Тема урока "Отдел "Мхи"( с использованием ТДМ), 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Татаркина Наталья Валентиновна

Данный материал может быть использован  на уроках биологии по теме "Мхи" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_mhi_tdm.docx31.75 КБ
PDF icon tatarkina_n.v._prezentaciya_otdel_mhi.pdf2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 13

Биология. 7 класс

Тема: «Отдел  Мхи».

Тип урока: Открытие нового знания

Основные цели:

1. Изучить особенности строения  и жизнедеятельности  представителей отдела « Мхи».

2.Закрепить умение  составлять  план характеристики растений  и рассказов по нему ( на примере мхов).

З. Развивать память, мышление, речь, коммуникативные качества.

Материал к занятию.

Демонстрационный:

1. таблица: Внешнее строение мха «Кукушкин лен».

2. Гербарий  мхов: кукушкина льна и сфагнума.

Раздаточный

1.карточки с текстами к самостоятельной работы «Характеристика мхов по плану».

Инструкция: 1. Стрелками соединить  фрагменты плана с положениями характеристики мхов.

2.Цифрами определить последовательность фрагментов плана.

Размножение                                        Афтотрофный

Значение                                        Половое, бесполое, вегетативное

Способ питания                                Заболачивание почв, образование торфа

Среда обитания                                Прямостоячий стебель с листьями и ризоидами Строение                                        Влажная среда        

Эталон для самопроверки

4.Размножение                                Афтотрофный

5.Значение                                        Половое, бесполое, вегетативное

3.Способ питания                                Заболачивание почв, образование торфа

1.Среда обитания                                Прямостоячий стебель с листьями и ризоидами 2.Строение                                        Влажная среда        

Критерии оценок:

0-ошибок  «отлично»

1-2 ошибки  «хорошо»

3-4 ошибки «удовлетворительно»                                                 

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте! Садитесь. Какую науку мы с вами изучаем? (Биологию).

-Что изучает наука биология? (Живые организмы).

-Какие 4 царства изучает наука биология? (Царство прокариот, грибов, растений и животных).

-Какие царства мы с вами уже изучили ?(Царство прокариот и грибов).

-Какие науки изучают царства прокариот и  грибов ? (Микробиология и  микология).

-На прошлом уроке мы начали изучать следующее царство-Растения.  

- Как называется наука, изучающая царство растений ? (Ботаника).

-Вы готовы к дальнейшему изучению мира растений? (Да).

И как обычно,  мы начнем урок с повторения пройденного материала, который в дальнейшем нам будет необходим для получения новых знаний.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Давайте вспомним, что мы знаем о царстве растений? ( оно делится на 2 подцарства: низшие растения и высшие растения).

-Дайте общую характеристику растениям. (Растения имеют клеточное строение. Клетки покрыты твердой  оболочкой, состоящей  в основном из целлюлозы. Под оболочкой есть цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Растения характеризуются неограниченным ростом: они  увеличиваются в размерах  в течение всей своей жизни. Растения ведут, в основном,  прикрепленный  образ жизни. Движения растений связаны с перемещением частей их тела. Практически все растения афтотрофы т.е. способны к фотосинтезу- образованию органических веществ из неорганических под действием света.  Размножаются  половым, бесполым и вегетативным путем.  У низших растений  тело не разделено на органы( к ним относятся водоросли)  и называется таллом. У высших растений тело имеет вегетативные органы: корень, стебель и лист. Царство растений делят на отделы: мхи, хвощи, плауны, папоротники ( они относятся к высшим споровым растениям) и голосеменные ,  покрытосеменные ( они относятся к высшим семенным растениям).)

-Отлично. Характерные отличительные признаки царства растений вы знаете.  Давайте вспомним отличительные признаки низших растений. Как мы уже с вами говорили, тело водорослей называется таллом и не подразделено на органы. А еще какие есть отличительные признаки у водорослей?

(Клеточная стенка, клетки  водоросли,  состоит из целлюлозы и пектиновых веществ. Снаружи   клеточная стенка покрыта слизью. Под клеточной стенкой находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, запасные вещества (крахмал,  полисахара,) одно или несколько ядер и  у некоторых водорослей хроматофор. В большинстве случаев  для водорослей характерен афтотрофный тип питания, но встречается и гетеротрофный тип. Размножаются половым, бесполым  и вегетативным путем.  Водоросли делят на  10 отделов.)

-Хорошо.  Отличительные признаки низших растений вы тоже знаете. Вы готовы к дальнейшему изучению царства растений. Как вы думаете, какой отдел растений мы с вами будем  сегодня изучать и почему? (Мхи, так как мы ведем изучение от простого к сложному, а из высших растений,  мхи  наиболее просто устроенные организмы).

-Да. Из высших споровых,  мхи имеют наиболее простое строение.  Мхи произошли 350млн.лет назад, от первых наземных  растений псилофитов-потомков прибрежных водорослей . Попробуйте сами составить характеристику  мха (кукушкина льна) и написать его отличительные признаки. Время выполнения 5 минут.

Учащиеся составляют характеристику.

-Время вышло. Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Зачитываем характеристики нескольких учеников, сравниваем их между собой.

-Похожи ли ваши характеристики между собой? (Нет)

- Что, вы не смогли сделать? (  Грамотно составить характеристику мха).

3.Выявление места и причины затруднений.

-Почему вы не смогли написать одинаковые характеристики мха? (Потому, что нет четкого плана  действий при составлении характеристики мха)

-Так, что же нам необходимо узнать? (План действий  при составлении характеристики мха).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какова цель нашего урока? ( Грамотно составить характеристику мхов).

-Давайте сформулируем тему урока. ( Отдел  Мхи).   Мы возьмем не все мхи, а только класс листостебельных мхов,  в частности мох - кукушкин лен.

Тему урока записываем на доску и в тетрадь.

- С чего же мы начнем? ( Составим план, а потом по нему характеристику).

-Предлагайте  пункты плана.  (  Строение.  Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение мхов  в природе и жизни человека.)

-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.

Чем мхи отличаются от других высших растений?  ( Мхи приспособлены к обитанию во влажных местах). Следовательно,  какой пункт будет первым? ( Среда обитания).

-Какой будет второй пункт? ( Строение, так как оно отличается от строения других высших растений)

- Что будет третьим и четвертым пунктами?

- Какой пункт будет завершающий?

 В результате под руководством учителя выстраиваются пункты плана, которые записываются на доске:

1.Среда обитания.

2.Строение.

3.Способ питания.

4. Способ размножения.

5.Значение.

5.Реализация построенного проекта

-Отлично, план у нас есть. А как можно составить характеристику мха?  ( Можно прочитать в учебнике). С помощью учебника  ученики составляют развернутую характеристику  кукушкина льна.

1.Среда обитания.  (Мхи обитают во влажных местах).

2. Строение.

 -Какой стебель имеет кукушкин лен? ( Кукушкин лен имеет прямостоячий стебель с листьями,   высотой до 10 см. )

-Чем представлена нижняя часть мха ? ( Нижняя часть мха имеет ризоиды, это одноклеточные  или многоклеточные выросты, через которые он всасывает питательные вещества из почвы).

-Как выглядит верхняя часть стебля? ( Верхняя часть стебля, без листьев,  зеленовато-красноватая, заканчивающаяся коробочкой, которая  прикрыта  волосистым  колпачком. Внутри  коробочки находятся мелкие споры).

-Какие ткани есть в теле мхов?  (У мхов выражена  основная ткань, в ней содержатся хлоропласты и слабо выражены  проводящая, механическая, запасающая и покровная ткани).

3.Способ  питания

-Какой способ питания характерен для мхов? ( Афтотрофный)

4. Способы размножения.

-  Растения  кукушкина льна раздельнополы или нет? ( Растения мха «Кукушкин лен» раздельнополы. Есть мужские и женские  растения.)

-Как называются эти растения и почему?( Эти растения называются гаметофитами, так как имеют гаплоидный  1n набор хромосом.)

-  В чем их отличие?  (На верхушках мужских растений  развиваются органы полового размножения-антеридии, в них  образуются сперматозоиды, а на верхушках женских – архегонии,  в них образуются яйцеклетки).

-  Какое необходимое условие для оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом? (Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом  происходит при наличии воды.)

-Что образуется после оплодотворения? (После оплодотворения образуется зигота.)

-Какой набор хромосом имеет зигота ? (Зигота имеет диплоидный набор хромосом 2n)

-Что в дальнейшем образуется из зиготы ? (Из зиготы образуется коробочка, сидящая на длинной ножке.  Коробочка  прикрыта волосистым колпачком.)

-Как называется коробочка и почему? (Коробочка называется спорофит, так как в ней образуются споры).

-А какой набор хромосом имеют образующиеся споры? ( Образующиеся споры имеют  гаплоидный набор хромосом (1n).

-Как распространяются споры? (Споры распространяются с помощью ветра).

-Что происходит со спорой, если она попадает в благоприятные условия? (Попав в  благоприятные условия, спора прорастает и дает начало гаметофиту – растению,  со стеблем и листьями.

-Какой еще способ размножения, кроме полового и бесполого,  характерен для  кукушкина льна?  ( Для  кукушкина льна  характерно и  вегетативное размножение, частями тела и почками.)

5.Значение. ( Мхи  вызывают заболачивание почв и участвуют в образовании торфа.)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

- Ребята, что необходимо  знать, чтобы грамотно составить характеристику  мха? (  План характеристики)

- В парах проговорите план друг другу  (Проговаривают).

-А теперь, снова работая в парах,  опираясь на план,  дайте  краткую характеристику  кукушкина льна.

-Трудно было давать характеристику  мха по плану? (Нет.)

7.Самостоятельная работа

-Тогда выполните самостоятельную работу. Карточки для работы у вас на столе. Время выполнения  3 минуты. ( Выполняют самостоятельную работу).

Эталон самопроверки на доске и критерии оценок тоже.  Поменяйтесь работами со своим соседом по парте. Проверьте работу, поставьте оценку.

-У кого есть ошибки, поднимите руку. В чем ваши ошибки?

-У кого нет ошибок, поднимите руку.

-Отлично, вы нашли  ошибки, исправили их, надеюсь, больше вы их не допустите.

8.Включение в  систему знаний и повторение.

-Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь  составлять план? ( По плану легче запоминать и легче учить.)

- Хорошо. Тогда  устно составьте рассказ о мхе Сфагнуме. (Составляют рассказы).

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Итак, давайте подведем итоги урока.  Мы достигли  поставленную цель урока. (Да).

-Чему  вы сегодня научились на уроке? ( Научились  составлять план и давать по нему характеристику).

-Запишите домашнее задание. Вам   необходимо, письменно в тетради,  составить характеристику мха Сфагнума.

-Давайте оценим вашу работу в течение урока. ( Ученикам в журнал  выставляются оценки за работу на уроке).

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов

Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...

разработка урока химии в 9 классе по теме "Фосфор" с использованием ИКТ И ЦОР.

Это урок изучения нового  материала. Цель: Познакомить учащихся с фосфором как химическим элементом и простым веществом.Урок проводится с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов Инт...

Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.

Разработка урока биологии по теме «Витамины»  с использованием ИКТ.  8 класс. ...

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...

Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")

Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС.

Данная форма зачета поможет учителю всесторонне проверить знания и умения учащихся 8ого класса по теме "Первоначальные химические понятия"...