Тема урока "Отдел "Мхи"( с использованием ТДМ), 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Данный материал может быть использован на уроках биологии по теме "Мхи" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_mhi_tdm.docx | 31.75 КБ |
tatarkina_n.v._prezentaciya_otdel_mhi.pdf | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 13
Биология. 7 класс
Тема: «Отдел Мхи».
Тип урока: Открытие нового знания
Основные цели:
1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности представителей отдела « Мхи».
2.Закрепить умение составлять план характеристики растений и рассказов по нему ( на примере мхов).
З. Развивать память, мышление, речь, коммуникативные качества.
Материал к занятию.
Демонстрационный:
1. таблица: Внешнее строение мха «Кукушкин лен».
2. Гербарий мхов: кукушкина льна и сфагнума.
Раздаточный
1.карточки с текстами к самостоятельной работы «Характеристика мхов по плану».
Инструкция: 1. Стрелками соединить фрагменты плана с положениями характеристики мхов.
2.Цифрами определить последовательность фрагментов плана.
Размножение Афтотрофный
Значение Половое, бесполое, вегетативное
Способ питания Заболачивание почв, образование торфа
Среда обитания Прямостоячий стебель с листьями и ризоидами Строение Влажная среда
Эталон для самопроверки
4.Размножение Афтотрофный
5.Значение Половое, бесполое, вегетативное
3.Способ питания Заболачивание почв, образование торфа
1.Среда обитания Прямостоячий стебель с листьями и ризоидами 2.Строение Влажная среда
Критерии оценок:
0-ошибок «отлично»
1-2 ошибки «хорошо»
3-4 ошибки «удовлетворительно»
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте! Садитесь. Какую науку мы с вами изучаем? (Биологию).
-Что изучает наука биология? (Живые организмы).
-Какие 4 царства изучает наука биология? (Царство прокариот, грибов, растений и животных).
-Какие царства мы с вами уже изучили ?(Царство прокариот и грибов).
-Какие науки изучают царства прокариот и грибов ? (Микробиология и микология).
-На прошлом уроке мы начали изучать следующее царство-Растения.
- Как называется наука, изучающая царство растений ? (Ботаника).
-Вы готовы к дальнейшему изучению мира растений? (Да).
И как обычно, мы начнем урок с повторения пройденного материала, который в дальнейшем нам будет необходим для получения новых знаний.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
-Давайте вспомним, что мы знаем о царстве растений? ( оно делится на 2 подцарства: низшие растения и высшие растения).
-Дайте общую характеристику растениям. (Растения имеют клеточное строение. Клетки покрыты твердой оболочкой, состоящей в основном из целлюлозы. Под оболочкой есть цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей своей жизни. Растения ведут, в основном, прикрепленный образ жизни. Движения растений связаны с перемещением частей их тела. Практически все растения афтотрофы т.е. способны к фотосинтезу- образованию органических веществ из неорганических под действием света. Размножаются половым, бесполым и вегетативным путем. У низших растений тело не разделено на органы( к ним относятся водоросли) и называется таллом. У высших растений тело имеет вегетативные органы: корень, стебель и лист. Царство растений делят на отделы: мхи, хвощи, плауны, папоротники ( они относятся к высшим споровым растениям) и голосеменные , покрытосеменные ( они относятся к высшим семенным растениям).)
-Отлично. Характерные отличительные признаки царства растений вы знаете. Давайте вспомним отличительные признаки низших растений. Как мы уже с вами говорили, тело водорослей называется таллом и не подразделено на органы. А еще какие есть отличительные признаки у водорослей?
(Клеточная стенка, клетки водоросли, состоит из целлюлозы и пектиновых веществ. Снаружи клеточная стенка покрыта слизью. Под клеточной стенкой находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, запасные вещества (крахмал, полисахара,) одно или несколько ядер и у некоторых водорослей хроматофор. В большинстве случаев для водорослей характерен афтотрофный тип питания, но встречается и гетеротрофный тип. Размножаются половым, бесполым и вегетативным путем. Водоросли делят на 10 отделов.)
-Хорошо. Отличительные признаки низших растений вы тоже знаете. Вы готовы к дальнейшему изучению царства растений. Как вы думаете, какой отдел растений мы с вами будем сегодня изучать и почему? (Мхи, так как мы ведем изучение от простого к сложному, а из высших растений, мхи наиболее просто устроенные организмы).
-Да. Из высших споровых, мхи имеют наиболее простое строение. Мхи произошли 350млн.лет назад, от первых наземных растений псилофитов-потомков прибрежных водорослей . Попробуйте сами составить характеристику мха (кукушкина льна) и написать его отличительные признаки. Время выполнения 5 минут.
Учащиеся составляют характеристику.
-Время вышло. Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Зачитываем характеристики нескольких учеников, сравниваем их между собой.
-Похожи ли ваши характеристики между собой? (Нет)
- Что, вы не смогли сделать? ( Грамотно составить характеристику мха).
3.Выявление места и причины затруднений.
-Почему вы не смогли написать одинаковые характеристики мха? (Потому, что нет четкого плана действий при составлении характеристики мха)
-Так, что же нам необходимо узнать? (План действий при составлении характеристики мха).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какова цель нашего урока? ( Грамотно составить характеристику мхов).
-Давайте сформулируем тему урока. ( Отдел Мхи). Мы возьмем не все мхи, а только класс листостебельных мхов, в частности мох - кукушкин лен.
Тему урока записываем на доску и в тетрадь.
- С чего же мы начнем? ( Составим план, а потом по нему характеристику).
-Предлагайте пункты плана. ( Строение. Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение мхов в природе и жизни человека.)
-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.
Чем мхи отличаются от других высших растений? ( Мхи приспособлены к обитанию во влажных местах). Следовательно, какой пункт будет первым? ( Среда обитания).
-Какой будет второй пункт? ( Строение, так как оно отличается от строения других высших растений)
- Что будет третьим и четвертым пунктами?
- Какой пункт будет завершающий?
В результате под руководством учителя выстраиваются пункты плана, которые записываются на доске:
1.Среда обитания.
2.Строение.
3.Способ питания.
4. Способ размножения.
5.Значение.
5.Реализация построенного проекта
-Отлично, план у нас есть. А как можно составить характеристику мха? ( Можно прочитать в учебнике). С помощью учебника ученики составляют развернутую характеристику кукушкина льна.
1.Среда обитания. (Мхи обитают во влажных местах).
2. Строение.
-Какой стебель имеет кукушкин лен? ( Кукушкин лен имеет прямостоячий стебель с листьями, высотой до 10 см. )
-Чем представлена нижняя часть мха ? ( Нижняя часть мха имеет ризоиды, это одноклеточные или многоклеточные выросты, через которые он всасывает питательные вещества из почвы).
-Как выглядит верхняя часть стебля? ( Верхняя часть стебля, без листьев, зеленовато-красноватая, заканчивающаяся коробочкой, которая прикрыта волосистым колпачком. Внутри коробочки находятся мелкие споры).
-Какие ткани есть в теле мхов? (У мхов выражена основная ткань, в ней содержатся хлоропласты и слабо выражены проводящая, механическая, запасающая и покровная ткани).
3.Способ питания
-Какой способ питания характерен для мхов? ( Афтотрофный)
4. Способы размножения.
- Растения кукушкина льна раздельнополы или нет? ( Растения мха «Кукушкин лен» раздельнополы. Есть мужские и женские растения.)
-Как называются эти растения и почему?( Эти растения называются гаметофитами, так как имеют гаплоидный 1n набор хромосом.)
- В чем их отличие? (На верхушках мужских растений развиваются органы полового размножения-антеридии, в них образуются сперматозоиды, а на верхушках женских – архегонии, в них образуются яйцеклетки).
- Какое необходимое условие для оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом? (Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом происходит при наличии воды.)
-Что образуется после оплодотворения? (После оплодотворения образуется зигота.)
-Какой набор хромосом имеет зигота ? (Зигота имеет диплоидный набор хромосом 2n)
-Что в дальнейшем образуется из зиготы ? (Из зиготы образуется коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка прикрыта волосистым колпачком.)
-Как называется коробочка и почему? (Коробочка называется спорофит, так как в ней образуются споры).
-А какой набор хромосом имеют образующиеся споры? ( Образующиеся споры имеют гаплоидный набор хромосом (1n).
-Как распространяются споры? (Споры распространяются с помощью ветра).
-Что происходит со спорой, если она попадает в благоприятные условия? (Попав в благоприятные условия, спора прорастает и дает начало гаметофиту – растению, со стеблем и листьями.
-Какой еще способ размножения, кроме полового и бесполого, характерен для кукушкина льна? ( Для кукушкина льна характерно и вегетативное размножение, частями тела и почками.)
5.Значение. ( Мхи вызывают заболачивание почв и участвуют в образовании торфа.)
6.Первичное закрепление во внешней речи.
- Ребята, что необходимо знать, чтобы грамотно составить характеристику мха? ( План характеристики)
- В парах проговорите план друг другу (Проговаривают).
-А теперь, снова работая в парах, опираясь на план, дайте краткую характеристику кукушкина льна.
-Трудно было давать характеристику мха по плану? (Нет.)
7.Самостоятельная работа
-Тогда выполните самостоятельную работу. Карточки для работы у вас на столе. Время выполнения 3 минуты. ( Выполняют самостоятельную работу).
Эталон самопроверки на доске и критерии оценок тоже. Поменяйтесь работами со своим соседом по парте. Проверьте работу, поставьте оценку.
-У кого есть ошибки, поднимите руку. В чем ваши ошибки?
-У кого нет ошибок, поднимите руку.
-Отлично, вы нашли ошибки, исправили их, надеюсь, больше вы их не допустите.
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь составлять план? ( По плану легче запоминать и легче учить.)
- Хорошо. Тогда устно составьте рассказ о мхе Сфагнуме. (Составляют рассказы).
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Итак, давайте подведем итоги урока. Мы достигли поставленную цель урока. (Да).
-Чему вы сегодня научились на уроке? ( Научились составлять план и давать по нему характеристику).
-Запишите домашнее задание. Вам необходимо, письменно в тетради, составить характеристику мха Сфагнума.
-Давайте оценим вашу работу в течение урока. ( Ученикам в журнал выставляются оценки за работу на уроке).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов
Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...
разработка урока химии в 9 классе по теме "Фосфор" с использованием ИКТ И ЦОР.
Это урок изучения нового материала. Цель: Познакомить учащихся с фосфором как химическим элементом и простым веществом.Урок проводится с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов Инт...
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "Вазопись" с использованием ЭОР
В данном архиве имеется подробный конспект урока и презентация....
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...
Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")
Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС.
Данная форма зачета поможет учителю всесторонне проверить знания и умения учащихся 8ого класса по теме "Первоначальные химические понятия"...