Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник Сонин Н.И. 35 час.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 324.5 КБ |
Содержание, тематическое планирование | 324.5 КБ |
biol_5.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 5
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Универсальные учебные действия:
Сравнивает разные живые организмы
Формирует понятие «живой организм»
Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах
Доказывает связь живой и неживой природы
Показывает рисунки, связанные с природой,
Противопоставляет различные науки о природе
Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе
Осмысливает разнообразие наук о природе
Знакомится с историей открытия и понятием «клетка»
Доказывает, что они живые
Изучает различные виды клеток
Объясняет причину их отличия
Распознает части клетки: органоиды
Сравнивает животную и растительную клетки
Осознает единство строения клеток
Моделирует строение клеток
Понимает появление множества клеток из одной
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле
Различает древних животных и растений по картинкам
Комментирует первичность водных обитателей
Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.
Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.
Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов
Дает определение Эволюции органического мира
Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
Сравнивает представителей царств живой природы
Приводит примеры основных представителей царств живой природы
Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы
Определяет предмет изучения систематики
Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики
Понимает принцип современной классификации живых организмов
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Знакомится с тремя средами обитания
Характеризует условия каждой из них
Выявляет приспособления организмов к среде обитания.
Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания
Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.
Различает естественные и искусственные сообщества
Составляет элементарные пищевые цепи
Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ
Делает вывод о круговороте веществ в природе
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Получает представление об эволюции человека.
Выделяет три вида людей
Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)
Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека
Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека
Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа
Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека
Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)
Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)
Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Демонстрационные работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Термины и понятия: ядро, цитоплазма, кожица, автотрофы, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, гетеротрофы.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Эволюция растений и животных – 1час.
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого – 1 час.
Бактерии. Грибы – 2часа.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Многообразие растительного мира –5 часов.
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Многообразие животного мира – 5 часов.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Термины и понятия: Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Голосеменные.Спора.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)
Термины и понятия: Материки, флора, фауна, тундра, тайга,сообщество.
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Лаб.раб. № 7)
Термины и понятия: пустыня, экологическая безопасность, масса тела.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Дата проведения занятия | |||
Плани- руемая | Факти- ческая | ||||||||
1 | Раздел 1 Живой организм: строение и изучение (9 часов) | 9 | |||||||
| Введение-4 часа | ||||||||
1.1 | Что такое живой организм | ||||||||
1.2 | Науки о живой природе. Лаб. Работа №1 | 1 | |||||||
1.3 | Методы изучения природы Лабораторная работа №2 | 1 | |||||||
1.4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. | ||||||||
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организма-3часа | |||||||||
1.5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3 | 1 | |||||||
1.6 | Живые клетки. | ||||||||
1.7 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 | 1 | |||||||
1.8 | Процессы жизнедеятельности-2 часа. Вещества и явления в окружающем мире. Обмен веществ. Питание. | ||||||||
1.9 | Дыхание и его роль в жизни организма. Контрольная работа | 1 | |||||||
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация(14час) | 14 | ||||||||
2 | Эволюция растений и животных-2 часа | ||||||||
2.1 | Как развивалась жизнь на Земле | ||||||||
2.2 | Разнообразие живого | ||||||||
Бактерии. Грибы.-2 часа | |||||||||
2.3 | Бактерии | ||||||||
2.4 | Грибы | ||||||||
Многообразие растительного мира-5 час | |||||||||
2.5 | Водоросли | ||||||||
2.6 | Мхи. Папоротники | ||||||||
2.7 | Голосеменные. | ||||||||
2.8 | Покрытосеменные (Цветковые) растения | ||||||||
2.9 | Значение растений в природе и в жизни человека. Промежуточный контроль. Тест | ||||||||
2.10 | Многообразие животного мира-5 час. | ||||||||
2.11 | Простейшие | ||||||||
2.12 | Беспозвоночные | ||||||||
2.13 | Позвоночные | ||||||||
2.14 | Значение животных в природе и в жизни человека. | ||||||||
2.15 | Контрольная работа №2 | 1 | |||||||
3. | Раздел 3. Среда обитания живых организмов(6час) | ||||||||
3.1 | Три среды обитания | ||||||||
3.2 | Жизнь на разных материках. | ||||||||
3.3 | Природные зоны Земли | ||||||||
3.4 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 | 1 | |||||||
3.5 | Природные сообщества. Практическая работа №1 | 1 | |||||||
3.6 | Контрольная работа №3 | 1 | |||||||
Раздел 4. Человек на Земле (5 час) | |||||||||
4.1 | Как человек появился на Земле? Лабораторная работ №6 | 1 | |||||||
4.2 | Как человек изменил Землю | ||||||||
4.3 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | ||||||||
4.4 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7 | 1 | |||||||
4.5 | Итоговое тестирование Контрольная работа №4 | 1 | |||||||
4.6 | Повторение. | ||||||||
итого | 8 | 4 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 5
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Универсальные учебные действия:
Сравнивает разные живые организмы
Формирует понятие «живой организм»
Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах
Доказывает связь живой и неживой природы
Показывает рисунки, связанные с природой,
Противопоставляет различные науки о природе
Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе
Осмысливает разнообразие наук о природе
Знакомится с историей открытия и понятием «клетка»
Доказывает, что они живые
Изучает различные виды клеток
Объясняет причину их отличия
Распознает части клетки: органоиды
Сравнивает животную и растительную клетки
Осознает единство строения клеток
Моделирует строение клеток
Понимает появление множества клеток из одной
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле
Различает древних животных и растений по картинкам
Комментирует первичность водных обитателей
Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.
Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.
Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов
Дает определение Эволюции органического мира
Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
Сравнивает представителей царств живой природы
Приводит примеры основных представителей царств живой природы
Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы
Определяет предмет изучения систематики
Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики
Понимает принцип современной классификации живых организмов
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Знакомится с тремя средами обитания
Характеризует условия каждой из них
Выявляет приспособления организмов к среде обитания.
Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания
Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.
Различает естественные и искусственные сообщества
Составляет элементарные пищевые цепи
Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ
Делает вывод о круговороте веществ в природе
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Получает представление об эволюции человека.
Выделяет три вида людей
Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)
Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека
Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека
Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа
Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека
Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)
Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)
Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Демонстрационные работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Термины и понятия: ядро, цитоплазма, кожица, автотрофы, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, гетеротрофы.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Эволюция растений и животных – 1час.
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого – 1 час.
Бактерии. Грибы – 2часа.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Многообразие растительного мира –5 часов.
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Многообразие животного мира – 5 часов.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Термины и понятия: Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Голосеменные.Спора.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)
Термины и понятия: Материки, флора, фауна, тундра, тайга,сообщество.
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Лаб.раб. № 7)
Термины и понятия: пустыня, экологическая безопасность, масса тела.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Дата проведения занятия | |||
Плани- руемая | Факти- ческая | ||||||||
1 | Раздел 1 Живой организм: строение и изучение (9 часов) | 9 | |||||||
| Введение-4 часа | ||||||||
1.1 | Что такое живой организм | ||||||||
1.2 | Науки о живой природе. Лаб. Работа №1 | 1 | |||||||
1.3 | Методы изучения природы Лабораторная работа №2 | 1 | |||||||
1.4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. | ||||||||
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организма-3часа | |||||||||
1.5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3 | 1 | |||||||
1.6 | Живые клетки. | ||||||||
1.7 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 | 1 | |||||||
1.8 | Процессы жизнедеятельности-2 часа. Вещества и явления в окружающем мире. Обмен веществ. Питание. | ||||||||
1.9 | Дыхание и его роль в жизни организма. Контрольная работа | 1 | |||||||
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация(14час) | 14 | ||||||||
2 | Эволюция растений и животных-2 часа | ||||||||
2.1 | Как развивалась жизнь на Земле | ||||||||
2.2 | Разнообразие живого | ||||||||
Бактерии. Грибы.-2 часа | |||||||||
2.3 | Бактерии | ||||||||
2.4 | Грибы | ||||||||
Многообразие растительного мира-5 час | |||||||||
2.5 | Водоросли | ||||||||
2.6 | Мхи. Папоротники | ||||||||
2.7 | Голосеменные. | ||||||||
2.8 | Покрытосеменные (Цветковые) растения | ||||||||
2.9 | Значение растений в природе и в жизни человека. Промежуточный контроль. Тест | ||||||||
2.10 | Многообразие животного мира-5 час. | ||||||||
2.11 | Простейшие | ||||||||
2.12 | Беспозвоночные | ||||||||
2.13 | Позвоночные | ||||||||
2.14 | Значение животных в природе и в жизни человека. | ||||||||
2.15 | Контрольная работа №2 | 1 | |||||||
3. | Раздел 3. Среда обитания живых организмов(6час) | ||||||||
3.1 | Три среды обитания | ||||||||
3.2 | Жизнь на разных материках. | ||||||||
3.3 | Природные зоны Земли | ||||||||
3.4 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 | 1 | |||||||
3.5 | Природные сообщества. Практическая работа №1 | 1 | |||||||
3.6 | Контрольная работа №3 | 1 | |||||||
Раздел 4. Человек на Земле (5 час) | |||||||||
4.1 | Как человек появился на Земле? Лабораторная работ №6 | 1 | |||||||
4.2 | Как человек изменил Землю | ||||||||
4.3 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | ||||||||
4.4 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7 | 1 | |||||||
4.5 | Итоговое тестирование Контрольная работа №4 | 1 | |||||||
4.6 | Повторение. | ||||||||
итого | 8 | 4 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 5
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Универсальные учебные действия:
Сравнивает разные живые организмы
Формирует понятие «живой организм»
Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах
Доказывает связь живой и неживой природы
Показывает рисунки, связанные с природой,
Противопоставляет различные науки о природе
Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает
Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе
Осмысливает разнообразие наук о природе
Знакомится с историей открытия и понятием «клетка»
Доказывает, что они живые
Изучает различные виды клеток
Объясняет причину их отличия
Распознает части клетки: органоиды
Сравнивает животную и растительную клетки
Осознает единство строения клеток
Моделирует строение клеток
Понимает появление множества клеток из одной
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле
Различает древних животных и растений по картинкам
Комментирует первичность водных обитателей
Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.
Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.
Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов
Дает определение Эволюции органического мира
Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
Сравнивает представителей царств живой природы
Приводит примеры основных представителей царств живой природы
Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы
Определяет предмет изучения систематики
Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики
Понимает принцип современной классификации живых организмов
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Знакомится с тремя средами обитания
Характеризует условия каждой из них
Выявляет приспособления организмов к среде обитания.
Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания
Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.
Различает естественные и искусственные сообщества
Составляет элементарные пищевые цепи
Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ
Делает вывод о круговороте веществ в природе
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Получает представление об эволюции человека.
Выделяет три вида людей
Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)
Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека
Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека
Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа
Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека
Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе,
работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый метод,
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)
Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)
Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Демонстрационные работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Термины и понятия: ядро, цитоплазма, кожица, автотрофы, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, гетеротрофы.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Эволюция растений и животных – 1час.
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого – 1 час.
Бактерии. Грибы – 2часа.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Многообразие растительного мира –5 часов.
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Многообразие животного мира – 5 часов.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Термины и понятия: Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Голосеменные.Спора.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)
Термины и понятия: Материки, флора, фауна, тундра, тайга,сообщество.
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Лаб.раб. № 7)
Термины и понятия: пустыня, экологическая безопасность, масса тела.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Дата проведения занятия | |||
Плани- руемая | Факти- ческая | ||||||||
1 | Раздел 1 Живой организм: строение и изучение (9 часов) | 9 | |||||||
| Введение-4 часа | ||||||||
1.1 | Что такое живой организм | ||||||||
1.2 | Науки о живой природе. Лаб. Работа №1 | 1 | |||||||
1.3 | Методы изучения природы Лабораторная работа №2 | 1 | |||||||
1.4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. | ||||||||
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организма-3часа | |||||||||
1.5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3 | 1 | |||||||
1.6 | Живые клетки. | ||||||||
1.7 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 | 1 | |||||||
1.8 | Процессы жизнедеятельности-2 часа. Вещества и явления в окружающем мире. Обмен веществ. Питание. | ||||||||
1.9 | Дыхание и его роль в жизни организма. Контрольная работа | 1 | |||||||
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация(14час) | 14 | ||||||||
2 | Эволюция растений и животных-2 часа | ||||||||
2.1 | Как развивалась жизнь на Земле | ||||||||
2.2 | Разнообразие живого | ||||||||
Бактерии. Грибы.-2 часа | |||||||||
2.3 | Бактерии | ||||||||
2.4 | Грибы | ||||||||
Многообразие растительного мира-5 час | |||||||||
2.5 | Водоросли | ||||||||
2.6 | Мхи. Папоротники | ||||||||
2.7 | Голосеменные. | ||||||||
2.8 | Покрытосеменные (Цветковые) растения | ||||||||
2.9 | Значение растений в природе и в жизни человека. Промежуточный контроль. Тест | ||||||||
2.10 | Многообразие животного мира-5 час. | ||||||||
2.11 | Простейшие | ||||||||
2.12 | Беспозвоночные | ||||||||
2.13 | Позвоночные | ||||||||
2.14 | Значение животных в природе и в жизни человека. | ||||||||
2.15 | Контрольная работа №2 | 1 | |||||||
3. | Раздел 3. Среда обитания живых организмов(6час) | ||||||||
3.1 | Три среды обитания | ||||||||
3.2 | Жизнь на разных материках. | ||||||||
3.3 | Природные зоны Земли | ||||||||
3.4 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 | 1 | |||||||
3.5 | Природные сообщества. Практическая работа №1 | 1 | |||||||
3.6 | Контрольная работа №3 | 1 | |||||||
Раздел 4. Человек на Земле (5 час) | |||||||||
4.1 | Как человек появился на Земле? Лабораторная работ №6 | 1 | |||||||
4.2 | Как человек изменил Землю | ||||||||
4.3 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | ||||||||
4.4 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7 | 1 | |||||||
4.5 | Итоговое тестирование Контрольная работа №4 | 1 | |||||||
4.6 | Повторение. | ||||||||
итого | 8 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
программы по биологии к учебнику Сонина
программы по биологии...
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...