Рабочая программа 6 класс биология
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Пояснительная записка, календарно тематическое планирование для курса по биологии по 6 класссу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_biologiya_got.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № «17»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № «17» _______________ / И.Г.Смолина / «______» ______________ 20____ г.
|
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «по биологии»
для 6 класса
Составитель
Парфенова Л.А., учитель биологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н. И. Сонина.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предлагается рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм 6 класс».
Задачи обучения по биологии:
Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды.
Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно – познавательной деятельности:
- Использование для познания окружающего мира различных методов(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование…)
- Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- Исследование несложных практических ситуаций; использование практических и лабораторных работ, описание результатов этих работ;
- Творческое решение учебных и практических и практических задач;
- Самостоятельная организация учебной деятельности;
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю (35ч из них 1ч резервное время).
Содержание курса. Биология 6 класс.
Введение (1ч)
Биология. Живой организм. Цели и задачи.
Строение и свойства живых организмов (10ч)
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Строение растительной и животной клеток (2ч)
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различие в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.3
Ткани растений и животных (2ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа 2.Ткани живых организмов.
Тема 1.4
Органы и системы органов (4ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение. Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Система органов. Основные системы органов животного организма.
Лабораторная работа 3. Распознавание органов у растений и животных.
Тема 1.5
Растения и животные как целостный организм (1ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Жизнедеятельность организма (23часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4ч)
Сущность понятия «питания». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация. Действия слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2
Дыхание (2ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация. Опыты. Дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (2ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части.
Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4
Выделение (2ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5
Опорные системы (2ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация. Скелеты млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых.
Лабораторная работа.4. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6
Движение (2ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторная работа 5. Передвижение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (3ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8
Размножение (3ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое и половое. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация. Способы размножения растений; разнообразие и строения соцветий.
Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9
Рост и развитие (3ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация. Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.
Лабораторная работа.6. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)
Организм и среда (1час)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества (1ч)
Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природные сообщества и экосистемы. Цепи питания.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/И.Г.Смолина/
«______» ______________ 20____ г
Календарно- тематическое планирование
по биологии 6 класса
на 2012 – 2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Повторение | Практическая часть | Примечание |
Введение (1ч) | ||||||
1 | 01.09 -08.09 | 1 | Живая и неживая природа. | |||
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов (10ч).Тема 1.1.Основные свойства живых организмов ( 1ч ) | ||||||
2 | 10.09.-15.09 | 1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | |||
Тема 1.2.Строение растительной и животной клеток (2ч) | ||||||
3 | 17.09-22.09 | 1 | Клетка – элементарная частица живого. | |||
4 | 24.09-29.09 | 2 | Строение и функции органоидов клетки. | Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) | ||
Тема 1.3.Ткани растений и животных (2ч) | ||||||
5 | 01.10-06.10 | 1 | Типы тканей растений, их многообразие, значение и особенности строения. | Лабораторная работа №2. Ткани растений | ||
6 | 08.10-13.10 | 2 | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. | Лабораторная работа №3. Ткани животных. | ||
Тема 1.4.Органы и системы органов (4ч) | ||||||
7 | 15.10-20.10 | 1 | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Строение корня. | |||
8 | 22.10-27.10 | 2 | Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. | |||
9 | 05.11-10.11 | 3 | Лист, строение и функции. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Строение семян. | |||
10 | 12.11-17.11 | 4 | Системы органов животных | Лабораторная работа №4. Распознавание органов у растений и животных. | ||
Тема 1.5.Растения и животные как целостный организм (1ч) | ||||||
11 | 19.11-24.11 | 1 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. | |||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (23ч).Тема 2.1.Питание и пищеварение (3ч) | ||||||
12 | 26.11-01.12 | 1 | Сущность понятия «питания». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание. | |||
13 | 03.12-08.12 | 2 | Особенности питания животных. | |||
14 | 10.12-15.12 | 3 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | |||
Тема 2.2. Дыхание (2ч). | ||||||
15 | 17.12-22.12 | 1 | Значение дыхания. Дыхание растений. | |||
16 | 24.12-28.12 | 2 | Дыхание у животных. Органы дыхания животных организмов. | |||
Тема 2.3.Передвижение веществ в организме (2ч) | ||||||
17 | 10.01-12.01 | 1 | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Перенос веществ в организмах животных | |||
18 | 14.01-19.01 | 2 | Практическая работа№1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | |||
Тема 2.4. Выделение (2ч) | ||||||
19 | 21.01-26.01 | 1 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений . | |||
20 | 28.01-02.02 | 2 | Выделение у животных. Обмен веществ и энергии. | |||
Тема 2.5 Опорные системы (2ч) | ||||||
21 | 04.02-09.02 | 1 | Значение опорных систем в жизни организма. Опорные системы растений. | |||
22 | 11.02-16.02 | 2 | Опорные системы животных. | Лабораторная работа №5. Разнообразие опорных систем животных | ||
Тема 2.6 Движение (1ч) | ||||||
23 | 18.02-23.02 | 1 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. | Лабораторная работа №6. Передвижение дождевого червя. | ||
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3ч) | ||||||
24 | 25.02-02.03 | 1 | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой.Регуляция процессов жизнедеятельности организма. | |||
25 | 04.03-09.03 | 2 | Эндокринная система, её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | |||
26 | 11.03-20.03 | 3 | Ростовые вещества растений. | |||
Тема 2.8 Размножение (3ч) | ||||||
27 | 01.04-06.04 | 1 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое и половое. | |||
28 | 08.04-13.04 | 2 | Практическая работа№2.Вегетативное размножение комнатных растений. | |||
29 | 15.04-20.04 | 3 | Половое размножение растений и живтных.Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | |||
Тема 2.9 Рост и развитие (2ч) | ||||||
30 | 22.04-27.04 | 1 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян | |||
31 | 29.04-04.05 | 2 | Рост и развитие животных. | Лабораторная работа №7. Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) | ||
32 | 06.05-11.05 | 1 | Повторение темы «Жизнед-сть организма» | |||
Тема 3.1Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества. (1ч) | ||||||
33 | 13.05-18.05 | 1 | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Природные сообщества и экосистемы. Цепи питания. | |||
34 | 20.05-25.05 | 1 | Резервное время | |||
35 | 27.05-31.05 | 1 | Резервное время | |||
Итого количество часов: | ||||||
По программе | 35 | 32 | 1 | 2 | ||
Выполнено |
Требование к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Учащиеся должны:
Называть:
- Признаки живых организмов;
- Неорганические вещества, их роль в клетке;
- Органические вещества, их роль в клетке;
- Типы тканей растений;
- Типы тканей животных;
- Функции тканей;
- Органы цветкового растения;
- Типы корневых систем;
- Органы и системы органов животных;
- Значение опорной системы у растений;
- Типы скелетов у животных;
- Значение размножения, виды размножения;
- Условия среды, необходимые для прорастания семян;
- Этапы развития животных;
- Виды экологических факторов;
- Группы организмов в экосистеме;
Сравнивать:
- Клетки животного и растительного организма;
- Ткани растений и животных;
- Процессы пищеварения у разных групп животных;
Описывать :
- Многообразие соцветий;
- Сущность биологических процессов почвенного питания;
- Сущность биологических процессов питания животных;
- Строение и разнообразие опорных систем;
- Сущность бесполого и полового размножения;
Литература
Основная:
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Методическое пособие для учителя:
1.Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.;
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.; Дрофа, 2005г.;
3.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.; Дрофа, 2006г.
Дополнительная литература для учителя:
1.Сборник «уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006г.;
2.И.А.акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс».- М.: Дрофа, 2006;
Для учащихся:
1.Сонин Н. И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа,2009.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по биологии
1.Доска, мел.
2.Стол,стул(для учителя)
3.Столы, стулья(для учащихся)
4.Вытяжной шкаф
5.Дидактический материал
6.Таблицы по биологии:
1.Мутационная изменчивость растений и животных.
2. Методы работы И.В.Мичурина отдалённая гибридизация.
3.Строение и уровни организации белка.
4.Биогеоценоз.
5.Центры многообразия и происхождения культурных растений.
6.Полиплоидия у растений.
7.Хромосомный механизм определения пола.
8.Генетический код.
9.ДНК.
10.Взаимодействие частей развивающегося зародыша.
11.Зарастание водоёма.
12.Фотосинтез.
13.Вирусы.
14.Строение растительной клетки.
7.Муляжи. Модели. Коллекции.
1.Сердце.
2.Глаза.
3.Уха.
4.Гортань.
5.Головной мозг.
6.Околощитовидная железа.
7.Хрящи гортани с подъязычной костью и отрезком трахеи.
8.Продолговатый мозг, модель неразборная.
9. Поджелудочная железа.
10.Щитовидная железа.
11.Зобная железа.
12.Надпочечная железа.
13.Гомология строения тазового и плечевого пояса позвоночных.
14.Гомология задних конечностей.
15.Гомология строение черепа.
16.Примеры защитных приспособлений у животных.
17.Коллекция происхождения человека.
18.Модель динамическая, цикл развития папоротника.
19.Модель динамическая, цикл развития мха.
20.------------------------------- цикл развития гриба.
21.Пчела медоносная(коллекция).
22.Тутовый шелкопряд (коллекция).
23.Вредители важнейших с/х культур.
24.Бабочки (коллекция).
25.Набор муляжей(овощи).
26.Гербарий.
27.Динамическое пособие «Деление клетки».
28.---------------------------- «Перекрест хромосом».
29.---------------------------«Законы Менделя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...