элективный курс для учащихся 10 классов "Здоровый образ жизни"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Методическая разработка элективного курса ”Здоровый образ жизни”(для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнение к элективному курсу | 42.5 КБ |
программа элективного курса | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1 Задачи факультатива, возможная личностная значимость проблемы
- основные цели и задачи элект. курса: способствовать у подростков понимания многогранности и значимости феномена здоровья, показать социальную и личностную значимость сохранения здоровья, способствовать осознанию учащимися возможных отдаленных перспектив своих поступков, способствовать становлению у учащихся отношению к здоровью как к ценности
- результативность элект. курса определяется приобретенением учащимися убежденности в личной ответственности за сохранение здоровья и понимание значимости различных здоровьесберегающих и здоровьеразрушающих факторов
- анкетирование учащихся (анонимное) и обсуждение ответов: этические, психологические, физиологические, морально – нравственные, экономические аспекты
Примерные вопросы для анкетирования
”Каково Ваше мнение?”
1 Что такое здоровье
2Волнуют ли Вас вопросы собственного здоровья
3Считаете ли Вы себя здоровым
4 Почему важно быть здоровым
5 Что такое болезнь
6 Приходилось ли Вам болеть
7 Приходилось ли Вам серьезно болеть
8 Как Вы себя чувствовали во время болезни
9 Какие чувства Вы испытывали при этом
10 Какие чувства Вы испытываете во время болезни своих близких
11 Как Вы понимаете фразу:”Следить за своим здоровьем”
12Как Вы думаете, справедливо ли выражение:”Здоровье за какие деньги купишь?”
13 Интересно ли Вам будет узнать, какой (какая) Вы (состояние здоровья, особенности характера, уровень физического развития и т. п.)
14 Планируете ли Вы ближайшее или отдаленное будущее
15 Что значит для Вас “быть успешным в жизни”
16 Хотите ли Вы быть успешным в жизни
17 Что для этого необходимо иметь, уметь или сделать
18 Может ли оказать влияние на Вашу успешность в жизни состояние Вашего здоровья
19 Что может повредить Вашему здоровью
20 Знаете ли Вы, как уменьшить риск нанести вред своему здоровью
21 Есть ли у Вас твердые убеждения, что ни при каких обстоятельствах Вы не сделаете поступков, которые заведомо повредят Вашему здоровью
22 Информацию какого рода Вы хотели бы получить на занятиях элект. курса? Выскажите Ваши пожелания
Раздел 2
2.1 Легочная форма СПИДа
Изменения в структуре мозга и неврологические расстройства
Поражения пищеварительного тракта
Поражения сердечно – сосудистой системы
Новообразования (опухоли)
Основные группы риска (статистика и причины повышения риска заражения)
- гомо – бисексуалы
- наркоманы
- лица, вступившие в беспорядочные половые контакты
- люди, которым были произведены переливания крови, и люди, которым регулярно вводят препараты крови
-жители стран и территория, где СПИД распространен очень широко
Особенности инфицирования и заболевания детей
2.2
Уровень мед. И гигиен. Культуры в обществе (по отношению к своему здоровью)
Финансовые возможности современной мед. Помощи и ее доступность, страховая медицина
Духовная культура общества и влияние снижения ее уровня на здоровье человека
Современное состояние массовой и индивидуальной физ. Культуры
Социальные факторы, пагубно влияющие на здоровье (низкие матер. Доходы некоторых групп населения, беженцы – большая концентрация населения и слабая обеспеченность мед. Работниками и лекарственными препаратами, отсутствие рационального питания и т. п.)
Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья населения, роль рекламы табака и спиртных напитков
2.3
История вопроса – в нашей стране и за рубежом
Адаптация ВИЧ – инфицированных к факту собственного заражения
Реакции семьи на факт заражения родственника
Дети, рожденные от ВИЧ – инфицированных родителей, - вероятность заражения
ВИЧ – инфицированные дети: настоящее и будущее (отказ родителей от таких детей, пребывание в доме ребенка, пребывание в школе, перспективы взрослой жизни)
Создание комплекса для ВИЧ – инфицированных в Усть – Ижоре: обеспеченность мед. Персоналом, лекарственными препаратами, отношение больных, отношение местного населения
2.4
Что такое ПАВ?
История использования психоактивных веществ (ритуальное, медицинское и т. д.)
Стрессы и их воздействие на состояние нервной системы
Причины использования ПАВ (за компанию, из интереса, снять нервное напряжение, модно и т. д.) и последствия от их применения для здоровья человека
Зависимости от ПАВ, способы их преодоления
Современное общество: использование ПАВ, реальность и перспективы
2.5
Состояние здоровья родителей и его влияние на здоровье потомков, отношение к данной проблеме на государственном уровне
Медицинское сопровождение ребенка до и после рождения. Доступность бесплатной мед. Помощи и ее качество
Значимость мед. осмотров , вакцинаций, диспансеризаций и санаторно – курортного лечения для сохранения здоровья. Государственные мероприятия, проводимые в этом направлении
Мед. страхование и его значение в современных экономических условиях
Требования, предъявляемые к труду ( в том числе и учебному) и отдыху ребенка, подростка, взрослого: санитарно – гигиенические, социальные и т. п.
Существующие нормативные акты о социальной защите подростков и их здоровья
Раздел 3
3.1
Культура труда (что такое культура труда? Какие требования она предъявляет к трудящимся? Почему важно соблюдать эти требования?)
Культура отдыха (что такое культура отдыха? Как правильно отдыхать?)
Культура быта (что такое культура быта? Какие требования она предъявляет? Почему важно соблюдать эти требования?)
Отношение к ОС (каково состояние ОС Вашей местности. Какие положительные и отрицательные изменения в ней за последние годы Вы можете отметить?)
3.2
Определение нормального пульса и его изменений в состоянии покоя и двигательной активности
Выявление плоскостопия
Определение состояния осанки
Определение состояния зрения (острота зрения, слепое пятно, дальтонизм)
Формирование профессиональных предпочтение на основе информации о состоянии здоровья
3.3
Ложь – зло или благо?
Стрессоустойчивые и Стрессонеустойчивые личности
Интроверты и экстраверты
Основные типы нервных систем: меланхолики, холерики, флегматики, сангвиники – и их характеристики
Определение своей принадлежности к этим группам и психологической совместимости
Формирование профессиональных предпочтений на основе информации о состоянии здоровья
3.4
Основные наследственные заболевания. Возможность диагностики
Хромосомные болезни, проявления и диагностика
Основные заболевания, передающиеся половым путем (симптомы, история и современность, влияние на репродуктивное здоровье и здоровье потомства)
Значимость диагностических медицинских обследований
Формирование профессиональных предпочтений на основе информации о состоянии здоровья
Травмы на производстве и адаптация пострадавшего к своему изменившемуся состоянию организма. Роль семьи. Значение моральной поддержки
Развитие и значение служб психотерапии и психоанализа
Социальная значимость «телефона доверия»
3.5
Ориентация населения на ответственное отношение к своему здоровью; государственные мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения
Демографическая характеристика нашего общества
Экономические потери общества от болезни трудящихся
Поощрение граждан, уделяющих внимание сохранению здоровья (на гос. Уровне и в крупных фирмах)
Раздел 4
Вопросы для собеседования
1.Почему ВИЧ – инфекция стала в конце 20 века проблемой №1 для ВОЗ и ООН, оттеснив на вторые роли рак и сердечно – сосудистые заболевания
2.Чем можно объяснить неожиданность появления и быстроту распространения ВИЧ
3.Правомерно ли название СПИД? Только ли иммунную систему поражает возбудитель?
4.Осознав все опасности, которые несут с собой ВИЧ и СПИД, что нужно сделать, чтобы уберечь от этой инфекции себя и своих близких?
5.Что такое СПИД? Рок судьбы или ошибка человека?
6.Верно ли, что трезвая жизнь – полная «страховка» от инфекционных болезней и СПИДа?
7.Роль санитарного просвещения в профилактике СПИДа?
8.СПИД – тяжелейшая экономическая проблема человечества
9.Почему одни люди готовы все отдать за дозу наркотика, а другие не употребляют его ни при каких условиях?
10.Согласны ли Вы с высказыванием Жана Кокто:»Курить опиум – все равно что выпрыгивать на ходу из поезда?»
11.М.Л.Кинг сказал:»Дело не в продолжительности жизни, а в ее качестве…» Может быть, наркоманы правы, и их жизнь короткая, но интересная?
12.»Жизнь может быть короткой или длинной. Все зависит от того, как ее прожить» (Пауло Коэльо, бразильский писатель). Согласны ли Вы с этим?
13.Значение эпидемиологического надзора для сохранения здоровья населения
14.Значение санитарно – гигиенических знаний и мероприятий для сохранения здоровья населения
15.Находит ли отражение состояние экономики в области здравоохранения?
16.Верно ли, что здоровье человека – только его забота? В каких случаях это не так?
17.Может ли подросток полностью отвечать за состояние своего здоровья? Кто должен помогать ему в этом? Почему?
18.Почему, несмотря на предупреждение о вреде курения, люди продолжают курить? На что рассчитывают?
19.Все знают о вреде алкоголя, но уровень его использования практически не снижается. Как Вы думаете – почему? К каким последствиям это может привести (или уже привело)?
20.»Реклама – двигатель торговли», но всегда ли реклама пропагандирует полезные для здоровья продукты (или вещи)? С чем это связано и к чему может приводить?
Предварительный просмотр:
Элективный курс для учащихся 10 классов ”Здоровый образ жизни”.
Аннотация.
Этот курс разработан для тех, кто хочет:
1.Вести здоровый образ жизни;
2. Правильно питаться;
3. Остерегаться опасных заболеваний.
Пояснительная записка.
Элективный курс ”Здоровый образ жизни” разработан для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме.
Содержание и структура курса позволяют качественно разобраться в проблеме, существующей на сегодняшний день.
Цели:
- Ознакомить учащихся с научными подходами к вопросу о здоровье и его сохранению
- Способность формированию социально – ответственного отношения учащихся к собственному здоровью (и здоровью других людей)
- Способность лучшей адаптации подростков в современных социальных условиях.
Задачи:
1. Проводить систематическую работу по сохранению здоровья учащихся
2. Способствовать осознанию учащимися возможных отдаленных перспектив своих поступков
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
4. Показать социальную и личностную значимость сохранения здоровья
5. Способствовать становлению у учащихся отношению к здоровью как к ценности
6. Обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний
Программа состоит из трех основных блоков:
Первый блок – ”Здоровье и его составляющие” – включает в себя ознакомление с представлениями о здоровье с позиций современной науки и рассмотрение различных здоровьесберегающих аспектов.
Второй блок – ”Адаптация к современным социальным условиям” – знакомит с основными проблемами общества и рассматривает наиболее значимые здоровьеразрушающие факторы.
Третий блок – ”Я хочу быть здоров” – содержит практические рекомендации по сохранению здоровья и предполагает формирование личностно значимых оценочных суждений.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры факторов и ситуаций, позитивно и негативно влияющих на организм человека.
- прогнозировать возможные последствия для организма от воздействия различных факторов.
- оценивать отдаленные последствия влияния (воздействия) различных факторов и ситуаций на организм человека.
Учебный план элективного курса ”Здоровый образ жизни”
( 17 часов)
Категории: учащиеся 10 классов
Форма обучения: 1 – 2 часа в неделю по расписанию школы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Семинары и другие формы занятий | Форма контроля |
1 | Здоровье, его составляющие, здоровьесберегающие аспекты | 5 | 3 | 1 | 1 |
2 | Социальные проблемы и здоровьеразрушающие факторы | 6 | 2 | 3 | 1 |
3 | Здоровый образ жизни и фомирование социально – ответственного поведения | 5 | - | 5 | - |
4 | Собеседование | 1 | - | - | 1 |
Итого | 17 | 5 | 9 | 3 |
Учебно – методический план элективного курса ”Здоровый образ жизни”
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семинары | Практикум | Круглый стол | Форма контроля |
1 | Здоровье, его составляющие, здоровьесберегающие аспекты | 5 | 3 | - | 1 | - | 1 |
1.1 | Задачи элективного курса, возможная личностная значимость, проблемы | - | - | - | 1 анкети рование | - | - |
1.2 | Иммунная система, имуннодефициты, ВИЧ и СПИД | - | 2 | - | - | - | - |
1.3 | Медленнотекущие инфекции (латентные вирусные инфекции) | - | 1 | - | - | - | - |
1.4 | Итоговое занятие по теме | - | - | - | - | - | |
2 | Социальные проблемы общества и здоровьеразрушающие факторы | 6 | 2 | 2 | - | 1 | 1 |
2.1 | Заболевание СПИДом: причины и распространенность. Влияние вируса СПИДа на системы органов человека | - | 1 | - | - | - | - |
2.2 | Здоровьеразрушающие факторы | - | - | 1 | - | - | - |
2.3 | Отношение общества к ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом | - | - | 1 | - | - | - |
2.4 | Психоактивные вещества (ПАВ) и зависимости от них | - | 1 | - | - | - | - |
2.5 | Социальная защита подрастающего поколения | - | - | - | - | 1 | - |
2.6 | Итоговое занятие по теме | - | - | - | - | - | |
3 | Здоровый образ жизни и формирование социально – ответственного поведения | 5 | - | 2 | 2 | 1 | - |
3.1 | Культура здоровья | - | - | 1 | - | - | - |
3.2 | Определение состояния здоровья | - | - | - | 1 | - | - |
3.3 | Социально – психические факторы здоровья | - | - | - | 1 | - | - |
3.4 | Ответственность перед своей семьей и потомками за состояние здоровья | - | - | 1 | - | - | - |
3.5 | Ответственность перед обществом за состояние здоровья | - | - | - | - | 1 | - |
4 | Сочинение на тему: ”Почему я должен быть здоровым” | 1 | - | - | - | - | 1 |
Критерии успешности, нормы оценивания, форма аттестации:
1. Итоговая аттестация по курсу: Сочинение на тему ”Почему я должен быть здоровым”
2. Отзыв о программе элективного курса.
3. Аттестация по темам:
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Элективный курс "ВСе о здоровом образе жизни"
Хорошее здоровье - один из главных источников радости человека, его неоценимое богатство. Очень важно с детства воспитывать интерес к здоровому образу жизни и сохранению здоровья. Курс "Все о здоровом...
Элективный курс для учащихся 9 класса "Проценты в нашей жизни"
Пояснительная записка. Математика - это предмет, в котором всё пронизано разнообразными интересными взаимосвязями, глубокими аналогиями, изящными рассуждениями, абстракци...
Модифицированная программа элективного курса для учащихся 11 класса «Успешный старт во взрослую жизнь»
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.автор афоризма (цитаты) неизвестен Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокоте...
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Жизнь в современных городах"
Программа элективного курса «Жизнь в современных городах» предназначена для учащихся 9 классов. Данный курс может быть полезен для тех учащихся, которые в будущем хотят выбрать профе...