элективный курс по ботанике
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
программа элективного курса " Биология для любознательных: растения, грибы, лишайники", прдназначенна для подготовки к сдаче экзамена по биологии в 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_biologiya_dlya_lyuboznatelnyh_griby_rasteniya_lishayniki.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа
курса по выбору
«Биология : растений, грибов, лишайников»
в 9 классе
Программа рассчитана на 17 часов
Учитель Дикая Алёна Николаевна
2012 год
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Биология для любознательных: растения, грибы, лишайники» составлена на основе авторской программы «Биология животных", авторы: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б.., опубликованной в сборнике №2 «Программы Элективных курсов. Биология. Профильное обучение»: -Дрофа 2006 г. является модифицированной. Носит предметно-ориентированный характер. Курс биологии растений или ботанику, в школе изучают в 6 классе, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по биологии представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6классе учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Курс по выбору «Биология для любознательных: растения, грибы, лишайники» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.
Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по ботанике на базе сформированных понятий обшей биологии.
Задачи курса:
1. Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники;
2. Создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
3. Ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.
Предполагаемые результаты:
- Данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы и дальнейшему поступлению в класс биологического и медицинского профиля.
- Умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.
Инструментарий для оценивания результатов:
- Входная диагностика для выявления уровня знаний по изученному ранее материалу.
- Тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов курса | Всего часов | Лекц. | Практ. | Форма контроля |
1. | Введение | 1 | 1 |
|
|
2. | Клетка растений | 1 | 1 |
| Тестирование |
3. | Ткани и вегетативные органы высших растений | 4 | 2 | 2 | Устный зачет |
4. | Размножение | 1 | 1 |
| Тестирование |
5. | Водоросли | 1 | 1 | ||
6. | Высшие споровые растения | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
7. | Семенные растения | 3 | 1 | 2 | Тестирование |
8. | Грибы | 2 | 2 |
| |
9. | Лишайники | 1 | 1 |
| |
10. | Этапы развития растительного мира | 1 |
|
| |
|
| 17 | 12 | 5 |
|
Содержание программы
Введение (1 ч)
Лекция. Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.
Тема 1. Клетка растений (1 ч)
Лекция. Строение растительной клетки.
Тема 2. Ткани и вегетативные органы высших растений (4 ч)
Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.
Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани.
Особенности строения тканей и органов растительного организма. Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение корня. Питание и дыхание корня. Функции корней. Побег: строение и ветвление. Почки. Видоизменения побегов. Стебель. Строение и функции стебля. Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев. Размеры и продолжительность жизни листа.
Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей.
Практическая работа. Строение тканей растительного организма.
Тема 3. Размножение (1 ч)
Лекция. Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение. Чередование поколений.
Тема 5. Водоросли (1 ч)
Лекция. Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности. Строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Размножение водорослей. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.
Тема 6. Высшие споровые растения (2 ч)
Отдел Моховидные. Отдел Папоротникообразные: общая характеристика. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.
Практическая работа. Строение споровых.
Тема 7. Семенные растения (3 ч)
Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения споровых растений. Значение голосеменных. Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика. Появление цветка. Наличие завязи. Редукция гаметофитов. Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.
Практическая работа. Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.
Практическая работа. Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян. Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян.
Тема 8. Грибы (2 ч)
Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов. Многообразие грибов.
Тема 9. Лишайники (1ч)
Лекция. Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников: Накипные, листовые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.
Тема 10. Этапы развития растительного мира (1ч)
Семинар. Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | Введение | 1 | 5.09.12 |
2 | Строение растительной клетки | 1 | 12.09.12г |
Ткани и вегетативные органы высших растений | 4 | ||
3 | Общая характеристика тканей | 1 | 19.09.12г |
4 | Органы высших растений | 1 | 26.09.12г |
5 | Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей | 1 | 3.10.12г |
6 | Практическая работа. Строение тканей растительного организма. | 1 | 10.10.12г |
7 | Размножение | 1 | 17.10.12г |
8 | Водоросли | 1 | 24.10.12г |
Высшие споровые растения | 2 | ||
9 | Отделы споровых растений. Размножение споровых | 1 | 31.10.12г( выпадает каникулы) |
10 | Практическая работа. Строение споровых. | 1 | 7.11.12г |
Семенные растения | 3 | ||
11 | Семенные растения. Общая характеристика. происхождение | 1 | 14.11.12г |
12 | Практическая работа. Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия. | 1 | 21.11.12г |
13 | Практическая работа. Семя и плод. Строение семени. | 1 | 28.11.12г |
Царство Грибы | 2 | ||
14 | Грибы: общая характеристика | 1 | 5.12.12г |
15 | Размножение грибов. Многообразие грибов | 1 | 12.12.12г |
16 | Лишайники | 1 | 19.12.12г |
17 | Этапы развития растительного мира | 1 | 26.12.12г |
Основная литература:
- Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс. М.: Дрофа, 2006.
- Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2005.
- Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Учебный курс по ботанике
Учебный курс по ботанике, поможет при подготовке к ЕГЭ...
Программа элективного курса "Региональная ботаника"
Актуальность курса связана с изучением растений местной флоры, их многообразием, использованием и охраной. В курсе выделена группа редких и исчезающих растений, нуждающихся в охране. Их из...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа по элективному курсу: Увлекательная ботаника 7 класс 2023г.
Данная программа актуальна для учащихся 7-х классов, так как дополняет основную программу по теоретической и практической основам растительного мира. Элективный модуль «Увлекательная ботаника&ra...