04.05

4

Повторение темы «Класс Птицы»

Класс Млекопитающие (4ч)

62

29.04-04.05

1

Класс Млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р.№9. Изучение строения млекопитающих.

63

06.05-11.05

2

Плацентарные млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности.

64

06.05-11.05

3

Сумчатые и Первозвери.

65

13.05-18.05

4

Повторение темы «Класс Млекопитающие»

Царство Вирусы (1ч)

66

13.05-18.05

1

Общая характеристика вирусов. История их развития. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека.

67

20.05-25.05

Резервное время.

68

20.05-25.05

Резервное время

69

27.05-31.05

Резервное время

70

27.05-31.05

Резервное время.

Итого количество часов:

По программе

70

6

Выполнено

Требование к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения предмета учащиеся 7 класса должны:

  знать / понимать

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Фундаментальные понятия биологии;
  3. О существовании эволюционной теории;
  4. Основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

уметь

  1. Пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. Работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план , конспект, реферат ;
  5. Владеть языком предмета

Литература

  1. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009. 

Методическое пособие для учителя:

  1. Захаров В. Б., Сонин Н. И.Биология. Многообразие живых организмов: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Сонин Н.И. Методическое пособие к учебнику. 7класс. – М.: Дрофа, 2006.

 3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;

4. Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.

Дополнительная литература для учителя:

1.Сборник «уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006г.;

Для учащихся:

1.Сонин Н. И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...