Программа элективного курса "Региональная ботаника"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Актуальность курса связана с изучением растений местной флоры, их многообразием, использованием и охраной. В курсе выделена группа редких и исчезающих растений, нуждающихся в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры. Программа даёт возможность направленно воздействовать на личность учащихся, обучать приёмам самостоятельной работы, развивать наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней.
Курс позволяет глубже знакомить детей с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnaya_botanika.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса «Региональная ботаника»
Пояснительная записка.
Курс «Региональная ботаника» направлен на реализацию основных принципов образования: развитие единой картины мира, регионализации, научности, наглядности, творческой активности. Разработан на основе Примерной программы МО РФ по биологии, учебника для общеобразоват. учебных заведений Забайкальского края «Региональная ботаника» авторов Гилевой М.В., Поповой О.А., Уманской Н.В., Якимовой Е.П. Данный курс составлен с учетом требований Регионального образовательного стандарта Забайкальского края. Он предполагает изучение растений местной флоры, их практическим использованием, является одним из средств организации ориентационной работы в системе предпрофильной подготовки учащихся; способствует углублённому изучению предмета «Биология», развитию практических умений и навыков, формирует бережное отношение к растительности родного края.
Актуальность курса связана с изучением растений местной флоры, их многообразием, использованием и охраной. В курсе выделена группа редких и исчезающих растений, нуждающихся в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры. Программа даёт возможность направленно воздействовать на личность учащихся, обучать приёмам самостоятельной работы, развивать наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней.
Курс позволяет глубже знакомить детей с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии.
Программа рассчитана на 34 часа и обеспечена учебно - методическим материалом.
Цели программы:
-усиление регионального компонента;
-наполнение вариативной части базисного плана местным материалом, связанным с изучением видового многообразия растений в окрестностях места проживания;
-воспитание бережного и разумного отношения к природным ресурсам.
Задачи программы:
-формировать знания об эколого-биологических особенностях растений родного края, их значении и месте в жизни человека;
-развивать понятия о целостности и единстве растительного мира, навыков по гербаризации и определению растений;
-воспитывать бережное и грамотное отношение к природе родного края;
Тематическое планирование
№. | Тема занятия | Содержание | Основные понятия | Оборудование |
Введение – 3час. | ||||
1.1 | Введение. Особенности физико – географических условий Забайкалья и их влияние на развитие растений. | Цели и задачи курса. Характеристика географического положения окрестностей места проживания. | Социоприродное положение, краеведение. | Лекция с элементами беседы, работа с картой Читинской области. |
1.2 | Многообразие растений родного края. | Актуальность изучения растений своего края. | Геологические эры, периоды. | Карта Читинской области, гербарий. |
1.3 | Экскурсия в природу. | Знакомство с многообразием травянистых растений. | Экологические факторы, приспособления растений к перенесению неблагоприятных условий. | Сбор гербарного материала, оформление гербария. |
Полезные растения - 15 часов | ||||
2.1 | Пищевые дикорастущие растения. | Особенности пищевых растений и их значение в жизни современного человека. | Ферменты, белки, жиры, углеводы, авитаминоз. | Открытки, гербарий, иллюстрации. |
2.2 | Пищевые растения местной флоры. | Многообразие пищевых растений, их морфологическая характеристика, местообитание и применение. | Корнеплоды, луковицы, клубни, плоды и семена. | Гербарий, муляжи плодов, натуральные объекты. Подготовить сообщения. |
2.3 | Введение пищевых растений в культуру. | Морфологическая характеристика, местообитание, применение растений. | Отбор, селекция, сорт, гибридизация. | Гербарии, таблицы, учебники. |
2.4 | Лекарственные растения. | Роль лекарственных растений в жизни человека. Правила сборки и сушки л. р. | Алкалоиды, гликозиды, эфирные масла, дубильные вещества, витамины. | Открытки, фотографии, работа с гербарием.. |
2.5 | Лекарственные растения местной флоры. | Многообразие лекарственных растений, изучение их морфологии. | Открытки, фотографии, гербарий, плакаты. | |
2.6 | Введение лекарственных растений в культуру. | Сознательный отбор, селекция. | Акклиматизация, агротехнические приёмы. | Лечебные травы Восточной Сибири. |
2.7 | Народная медицина. | Применение народной медицины. | Настои, отвары, примочки. | Народные лечебники, справочники. |
2.8 | Ядовитые растения. | Сведения об ядовитых растениях: химический состав, классификация, ядовитые органы. | Оказание первой помощи при отравлениях. | Открытки, фотографии, иллюстрации. |
2.9 | Ядовитые растения края. | Описание растений и их применение. | Гербарий, открытки, плакаты. | |
2.10 | Ядовитые растения на службе у человека. | Применение ядовитых растений. | Фармацевтическая промышленность. | |
2.11 | Использование ядовитых растений в борьбе с насекомыми – вредителями. | Фитонциды. | Плакаты. | |
2.12 | Декоративные растения. | Многообразие декоративных растений. | Жизненные формы и экологические особенности. | Гербарии и открытки. |
2.13 | Использование декоративных растений в озеленении. | Подбор видового разнообразия. | ||
2.14 | Эндемики и реликты Забайкальского края. | Различие между неоэндемичными и палеоэндемичными видами. | Реликтовые эндемы, третичные и ледниковые реликты. | Альбомы, открытки. |
2.15 | Редкие и охраняемые растения. | Выяснение причин уменьшения численности растений и их исчезновения. | Редкие, вымирающие и неопределённые виды. | Плакаты, открытки. |
Растительные сообщества - 9 часов | ||||
3.1 | Типы растительности. Лиственничные леса. | Экологическая характеристика лиственницы. | Лишайниковые, кустарниковые, кустарничковые, травяные леса. | Учебник «Региональная ботаника». |
3.2 | Сосновые леса. | Экология лиственницы. | Травяные, мертвопокровные и т.д. леса. | Учебник «Региональная ботаника». |
3.3 | Кедровые и еловые леса. | Экология сосны сибирской. | Рододендровые, Баданово-брусничные леса | Учебник |
3.4 | Березовые леса. | Экологическая характеристика разных видов берёз. | Берёза плосколистная, б. чёрная, б. шерстистая. | Учебник, атлас. |
3.5 | Легенды о деревьях. | Сообщения учащихся. | ||
3.6 | Растения степей. | Приспособленность растений к среде обитания. | Горные и равнинные степи. | Учебник, атлас. |
3.7 | Луговая растительность. | Экологическая характеристика лугов. | Пойменные и материковые луга. | «Зелёный мир Читинской области». |
3.8 | Растения болот. | Особенности растений в условиях избыточного увлажнения. | Гигрофиты. | Учебник, атлас. |
3.9 | Водные растения Забайкалья. | |||
Адаптация растений к среде обитания - 8 часов | ||||
4.1 | Механизмы адаптации растений к среде обитания. | Экологические группы по отношению к свету, воде. | Гелиофиты, сциофиты, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты. | «Зелёный мир Читинской области», атлас. |
4.2 | Практическая работа. | Рассмотреть признаки адаптации растений к разным экологическим факторам. | Гербарный материал. | |
4.3 | Практическая работа. | Работа с комнатными растениями. | ||
4.4 | Растения – индикаторы. | Использование растений в качестве показателя определённых компонентов среды. | Галофиты, нитрофиллы, кальцефилы, кальцефобы. | « Зелёный мир Читинской области». |
4.5 | Сохранить для потомков. | ООПТ, заповедники, заказники, национальные парки. | Сохондинский и Даурский заповедники. | |
4.6 | Редкие и охраняемые сообщества. | Категории сообществ, нуждающихся в охране. | Фитоценоз. | «Региональная ботаника». |
4.7 | Охраняемые растения моего края. | Знакомство с охраняемыми растениями края. | Красная книга; редкие и исчезающие растения. | Красная Книга Читинской области и АБАО, плакаты, открытки. |
4.8 | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» | Обобщение изученного материала, сообщения и доклады учащихся о проделанной работе. | Карта Читинской области, гербарии, фотографии. |
Учащиеся должны знать:
-основные виды лекарственных, пищевых, ядовитых, редких и охраняемых растений;
-правила сбора гербариев;
-мероприятия по охране и рациональному использованию растений;
-применение наиболее часто используемых и распространённых видов лекарственных растений;
-противопоказания в использовании отдельных растений.
Учащиеся должны уметь:
-определять способы адаптации растений к существованию в определённой среде обитания;
-устанавливать принадлежность к роду по морфологическим признакам;
-оформлять гербарный материал
-проводить наблюдения в природе;
- применять полученные знания при изучении базовых дисциплин;
-слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
-адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Литература:
1. Гилёва М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника: Учебное пособие, - Чита: Учебно – информационный центр финансы, учёт, налоги «Тайфун»,2005.- 192с.
2. Гилёва М.В. и др. Зелёный мир Читинской области: Учебное пособие,- Чита: Учебно-информационный центр финансы, учёт, налоги «Тайфун», 2005.
3. ГорлачёвВ.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. - Издание 2-е, испр. и доп. - Чита: Экспресс-издательство, 2007.-210с.
4. Семёнов С.Р., Телятьев В.В.Лекарственные растения Восточной Сибири – Иркутск, Восточно – Сибирское книжное издательство,1966 – 218с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружку по биологии "Занимательная ботаника"
Рабочая программа биологического кружка "Занимательная ботаника" для учащихся 11-12 лет...
"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.
Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразуме...
Рабочая программа по биологии (ботаника) для 6 класса
Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. У...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»
Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...
Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.
Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии - качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...