Элективный курс "Генетика - наука будущего"
элективный курс (биология, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОБУ «СОШ № 60» г. Оренбурга
Программа элективного курса
«Генетика – наука
будущего»
Составитель:
Учитель биологии
Завражина Н.А.
2012 год
Программа элективного курса «ГЕНЕТИКА – НАУКА БУДУЩЕГО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и практическое значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект « Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения человека и его эволюции с точки зрения генетики – вот далеко неполный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому весьма актуальным является углубление содержания этого раздела школьного курса «Общая биология». Это актуально и с позиции профильного обучения и с позиции воспитания биологической и культуры молодого поколения. Элективный курс предусматривает изучение и теоретических и прикладных вопросов генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Изучение элективного курса предполагает решение задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам. Программа рассчитана на 34 аудиторных занятия.
ЦЕЛЬ КУРСА: сформировать знания о генетике как науке, активизировать знания учащихся о наследственности и изменчивости, углубить знания учащихся о закономерностях наследования признаков, охарактеризовать значение генетики для человеческого общества.
Основные требования к знаниям и умениям.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике.
Приобрести знания:
- О материальных основах наследственности
- Об особенностях человека, как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека
- О различных механизмах наследования признаков
- О мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения
- Об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью
- О роли генетики в селекции и генной инженерии.
Приобрести и отработать умения
- Давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков
- Решать генетические задачи.
- Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений
- Осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями
- Работать над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее количество часов 8
Генетика человека
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Явление доминирования, кодоминироания, сверхдоминирования. Методы изучения генетики человека. Родословные древа, методика их составления. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков человека. Основы медицинской генетики, мутации встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия), аутосомно-доминантные (полидактилия). Заболевания, сцепленные с полом (дальтонизм, гемофилия, раннее облысение).
Темы для рефератов:
«Родословное древо известных людей», «Близнецы как биологическое явление».
Защита проектов по теме: «Генеалогическое древо моей семьи»
Практические работы: решение задач по теме: «Возможность наследования различных заболеваний»
Практическое значение генетики
Роль генетики в селекции. Понятие о генной инженерии.
Демонстрация фильма: «Генетика и селекция»
Тематическое планирование курса
№ п\п | Название темы | Количество часов | Форма занятия |
Генетика человека | 4 | ||
Методы изучения генетики человека. | 1 | Беседа, заслушивание рефератов | |
Родословные древа, методика их составления «Генеалогическое древо моей семьи» | 1 | Составление и защита родословных семьи | |
Основы медицинской генетики. Мутации, встречающиеся в клетках у человека. Основные группы мутагенов. Наследственные заболевания. | 2 | Лекция, сообщения | |
Практическое значение генетики | 4 | ||
30 | Роль генетики в селекции. | 1 | Демонстрация фильма « Генетика и селекция» |
31 | Понятие о генной инженерии. Понятие о клеточной инженерии. Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | лекция |
33 | Проблемы генетической безопасности. Генно-модифицированные организмы | 1 | лекция |
34 | Заключительный урок | 1 | Защита творческих проектов |
Контроль знаний учащихся
В течение прохождения элективного курса предусмотрены различные виды контроля знаний учащихся
Вводный контроль – осуществляется на первом занятии, проводится в виде беседы, его цель выяснить знания учащихся в данной области знаний.
Текущий контроль – осуществляется в течение всего курса, на протяжении всего учебного года. Данный вид контроля осуществляется в виде защиты рефератов, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач по различным темам.
Итоговый контроль – проводится в конце прохождения курса в виде защиты творческих проектов, над которыми учащиеся работают в течение всего курса.
Рекомендуемая литература
Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М. Просвещение, 2000г.
Дубинин Л.Б. Горизонты генетики. - М.Просвещение, 1995 г.
Константинова А.В. Биология индивидуального развития. – Минск, БГУ, 1990
Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. – Минск, Высшая школа, 1997 г.
Фридрих В. Близнецы. – М. прогресс, 1985
Шевченко В.П. Введение в медицинскую генетику. – М. Гос. Изд-во медицинской литературы, 1964 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Моя будущая профессия- технолог"
Программа элективного курса "Я-будущий технолог" предназначена для учащихся 9-х классов. Курс позволяет учащимся лучше изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями , которые пр...
Вводный урок. Математика в жизни, науке, будущей профессии.
Вводный урок. Математика в жизни, науке, будущей профессии....
Тесты по теме "Наука будущего"
Тесты по теме "Наука будущего"...
План урока по английскому языку на тему "Наука будущего ( СМИ)"
План урока отражает поэтапный ход занятия по теме "Наука будущего(СМИ)". Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с ...
Рабочая программа элективного курса "Школа будущего журналиста"
Формирование и развитие у учащихся литературных, творческих способностей, практической ориентации, коммуникативных навыков, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионал...
программа элективного курса "Наука покупать"
программа элективногокурса по основам потребительских знаний...
Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....