программа элективного курса "Наука покупать"
элективный курс (9 класс)
программа элективногокурса по основам потребительских знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Социальная адаптация современных школьников будет затруднена, если они не будут
иметь возможности освоения потребительских знаний. Ведь одна из социальных ролей, которую непременно придётся играть каждому нынешнему ученику во взрослой жизни, - это роль потребителя. Мы покупаем товары и услуги, к сожалению, не всегда удачно. Нас захлестывают эмоции, так как мы порой не можем отстоять свои права – права потребителя. Хотя закон в большинстве случаев на нашей стороне, надо только знать, как им воспользоваться. Необходимо также уметь правильно выбрать товар и знать, что мы вправе ожидать от тех, кто предоставляет нам те или иные услуги.
Предлагаемый курс рассчитан на 19 часов и предназначен для учащихся 9 классов.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:
- лекции, эвристические беседы, дискуссии;
- работа с документами, практикумы ( самостоятельное чтение, анализ, организация понимания через обсуждение)
- ролевые игры, которые моделируют определённые ситуации, позволяют применять теоретические знания на практике;
- практические занятия по решению учебных задач.
Программа нацелена на выработку у учащихся адекватных представлений о собственной роли как потребителя и месте потребителей в экономической и социальной системе общества в целом.
Основные цели курса:
- формировать у школьников навыки грамотного потребительского поведения
- социально адаптировать учащихся к реалиям российского рынка
Задачи курса:
- привить школьникам знания, необходимые потребителю в различных жизненных ситуациях
- помочь овладеть умениями разумного выбора различных источников потребительской информации, товаров и услуг
- развивать умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
- воспитать ответственных граждан своей страны
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- способствовать развитию коллективной работы.
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Программа.
1 раздел
Потребитель и реклама(5 часов)
Потребитель (юридическое толкование понятия), интересы потребителя.
Продавец, производитель, товар, услуга, работа, торговля.
Формы торговли. Выбор магазина. Внемагазинные формы торговли.
Стимулирование сбыта. Промо-акции Реклама. Виды рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама.
Практикум: работа с законодательной базой, решение учебных задач.
2 раздел
Потребительское тестирование. (3 часа)
3 раздел
Информация для потребителей (2 часа)
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).
Информация о товаре. Анализ информации. Маркировка товаров. Способы предоставления информации и требования к качеству её исполнения. Носители информации. Реклама и её правовое регулирование. Защита от недостоверной рекламы.
практикум: тестирование потребительских свойств товара
3 раздел
Защита прав потребителей при покупке товара (4 часа)
Законодательство по защите прав потребителей. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Требования к качеству товара. Гарантия качества. Гарантийное обязательство.
Действия покупателя при покупке товара ненадлежащего качества. (прод.товара, товара длительного пользования). Возврат товара до и после окончания гарантийного срока, товара, купленного дистанционным способом. Возврат и обмен товара надлежащего качества.
Практикум: работа с законодательной базой, решение учебных задач.
4 раздел
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг (5 часов)
Сроки выполнения. Права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы (услуги). Оказание услуг телефонной связи, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг общественного питания, медицинских, коммунальных услуг, услуг туристской деятельности. Качество оказываемых услуг. Гарантийные обязательства.
Практикум: проведение учебных ролевых игр, работа с законодательной базой.
Потребительское тестирование предоставления услуг.
5 раздел
Кто нас защищает (2часа)
Нарушение прав потребителей. Система органов по защите прав потребителей. Порядок действий в случае нарушения прав потребителей. Претензия. Порядок вручения претензии. Иск. Порядок предъявления иска. Экспертиза. Образцы претензий и исковых заявлений.
Проектирование. Час суда: «Как потребителю защитить свои права»
Учебно-тематический план
№п/п | тема | Колич. часов |
1 | Потребитель и реклама. | 5 |
1) Потребитель и его интересы. | ||
2) Формы торговли. Стимулирование сбыта. | ||
3) Реклама. Закон «О рекламе» | ||
4) Виды рекламы. Как защитить свои права. | ||
5) Составление рекламы. Презентации. | ||
2 | Потребительское тестирование | 3 |
6) Потребительское тестирование | ||
7) Практикум по потребительскому тестированию | ||
8) Практикум. Работа с законодательной базой. | ||
3 | Защита прав потребителей при покупке товара | 4 |
9) Информация о товаре. Решение задач. | ||
10) Качество товара. Основные требования. | ||
11) Действия покупателя при покупке товара ненадлежащего качества. | ||
12)Действия покупателя при покупке товара (продолжение) | ||
4 | Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг | 5 |
13) Бытовые услуги | ||
14) Коммунальные и туристические услуги. | ||
15) Медицинские услуги. | ||
16) Защита прав потребителей при выполнении работ. | ||
17) Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). | ||
5 | Кто нас защищает | 2 |
18) Защита прав потребителей. Образцы документов | ||
19) Защита проектов. |
Литература:
1) Закон РФ «О защите прав потребителей»
2) Закон РФ «О рекламе»
3) Т. Кудрина, И. Пахомова «Права потребителя», Москва, Эксмо, 2007
4) Н.В. Васильчикова «Как потребителю защитить свои интересы. Рекомендации и примеры», Москва, Омега-Л, 2007
5) Д.Е. Гусятникова «Защита прав потребителей при покупке товара. 10 основных ситуаций»,Москва, Омега-Л, 2008
6) Л.И.Ростовцева «Поведение потребителей и потребительская культура»
Приложение
Примеры учебных ситуаций
1) Строители, которые ремонтировали мою квартиру, испортили обои. Их я покупал сам, (по условиям договора). Каковы мои права?
2) Я хочу поменять некачественные сапоги на другие, подешевле. Вернут ли мне разницу в цене?
3) Гражданка А-ва купила в магазине «Океан» слабосоленую сельдь в вакуумной упаковке. Открыв упаковку, покупательница обнаружила, что рыба непригодна для использования в пищу, поскольку имеет ярко выраженный неприятный запах. Данных о производителе и сроке хранения на упаковке не было. Гражданка А-ва не стала предпринимать никаких действий для восстановления своих нарушенных прав и выбросила непригодный для использования в пищу продукт. Прокомментировать ситуацию.
4) Гражданин К-ов приобрёл в салоне сотовой телефонной связи телефонный аппарат с установленным на него гарантийным сроком 2 года. Через год эксплуатации телефонный аппарат вышел из строя. Гражданин К-ов обратился в сервисный центр, где ему сообщили, что необходимо провести проверку качества, чтобы выяснить причину поломки аппарата. Комментарий?
Задачи по основам потребительских знаний
- Герасим приобрел в зоомагазине «Ни пуха, ни пера» щенка породы болонка в возрасте 1 месяц. Через 6 месяцев выяснилось, что щенок породы овчарка. Требование Герасима о расторжении договора и полного возмещения убытков, с учетом возврата собаки продавцу, зоомагазин не удовлетворил. Тогда Герасим обратился в суд и общество потребителей (с просьбой участвовать в рассмотрении дела). Однако общество потребителей отказалось от участия в судебном процессе.
Нарушило ли в данной ситуации общество потребителей Закон «О защите прав потребителей»?
- Алексей купил у своего соседа Николая телевизор. Через два дня Алексей обнаружил в корпусе телевизора трещину.
Может ли Алексей защитить свои права с помощью Закона «О защите прав потребителей»? Если да, то как?
- Валентина приобрела в магазине кондиционер со сроком гарантии один год. За неделю до окончания срока кондиционер сломался, его пришлось отнести в гарантийную мастерскую. Ремонт занял 14 дней. Когда Валентина пришла забирать кондиционер, от нее потребовали оплатить ремонт, так как срок гарантии уже кончился.
Должна ли Валентина оплатить ремонт кондиционера?
- Мама купила Полине в комиссионном магазине бывшее ранее в употреблении лыжное снаряжение. Через 3 дня после покупки Полина примерила ботинки и лыжи. Оказалось, что ботинки маловаты, а палки чересчур длинны. Катание на лыжах не состоялось.
Вправе ли мама потребовать от магазина обмена товара, как не подошедшего по размеру (Полина на лыжах не каталась)?
- Снегурочка заказала в ателье на выпускной вечер платье. Но пошили его некачественно, недостатки невозможно устранить, кроме того, испорчен материал.
Какие права есть у Снегурочки в этой ситуации?
- Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, так как это делает производитель и за дополнительную плату.
Прав ли магазин?
- Лена поступила в негосударственный институт для получения второго высшего образования по специальности «Юриспруденция». В договоре было оговорено количество часов и уровень образования. В частности, существовало положение, что семинарские занятия будут вести преподаватели Московского Государственного Университета и Московской Государственной Юридической Академии. Проучившись одну неделю, Лена узнала, что преподаватели были действительно из указанных вузов, но они там учились на последних курсах, а не преподавали, соответственно, качество преподавания было низким. На Ленино требование расторгнуть договор и возвратить обратно уплаченные за обучение деньги в деканате ей указали на пункт договора, согласно которому в случае расторжения договора по инициативе обучающегося возвращается всего 10% суммы, если договор расторгнут в первый месяц обучения.
Может ли Лена рассчитывать на бόльшую сумму? (30 баллов)
Тест.
1)За просрочку выполнения требований потребителя при заключении договора об оказании услуг изготовитель выплачивает неустойку в размере:
1%, если более высокий процент не предусмотрен договором
2%, если более высокий процент не предусмотрен договором
3%, если более высокий процент не предусмотрен договором
4% , если более высокий процент не предусмотрен договором
2)Семен Семенович Семенов сдал в химчистку "Пятнышко" костюм и заплатил 500 рублей. Когда в назначенный день Семен Семенович Семенов пришел за своим костюмом, выяснилось, что он утерян. Семенов имеет право потребовать:
вернуть ему в трехдневный срок аналогичный костюм и 500 рублей;
выплатить стоимость костюма и 1000 рублей;
вернуть ему в трехдневный срок аналогичный костюм, или выплатить двукратную стоимость костюма и 500 рублей;
вернуть ему в трехдневный срок аналогичный костюм, или выплатить двукратную стоимость костюма и 1000 рублей;
3)При отсутствии гарантийного срока на выполнение работы в строении, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, если они обнаружены в пределах:
шести месяцев со дня принятия выполненной работы;
года со дня принятия выполненной работы;
двух лет со дня принятия выполненной работы;
пяти лет со дня принятия выполненной работы.
4)Сумма взысканной потребителем неустойки за нарушение исполнителем сроков выполнения работ не может превышать:
50% цены выполнения работы, если иное не предусмотрено договором;
цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором;
одного минимального размера оплаты труда;
ста минимальных размеров оплаты труда.
5. В связи с дружественным визитом в нашу страну крупного политического лидера ваш поезд был задержан железной дорогой на 10 часов, в результате Вы опоздали на важную конференцию, Вы:
потребуете выплатить неустойку 30% от стоимости билета и убытки, в том числе и моральный ущерб;
потребуете неустойку 100% от стоимости билета и убытки, в том числе и моральный ущерб;
потребуете выплатить неустойку 20% от стоимости билета и моральный ущерб;
любое из перечисленных выше требований, по желанию потребителя.
- Фраза "Наш товар самый лучший" не подтверждена документально. Это реклама:
недобросовестная
недостоверная
неэтичная
скрытая
- В рекламе алкогольных напитков и табачных изделий не должны использоваться образы физических лиц в возрасте до:
16 лет
18 лет
21 года
35 лет
- По истечении гарантийного срока в выполненной работе был обнаружен существенный недостаток. Потребитель в данной ситуации может требовать:
соответствующего уменьшения цены за выполненную работу;
возмещения расходов понесенных при устранении недостатков своими силами или третьими лицами;
расторжение договора о выполнении работы;
любое из перечисленного выше, по своему выбору.
Маша отдала в химчистку шерстяной ковер. Ей была выдана квитанция, в которой
указаны размеры, цвет и стоимость ковра. Результатом чистки Маша осталась недовольна
(на ковре остались пятна) и потребовала почистить ковер повторно. Химчистка
потребовала оплатить повторную работу, т.к. не считает себя виновной в плохом качестве
чистки. Чистка была произведена способом, указанным на маркировочной ленте изделия.
Вопрос: Должна ли Маша оплачивать повторную чистку ковра? Обоснуйте свой
ответ.
Ответ: Оплачивать повторную чистку Маша не должна. При приеме изделия в
химчистку в квитанции (договоре) должны быть перечислены дефекты, неудаляемые при
химической чистке (п.18 Правил бытового обслуживания).
Накануне выпускного вечера Настя сделала в парикмахерской новую прическу и
поменяла цвет волос. Через два часа после выхода из парикмахерской лицо Насти
покрылось пятнами. Вызванный врач сказал, что это аллергическая реакция на один из
компонентов, содержащихся в краске.
Вопрос: Может ли Настя предъявить претензии парикмахерской? Обоснуйте свой
Ответ: Настя может предъявить претензии в том случае, если при окраске ей не была
сделана биологическая проба на чувствительность кожи (п.21 Правил бытового
обслуживания). Она может потребовать оплаты лечения и компенсации за причиненный
моральный вред.
Василий заказал золотую цепочку в ювелирной мастерской. Для изготовления цепочки он
передал золотое кольцо и эскиз. Когда цепочка была изготовлена, Василий отказался ее
забирать, т.к. она не соответствовала эскизу, согласованному при приеме заказа. Мастер
разъяснил, что выполнить работу в точном соответствии с эскизом было невозможно, т.к.
цепочка получилась бы слишком тонкой и непрочной. Василий потребовал выплатить ему
стоимость кольца и вернуть уплаченные за работу деньги.
Вопрос: Должна ли мастерская возвращать деньги? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Мастерская должна возвратить стоимость работ и стоимость кольца.
В соответствии с п.11 Правил бытового обслуживания исполнитель обязан
предупредить потребителя о том, что его указания могут повлиять на качество
выполненной работы. До получения указаний от потребителя исполнитель обязан
приостановить выполнение работы.
Если исполнитель не предупредил потребителя, то при предъявлении претензий он
не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
Сергей заключил договор на изготовление шкафа-купе. На следующий день сообщил о
расторжении договора. В связи с праздниками информация б отказе от договора была
доведена до мастеров через два дня. За эти два дня были сделаны рабочие чертежи и
приобретены материалы. Фирма потребовала оплатить выполненную работу. Сергей
отказался.
Вопрос: Должен ли Сергей оплачивать работу. Обоснуйте свой ответ
В соответствии с п.13 Правил бытового обслуживания потребитель вправе в любое время
до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора, уплатив исполнителю часть
цены пропорционально стоимости выполненной работы до уведомления об отказе от
договора.
Поскольку вся работа была выполнена после того, как Сергей отказался от договора, он не
должен эту работу оплачивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"
Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Программа элективного курса "Наука покупать"
Здравствуйте. Очень понравился Ваш курс "Наука покупать". Сама с удовольствием прошла тест. Обязательно применю в старших классах