План - конспект урока" Размножение и развитие птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Антипенко Ирина Николаевна

Разработка урока по биологии " Размножение  и развитие птиц" с  современными целями,  с использованием технологических карт, по учебнику и тетради под редакцией Константинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_biologii.doc671 КБ

Предварительный просмотр:

                               План-конспект урока

 

Учитель: Антипенко Ирина Николаевна

Предмет: биология

7  класс

Тема: Размножение и развитие птиц

Базовый учебник:

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. Животные. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009-2012 г. 

 

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной  на

достижение ими результатов

Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

1. Связанных с формированием общенаучных знаний:


актуализировать знания о размножении позвоночных животных  изученных групп;

- создать условия для развития способностей выявлять особенности строения органов размножения птиц,  связанные  со средой  обитания ;

2 .Связанные  с формированием общепредметных знаний:


- создать условия для формирования знаний о строении яйца, типах развития птиц;

-  закрепить умения различать   на таблицах и рисунках структурных частей птичьего яйца, органов размножения;

3.Связанные с формированием опыта деятельности:


-дать возможность учащимся использовать полученные  знания  для решения простейших ситуационных задач;

-способствовать развитию умений сравнивать животных, работать с натуральными объектами, анализировать причинно-следственные связи, делать выводы;

- создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;


-развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах и представлении результатов своей деятельности;


- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач  создавать условия для  развития логического мышления;


- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;


- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

Создание условий для :

-конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;


-повышения самомотивации учебной деятельности ;


-развития способности к  оказанию  самому себе помощи  и  поддержки  в ситуациях затруднения;

 

 -использование здоровьесберегающей среды через создание условий для релаксации;


- воспитания интереса и бережного отношения к природе;

Оборудование: куриные яйца, пинцеты,  препаровальные  иглы,  лотки,  лупы, влажные препараты «Развитие курицы», мультимедиаустановка, сигнальные карточки  , технологические карты,  мобильные телефоны.

Опережающее задание: записать голоса птиц на телефоны,  2 человека готовят презентации о птичьих кладках и развитии птиц.

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР (Порядковый № из таблицы №2),другие ресурсы

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Время

(в мин.)

Оргмомент

Вводное слово учителя:

Ребята! Мы сегодня продолжим изучение особенностей животных класса Птиц. Мы уже познакомились с особенностями их внешнего и внутреннего строения, скелета, а вот сегодня речь пойдёт о размножении и развитии птиц.

Работать сегодня мы будем по модулям. Перед вами файлы с документами, извлеките содержимое пакета, в них лежат: технологические карты, тесты, лист контроля, сигнальные карточки. На каждом этапе урока вы будете оценивать свои действия, внося результаты в лист контроля.

Разбирают содержимое файлов

2

2

Целеполагание

Технологические карты (ТК)

(Приложение№2)

Давайте обратим внимание на  предлагаемые  к уроку  задачи и обсудим их актуальность.

Обсуждают предложенные задачи в ходе беседы с учителем и одноклассниками

2

Мобилизация знаний

    УЭ-1.Входной контроль. Тест (Приложение №3)

Прежде чем говорить о птицах, вспомним о размножении других групп животных.


Выполнение тестового задания (на отдельном листе)

5

Формирование понятий и способов действий

УЭ –2.

Фотография  №1

Теперь нам предстоит изучить строение органов размножения птиц. Работаем по технологической карте. УЭ-2

Работа по технологической карте, ответ на вопрос

2

Запись голосов птиц( д\з) № 2.

Каждый из вас получил творческое д\з.  Готовы  его продемонстрировать?

Давайте представим себе, ребята,

что мы перенеслись в весенний лес. (Включаем телефоны с записями голосов птиц)

Мы идём по лесу и со всех сторон слышим чириканье, посвист, трели и другие чудные звуки. Люди всегда с удовольствием слушают голоса птиц, а врачи утверждают, что звуки эти обладают лечебной силой. Но поют птицы не для нас и даже не для собственного удовольствия, их песни имеют более важное назначение. Как вы думаете какое?

Весной у большинства птиц начинается хлопотливая пора. Размножение  - важный и сложный период жизни птиц: они выбирают территорию для гнездования, привлекают партнёра, образуют пары, строят гнёзда, откладывают и насиживают яйца, заботятся о птенцах. Об этих процессах мы сейчас поговорим.

Включают  телефоны с записями голосов птиц














Обсуждение

4

УЭ-3.

Презентация № 3.

Найдите УЭ-3.Работаем  с ТК.

Обсуждаем вопросы

1 ученик демонстрирует презентацию, остальные смотрят и находят ответы на предложенные вопросы. Обсуждают предложенные вопросы в ходе беседы с учителем и одноклассниками.

4

Выполнение практической работы

Д/ З.

УЭ-4

Приложение№4.

Слайд№4.

 Но всё же часть птичьей тайны мы позволим себе подсмотреть. Следующий этап урока в УЭ-4

Переходят к лабораторным столам и выполняют работу по инструкции в рабочей тетради. Работают в группах. Готовят отчёт об исследовании. Сообщают результаты.

10+2

УЭ-5.
Презентация №5.

Ребята, вам приходилось видеть маленьких птенчиков, они очень разные, но  в природе всего 3 типа развития птиц. Мы работаем сУЭ-5.

Доп.вопрос. От каких животных произошли птицы? К  каким  птицам по типу развития ближе детёныши пресмыкающихся? Почему в ходе  эволюции  произошёл переход от  выводковых птиц к гнездовым? На этот вопрос  найдите ответ дома.   

1 ученик демонстрирует презентацию, остальные смотрят и находят ответы на предложенные вопросы. Обсуждают предложенные вопросы в ходе беседы с учителем и одноклассниками

5

Итоговый тест

УЭ -6

Приложение №5

Прежде чем подведём итоги урока , мы выполним ещё одно задание.УЭ-6

Выполняют  итоговый тест  задание №1 стр. 50  в тетради.

5

Итоги урока

Лист контроля

Приложение №6

Оцените  свою работу на листе контроля и не забудьте  оценить своё впечатление от происходящего  на уроке.

Всем спасибо!

Запись в  дневник  § 47, з.2, 3  в тетради, выходя оставить цветовой знак.

4

Приложение №1              

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Строение половой системы птиц

Фотография

Показ мультимедиа

-

Голоса птиц

Аудиозапись

Прослушивание на телефонах учащихся

-

Птичьи тайны

Презентация  учащихся

Показ мультимедиа

-

Строение  яйца

Слайд

Показ мультимедиа

-

Пушистые и не очень пушистые

Презентация учащихся

Показ мультимедиа

Строение половой системы птиц

Приложение №2

Технологическая карта  к уроку по теме

 «Размножение и развитие птиц»

УЭ-0

Интегрированная цель: Ребята! В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1.Повторить учебный материал о
размножении изученных групп
позвоночных животных;

2.Изучить особенности строения органов
размножения птиц, птичьего яйца, типы
развития птиц;

3. Продолжить учиться работать с натуральными объектами и выполнять различные задания;

4.Объективно оценивать себя и свои
возможности.

Внимательно прочитать и высказать мнение

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: проверить, как вы усвоили материал о

размножении  позвоночных.

1.Выполнить тестовое   задание (на
отдельном листе).

2.Обсудить результаты работы

3.Оценить свою работу

5 минут

Ответить на

вопросы теста

обсудить в

классе с

помощью

сигнальных

карточек,

поставить

набранное

количество

баллов   в лист

учёта

УЭ-2

Цель: рассмотреть особенности строения

половой системы птиц.

Изучить раздел «Органы размножения» стр.

218, §47.

Ответить на вопрос:

Что и почему изменилось в строении половой

системы птиц по сравнению  с

пресмыкающимися?

2 минуты

Ответить на

вопрос в беседе

с учителем

поставьте 1 балл

в листе учёта

УЭ-3

Цель: рассмотреть разнообразие птичьих яиц. Посмотреть сюжет «Птичьи тайны» и ответить на вопросы:

1.Чем отличаются яйца птиц разных видов?

2.Чем можно объяснить эти различия?

3.Почему рептилии откладывают больше
яиц, чем птицы?

4.Почему сюжет назван «Птичьи тайны»

5 минут

Работайте с

классом и

учителем за

каждый ответ 1

балл в лист

учёта

УЭ-4

Цель: изучить строение птичьего яйца

Перейдите к лабораторному столу и выполните

практическую работу по инструкции( задание 2

стр. 51 рабочей тетради). Прочитайте раздел

«Строение яйца» на стр. 219,§ 47

Дома выполните задание №2, 3 в рабочей

тетради.

Результаты

увиденного

обсудите с

в ходе беседы с учителем и одноклассниками

УЭ-5

Цель: узнать о типах развития птиц, уметь отличать птенцов разных типов.

Внимательно посмотрите сюжет « Пушистые и не очень пушистые».

 Ответьте на вопросы:

1.На какие группы птицы делятся по типу
развития?

2.Чем отличаются птенцы этих типов?



3.Почему в ходе эволюции появились эти
различия?

Обсудите ответы

с   учителем,

каждый ответ 1

балл

УЭ-6

Выходной контроль.

Цель проверить усвоение знаний на уроке.

Выполните задание 1 стр. 50 в рабочей тетради.

Проверьте правильность выполнения.

Запишите д/з в дневник § 47 задание 2,3 в

тетради.

Оцени свою работу (см. лист контроля)

Не забудь оценить своё впечатление об уроке. Красный кружок - «отлично»

Зелёный кружок - «хорошо»

Синий кружок - «удовлетворительно»



Красный кружок - «отлично»

Зелёный кружок - «хорошо»

Синий кружок - «удовлетворительно»

В беседе с

учителем и одноклассниками обсудите результаты теста, внеси

результаты в

лист контроля.

Приложение №3

Вводный тест.

  1. Вставьте пропущенные слова

Особи, вырабатывающие и мужские, и женские половые клетки называются        

Органы размножения самцов называются        

Органы размножения самок называются        

Оплодотворённая яйцеклетка называется        

Биологически наиболее   прогрессивно        размножение.

  1. Выбери правильный ответ

В природе существует два основных способа размножения

а)  Бесполое и вегетативное

b)  Бесполое и половое

с)   Половое и деление клеток Оплодотворение - это:

а)  Развитие яйцеклетки

b)  Слияние яйцеклетки со сперматозоидами

с)  Развитие сперматозоида

d) Развитие оплодотворённой яйцеклетки

Только птицы из позвоночных животных

а)  Приспособились к полёту

b)  Имеют перьевой покров тела

с)   Откладывают яйца с известковой скорлупой

Общий признак земноводных и пресмыкающихся

  1. Мечут икру
  2. Дыхание лёгочное
  3. Дыхание кожное
  4. Наружное оплодотворение

К живородящим пресмыкающимся относится

  1. Крокодил
  2. Слоновая черепаха
  3. Уж
  4. Обыкновенная гадюка
  1. Выбери правильное утверждение

Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию  большого

количества икринок.

Земноводные - раздельнополые животные.

Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее.

Рыбы, идущие для размножения из морей в реки или из рек в море, называются

проходными.

Живорождение характерно лишь для пресмыкающихся.

Приложение №4

Тетрадь к учебнику  Константинова  Биология  7 класс, стр. 51

Задание 2

Исследуйте строение птичьего яйца.


  1. Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.

  1. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры — канатики. Напишите, от какой части яйца они отходят.


  1. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко — зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.



  1. Проведите по желтку острием препаровальной иглы. Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?



  1. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли в ней поры? Если обнаруживаются,  то как они распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.



  1. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.



  1. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.



8. Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части.  (Выполняется дома)






Приложение №5

Тетрадь к учебнику  Константинова  Биология  7 класс, стр. 50

Задание 1

Заполните пропуски в тексте.

Органы размножения самцов птиц —        . Органы

размножения самок птиц —         . Оплодотворение

у птиц        . У самок птиц функционирует, как правило,

         яичник. Оплодотворение яйцеклеток происходит

в        . Собственно яйцом считается        

        . Газообмен между развивающимся зародышем и окружающей сре-

дой происходит через        . Птиц, которые выводят зрячих,

самостоятельных птенцов, называют        . Птиц, которые

долго выкармливают своих птенцов, называют        .

Приложение №6

Лист контроля

Количество баллов

УЭ1

УЭ2

УЭЗ

УЭ4

УЭ5

УЭ6

Д/З


Если ты набрал 28-30 баллов и больше - «5»

Если ты набрал 27-22 балла - «4»

Если ты набрал21-15 баллов - «3»

Если ты набрал меньше 15 баллов- «очень плохо»!

УЭ-4

Цель: изучить строение птичьего яйца

Перейдите к лабораторному столу и выполните

лабораторную работу по инструкции задание 2

стр. 51 рабочей тетради. Прочитайте раздел

«Строение яйца» на стр. 219,§ 47

Дома выполните задание №2, 3 в рабочей

тетради.

Результаты

увиденного

обсудите с

учителем

УЭ-5

Цель: узнать о типах развития птиц, уметь отличать птенцов разных типов. Внимательно посмотрите сюжет «Пушистые и не очень пушистые». Ответьте на вопросы:

1.На какие группы птицы делятся по типу
развития?

2.Чем отличаются птенцы этих типов?

3.Почему в ходе эволюции появились эти
различия?

Обсудите ответы

с   учителем

каждый ответ 1

балл

УЭ-6

Выходной контроль.

Цель проверить усвоение знаний на уроке.

Выполните задание 1 стр. 50 в рабочей тетради.

Проверьте правильность выполнения.

Запишите д/з в дневник § 47 задание 2,3 в

тетради.

Оцени свою работу (см. лист контроля)

Не забудь оценить своё старание на уроке.

Красный кружок - «отлично»

Зелёный кружок - «хорошо»

Синий кружок - «удовлетворительно»

В беседе с

учителем внеси

результаты в

лист контроля.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие:  сформировать у учащихся знани...

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

План- конспект открытого урока «Развитие основных физических качеств ( быстроты, силы и прыгучести)».

Тема: Развитие физических качеств: быстроты, силы, прыгучести. Задачи:1. Обучение техники скоростного  бега.             2. Развит...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...