Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин Н.И., 70 ч/год и 2ч/нед
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, требования к уровню знаний учащихся, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya_8_klass_sonin.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание                                                                                                                    Стр.

Пояснительная записка ………………………………………………………………….3

Тематическое планирование…………………………………………………………….4

Содержание программы………………………………………………………………….4

Календарно-тематическое планирование……………………………………………....8

Требования к уровню знаний учащихся………………………………………………. 12

Учебно-методический комплект………………………………………………………..13

Пояснительная записка

Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма.

В программу введены сведения о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Предлагаемые лабораторные и практические работы, а также самонаблюдения направлены на активное познание свойств организма человека и развитие умений учащихся по уходу за своим организмом.

Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношения к человеку как личности.

Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта  среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Цели и задачи изучаемого раздела:

  1. Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
  2. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
  3. Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.
  4. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
  5. Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.

В программу внесены следующие изменения:

  1. увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем:
  1. №2 «Происхождение человека»  на 1 час;
  2. №5 «Координация и регуляция» на 1 час;
  3. №7 «Внутренняя среда организма» на 1 час;
  1. добавлено по1 часу в темы №№5,8, 10 на проведение контрольных работ. Всего 3 контрольных работы по темам: №1 «Координация и регуляция», №2 «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ», №3 «Дыхание» и «Пищеварение»;
  2. резервное время составляет 1 час.

Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология  8 класс».

Тематическое планирование базовый уровень 70 ч (2 ч/нед)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

Практических

1

Место человека в системе органического мира.

2

2

Происхождение человека.

2

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека.

4

1

1

5

Координация и регуляция.

12

1

6

Опора и движение.

8

1

7

Внутренняя среда организма.

4

1

8

Транспорт веществ.

4

9

Дыхание.

5

1

10

Пищеварение.

5

1

1

11

Обмен веществ и энергии.

2

12

Выделение.

2

13

Покровы тела.

3

14

Размножение и развитие.

3

15

Высшая нервная деятельность .

5

16

Человек и его здоровье.

4

Резерв

3

всего

70

5

3

Содержание программы

Тема 1. Человек как биологический вид (2 ч.)1

Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)1

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)1

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.).

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа:

1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.

Демонстрация схем строения эндокринных желёз; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.

Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий  и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторная работа:

2. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Практическая работа:

2. Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч.)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.  Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

3. Изучение внешнего строения костей.

Практическая работа:

3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

4. Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.)

Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.1

Демонстрация схем и таблиц, посвящённых составу крови, группам крови.

Лабораторная работа:

4. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.1

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторная работа:

5. Измерение кровяного давления.

Практическая работа:

5. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 ч.)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Демонстрация моделей гортани, лёгких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.

Практическая работа:

6. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 ч.)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторная работа:

6. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа:

7. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 ч.)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 ч.)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.1 Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа:

7. изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Практическая работа:

8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Резервное время  – 3 ч.

1 Темы, выделенные курсивом,  подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (70ч; 2ч/нед)

№ п/п

Название темы

Из них

Дата

Лабор.

работ

Практ. работ

Тема 1. Человек как биологический вид (2ч.)

1.1

Место человека в системе органического мира.

1.2

Особенности человека.

Тема 2. Происхождение человека (3ч.)

2.1

Происхождение человека. Этапы его становления.

2.2

Происхождение человека. Этапы его становления.

2.3

Расы человека. Их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч.)

3.1

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4ч.)

1

1

4.1

Клеточное строение организма.

4.2

Клеточное строение организма.

4.3

Ткани и органы.

4.5

Органы. Системы органов. Организм.

Тема 5. Координация и регуляция (11ч.+1)

1

1

5.1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

5.2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, её нарушения.

5.3

Нервная регуляция. Значение и строение нервной системы

5.4

Спинной мозг.

5.5

Строение и функции головного мозга.

5.6

Полушария большого мозга.

5.7

Полушария большого мозга. Мозг и способности.

5.8

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

5.9

Анализатор слуха и равновесия.

5.10

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние, вкус.

5.11

Чувствительный анализатор. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость.

5.12

Контрольная  работа №1 по теме: «Координация и регуляция».

Тема 6. Опора и движение (8ч.)

2

1

6.1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

6.2

Строение, свойства костей, типы их соединений.

6.3

Строение, свойства костей, типы их соединений.

6.4

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

6.5

Мышцы, их строение и функции.

6.6

Работа мышц.

6.7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

6.8

Взаимосвязь строения и функции опорно - двигательного аппарата. Роль двигательной  активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4ч.)

1

7.1

Внутренняя среда организма и её значение.

7.2

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их значение и функции.

7.3

Иммунитет.

7.4

Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

Тема 8. Транспорт веществ (4ч.+1)

1

1

8.1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

8.2

Работа сердца.

8.3

Движение крови и лимфы по сосудам.

8.4

Заболевание сердечно - сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении.

8.5

Контрольная работа №2 по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ».

Тема 9. Дыхание (5ч.)

1

9.1

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

9.2

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Жизненная ёмкость легких.

9.3

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

9.4

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

9.5

Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вредное влияние курения.

Тема 10. Пищеварение (5ч.+1)

1

1

10.1

Пищевые продукты и питательные вещества.

10.2

Пищеварение в ротовой полости

10.3

Пищеварение в желудке и кишечнике

10.4

Пищеварение в желудке и кишечнике

10.5

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

10.6

Контрольная работа №3 по темам: «Дыхание» и «Пищеварение».

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч.)

11.1

Обмен веществ.

11.2

Витамины.

Тема 12. Выделение (2ч.)

12.1

Выделение. Строение и работа почек.

12.2

Заболевание почек, их предупреждение.

Тема 13. Покровы тела (3ч.)

13.1

Строение и функции кожи.

13.2

Роль кожи в терморегуляции организма. Заболевания кожи и их предупреждение.

13.3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Тема 14. Размножение и развитие (3ч.)

14.1

Половая система человека: строение и гигиена.

14.2

Возрастные процессы.

14.3

Возрастные процессы. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая  нервная деятельность (5ч.)

15.1

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, её виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

15.2

Торможение. Его виды и значения.

15.3

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

15.4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс.

15.5

Типы нервной деятельности.

Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.)

16.1

Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

16.2

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, переутомление, гиподинамия.

16.3

Оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

16.4

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

69ч.

Резерв 1 час.

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  1. признаки сходства и отличия человека и животных;
  2. сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  3. особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  1. объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  2. изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  4. выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  5. сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  6. определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  7. анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  2. оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методический комплект:

  1. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 216с.

  1. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.

Методическая литература:

  1. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 139с.
  2. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособ. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240с.
  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...