разработка урока химии в 9 классе по теме "Фосфор" с использованием ИКТ И ЦОР.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Это урок изучения нового  материала. Цель: Познакомить учащихся с фосфором как химическим элементом и простым веществом.

Урок проводится с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов Интернет для изучения положения фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, видеоопытов превращения красного фосфора в белый и свечения белого фосфора. Предлагаются 2 мини -проекта дляобучающихся по темам: Открытие фосфора и происхождение названия элемента. Нахождение фосфора в природе и его получение. Для проверки усвоения материала используется компьютерная тестовая работа на 2 варианта (уровня УВ). Продолжается отработка умений определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах и делать вывод о проявляемых элементом свойствах окисления или восстановления. Для проведения урока используется презентация  по теме "Фосфор".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хиневич Татьяна Васильевна  учитель химии и биологии

План – конспект урока химии с использованием ИКТ и ЦОР

 в 9 классе по теме: «Фосфор»

автор: Хиневич Татьяна Васильевна   учитель химии и биологии

МОКУ «Сажинская сош» Тюкалинского района Омской области.

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового  материала.
  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цели урока:

  1. образовательные:

познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом, его открытием, положением в периодической системе  химических элементов Д.И. Менделеева.

рассмотреть зависимость свойств вещества от его состава и строения

  1. развивающие:

расширение кругозора  и развитие интереса  к предмету через информационно – коммуникативные  и проектные технологии

      развитие критического мышления, способности к рефлексии;

      обеспечение системности учения; умения анализировать.

      развитие коммуникативных навыков, навыков  самостоятельного химического

      эксперимента с соблюдением правил по ТБ.

3.  общеучебные:

а) учебно – организационные: составлять  таблицы.

б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.

в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.

     4.  воспитательные:

     воспитание положительной мотивации учения,

     воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;

     воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Методы урока:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-

     тивный, проблемно – поисковые: проекты учащихся

2.  по виду источника знаний: словесно – наглядные

3.  по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа

Средства обучения: 

локальная  компьютерная сеть, мультимедиа, мультимедийная презентация,  таблицы,

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации:  индивидуальный

б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР

Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет  

Средства обучения:

компьютерная презентация,  тестовая компьютерная проверочная работа,  видеофрагменты опытов.

Ход урока:

Организационный момент – 1 минута.                                                                

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

Этап мотивации и целеполагания5 минут.

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.   Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.                                                                                                                Слайд № 1.

«“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.  

     «Фосфор»,    - сказал я.

Ученики: Фосфор.

Учитель: Действительно, так описывает фосфор писатель  Конан Дойль в своем произведении «Собака Баскервилей»

И тема нашего урока -  «Фосфор». Открыли тетради, записываем тему урока. Слайд № 2                                                                                                     Цель урока: познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом. Скажите, пожалуйста, а  что мы должны изучить у фосфора?

Ученики: Положение  в периодической системе Д.И. Менделеева, открытие, происхождение названия, строение, аллотропные видоизменения, физические и химические свойства фосфора, применение.                                                                                                План изучения нового материала.                                                                        Слайд № 3.

  1. Положение фосфора в периодической   системе химических элементов Д.И. Менделеева, его характеристика.
  2. Открытие фосфора и происхождение названия элемента.
  3.  Нахождение фосфора в природе.
  4.  Аллотропные видоизменения или  модификации фосфора.
  5.  Химические свойства элемента.
  6. Применение фосфора и его соединений

Этап  актуализации опорных знаний - 3 минуты.

Цель этапа:   активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Учитель: Скажите, а где находится фосфор в периодической системе Д.И. Менделеева.

Ученики: В 3 периоде, 5 группа.

Учитель: А есть в этой группе изученные нами элементы.

Ученики: Да. Это азот.

Учитель: Давайте вспомним его краткую характеристику по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

Ученики: 2 период, 5 группа, главная подгруппа. Порядковый номер 7, атомная масса 14, число протонов 7, число электронов 7, число нейтронов 7. Высшая валентность 5, степени окисления -3, +5, +4, +3, +2, +1. Число энергетических уровней – 2. Электроны   располагаются на s и p подуровнях. Формула высшего оксида. Формула водородного соединения.

Этап изучения нового материала - 25 минут.

Цель этапа: формирование новых знаний о  строении, структурах белка, их физических и химических свойствах, применении.

  1. Положение фосфора в периодической   системе химических элементов и его характеристика.

Учитель:  Этот материал поможет нам при рассмотрении положения фосфора в периодической системе и его характеристики.

 Для изучения этого вопроса давайте разобьемся на 2 группы: Алена, Оля, Саша, Яна  выполнят интерактивную работу в цифровых образовательных ресурсах, делая записи в тетради, и сами оценят свои знания   в индивидуальных  оценочных  листах. Вторая группа работать будет  по плану на доске.  Определить порядковый номер, период, группу, относительную атомную массу элемента, число  валентных электронов, степени окисления, формулы высшего оксида и  водородного соединения.

                                                                                                                                 Слайд № 4. 

  1. Открытие фосфора и происхождение его названия.

Учитель:   любой элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеет свою историю открытия. Есть она и у фосфора. Записываем в тетради вопрос: Открытие фосфора и происхождение его названия. Так называется  проект Шулеповой Ольги.  Давайте познакомимся с ним. Запишем в тетради, кто и когда открыл фосфор, от какого слова происходит название элемента.

                                                                                                                                Слайды № 5, 6.       

  1. Нахождение фосфора в природе и его получение.

Учитель:  Особенности строения фосфора влияют на нахождение его в природе и получение. Записываем вопрос в тетради. Этот проект выполняла Клеменцова Алёна. Давайте послушаем. В тетрадь записываем в каком виде фосфор находится в природе, как его получают.

                                                                                                                         Слайды № 7, 8, 9.     

  1.  Аллотропные видоизменения или  модификации фосфора.

Учитель: В зависимости от строения выделяют несколько аллотропных видоизменений или  модификаций фосфора, обладающими определёнными физическими свойствами.

                                                                                                                            Слайды № 10, 11.

Давайте эти особенности запишем в таблицу «Особенности аллотропных модификаций фосфора»                                                                                                                Слайды №  12.

               

Аллотропные видоизменения или  модификации фосфора

Особенности строения

Физические свойства

Белый

Красный

Черный

                                                                                                                   Слайды №  13, 14, 15.

             

Белый фосфор. Имеет молекулярную кристаллическую решётку, состоящую из молекул P4 в форме тетраэдра. Это легкоплавкое t(пл)=44,1ºС, t(кип)=275ºС, мягкое, бесцветное с желтоватым оттенком воскообразное с чесночным запахом вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит. В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре, светится в темноте. Хранят его под слоем воды.

Красный фосфор имеет формулу Рn и представляет собой полимер со сложной структурой: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи . В зависимости от способа получения и степени дробления красного фосфора, имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового. Нерастворим в воде, а также в бензоле, сероуглероде.  Температура  плавления 585-600º С. Не ядовит. Не светится в темноте.

Чёрный фосфор Кристаллический черный фосфор имеет несколько модификаций. Ромбическая модификация построена из гексагональных колец Р6, упакованных в слои и кубическая модификация Р4. Этот  фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Поджечь чёрный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив, в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Чёрный фосфор проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника. Температура плавления чёрного фосфора 1000 °С под давлением 18×105 Па.

Красный и черный фосфор получают из белого. Но при нагревании красного в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор, который вспыхивает при соприкосновении с воздухом.            видеоопыт   (цор)                                  Слайды №  16.

  1. Химические свойства фосфора.                                                      

Учитель:   Строение фосфора определяет и его химические свойства. Записываем вопрос в тетради.

1. Взаимодействие  с металлами

                 3Mg + 2P = Mg3P2

2. Взаимодействие  с неметаллами

а)  с кислородом  (воспламеняется на воздухе  и сгорает с образованием оксида фосфора  (V)                                                                                                            Слайд № 17      

                 4Р + 5О2 = 2Р2О5                                                                                                      

Белый фосфор светится за счет того, что при медленном окислении из Р  получается оксид фосфора(III). Считается,  что от этого происходит “свечении моря”. Позднее ученые открыли, что причиной является свечение жгутиковых одноклеточных организмом  обитающих в морях.                                 видеоопыт  (цор)

           4Р + 3О2 = 2Р2О3

б)  с  серой                                                                                                                                  

          2P + 3S → P2S3,

Учитель: Ваша задача, в записанных примерах химических реакций проставить степени окисления и определить какие свойства окислительные или восстановительные  проявляет фосфор при взаимодействии с простыми веществами, осуществить взаимопроверку, оценки выставить в свой  индивидуальный лист. На работу - 3 минуты.                                  Слайд № 18      

в)  с  водородом

         P + H2 → не взаимодействует

Но  РН3↑  фосфин  такое соединение существует.                                       Слайд № 19      

Его получают путем взаимодействия фосфидов с  водой и кислотами.

Мg3Р2 + 6Н2О = ЗМg(ОН)2 + 2РН3↑,

2АlР + 6НСl = 2АlСl3 + 2РН3↑.

Учитель: Это очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом. На воздухе самовоспламеняется.  Вы наверное слышали о блуждающих огнях на кладбищах и болотах. Например,  вот такое описание в литературе:  «На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперед». Вы  можете объяснить эти явления?

  Ученики: Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении и разложении останков животных, человека образуется РН3 – фосфин, фосфороводород, который самовоспламеняется.

  1. Применение фосфора                                                                     Слайд № 20, 21.      

Учитель: Откройте в  учебнике §27 прочитайте применение фосфора. Затем сделайте краткие записи в тетрадях.

Этап первичного закрепления знаний и умений –  2 + 6 минут.

Цель этапа: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация, контроль.  Вначале урока я поставила цель: Изучить фосфор как химический элемент и  простое вещество. Достигли мы этой цели? Давайте,  систематизируем изученное.    

Выполнение проверочного теста. (индивидуально за компьютером)

Работа по вариантам 2 – х уровневая.  

По истечению отведённого времени ученики проверяют задание.  

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия - 2 минуты.

Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося.

Этап постановки домашнего задания.         1 мин                                              Слайд № 22

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

Итак, на следующем уроке мы с вами рассмотрим соединения фосфора. А сейчас в дневники записываем домашнее задание.

1 группа -    §27  № 4  создать презентацию по теме Фосфор   8-10 слайдов

2 группа  -  §27    рис 36 описать круговорот фосфора в природе.

Учитель: Сдаем свои оценочные листы. Пока я выставляю отметки, ответьте на  такой вопрос: А собака Баскервилей - это реальность или вымысел автора произведения.  Оценки за урок. Спасибо всем ребятам за работу.

_________________________________________________________________________

Проект «Открытие фосфора и происхождение его названия»

Отставной солдат Хённиг Бранд из Гамбурга, подобно другим алхимикам, упорно пытался отыскать волшебный философский камень, который возвращал бы больным старикам молодость и здоровье, а все металлы обращал в золото. Как и другие алхимики, Бранд действовал вслепую, подвергая разнообразные вещества химическим операциям – перегонке, выпариванию, прокаливанию. Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Сказано – сделано. И вот получен сухой остаток от выпаривания. Бранд смешивает его с углем и песком, прокаливает и... в реторте оказывается удивительное светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Полученный Хённигом Брандом в 1669 году фосфор не превращал серебро в золото, но обогатил своего первооткрывателя: за большие деньги алхимик показывал таинственное вещество знатным и богатым особам...

В руках алхимиков впервые В подвале мрачном засиял.

И чудесами всех факиров  Он многие века снабжал.

_________________________________________________________________________

ПРОЕКТ «Нахождение фосфора в природе и его получение»

Содержание в земной коре 0,10 % по массе, что значительно превосходит содержание, например, азота. В свободном виде в природе фосфор не встречается, но он входит в состав 200 различных минералов.

В теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора. В виде фосфатов кальция фосфор присутствует в костях. Входит он также в состав белков, фосфолипидов, нуклеиновых кислот. Фосфорсодержащие белки присутствуют в мышцах, мозговой ткани и нервах. Но особенно много фосфора содержат кости и зубы: их химический состав почти точно совпадает с формулой минерала фосфорита Ca3(PO4)2. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом. Наиболее богаты фосфором рыба, фасоль, некоторые виды сыра. Для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: оптимальное соотношение этих элементов в пище составляет 1,5 : 1. Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.

В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.

Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO

_____________________________________________________________________________

ПРОЕКТ  «Применение фосфора и его соединений»

Применение фосфора зависит от таких свойств, как  химическая активность, способность к воспламенению, горючесть. Красный фосфор применяют в производстве спичек. Его вместе с тонко измельчённым стеклом и клеем наносят на боковую поверхность коробка. При трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, происходит воспламенение.

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.

Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство. Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети. Попадая на кожу, белый фосфор даёт тяжелые ожоги.

Тест «Фосфор»

2 вариант

1. Как  переводится с греческого  фосфор?

а) рождающий воду   б) желтый    в) светоносный  

2.Какие степени окисления характерны для фосфора?

а) +3     б) -3    в) +2       г) + 5

3. Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете?

а)  красный     б) пластический   в) белый       г) черный

4. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?

3Са + 2P = Са 3P2               а) восстановитель     б) окислитель      

5. Назовите области применения фосфора.

а)  производство  спичек               б)   производство лекарств    

в) производство взрывчатых веществ       г)  производство  мыла

Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Вариант ответа

Тест «Фосфор»

1 вариант

1. В каком году и кем был открыт фосфор?

а) 1769 г б) 1563г   в) 1669г   г) Аррениусом  д) Брандтом       е) Авогадро

2. Соотнесите  степени окисления фосфора и  его соединения.

а) +3        б) -3      в) + 5            1) Р2О5                2) Na 3 P        3) РН3         4) Са 3P2

3. Почему белый фосфор хранят под слоем воды?

а) светится   б)  взаимодействует с  кислородом воздуха   в) испаряется  

 4. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?

3 K + P =K 3 P            а) восстановитель     б) окислитель  

5. Чем объясняется  своеобразие свойств фосфора?  

 а) получением       б) химическим знаком         в) строением  

     

 Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Вариант ответа

Инструкция по работе с цифровыми образовательными ресурсами

  1. Выйдите в Интернет.
  2. Введите  цор или цифровые образовательные ресурсы.
  3. Выберите предмет – химия.
  4. Выберите класс – 9
  5. Выберите автора учебника – О.С. Габриелян.
  6. Выберите тему- Фосфор и его соединения
  7. Выберите  вопрос Характеристика фосфора по положению в периодической системе. Откройте и приступайте к работе с цор.




Индивидуальный оценочный лист

ученика  9 класса МОКУ «Сажинская сош»

_________________________________

Вопрос

Тип проверки

Оценка

Характеристика фосфора по положению в периодической системе.

Самооценка

Расставить степени окисления элементов в уравнении и определить проявление свойств восстановителя или окислителя.

Взаимооценка в парах

Компьютерный  тест.

Оценка учителя









Критерии оценки  работы №1

Количество ошибок

Оценка

1

5

2

5-

3

4

4

4-

5

3

6

3-

7

3--

8

2

Критерии оценки  работы №2

Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Определены свойства фосфора (окислитель, восстановитель) во всех уравнениях.

5

Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не        определены свойства фосфора в 1 уравнении.

4

Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не        определены свойства фосфора в 2 уравнениях.

4-

Степени окисления простых и сложных веществ поставлены, верно.

3

Степени окисления простых и сложных веществ поставлены с помощью товарища

Критерии оценки  работы №3 Компьютерный тест

Количество ошибок

Оценка

1

4

2

4-

3

3

4

3-

5

2


Муниципальное образовательное казённое учреждение «Сажинская средняя общеобразовательная школа»  Тюкалинского муниципального района Омской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии 10 класс "Альдегиды"

Урок "Альдегиды" по программе Габриэляна О.С. в теме "Кислородсодержащие органические соединения"...

Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"

План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника

Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...

Разработка урока химии 8 класс по теме "Простые и сложные вещества"

Цель: - Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента. - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и ...