План - конспект урока" Размножение и развитие птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Разработка урока по биологии " Размножение и развитие птиц" с современными целями, с использованием технологических карт, по учебнику и тетради под редакцией Константинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii.doc | 671 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Учитель: Антипенко Ирина Николаевна
Предмет: биология
7 класс
Тема: Размножение и развитие птиц
Базовый учебник:
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. Животные. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009-2012 г.
Цель урока:
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на
достижение ими результатов
Предметных: | Метапредметных: | Личностных: |
1. Связанных с формированием общенаучных знаний: актуализировать знания о размножении позвоночных животных изученных групп; - создать условия для развития способностей выявлять особенности строения органов размножения птиц, связанные со средой обитания ; 2 .Связанные с формированием общепредметных знаний: - создать условия для формирования знаний о строении яйца, типах развития птиц; - закрепить умения различать на таблицах и рисунках структурных частей птичьего яйца, органов размножения; 3.Связанные с формированием опыта деятельности: -дать возможность учащимся использовать полученные знания для решения простейших ситуационных задач; -способствовать развитию умений сравнивать животных, работать с натуральными объектами, анализировать причинно-следственные связи, делать выводы; | - создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока; -развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности; - продолжать через разрешение простейших ситуационных задач создавать условия для развития логического мышления; - поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; - отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме | Создание условий для : -конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; -повышения самомотивации учебной деятельности ; -развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения; -использование здоровьесберегающей среды через создание условий для релаксации; - воспитания интереса и бережного отношения к природе; |
Оборудование: куриные яйца, пинцеты, препаровальные иглы, лотки, лупы, влажные препараты «Развитие курицы», мультимедиаустановка, сигнальные карточки , технологические карты, мобильные телефоны.
Опережающее задание: записать голоса птиц на телефоны, 2 человека готовят презентации о птичьих кладках и развитии птиц.
Структура и ход урока:
Этап урока | Название используемых ЭОР (Порядковый № из таблицы №2),другие ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин.) | ||
Оргмомент | Вводное слово учителя: Ребята! Мы сегодня продолжим изучение особенностей животных класса Птиц. Мы уже познакомились с особенностями их внешнего и внутреннего строения, скелета, а вот сегодня речь пойдёт о размножении и развитии птиц. Работать сегодня мы будем по модулям. Перед вами файлы с документами, извлеките содержимое пакета, в них лежат: технологические карты, тесты, лист контроля, сигнальные карточки. На каждом этапе урока вы будете оценивать свои действия, внося результаты в лист контроля. | Разбирают содержимое файлов | 2 | 2 | ||
Целеполагание | Технологические карты (ТК) (Приложение№2) | Давайте обратим внимание на предлагаемые к уроку задачи и обсудим их актуальность. | Обсуждают предложенные задачи в ходе беседы с учителем и одноклассниками | 2 | ||
Мобилизация знаний | УЭ-1.Входной контроль. Тест (Приложение №3) | Прежде чем говорить о птицах, вспомним о размножении других групп животных. | Выполнение тестового задания (на отдельном листе) | 5 | ||
Формирование понятий и способов действий | УЭ –2. Фотография №1 | Теперь нам предстоит изучить строение органов размножения птиц. Работаем по технологической карте. УЭ-2 | Работа по технологической карте, ответ на вопрос | 2 | ||
Запись голосов птиц( д\з) № 2. | Каждый из вас получил творческое д\з. Готовы его продемонстрировать? Давайте представим себе, ребята, что мы перенеслись в весенний лес. (Включаем телефоны с записями голосов птиц) Мы идём по лесу и со всех сторон слышим чириканье, посвист, трели и другие чудные звуки. Люди всегда с удовольствием слушают голоса птиц, а врачи утверждают, что звуки эти обладают лечебной силой. Но поют птицы не для нас и даже не для собственного удовольствия, их песни имеют более важное назначение. Как вы думаете какое? Весной у большинства птиц начинается хлопотливая пора. Размножение - важный и сложный период жизни птиц: они выбирают территорию для гнездования, привлекают партнёра, образуют пары, строят гнёзда, откладывают и насиживают яйца, заботятся о птенцах. Об этих процессах мы сейчас поговорим. | Включают телефоны с записями голосов птиц Обсуждение | 4 | |||
УЭ-3. Презентация № 3. | Найдите УЭ-3.Работаем с ТК. Обсуждаем вопросы | 1 ученик демонстрирует презентацию, остальные смотрят и находят ответы на предложенные вопросы. Обсуждают предложенные вопросы в ходе беседы с учителем и одноклассниками. | 4 | |||
Выполнение практической работы Д/ З. | УЭ-4 Приложение№4. Слайд№4. | Но всё же часть птичьей тайны мы позволим себе подсмотреть. Следующий этап урока в УЭ-4 | Переходят к лабораторным столам и выполняют работу по инструкции в рабочей тетради. Работают в группах. Готовят отчёт об исследовании. Сообщают результаты. | 10+2 | ||
УЭ-5. | Ребята, вам приходилось видеть маленьких птенчиков, они очень разные, но в природе всего 3 типа развития птиц. Мы работаем сУЭ-5. Доп.вопрос. От каких животных произошли птицы? К каким птицам по типу развития ближе детёныши пресмыкающихся? Почему в ходе эволюции произошёл переход от выводковых птиц к гнездовым? На этот вопрос найдите ответ дома. | 1 ученик демонстрирует презентацию, остальные смотрят и находят ответы на предложенные вопросы. Обсуждают предложенные вопросы в ходе беседы с учителем и одноклассниками | 5 | |||
Итоговый тест | УЭ -6 Приложение №5 | Прежде чем подведём итоги урока , мы выполним ещё одно задание.УЭ-6 | Выполняют итоговый тест задание №1 стр. 50 в тетради. | 5 | ||
Итоги урока | Лист контроля Приложение №6 | Оцените свою работу на листе контроля и не забудьте оценить своё впечатление от происходящего на уроке. Всем спасибо! | Запись в дневник § 47, з.2, 3 в тетради, выходя оставить цветовой знак. | 4 |
Приложение №1
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Строение половой системы птиц | Фотография | Показ мультимедиа | - | |
Голоса птиц | Аудиозапись | Прослушивание на телефонах учащихся | - | |
Птичьи тайны | Презентация учащихся | Показ мультимедиа | - | |
Строение яйца | Слайд | Показ мультимедиа | - | |
Пушистые и не очень пушистые | Презентация учащихся | Показ мультимедиа |
Строение половой системы птиц
Приложение №2
Технологическая карта к уроку по теме
«Размножение и развитие птиц»
УЭ-0 | Интегрированная цель: Ребята! В процессе работы над учебными элементами вы должны: 1.Повторить учебный материал о 2.Изучить особенности строения органов 3. Продолжить учиться работать с натуральными объектами и выполнять различные задания; 4.Объективно оценивать себя и свои | Внимательно прочитать и высказать мнение |
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: проверить, как вы усвоили материал о размножении позвоночных. 1.Выполнить тестовое задание (на 2.Обсудить результаты работы 3.Оценить свою работу | 5 минут Ответить на вопросы теста обсудить в классе с помощью сигнальных карточек, поставить набранное количество баллов в лист учёта |
УЭ-2 | Цель: рассмотреть особенности строения половой системы птиц. Изучить раздел «Органы размножения» стр. 218, §47. Ответить на вопрос: Что и почему изменилось в строении половой системы птиц по сравнению с пресмыкающимися? | 2 минуты Ответить на вопрос в беседе с учителем поставьте 1 балл в листе учёта |
УЭ-3 | Цель: рассмотреть разнообразие птичьих яиц. Посмотреть сюжет «Птичьи тайны» и ответить на вопросы: 1.Чем отличаются яйца птиц разных видов? 2.Чем можно объяснить эти различия? 3.Почему рептилии откладывают больше 4.Почему сюжет назван «Птичьи тайны» | 5 минут Работайте с классом и учителем за каждый ответ 1 балл в лист учёта |
УЭ-4 | Цель: изучить строение птичьего яйца Перейдите к лабораторному столу и выполните практическую работу по инструкции( задание 2 стр. 51 рабочей тетради). Прочитайте раздел «Строение яйца» на стр. 219,§ 47 Дома выполните задание №2, 3 в рабочей тетради. | Результаты увиденного обсудите с в ходе беседы с учителем и одноклассниками |
УЭ-5 | Цель: узнать о типах развития птиц, уметь отличать птенцов разных типов. Внимательно посмотрите сюжет « Пушистые и не очень пушистые». Ответьте на вопросы: 1.На какие группы птицы делятся по типу 2.Чем отличаются птенцы этих типов? 3.Почему в ходе эволюции появились эти | Обсудите ответы с учителем, каждый ответ 1 балл |
УЭ-6 | Выходной контроль. Цель проверить усвоение знаний на уроке. Выполните задание 1 стр. 50 в рабочей тетради. Проверьте правильность выполнения. Запишите д/з в дневник § 47 задание 2,3 в тетради. Оцени свою работу (см. лист контроля) Не забудь оценить своё впечатление об уроке. Красный кружок - «отлично» Зелёный кружок - «хорошо» Синий кружок - «удовлетворительно» Красный кружок - «отлично» Зелёный кружок - «хорошо» Синий кружок - «удовлетворительно» | В беседе с учителем и одноклассниками обсудите результаты теста, внеси результаты в лист контроля. |
Приложение №3
Вводный тест.
- Вставьте пропущенные слова
Особи, вырабатывающие и мужские, и женские половые клетки называются
Органы размножения самцов называются
Органы размножения самок называются
Оплодотворённая яйцеклетка называется
Биологически наиболее прогрессивно размножение.
- Выбери правильный ответ
В природе существует два основных способа размножения
а) Бесполое и вегетативное
b) Бесполое и половое
с) Половое и деление клеток Оплодотворение - это:
а) Развитие яйцеклетки
b) Слияние яйцеклетки со сперматозоидами
с) Развитие сперматозоида
d) Развитие оплодотворённой яйцеклетки
Только птицы из позвоночных животных
а) Приспособились к полёту
b) Имеют перьевой покров тела
с) Откладывают яйца с известковой скорлупой
Общий признак земноводных и пресмыкающихся
- Мечут икру
- Дыхание лёгочное
- Дыхание кожное
- Наружное оплодотворение
К живородящим пресмыкающимся относится
- Крокодил
- Слоновая черепаха
- Уж
- Обыкновенная гадюка
- Выбери правильное утверждение
Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию большого
количества икринок.
Земноводные - раздельнополые животные.
Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее.
Рыбы, идущие для размножения из морей в реки или из рек в море, называются
проходными.
Живорождение характерно лишь для пресмыкающихся.
Приложение №4
Тетрадь к учебнику Константинова Биология 7 класс, стр. 51
Задание 2
Исследуйте строение птичьего яйца.
- Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.
- Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры — канатики. Напишите, от какой части яйца они отходят.
- Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко — зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.
- Проведите по желтку острием препаровальной иглы. Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
- Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли в ней поры? Если обнаруживаются, то как они распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.
- Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.
- Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.
8. Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части. (Выполняется дома)
Приложение №5
Тетрадь к учебнику Константинова Биология 7 класс, стр. 50
Задание 1
Заполните пропуски в тексте.
Органы размножения самцов птиц — . Органы
размножения самок птиц — . Оплодотворение
у птиц . У самок птиц функционирует, как правило,
яичник. Оплодотворение яйцеклеток происходит
в . Собственно яйцом считается
. Газообмен между развивающимся зародышем и окружающей сре-
дой происходит через . Птиц, которые выводят зрячих,
самостоятельных птенцов, называют . Птиц, которые
долго выкармливают своих птенцов, называют .
Приложение №6
Лист контроля
Количество баллов | УЭ1 | УЭ2 | УЭЗ | УЭ4 | УЭ5 | УЭ6 | Д/З |
Если ты набрал 28-30 баллов и больше - «5»
Если ты набрал 27-22 балла - «4»
Если ты набрал21-15 баллов - «3»
Если ты набрал меньше 15 баллов- «очень плохо»!
УЭ-4 | Цель: изучить строение птичьего яйца Перейдите к лабораторному столу и выполните лабораторную работу по инструкции задание 2 стр. 51 рабочей тетради. Прочитайте раздел «Строение яйца» на стр. 219,§ 47 Дома выполните задание №2, 3 в рабочей тетради. | Результаты увиденного обсудите с учителем |
УЭ-5 | Цель: узнать о типах развития птиц, уметь отличать птенцов разных типов. Внимательно посмотрите сюжет «Пушистые и не очень пушистые». Ответьте на вопросы: 1.На какие группы птицы делятся по типу 2.Чем отличаются птенцы этих типов? 3.Почему в ходе эволюции появились эти | Обсудите ответы с учителем каждый ответ 1 балл |
УЭ-6 | Выходной контроль. Цель проверить усвоение знаний на уроке. Выполните задание 1 стр. 50 в рабочей тетради. Проверьте правильность выполнения. Запишите д/з в дневник § 47 задание 2,3 в тетради. Оцени свою работу (см. лист контроля) Не забудь оценить своё старание на уроке. Красный кружок - «отлично» Зелёный кружок - «хорошо» Синий кружок - «удовлетворительно» | В беседе с учителем внеси результаты в лист контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие: сформировать у учащихся знани...
План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"
Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....
План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"
Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
План- конспект открытого урока «Развитие основных физических качеств ( быстроты, силы и прыгучести)».
Тема: Развитие физических качеств: быстроты, силы, прыгучести. Задачи:1. Обучение техники скоростного бега. 2. Развит...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...