«Условия, повышающие качество знаний обучающихся»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Условия, повышающие качество
знаний обучающихся
МОУ «Средняя школа №4»
Доклад подготовила
Рязанцева Л. А.
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Из чего же оно складывается?
- Из высокого уровня профессионализма педагогов.
- Из материально – технического обеспечения школы.
- Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.
Целевые направления:
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
- обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
- формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
- организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Составляющими качества образования являются:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:
- владение современными образовательными технологиями;
- способность делать учебный материал доступным пониманию;
- творческое применение методов обучения;
- способность организовать детский коллектив;
- интерес к детям;
- яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
В современных условиях ему необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Технологию личностно-ориентированного образования. Она используется с целью повышения качества обученности.
Для предупреждения неуспеваемости применяю технологии уровневой дифференциации.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.
Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. И учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.
На уроках в начальной школе необходимо применять технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Но я думаю, что ее можно использовать и в старших классах, учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами, и усвоение материала пройдет легче.
Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентацией.
Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.
Большое внимание уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
Сохранение здоровье учащихся – одна из основных целей, стоящих перед педагогами. Основными направлениями здоровьесберегающей программы для начальной школы являются:
- пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Достигается это за счет: использования в начальных классах продукции «Чистая вода» (установлены куллеры в каждом классе начальной школы); обучения знаниям гигиены; правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний; ежедневная утренняя зарядка; физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями.
Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- использование готовых обучающих программ;
- работа с ресурсами Интернет.
Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока.
Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.
Работая, над новым материалом использую:
- схемы, для моделирования учебного материала;
- таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;
- алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.
Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность.
Презентации я также используя на утренней зарядке. Для двигательной активности предлагаю учащимся слайды с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения.
Практическую деятельность я осуществлять через:
- самостоятельную работу;
- тесты.
Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.
На уроке показываются слайды с изображением поделок, а также показана последовательность изготовления поделки. Так как эти картинки была перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.
Для закрепления, полученных знаний, я использую слайд-шоу и видеофильмы.
Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов. На многих учебных сайтах созданы on-line программы, для работы на уроке. Пока с недостаточной оснащенностью школы мы не можем работать в этой области.
Но там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского искусства, русские народные костюмы, фотографии для уроки окружающего мира и литературного чтения, музыку, ауди-пособия, фильмы. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, уровня их обученности, интересов и склонностей.
Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов, занятиях кружка, внеклассных мероприятиях.
Таким образом, применение информационных технологий:
- способствуют повышению интереса у учеников к обучению:
- позволяют наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность обучающихся.
Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.
Кроме того, учителю нужно:
- более продуманно формулировать цели своей деятельности;
- ставить конкретные задачи;
- прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;
- отслеживать уровень мотивации учащихся;
- наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;
- отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...
Аналитическая справка результатов деятельности Шариповой Елены Петровны- учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области, по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного соц
Материалы к аттестации предоставленные на конкурс "Учитель года"...
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...