Биология. 9 класс. Тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
9 класс Общая биология.
Авторы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин.
Тематический план.
Название темы | Количество часов |
Введение Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Тема 1.5. Микроэволюция Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле. Тема 1.8. Развитие жизни на Земле Всего | 1 2 2 5 2 2 3 2 3 21 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов Тема 2.1. Химическая организация клетки Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Тема 2.3. Строение и функции клеток Всего | 2 3 5 10 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема 3.1. Размножение организмов Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез) Всего | 2 3 5 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов Тема 4.1 Закономерности наследования признаков Тема 4.2. Закономерности изменчивости Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов Всего | 10 6 4 20 |
Раздел 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции Тема 5.2. Биосфера и человек Всего Заключение | 3 2 5 1 |
Итого | 63+7 резерв |
9 класс
Общая биология.
Название темы | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Коррекция | Оборудование |
Введение | 1 | 1. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. | ИКТ | ||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Тема 1.4. Приспособленность живых организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Тема 1.5. Микроэволюция Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. | 21 2 2 5 2 2 3 2 3+1 | 2.Единство химического состава живой материи; основные группы хим. элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. 3.Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. 4.Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. 5.Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. 6.Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. 7.Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Вид – элементарная эволюционная единица Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. 9.Формы естественного отбора 10.Повторение темы: Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
Л.р.. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Л.р. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 15. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов) Пути достижения биологического прогресса. 16. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. 17. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. 18. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический ( теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. 19. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. 20. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. 21. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновениепозвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. 22. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. 23. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы, расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. | ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ Гербарии Открытки растений и животных ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ | ||
Раздел 2 Структурная организация живых организмов Тема 2.1. Химическая организация клетки. Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Тема 2.3. Строение и функции клеток | 10 2 3 5 | 24. Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. 25. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК. передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные. транспортные. рибосомальные РНК. 26. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. 27. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. 28. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. 29. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Л.р. Строение клеток бактерий. 30. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структкра и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Л.р. Строение растительной и животной клеток на готовых микропрепаратах 31. Клеточное ядро- центр управления жизнедеятельности клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки. 32 Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза. 33. Клеточная теория строения организмов. | ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ Микроскоп, готовые микропрепараты ИКТ Микроскоп, готовые микропрепараты ИКТ ИКТ ИКТ | ||
Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 3.1 Размножение организмов Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 2 3 | 34. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. 35. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание( мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. 36.Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. 37. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. 38. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. | ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ | ||
Раздел 4 Наследственность и изменчивость организмов Тема 4.1. Закономерности наследования признаков Тема 4.2. Закономерности изменчивости Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 20 10 6 4 | 39. История представлений о наследственности и изменчивости. Открытие Менделем закономерностей наследования. 40. Гибридологический метод изучения наследственности Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. 41. 2 закон Менделя- закон расщепления. Дигибридное скрещивание. Закон чистоты гамет 42.Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование.. 43. Третий закон Менделя 44. Решение задач 45. Создание хромосомной теории Т.Морганом 46.Сцепленное наследование. Генетическое определение пола. 47 Генотип как целостная система Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. 48. Л.р. Решение генетических задач и составление родословных. 49. Основные формы изменчивости. 50.Генотипическая изменчивость. 51. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии 52. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. 53. Фенотипическая изменчивость, или модификационная ,изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Л.р. «Построение вариационной кривой» 54 Повторение темы: «Закономерности изменчивости» 55. Центры происхождения и многообразия культурных растений. 56. Сорт, порода. штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. 57. Селекция микроорганизмов. 58. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ Лавровый лист, линейка ИКТ ИКТ ИКТ Примеры модификационной изменчивости. ИКТ | ||
Раздел 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции Тема 5.2. Биосфера и человек Заключение | 5 3+2 2+1 2 | 59. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное вещество биосферы (В.И. Вернадский) Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. 60. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. 61. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы , энергии. Л. р. Составление схем передачи веществ и энергии 62. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. 63. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм. Л.р. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме. 64. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы; последствия хозяйственной деятельности человека. Пр.р. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. 65. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. 66 Повторение темы: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 6 67.-68.Повторение и обобщение курса | ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология. 6 класс.Тематическое планирование
Тематическое планирование....
Биология .7 класс. Тематическое планирование
Тематическое планирование....
Биология. 10 класс.Тематическое планирование
Тематическое планирование....
Биология. 11 класс.Тематическое планирование.
Тематическое планирование...
Биология 8 класс. Тематическое планирование
Тематическое планирование...
Итоговое повторение курса алгебры 7-9 классов: тематическое планирование и тематические тестовые работы
Разработка системы итогового повторения курса алгебры 7 - 9 классов: примерное тематическое планирование итогового повторения и тематические ...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...