Рабочая программа по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Рабочая программа  по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника, автор-составитель Г.М.Пальдяева.-М.:Дрофа, 2012.-92с.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

Авторские программы В.В.Пасечника разработаны на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на базовом уровне выделено 70 часов, в том числе в 10 классе-35 часов(1 час в неделю), в 11 классе -35 часов (1 час в неделю) или в течение одного года(в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю. Программа для изучения биологии на профильном уровне рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю в течение двух лет: 105 часов в 10 классе, и 105 часов в 11 классе.

 В МБОУ СОШ №30 г. Брянска на изучение курса биологии в 10 и 11 классе выделено 140 часов, в том числе в 10 классе -70 часов, в 11 классе -70 часов: по 2 часа в неделю- 1 час из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения.

В связи с этим при составлении рабочей программы учитель руководствовался содержанием курса биологии на профильном уровне, так как учащиеся выпускных классов часто выбирают в качестве ЕГЭ  по выбору экзамен по биологии, но число часов на изучение каждого раздела программы пришлось сократить.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

По авторской программе

фактически

Раздел 1. Введение биологию

6

5*

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2

2

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого

2

1

Тема 1.3. Уровни организации живой материи

2

1

Раздел 2. Основы цитологии

41

29*

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

4

1

Тема 2.2. Химический состав клетки

9

9*

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток

8

6*

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни.

7

2

Тема2.5. Обмен веществ и энергии в клетки

13

8*

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

18

11*

Тема 3.1.Жизненный цикл клетки

3

3

Тема 3.2. Размножение

8

4

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

7

3*

Раздел 4. Основы генетики

25

14*

Тема 4.1. История развития генетики

2

1

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности

15

8

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости . Виды мутаций

8

4

Раздел 5. Генетика человека

6

5*

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека

2

1

Тема 5.2. Генетика и здоровье

2

2

Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности

2

1

Итого:

96

65*

Резерв

9

5

*В конце изучения разделов программы предусмотрены уроки обобщения, систематизации и контроля знаний, которые не указаны в тематической плане.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии 

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи 

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы 

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Раздел 3. Организм

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) 

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость 

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцеп ленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей 

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение 

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяций. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.  Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия1   1 Экскурсии проводятся по усмотрению учителя при наличии свободного времени.

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение

Резерв времени 5 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  3. описывать особей видов по морфологическому критерию;
  4. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  5. сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  6. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  7. изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  8. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
    привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  2. правил поведения в природной среде;
  3. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  4. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
    искусственное оплодотворение).

Литература

Основная литература

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1–3. – М.: Мир, 1987.
  2. Биология: Школьная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  3. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... – М.: Просвещение, 1995.
  4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.
  5. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
  7. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
  8. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1998.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Коррекция

Раздел 1. Введение биологию (5 часов)

1

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

1

2

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого

1

3

Тема 1.3. Уровни организации живой материи

1

4

Тема 1.3. Уровни организации живой материи

1

5

Контрольно-обобщающий урок

1

Раздел 2. Основы цитологии(29 часов)

6

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

1

7

Тема 2.2. Химический состав клетки. Особенности химического состава клетки

1

8

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

Л/р№1 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

1

9

Минеральные вещества и их роль в клетке

1

10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

1

11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

1

12

Строение и функции белков.  Л/р№2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов»

2

13

14

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

1

15

АТФ и другие органические соединения клетки

1

16

Зачет «Химическая организация клетки»

1

17

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток

1

18

Строение клетки. Цитолплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

19

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения

1

20

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1

21

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

1

22

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Л/р №3, 4:«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений», «Сравнение клеток растений, животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

23

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток.

1

24

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.

1

25

Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение клетки»

1

26

Тема2.5. Обмен веществ и энергии в клетки

1

27

Энергетический обмен в клетке. Л/р№5 «Сравнение процессов брожения и дыхания»

1

28

Питание клетки

1

29

Автотрофное питание. Фотосинтез

1

30

Автотрофное питание. Хемосинтез. Л/р №6 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

1

31

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке

2

32

33

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1

34

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь строения и жизнедеятельности»

1

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 часов)

35

Тема 3.1.Жизненный цикл клетки

1

36

Митоз и амитоз. Л/р №7,8  «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах», «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»

1

37

Мейоз.  Л/р №9  «Сравнение процессов митоза и мейоза»

1

38

Тема 3.2. Размножение. Формы размножения организмов. Бесполое размножение

1

39

Формы размножения организмов. Половое размножение. Л/р №10 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения»

1

40

Развитие половых клеток

1

41

Оплодотворение

1

42

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

1

43

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. 

Л/р №11 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства «

1

44

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

1

45

Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности размножения и развития организмов»

1

Раздел 4. Основы генетики(14 часов)

46

Тема 4.1. История развития генетики. Гибридологический  метод. Л/р №12  «Составление схем скрещивания»

1

47

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

48

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

1

49

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1

50

Хромосомная теория наследственности

1

51

Взаимодействие неаллельных генов

1

52

Цитоплазматическая наследственность

1

53

Генетическое определение пола

1

54

П/р№1 «Решение генетических задач га моногибридное и Дигибридное скрещивание, на промежуточное наследование признаков, на сцепленное наследование, на наследование, сцепленное с полом, на взаимодействие генов»

1

55

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций. Изменчивость. Л/р №13, 14 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»,  «Сравнительная характеристика пород (сортов)»

1

56

Виды мутаций

1

57

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

1

58

П/р№2 «Выявление  источников мутагенов в окружающей  среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

1

59

Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности наследственности и изменчивости»

1

Раздел 5. Генетика человека(5 часов)

60

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека 

Л/р №15 «Составление родословных»

1

61

Тема 5.2. Генетика и здоровье

2

62

63

Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности 

Л/р №16 «Анализ и оценка  этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

64

Контрольно-обобщающий урок по теме «Генетика человека»

1

65

Итоговый урок «Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях»

1

Резерв (5 часов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...