Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
статья

ИринаНиколаевна Шевнина МБОУ Заларинская СОШ № 1

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов позволят повысить интерес обучающихся к предмету история и обществознание, а также позволяют повышению качества знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_i_priemy_obucheniya.docx286.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\данные\Ноутбук

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

C:\Users\333\Downloads\

Докладчик: Шевнина Ирина Николаевна,

Учитель истории и обществозннания

Пед.стаж 18 лет



Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это открытое мышление, не принимающее устоявшихся догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценки, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и графическую работу с прочитанным текстом. Технология представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала пробудить интерес ученика, вызвать в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь учащемуся обобщить приобретённые знания.

И.С. Якиманская, рассматривая обучающегося как субъект познания, предлагает строить обучение на основе его познавательного опыта, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам критического мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.

Сама технология развития критического мышления берет свои истоки из проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается «такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей».

Американские педагоги Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит, С. Уолтер, пойдя по пути дальнейшего усиления активной роли учащегося в проблемном обучении, разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: «вызова, осмысления содержания и рефлексии».

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока с применением технологии развития критического мышления:

I стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний учащихся;

- пробуждение интереса к изучению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

II стадия

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения, в соответствии с полученной информацией.

III стадия

Рефлексия:

- размышление, появление нового знания;

- постановка учащимися новых целей обучения.

Содержание каждой фазы:

  1. Вызов.

Первый этап работы с использованием технологий развития критического мышления «вызов»- направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой или изученной теме, формирование заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

Деятельность учителя - направлена на «вызов» у учащихся уже имеющихся знаний, навыков по изучаемой теме, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе в рамках изучения предложенной темы урока.

Деятельность учащегося - вспомнить, что ему известно по изучаемому материалу (сделать предположения), систематизировать информацию до изучения нового материала, задает возникшие в ходе систематизации вопросы, на которые хочет получить ответы.

Приемы и методы технологии развития критического мышления, применяемые на первом этапе «Вызов»:

- cоставление перечня «известной учащимся ранее информации»:

- составление рассказа, текста, эссе, предложений по ключевым словам;

- систематизирование материала (графическое): кластеры, таблицы, схемы, диаграммы, верные и неверные утверждения и тому подобное.

Ведущим приёмом технологии развития критического мышления могут стать кластеры (англ. – гроздь, рой, скопление).

Под «кластером» понимаем графический приём систематизации и обобщения материала. Правила составление кластера очень простые: необходимо графически, наглядно изобразить модель солнечной системы: солнце в центре кластера и планеты вокруг него. В центре – «солнце»: это тема, проблема, которую необходимо исследовать, изучить и систематизировать на уроке; вокруг него – «планеты», то есть понятия, позволяющие нам разобраться в теме со всех сторон. Соединяем прямой линией планеты и солнце, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Помимо солнца и планет в солнечной системе могут также быть спутники (для более подробного разветвления информации). Кластеры помогают учащимся в дальнейшей работе над материалом, если во время письменной работы запас мыслей заканчивается, учащийся может почерпнуть её из систематизированного им ранее материала, то есть кластера. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем ученики могли получить при обычной письменной работе.

Рассматриваемый нами приём «Кластер» может быть реализован на стадии «вызова», когда необходима систематизация информации до знакомства с текстом и после знакомства с ним, в виде вопросов или заголовков, смысловых блоков, так и на стадии «рефлексии», в качестве наглядного примера уже разобранной на блоки темы. Графически прием «Кластер» можно изобразить следующим образом:

Уроки с применением метода «Кластер» дают ученикам возможность проявить свои способности, высказать видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы, чувства успешности на уроке. Смысл этого приёма заключается в систематизации знаний по той или иной проблеме.

  1. Осмысление содержания.

Главными задачами второго этапа «Осмысление» являются: создание устойчивой потребности ученика на активное получение информации с последующей ее систематизацией. Она занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал.

Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «изученного» к «неизведанному».

Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы на втором этапе «Осмысление»:

- «Чтение с остановками». Использовать во время чтения текста маркировку с использованием значков «V» (уже знал ранее). «?» (не понял, есть вопросы). «+» (новое), « - » (думал иначе); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

- «Концептуальная таблица», данный прием наиболее эффективен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение необходимо выполнить.

- «Кластер», «Зигзаг», «Двойной дневник», «Круги по воде», «Карусель» и другие приемы.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала.

  1. Рефлексия.

Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к стадии того, с чего начинали (к первоначальным записям), внести необходимые изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся - соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии «осмысления содержания».

На стадии рефлексии осуществляется анализ полученных знаний, умений, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа может выполняться индивидуально, в парах или в группах.

На стадии рефлексии можно использовать все выше перечисленные приёмы. Таблицы и схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы учащиеся составляют кластеры (систематизируют изученный материал).

Итак, технология развития критического мышления предполагает строить урок по схеме «вызов – осмысление – рефлексия» и предлагает набор разнообразных приёмов и стратегий. Разнообразные приёмы технологии развития критического мышления одинаково продуктивны на различных этапах и типах уроков, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Применение технологии развития критического мышления на примере схемы, стратегии или диаграммы «Фишбоун».

Схема «Фишбоун» была придумана японским профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называется диаграмма, схема или «стратегия Ишикава». «Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы рыбы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Основные блоки, из которых состоит «скелет рыбы» (части):

  • Голова рыбы — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки — факты, аргументы подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ, вывод или обобщение на сформулированный и поставленный в «голове рыбы» вопрос.

Эта стратегия позволяет учащимся разделить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают следующие метапредметные компетенции:

  • Развитие критического мышления;
  • Взаимодействие в группе людей;
  • Планирование и осуществление самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции;
  • Осознанное чтение и извлечение информации.

Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией какого-либо этапа урока, целого урока, системы уроков. Эффективнее всего данный прием применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами (на третьем этапе «рефлексия»).

Рассмотрим применение стратегии «Фишбоун» на примере русской народной сказки «Колобок», сюжет которой знаком всем с раннего детства, что способствует быстрому пониманию работы со схемой «Фишбоун» и мотивирует учащихся на дальнейшее применение ее на уроках русского языка и литературы при изучении различных тем и прочтении художественных произведений на различных этапах уроков.

А теперь самый главный вопрос "Как составлять схемы Фишбоун?". Я готовлю их заранее до урока, использую либо обычный ватман, либо просто лист А3. А иногда прямо на доске составляю Фишбоун. Можно сделать схему в цвете, чтобы акцентировать внимание учащихся. Если нет такой возможности, то для составления схемы подойдет обычный или цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для пятиклассников готовлю естественную форму рыбы — горизонтальную. Для старшего возраста -вертикальную. Я думаю, что это не принципиально и не столь важна форма схемы, как сама ее суть. По завершению ее заполнения вместе с ребятами 5 класса можно изобразить фигуру вдоль скелета, чтобы получилась рыбка, назвать ее золотой и загадать желание, чтобы золотая рыбка помогала исполнить желание и решить любую жизненную проблему.

Итак, схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, явлений, событий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Причем, все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Рассмотрим, конкретно на примере урока истории во время изучения темы "Причины феодальной раздробленности на Руси". Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.

  • Голова — это будут причины феодальной раздробленности.
  • Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
  • Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
  • Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.

Вот так примерно будет выглядеть составленная и заполненная схема Фишбоун на уроке истории в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси". Сначала было очень трудно детям, но потом, когда они научились это делать, такой прием им понравился, и они с удовольствием работают с ним на уроках.

Вот еще один пример использования схемы Фишбоун на уроке истории в 8 классе "Поражение России в Крымской войне".

Такой прием можно применять не только на уроках истории, но и на уроках обществознания, хотя я больше применяю его на уроках истории. (Смотрите схему выше). Можно сразу догадаться о чем здесь идет речь, то есть к какой теме это относится.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать как вытроенная стратегия целого урока. Эффективнее всего у меня получается ее применять во время уроков обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами, то есть закрепить изученные знания. Также учащимся можно предложить текст, видеофильм, видеоролик проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить как индивидуально, так и в группах. Важным этапом применения Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. А еще при работе со схемой Фишбоун обучающиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы гораздо больше, чем подтверждающих аргументов и фактов. Это возникает потому, что предположений, гипотез в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. Случается и так, что некоторые нижние косточки могут остаться незаполненными. Ничего страшного в этом нет. И в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо исследовать проблему, либо попытаться определить пути ее решения.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения и навыки учащихся работать в группах, парах, индивидуально, умения анализировать текст, выделять главное: суть понятий, основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче школы ХХI века.

Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".

Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"

  • Объявляется тема урока.
  • Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
  • Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
  • На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Пример вопросов для приема "Верно — не верно"

Предмет: история

Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.

Вопросы:

  1. Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
  2. Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
  3. Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
  4. Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.

Нюансы использования приема "Верно — Не верно"

  • Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
  • Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.
  • Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

  • Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю.

Прием «Верное или неверное утверждение» ( в форме игры «Данетки») эффективно как на стадии осмысления так и на стадии рефлексии в 5-6 классах. Также на стадии рефлексии может быть использован прием «Историческая справка». Учащимся предлагается подобрать по 3 – 4 предложения к каждому пункту заранее предоставленного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета.

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета. http://www.ipksko.kz/index.php/proekty-filiala/64564364  ...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

Активные методы и приемы обучения на уроках английского языка.

Активные методы и приёмы обучения- это то, что побуждает обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала....

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...