Методическая разработка урока
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Баландина Наталья Леонидовна

Биология 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии

«Тип Плоские черви»

Предмет: биология

Класс: 7 общеобразовательный класс

Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин

Учебник: «Биология. Животные»

Авторы учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. 

Цели урока:

Образовательная:  углубить знания по предмету, ознакомить учащихся с основными характеристиками типа Круглые черви, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией.

Развивающая: совершенствовать у учащихся:

  1. умение работать с различными источниками информации,
  2. умение работать с терминами и применять их в различных ситуациях,
  3. умение работать в парах,
  4. умение работать с таблицами,
  5. сохранять заданный темп урока.

Воспитательная: слушать и слышать другого человека, усвоение необходимости выполнения гигиенических мероприятий, уважительное отношение друг к другу.

Оформление: таблицы «Аскарида» , «Круглые черви», «Жизненный цикл человеческой аскариды».

Оборудование, необходимое для урока: ПК и проектор, диск с видеофильмом «Биология. Беспозвончные. Членистоногие. Хордовые. Млекопитающие», рекомендованный Министерством Образования России. Распечатки кроссворда. Учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные».

В данном уроке использованы элементы:

  1. технологии критического мышления
  2. игровых технологии
  3. проблемного обучения
  4. групповой работы.

Технологическая карта урока.

Длительность

Этап

Краткое описание деятельности учителя

Краткое описание деятельности учащихся

1.

1 мин.

Организационный этап

Приветствие, подготовка к уроку, включение учащихся в деловой ритм урока, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.  

Здороваются с учителем, записывают  дату проведения урока.

2.

























3.










2 мин.
























12 мин.










1 мин.

Мотивация учебной деятельности























Актуализа-

ция опорных знаний






Сегодня мы с вами должны познакомиться с интереснейшей группой животных. Эти черви – объект пристального изучения учёных – эмбриологов, изучающих развитие организмов. Ведь из каждой клеточки раннего зародыша формируется свой орган, чётко определённый! А ещё эти животные – основная масса зоопланктона пресных водоёмов – коловратки, самые маленькие из всех многоклеточных животных, которым питаются рыбы, которых вы ловите. Я не говорю уже о гельминтологах (Что изучает наука гельминтология?). Вы знаете, что у всех детей берут анализы на «яйца глист», в первую очередь на выявление наличия аскарид.  Конечно, я говорю о представителях типа Круглые черви! Запишите тему урока. (Записывает тему урока на доске, вешает таблицу «Аскарида»)

Как сделать так, чтобы обезопасить себя от этих гельминтов? Врага надо знать в лицо!

Выводит на экран кроссворд «Плоские черви», раздаёт индивидуальные листки с кроссвордом плохо видящим детям, осуществляет контроль за учащимися, отвечает на организационные вопросы в индивидуальном порядке, проверяет правильность выполнения работы у первых 5 выполнивших работу учеников на оценку. Возможна проверка у ряда учеников на оценку – за 10-9 вписанных слов – «5», за 7-8 – «4», за 5-6 – «3». Через 10 мин. – фронтальная самостоятельная проверка.

Вернитесь к таблице, которую мы начали заполнять на прошлом уроке. Вспомните, на какие аспекты мы должны обратить особое внимание.






Напоминаю, что у каждого в руке карандаш для записей в таблице. Итак, приготовились? Продолжаем!




















Записывают тему урока в тетрадь.





Индивидуально работают с кроссвордом, демонстрируемым на экране, дети с ослабленным зрением получают листы с кроссвордом индивидуально


Открывают таблицу, перечисляют признаки сравнения – местообитание, многообразие, вид дыхания, питания, наличие органов и их систем.

4.

10 мин.

Изучение нового материала

Видеофильм «Тип Плоские Черви» (3мин 30 сек).




Отвечаю на вопросы по фильму, которые наверняка появляются после просмотра. (1мин. 30 сек).


Открываем учебник стр.35, читаем, делая пометки на полях карандашом. Напоминаю, что значок «v» означает, что это вы уже знаете, «+» - новая информация,  «?» - информация, непонятная для вас.

Что нового вы узнали?



Что непонятно?

Отвечаю на появившиеся вопросы. Если есть возможность переадресовать вопрос классу, делаю это.

Смотрят видеофильм, делают записи в таблице карандашом.

Задают появившиеся вопросы по фильму.

Индивидуальная работа с учебником.



Проговаривают вслух по цепочке новый материал.

Задают вопросы, выслушивают ответы учителя и одноклассников.

5.

7 мин.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний.

Вернулись к таблице, работая в парах, заполним столбец «Тип Плоские Черви».

Отвечает на вопросы, подходя к парам. поднявшим руку, следит за уровнем громкости работы, помогает слабым ученикам, вопросы, непонятные нескольким парам, выносит на обсуждение  в класс.

Заносят полученные сведения в таблицу, обсуждают их, корректируют свои знания.

6.

6 мин.

Контроль и первичная проверка знаний

А сейчас  - «Звёздный час»! Кто хочет поучаствовать? ( Выходят 3 ученика, у каждого набор карточек с цифрами 1, 2, 3. Встают в проходы на уровне 4 парты. Учитель задаёт тестовый вопрос и 3 варианта ответа. Дети поднимают карточку с номером правильного ответа. Если отвечено правильно, ученик делает шаг вперёд. Три правильных ответа -  три шага вперёд, оценка «5», 2 правильных ответа – «4», 1 – «3». «5» выставляется в журнал обязательно, «4» - по желанию ученика, «3» - не выставляются. Примеры вопросов:

1. Полость тела Круглых червей заполнена:

1. неструктурированными клетками

2. жидкостью под давлением (+)

3. мышечной тканью

2.  Опасными паразитами растений являются:

1. аскариды

2. коловратки

3. нематоды (+)

3.  Заражение человеческой аскаридой происходит при:

1. несоблюдении норм личной гигиены (+)

2. поедании недостаточно прожаренного мяса

3. заражении ран и порезов.

По себя отвечают на поставленные вопросы, после поднятия карточек озвучивают правильный ответ, обсуждают его в случае необходимости.

7.

3 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Что нового вы узнали? Что произвело наиболее сильное впечатление? О чём, придя домой, вы расскажете родителям?

Что ещё вы хотели бы узнать об этом типе животных?

Отвечают на вопросы. Задают свои вопросы.

8.

3 мин.

Информа-ция о домашнем задании

Записываем домашнее задание. Параграф 8, письменно в тетради – «Что я буду делать, чтобы не заразиться гельминтами». По желанию – презентации «Многообразие Круглых червей», «Особенности строения Круглых червей».  2 человека по выбору учителя  готовят устные сообщения «Пиявки», «Морские многощетинковые черви».

Учитель записывает дом. задание на доске.

Записывают домашнее задание в дневниках

Всем спасибо! Урок окончен!

 

Кроссворд по теме «Плоские черви»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1. Тип многоклеточных животных.
  2. Представитель класса турбеллярий
  3. Наука, изучающая червей-паразитов.
  4. Червь-паразит 1-1,5 см в длину, опасный своей пузырчатой стадией
  5. Тип симметрии плоских червей.
  6. Группа клеток с межклеточным веществом. Впервые в ходе эволюции появляется у животных, относящихся к №1.
  7. Организм, в котором происходит бесполое размножение паразита - ….  хозяин.
  8. Средний клеточный слой, из которого в ходе развития формируется мышечная и половая системы
  9. Ответная реакция организма на действие из вне при помощи нервной системы.

10. Система органов, отсутствующая у ленточных червей.

                   

Ответы к кроссворду.

1.

2.

П

л

а

н

а

р

и

я

3.

г

е

л

ь

м

и

н

т

о

л

о

г

и

я

4.

э

х

и

н

о

к

о

к

к

5.

д

в

у

с

т

о

р

о

н

н

я

я

6.

т

к

а

н

ь

и

7.

п

р

о

м

е

ж

у

т

о

ч

н

ы

й

ч

8.

м

е

з

о

д

е

р

м

а

9.

р

е

ф

л

е

к

с

10.

п

и

щ

е

в

а

р

и

т

е

л

ь

н

а

я

и

Использованные источники информации.

  1. А.Г.Резанов Зоология в таблицах, схемах, рисунках. 7-8 класс - М.: Издат-школа 2000, 1999 г.
  2. В.В.Латюшкин, В.А.Шапкин Биология. Животные. 7 класс.- М.: Дрофа, 2004 г.
  3. В.Н.Семенова Биология. Технологические карты. 7 класс. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001 г.
  4. Д.В.Вахненко Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по биологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.

Планируемое заполнение таблицы к концу урока. «Сравнительная характеристика типов червей».

Признаки, свойства

Тип Плоские черви

Класс Турбелля-  Класс Сосальщи-   Класс Ленточные

рии (Ресничные)   ки (Трематоды)     черви (Цестоды)        

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Класс Полихеты  Класс Олигохеты  Класс Пиявки

(Многощетинко-  (Малощетинко-

вые)                         вые)  

Среда обитания

водная

организменная

организменная

Водная, почвен-ная,организменная

Форма тела

Сплющено в спинно-брюш- ном направл.

Сегментировано.

Сплющено в спинно-брюш- ном направл.

Присоски

Сплющена в спинно-брюш- ном направл.

Крючья, присоски

Округлое в сечении

Гидроскелет!!!

Дыхание

Через покровы тела

Анаэробное

Анаэробное

Через покровы тела или анаэробы

Питание и пищ.система

Рот, подвижная глотка, слепо-замкнутый кишечник. Мелкая добыча и орг.остатки

Рот, подвижная глотка, слепо-замкнутый кишечник. Кровь и клетки печени

Отсутствует. Всасывает всей поверхностью пит. в-ва из кишечника хозяина

Сквозной. Рот, кишечник, анальное отверстие

Выделение

Выд. трубочки с порами

Выд. трубочки с порами

Выд. трубочки открываются на заднем членике

Два канала, открываются в головной части

Кровенос.система

нет

нет

нет

нет

Нервная система

Головной н. узел, 2 н. ствола

Развита слабо

Развита слабо

Окологлоточное н.кольцо, нервы

Размножение

Гермафродиты

Откладыв.кокон

Гермафродиты

20 тыс яиц в сут

Гермафродиты

Высокая плодов

Раздельнополые.

Развитие

прямое

Сложный цикл со сменой хозяев

Сложный цикл со сменой хозяев

У аскариды – сложный цикл в человеке

Представители

планарии

Печёночный сосальщик, кровяная двуустка

Солитёр, бычий цепень, лентец, эхинококк

Аскарида, нематода, коловратка, острицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...