Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин Н.И., 70 ч/год и 2ч/нед
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, требования к уровню знаний учащихся, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_8_klass_sonin.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание Стр.
Пояснительная записка ………………………………………………………………….3
Тематическое планирование…………………………………………………………….4
Содержание программы………………………………………………………………….4
Календарно-тематическое планирование……………………………………………....8
Требования к уровню знаний учащихся………………………………………………. 12
Учебно-методический комплект………………………………………………………..13
Пояснительная записка
Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма.
В программу введены сведения о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Предлагаемые лабораторные и практические работы, а также самонаблюдения направлены на активное познание свойств организма человека и развитие умений учащихся по уходу за своим организмом.
Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношения к человеку как личности.
Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели и задачи изучаемого раздела:
- Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
- Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
- Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.
- Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
- Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
В программу внесены следующие изменения:
- увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем:
- №2 «Происхождение человека» на 1 час;
- №5 «Координация и регуляция» на 1 час;
- №7 «Внутренняя среда организма» на 1 час;
- добавлено по1 часу в темы №№5,8, 10 на проведение контрольных работ. Всего 3 контрольных работы по темам: №1 «Координация и регуляция», №2 «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ», №3 «Дыхание» и «Пищеварение»;
- резервное время составляет 1 час.
Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 8 класс».
Тематическое планирование базовый уровень 70 ч (2 ч/нед)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных | Практических | |||
1 | Место человека в системе органического мира. | 2 | ||
2 | Происхождение человека. | 2 | ||
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | ||
4 | Общий обзор строения и функций организма человека. | 4 | 1 | 1 |
5 | Координация и регуляция. | 12 | 1 | |
6 | Опора и движение. | 8 | 1 | |
7 | Внутренняя среда организма. | 4 | 1 | |
8 | Транспорт веществ. | 4 | ||
9 | Дыхание. | 5 | 1 | |
10 | Пищеварение. | 5 | 1 | 1 |
11 | Обмен веществ и энергии. | 2 | ||
12 | Выделение. | 2 | ||
13 | Покровы тела. | 3 | ||
14 | Размножение и развитие. | 3 | ||
15 | Высшая нервная деятельность . | 5 | ||
16 | Человек и его здоровье. | 4 | ||
Резерв | 3 | |||
всего | 70 | 5 | 3 |
Содержание программы
Тема 1. Человек как биологический вид (2 ч.)1
Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)1
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)1
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.).
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа:
1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)
Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.
Демонстрация схем строения эндокринных желёз; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.
Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторная работа:
2. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Практическая работа:
2. Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 ч.)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа:
3. Изучение внешнего строения костей.
Практическая работа:
3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
4. Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.1
Демонстрация схем и таблиц, посвящённых составу крови, группам крови.
Лабораторная работа:
4. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.1
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторная работа:
5. Измерение кровяного давления.
Практическая работа:
5. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 ч.)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Демонстрация моделей гортани, лёгких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.
Практическая работа:
6. Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 ч.)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторная работа:
6. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Практическая работа:
7. Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 ч.)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 ч.)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.1 Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторная работа:
7. изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Практическая работа:
8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Резервное время – 3 ч.
1 Темы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (70ч; 2ч/нед)
№ п/п | Название темы | Из них | Дата | |
Лабор. работ | Практ. работ | |||
Тема 1. Человек как биологический вид (2ч.) | ||||
1.1 | Место человека в системе органического мира. | |||
1.2 | Особенности человека. | |||
Тема 2. Происхождение человека (3ч.) | ||||
2.1 | Происхождение человека. Этапы его становления. | |||
2.2 | Происхождение человека. Этапы его становления. | |||
2.3 | Расы человека. Их происхождение и единство. | |||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч.) | ||||
3.1 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | |||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4ч.) | 1 | 1 | ||
4.1 | Клеточное строение организма. | |||
4.2 | Клеточное строение организма. | |||
4.3 | Ткани и органы. | |||
4.5 | Органы. Системы органов. Организм. | |||
Тема 5. Координация и регуляция (11ч.+1) | 1 | 1 | ||
5.1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека. | |||
5.2 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, её нарушения. | |||
5.3 | Нервная регуляция. Значение и строение нервной системы | |||
5.4 | Спинной мозг. | |||
5.5 | Строение и функции головного мозга. | |||
5.6 | Полушария большого мозга. | |||
5.7 | Полушария большого мозга. Мозг и способности. | |||
5.8 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. | |||
5.9 | Анализатор слуха и равновесия. | |||
5.10 | Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. | |||
5.11 | Чувствительный анализатор. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. | |||
5.12 | Контрольная работа №1 по теме: «Координация и регуляция». | |||
Тема 6. Опора и движение (8ч.) | 2 | 1 | ||
6.1 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. | |||
6.2 | Строение, свойства костей, типы их соединений. | |||
6.3 | Строение, свойства костей, типы их соединений. | |||
6.4 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | |||
6.5 | Мышцы, их строение и функции. | |||
6.6 | Работа мышц. | |||
6.7 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | |||
6.8 | Взаимосвязь строения и функции опорно - двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | |||
Тема 7. Внутренняя среда организма (4ч.) | 1 | |||
7.1 | Внутренняя среда организма и её значение. | |||
7.2 | Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их значение и функции. | |||
7.3 | Иммунитет. | |||
7.4 | Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор. | |||
Тема 8. Транспорт веществ (4ч.+1) | 1 | 1 | ||
8.1 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | |||
8.2 | Работа сердца. | |||
8.3 | Движение крови и лимфы по сосудам. | |||
8.4 | Заболевание сердечно - сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении. | |||
8.5 | Контрольная работа №2 по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ». | |||
Тема 9. Дыхание (5ч.) | 1 | |||
9.1 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | |||
9.2 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Жизненная ёмкость легких. | |||
9.3 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. | |||
9.4 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | |||
9.5 | Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вредное влияние курения. | |||
Тема 10. Пищеварение (5ч.+1) | 1 | 1 | ||
10.1 | Пищевые продукты и питательные вещества. | |||
10.2 | Пищеварение в ротовой полости | |||
10.3 | Пищеварение в желудке и кишечнике | |||
10.4 | Пищеварение в желудке и кишечнике | |||
10.5 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | |||
10.6 | Контрольная работа №3 по темам: «Дыхание» и «Пищеварение». | |||
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч.) | ||||
11.1 | Обмен веществ. | |||
11.2 | Витамины. | |||
Тема 12. Выделение (2ч.) | ||||
12.1 | Выделение. Строение и работа почек. | |||
12.2 | Заболевание почек, их предупреждение. | |||
Тема 13. Покровы тела (3ч.) | ||||
13.1 | Строение и функции кожи. | |||
13.2 | Роль кожи в терморегуляции организма. Заболевания кожи и их предупреждение. | |||
13.3 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | |||
Тема 14. Размножение и развитие (3ч.) | ||||
14.1 | Половая система человека: строение и гигиена. | |||
14.2 | Возрастные процессы. | |||
14.3 | Возрастные процессы. Планирование семьи. | |||
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5ч.) | ||||
15.1 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, её виды, роль в приспособлении к условиям жизни. | |||
15.2 | Торможение. Его виды и значения. | |||
15.3 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | |||
15.4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс. | |||
15.5 | Типы нервной деятельности. | |||
Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.) | ||||
16.1 | Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | |||
16.2 | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, переутомление, гиподинамия. | |||
16.3 | Оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях. | |||
16.4 | Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде. | |||
69ч. | Резерв 1 час. |
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
- признаки сходства и отличия человека и животных;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
- оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методический комплект:
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 216с.
- Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
Методическая литература:
- Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 139с.
- Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособ. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240с.
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...