Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа (биология, 6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 6 класса УМК В.В.Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI - IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2009г и рассчитана на 68 учебных часов.
В VI - VII классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2009г
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее
распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние
деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
РАЗДЕЛ 1.
Клеточное строение организмов
( 6 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост,
развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под
микроскопом.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Рассматривание пластид под микроскопом.
РАЗДЕЛ 2.
• Царства Грибов и Бактерий(7 часов)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов
( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
РАЗДЕЛ З. Царство Растения (9часов)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой
обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов). Лабораторные работы
Изучение строения зелёных одноклеточных водорослей. Изучение строения мха ( на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Изучение строения хвои и шишек хвойных
РАЗДЕЛ 4.
Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро - микростроения стебля,
различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных растений.
Изучение строения семян однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) расположение их на стебле. Изучение строения листа.
Изучение макро- и микростроения листа.
Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка.
Ознакомление с разными видами соцветий.
Р А 3 Д Е Л 5.
Жизнь растений
(15 часов)
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое, и бесполое ( вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами, семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Химический состав растений.
Передвижение воды и питательных веществ по стеблю. Экскурсия Зимние явления в жизни растений.
Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений.
РАЗДЕЛ 6.
Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно - хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
РАЗДЕЛ 7.
Природные сообщества (4часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. Экскурсия
Природное сообщество и влияние на него человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
РАЗДЕЛ 8.
Развитие растительного мира ( 3 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира.
Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
экскурсий | лабораторных работ | |||
1. | Введение | 2 | 1(экс.) | |
2. | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 6 | ||
3. | Раздел 2. Царство грибов и бактерии | 7 | 2 | |
4. | Раздел 4. Царство Растения | 9 | 4 | |
5 | Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 11 | |
6. | Раздел 6. Жизнь растений | 15 | 1 | 2+1 пр. |
7 | Раздел 7. Классификация растений | 6 | 1 | |
8. | Раздел 8. Природные сообщества | 4 | 1 экс. | 1 |
9. | Раздел 9. Развитие растительного мира | 1 | 1 | |
10 | Итоговый урок | 1 | ||
Резерв | 2 | |||
Итого | 70 | 3 экскурсии | 24 лабораторных работы |
ЛИТЕРАТУРА
1 . Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных
документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.
Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010).
3. Программа основного общего образования по биологии. VI - IX классы.
Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов.Биология). М.: «Дрофа», 2009г.-2012 г.
4. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2012г
№ | Дата проведения | Тема урока | Д\з | Оборудование |
РАЗДЕЛ: | ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||
1. | . Биология- наука о живых организмах | Введение | Живые растения, гербарии, муляжи ,таблицы | |
2. | Многообразие живых организмов. Экскурсия | отчет | ||
РАЗДЕЛ: | КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов) | |||
3. | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1: "Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы" | П. 1 | Лупы, микроскопы, таблицы | |
4. | Строение клетки(оболочка ,цитоплазма, ядро, вакуоли) . Лабораторная работа №2: "Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом" | П. 2 до стр.19 | Микроскопы, наборы для микропрепарирования, лук, йод | |
5. | Строение клетки (пластиды) Лабораторная работа №3: "Рассматривание пластид под микроскопом" | П.2(весь) | То же+элодея ,модель клетки | |
6. | Жизнедеятельность клетки. | П.З | Модель клетки, графопроектор, фолии | |
7. | Ткани. | П.4. | таблицы | |
8. | Клетка-единица строения организмов. Обобщение | |||
РАЗДЕЛ: | ЦАРСТВА ГРИБОВ И БАКТЕРИИ (7 ЧАСОВ) | |||
9. | Строение и жизнедеятельность бактерий | П.5 | Микроскопы, наборы МП, таблицы | |
10. | Роль бактерий в природе и жизни человека | П.6 | ||
11. | Общая характеристика грибов. | П.7 | Таблицы, муляжи, плодовые тела живых грибов, образцы кисло-молочных продуктов | |
12. | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №4: "Изучение строения тел шляпочных грибов" | П.8 | Таблицы, муляжи, плодовые тела живых грибов, лупы |
13. | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №5: "Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом" | П.9 | Микроскопы, наборы для МП, таблицы | |
14. | Грибы- паразиты. | П.10 | Гербарии, коллекции , лупы | |
15. | Роль грибов в природе и жизни человека. Обобщение | П.10 | Муляжи, лукошко, таблицы | |
РАЗДЕЛ: | ЦАРСТВО РАСТЕНИИ (9 ЧАСОВ) | |||
16. | Разнообразие, распространение, значение растений | П.11 | Гербарии ,комнатные растения | |
17. | Водоросли. Одноклеточные водоросли. Лабораторная работа №6: «Изучение строения зеленых одноклеточных водорослей» | П. 12 (до «многоклеточные) водоросли») | Модель-апп ликация, таблицы | |
18. | Многоклеточные водоросли | П.12 | Микроскопы, наборы для МП, таблицы | |
19. | Лишайники | П.13 | Гербарии, живые лишайники, таблицы | |
20. | Зеленый мох -кукушкин лен. Лабораторная работа №7: «Изучение строения мха (на местных видах)» | П.14(до «сфагнума») | Гербарии, живые мхи, модель-аппликация | |
21. 22. " | Торфяной мох-сфагнум | П. 14 | Гербарии ,таблицы | |
Плауны, хвощи, папоротники. Лабораторная работа №8: «Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)» | П.15 | Гербарии ,комплект «Цикл развития папоротника», коллекция «Каменный уголь» | ||
23. | Голосеменные. Лабораторная работа №9: "Изучение строения хвои и шишек хвойных" | П. 16 | Живые веточки ели, гербарий сосны, пихты, комплект «Развитие сосны», таблицы | |
24. | Покрытосеменные, или цветковые. Обобщение | П. 17 Прорастить семена | Таблицы, комнатные растения, модель цветка, плоды | |
РАЗДЕЛ: СТРОЕНИЕ И МНОГОБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИИ (15 ЧАСОВ) |
25. | Строение семян. Лабораторная работа №10: "Изучение строения семян двудольных растений" | П.18(до «Строение семян однодольных») | Бобы, сухие и набухшие семена, лупы, таблицы | |
26. | Строение семян. Лабораторная работа №11: "Изучение строения семян однодольных растений" | П.18 | Сухие и набухшие семена пшеницы, модель «Зерновка пшеницы» | |
27. | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №12: "Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» | П.19 | Гербарии, таблицы, фолии. корни растений | |
28. 29. | Зоны корня. Лабораторная работа №13: "Изучение внешнего и внутреннего строения корня» | П.20 | Проросшие семена, микроскопы, модель корня, таблицы | |
29. | Видоизменения корней | П.213.67,68 | Муляжи ,гербарии, таблицы | |
30. | Побег и почки. Лабораторная работа №14: "Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле» | П.22 | Побеги живых растений, таблицы, лупы | |
31. | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №15: "Изучение строения листа " | П.23 | Гербарии, живые растения | |
32. | Клеточное строение листа. | П.24 | Рельефная таблица, модель, микроскопы, готовые микропрепараты | |
33. | Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев | П.25 | Гербарии , рисунки, живые растения, модели | |
34. | Строение стебля. Лабораторная работа №16: "Изучение макро- и микростроения стебля". | П.26 | Модель стебля, спилы, лупы, таблицы | |
35. | Видоизменения побегов. Лабораторная работа №17: "Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)." | П.27 3.92 | Таблицы ,клубни, луковицы, йод, гербарий | |
36. | Цветок. Лабораторная работа №18: "Изучение строения цветка» | П.28 | Модель цветка(разборная), живые цветущие растения, гербарий, таблицы | |
37. | Соцветия. Лабораторная работа №19: "Ознакомление с | П.29 | Модель цветка(разборная), |
различными видами соцветий» | живые цветущие растения, гербарий, таблицы | |||
38. | Плоды сухие и сочные Лабораторная работа №20: "Ознакомление с сухими и сочными плодами" | П.ЗО | Плоды живые, муляжи, таблицы | |
39. | Распространение плодов семян Обобщение | П.31 | Коллекции семян, плодов, видиофрагмент | |
РАЗДЕЛ: | ЖИЗНЬ РАСТЕНИИ (15 ЧАСОВ) | |||
40. | Химический состав растений. Лабораторная работа №21 | П.32 3.117 | Тесто, марлевые мешочки, стаканы с водой, растительные остатки, семянки, йод, крахмал | |
41. | Минеральное питание растений | П.ЗЗ 3.134 | Прибор «Корневое давление», комнатное растение, коллекции мин.удобрений | |
42. | Фотосинтез. Дыхание растений. | П.34,35 | таблицы | |
43. | Испарение воды растениями. Листопад | П.36, 3.129-132 | Побег в подкрашенном растворе картины осени, таблицы | |
- 44. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №22: "Передвижение воды и питательных веществ по стеблю» | П.37,3.137 | Срезы побегов ,таблицы | |
45. | Прорастание семян. | П.38 3.140-142 | Коллекция семян, образцы почв | |
46. | Растительный организм как единое целое Обобщение | Таблицы, муляжи, жетоны | ||
47. | Способы размножения растений | П.40 | Гербарии водорослей, мхов, папоротников пособия «Цикл развития» | |
48. | Размножение споровых растений. | П.41 3.150,151 | Гербарии водорослей, мхов, папоротников пособия «Цикл развития» |
49. | Размножение голосеменных растений. | П.42.3Л53 | Веточки сосны, «Цикл развития сосны» | |
50. | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа | П.43 .Вырастить ком. растение | Образцы посадочного материала, цв. горшок с землей | |
51. | Оплодотворение у покрытосеменных. Способы опыления у покрытосеменных. | П.44 | Таблицы, модели цветков, коллекции насекомых | |
52. | Образование плодов и семян. | П.443.159 | Таблицы, фолии | |
53. | Жизнь растении. Обобщение. | |||
54. | Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. | Отчет | ||
РАЗДЕЛ: | КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИИ (6 ЧАСОВ) | |||
55. | Классификация растений. Основы систематики растений. | 11.45 ,повт. Строение цветка | Кол. «Классификация», таблицы, модель цветка | |
56. | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | П.46 | таблицы | |
57. | Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). | П.47 3.170 | Модель цветка, стручки, таблицы, диск | |
58. | Класс двудольные. Семейство розоцветные. Семейство пасленовые. | П.48,49 | Модели цветков, муляжи плодов, диск | |
59. | Класс двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые). , Семейство сложноцветные (астровые) | П.51,52 | Модели цветков, муляжи плодов, диск | |
60. | Класс однодольные. Семейство лилейные. . Семейство злаки (мятликовые). Лабораторная работа №23 «"Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» | П.52,53 | Модели цветков, зерновки, таблицы | |
РАЗДЕЛ: | ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (4 ЧАСА) |
61. | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | П.54 | Гербарии,таблицы, видеофрагмент | |
62. | Растительные сообщества. | П.56,57 3.186,187 | Таблицы, модель-аппликация | |
63. | Характеристика основных экологических групп растений. Лабораторная работа №24: « Изучение особенностей строения растений различных экологических групп» | П.55 | Таблицы, гербарии | |
64 | Природное сообщество и влияние на него человека. Экскурсия. | Отчет | Блокноты, фотоаппарат | |
РАЗДЕЛ: | РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 ЧАСА) | |||
65. | Происхождение растений. | П.58 | Гербарии, таблицы, коллекции | |
66. |
| . Основные этапы развития растительного мира. | Г1.59 | видиофрагмент |
67. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | |||
68. | Заключительный урок курса. Летнее задание. | |||
69-70. | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...