Урок-игра в 7 классе по теме "Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок-игра по биологии в 7 классе по теме "Моллюски" Учитель : Шумаков Дмитрий Алексеевич,Вышне-Дубовецкая ООШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра в 7 классе по теме "Моллюски" | 115.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра в 7 классе по теме «Тип Моллюски»
Задачи урока:
- Обобщить и расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюски;
- В игровой форме закрепить полученные знания и результаты.
Оборудование:
- Компьютер, проектор;
- Презентация «Многообразие моллюсков»;
- Рисунки, фотографии моллюсков, прикрепленные на магнитной доске;
- Раковины моллюсков.
Домашнее задание: подготовить сообщения о важнейших представителях типа Моллюски.
Ход урока.
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы обобщим все полученные вами знания о моллюсках. Урок мы проведем необычный – в форме игры.
Класс делится на команды по пять человек в каждой (методом жеребьевки).
Учитель назначает капитанов команд.
Учитель: Тип Моллюски объединяет около 230 тыс. видов. Моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители достигают 20 м в длину. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище находятся внутренние органы. Нога служит органом движения. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – мантией. У большинства моллюсков мантия снаружи выделяет известковую раковину.
В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.
Основные сведения о внешнем и внутреннем строении моллюсков, их размножении, значении в природе и жизни человека мы изучили на прошлых уроках. На этом уроке наша задача – повторить и расширить полученные вами знания.
Одновременно демонстрируется презентация «Многообразие моллюсков».
Капитанам команд раздается по 6 листов бумаги (1/2 часть А4). На первом листе капитан записывает состав своей команды, на остальных 5 – ответы к заданиям.
Листы со списками передаются в жюри, состоящее из двух старшеклассников. На листах в дальнейшем записывается количество баллов, набранное командой за каждый конкурс.
Учитель: Итак, начинаем игру! Всем удачи!
Раздается задание №1.
Допишите в предложениях недостающие слова.
- Моллюски имеют … симметрию.
- В отличие от кольчатых червей их тело не …
- Тело моллюсков делится на три отдела: …
- Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих … образ жизни.
- У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …
- Тело моллюска покрыто кожной складкой - …
- Активно плавающие моллюски потеряли …
- Моллюски, обитающие в воде, дышат … , наземные формы дышат с помощью …
- Сердце моллюсков состоит из …
- Между мантией и телом находится …
- Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями …
Примерное время на выполнение задания – 2-3 минуты. Если какая-либо из команд выполняет задание и сдает ответы первой, остальные команды также сразу сдают ответы на задание.
Жюри подсчитывает результаты и записывает их на листах со списками команд и на доске.
В это время учитель озвучивает правильные ответы.
Задания 2-5 выполняются аналогично.
Задание №2.
Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).
- Нервная система
- Кровеносная система
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Половая система
А) удаление жидких продуктов распада
Б) газообмен между организмом и окружающей средой
В) переваривание пищи
Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое
Д) воспроизведение потомства
Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами
Задание №3.
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.
- Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества.
- Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.
- Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.
- Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.
- Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.
- Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.
- Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.
- Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.
- Все моллюски – растительноядные животные.
- Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.
- Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.
- Прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.
- Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.
- Прудовики и катушки – раздельнополые животные.
- Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.
- Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.
- Водные улитки в водоемах имеют большое значение как фильтраторы воды.
Задание №4.
Отгадайте ребусы.
Мягкотелые …
Он в неё прячется.
Помогают дышать у водных
Движет кровь
Служит для соскабливания
Они выделяют
Умеющие распознавать запахи
Имеющие две половинки
Обладают реактивностью
Производится во время защиты
Задание №5.
Отгадайте кроссворд по теме «Брюхоногие моллюски».
1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.
Используя начальные буквы, впишите названия двустворчатых моллюсков (по горизонтали).
Подсчитав сумму полученных баллов за задания, жюри подводит итоги и выявляет победителей. Три команды-победительницы награждаются грамотами и символическими подарками.
Использованная литература:
- В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
- П.И.Липатов, учитель биологии, многопрофильный лицей «Единство», г.Междуреченск Кемеровской области. «Кроссворды по классам моллюсков».
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс», М., «ВАКО», 2008.
- http://biouroki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"
Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...