Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".
статья по биологии по теме
Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_konspekty_po_biologii_kak_sredstvo_povyshayushchee_kachestvo_znaniy.rar | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорные конспекты по биологии как средство обучения, повышающее качество знаний.
Учитель биологии
МОУ «ООШ № 78»
г. Саратова
Емельянова В.Н.
Опорный конспект, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала.
Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно биологии, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, все равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:
- определять, о чем и в какой последовательности говорить;
- выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.
На устном предмете биологии обучающиеся плохо говорят, у них совершенно отсутствуют: монологическая и тем более диалогическая формы речи. Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, короче неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.
Включение школьников в работу по созданию опорных конспектов ставит ученика в позицию субъекта образования, облегчает понимание и запоминание нового материала.
Существует научно обоснованная и проверенная практикой закономерность: чем сильнее интерес детей к изучаемому предмету, тем выше их познавательная активность, тем результативнее учебно-воспитательный процесс.
В организации обучения нельзя не учитывать тот факт, что у современных детей интерес к получению новых знаний недостаточно высокий, если не сказать - низкий. В стремительно меняющемся мире, мире Интернета, цифрового изображения, мобильной связи наши доводы о том, что тот или иной изучаемый материал им может потом когда-нибудь в будущем пригодиться, для них не убедительны.
Сжатое изображение большого объема информации позволяет лучше запомнить изучаемый материал, оптимизировать учебный процесс и трансформировать учебную деятельность по созданию опорного конспекта в деятельность социально значимую. Конспекты, составляемые учениками, помогают им не только погрузиться во все тонкости изучаемой проблемы, но и критически оценить наглядные итоги своего труда. При этом проявляется внутренняя мотивация к учению, развивается интерес к процессу познания.
В опорных конспектах шифруются основные понятия темы. Например, при изучении понятия клетки я использую следующий опорный конспект в виде таблицы:
Органоиды | Функции |
ЭПС | трубопроводы со станциями производства органических веществ |
Рибосомы | заводы по снабжению клеток белками |
Митохондрии | "энергетические" станции клетки |
Лизосомы | "пищеварительная система" и "похоронная служба" клетки |
Комплекс Гольджи | клеточный склад и почтовый конвейер |
Ядро | генеральный штаб, центр управления |
Цитоплазматическая мембрана | государственная граница с пропускными пунктами |
При изучении темы: «Метаболизм» и «Энергетический обмен в клетке» в виде схем:
Метаболизм
(обмен веществ)
Ассимиляция Диссимиляция
(синтез веществ) (распад веществ)
Затрата энергии Освобождение энергии
АТФ
Энергетический обмен:
I этап: Подготовительный:
(пищеварительная система)
Полисахариды Белки Жиры
Ди - и моносахариды аминокислоты глицерин жирные кислоты
0 АТФ (КПД – 0%)
II этап: Неполное бескислородное расщепление (анаэробное дыхание): гликолиз
(цитоплазма, животные, микроорганизмы)
Глюкоза – С6Н12О6
Пировиноградная кислота – С3Н4О3
Молочная кислота – С3Н6О3
2 АТФ (КПД – 40%)
III этап: Полное кислородное расщепление (аэробное дыхание):
(кристы митохондрий)
Молочная кислота – С3Н6О3
СО2+Н2О+36 АТФ (КПД – 55%)
При изучении темы: «Витамины» обучающиеся составляют таблицу с опорными словами, которые помогут им составить полный, связный ответ:
Витамин. | Продукты, содержащие витамин. | Значение для организма. |
D | Рыбий жир, печень, яичный желток. | Кости, рахит, прочность, тонус, устойчивость к инфекциям, ферменты, всасывание, кальций, фосфор, кожа, ультрафиолет, кварцевая лампа. |
Ответ примерно должен звучать так: Витамин D необходим для нормального развития костей. При его недостатке развивается рахит: кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчив к инфекционным заболеваниям. Эти нарушения обмена веществ происходят потому, что без витамина D не функционируют ферменты, способствующие всасыванию кальция из кишечника в кровь и поступлению его из крови в кости. При этом нарушается и обмен фосфора. Витамин D способен синтезироваться в организме. Он образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра. Для предупреждения и лечения рахита используется облучение кварцевой лампой.
Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что можно увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения иностранному языку школьников, повышающая качество знаний по предмету.
В данной теоретической части работы необходимо остановиться на тех базисных положениях, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны деятельности, то ест...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
«Условия, повышающие качество знаний обучающихся»
Способы повышения интереса к обучению...
Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"
В статье описано, как ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение данных приемов поз...