Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".
статья по биологии по теме

Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорные конспекты по биологии как средство обучения, повышающее качество знаний.

                                                                                    Учитель биологии

                                                                                       МОУ «ООШ № 78»

                                                                          г. Саратова

                                                                                   Емельянова В.Н.

Опорный конспект, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала.

Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно биологии, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, все равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:

- определять, о чем и в какой последовательности говорить;

- выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.

На устном предмете биологии обучающиеся плохо  говорят, у них совершенно отсутствуют: монологическая и тем более диалогическая формы речи. Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, короче неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.

Включение школьников в работу по созданию опорных конспектов ставит ученика в позицию субъекта образования, облегчает понимание и запоминание нового материала.

Существует научно обоснованная и проверенная практикой закономерность: чем сильнее интерес детей к изучаемому предмету, тем выше их познавательная активность, тем результативнее учебно-воспитательный процесс.

В организации обучения нельзя не учитывать тот факт, что у современных детей интерес к получению новых знаний недостаточно высокий, если не сказать - низкий. В стремительно меняющемся мире, мире Интернета, цифрового изображения, мобильной связи наши доводы о том, что тот или иной изучаемый материал им может потом когда-нибудь в будущем пригодиться, для них не убедительны.

Сжатое изображение большого объема информации позволяет лучше запомнить изучаемый материал, оптимизировать учебный процесс и трансформировать учебную деятельность по созданию опорного конспекта в деятельность социально значимую. Конспекты, составляемые учениками, помогают им не только погрузиться во все тонкости изучаемой проблемы, но и критически оценить наглядные итоги своего труда. При этом проявляется внутренняя мотивация к учению, развивается интерес к процессу познания.

В опорных конспектах шифруются основные понятия темы. Например, при изучении понятия клетки я использую следующий опорный конспект в виде таблицы:

Органоиды

Функции

ЭПС

трубопроводы со станциями производства органических веществ

Рибосомы

заводы по снабжению клеток белками

Митохондрии

"энергетические" станции клетки

Лизосомы

"пищеварительная система" и "похоронная служба" клетки

Комплекс  Гольджи

клеточный склад и почтовый конвейер

Ядро

генеральный штаб, центр управления

Цитоплазматическая  мембрана

государственная граница с пропускными пунктами

При изучении темы: «Метаболизм» и «Энергетический обмен в клетке» в виде схем:

                                        Метаболизм

                                     (обмен веществ)

            Ассимиляция                    Диссимиляция

          (синтез веществ)                 (распад веществ)

         Затрата энергии                   Освобождение энергии

                                                   

                                                                 АТФ

Энергетический обмен:

I этап: Подготовительный:

(пищеварительная система)

Полисахариды                     Белки                 Жиры

                

Ди -  и  моносахариды            аминокислоты       глицерин      жирные кислоты

0 АТФ (КПД – 0%)

II этап: Неполное бескислородное расщепление (анаэробное дыхание): гликолиз

(цитоплазма, животные, микроорганизмы)

Глюкоза – С6Н12О6

Пировиноградная кислота – С3Н4О3

Молочная кислота  – С3Н6О3

2 АТФ (КПД – 40%)

III этап: Полное кислородное расщепление (аэробное дыхание):

(кристы митохондрий)

Молочная кислота  – С3Н6О3

СО22О+36 АТФ (КПД – 55%)

При изучении темы: «Витамины» обучающиеся составляют таблицу с опорными словами, которые помогут им составить полный, связный ответ:

Витамин.

Продукты, содержащие витамин.

Значение для организма.

D

Рыбий жир, печень, яичный желток.

Кости, рахит, прочность, тонус, устойчивость к инфекциям, ферменты, всасывание, кальций, фосфор, кожа, ультрафиолет, кварцевая лампа.

 Ответ примерно должен звучать так: Витамин D необходим для нормального развития костей. При его недостатке развивается рахит: кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчив к инфекционным заболеваниям. Эти нарушения обмена веществ происходят потому, что без витамина  D не функционируют ферменты, способствующие всасыванию кальция из кишечника в кровь и поступлению его из крови в кости. При этом нарушается и обмен фосфора. Витамин D способен синтезироваться в организме. Он образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра. Для предупреждения и лечения рахита используется облучение кварцевой лампой.

Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что можно  увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения иностранному языку школьников, повышающая качество знаний по предмету.

В данной теоретической части работы необходимо  остановиться на тех базисных положениях,  в которых отражаются и обобщаются самые  существенные стороны деятельности, то ест...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Условия, повышающие качество знаний обучающихся»

Способы повышения интереса к обучению...

Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов поз...