"Лес - наш друг". Тематическое занятие кружка "Юный эколог"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Тематическое занятие кружка "Юный эколог", посвященное международному дню леса, включает в себя конференцию "Деревья нашего леса" и конкурсную программу, включающую в себя загадки о лесе и его обитателях, работу с гербарием деревьев и кустарников леса, игру "Грибное лукошко". Данное занятие можно проводить и как внеклассное мероприятие в рамках экологической декады. материал занятия может быть использован на уроках биологии и географии. Использование краеведческого материала и экологических особенностей деревьев леса способствует форммированию экологической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_lesa.odt | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснокутская основная общеобразовательная школа»
Тематическое занятие кружка «Юный эколог»
«Лес — наш друг»
Международный День леса.
Подготовила: Черкашина Т.Ф.,
учитель биологии
с. Красный Куток
2013 г.
Лес — наш друг.
Цель:
- Познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы.
- Развивать интерес к природоохранной деятельности.
- Воспитывать любовь к природе;
- Развивать познавательную активность и творческие способности детей.
Оборудование:
гербарий древесных пород нашей местности;
коллекция шишек хвойных растений;
муляжи плодовых тел грибов;
гербарий травянистых растений леса;
картины и фотографии с изображением леса;
презентация «Лес — наш друг».
Ход занятия:
Вводное слово учителя: 21 марта — международный День леса
Сегодня, 21 марта, на планете отмечается Международный День леса (Всемирный день защиты лесов). Эта дата была основана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО) по инициативе Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. С тех пор, ежегодно 21 марта по инициативе ООН отмечается Международный день леса. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний.
Основная задача Международного Дня леса - повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.
Леса имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение. Они помогают регулировать температуру на нашей планете, обеспечивают кислородом, поглощают вредные вещества, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей.
В рамках борьбы с глобальным потеплением международное сообщество поставило перед собой цель до 2012г. на нашей планете покрыть 33% суши лесами. Страны-члены ООН достигли соответствующих договоренностей и теперь осуществляют международные соглашения - рамочную конвенцию "Об изменении климата", конвенцию "О сохранении биоразнообразия" и конвенцию "О борьбе с опустыниванием".
Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается. Исторически сведение лесов тесно связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных нужд. По некоторым оценкам, за последние десять тысяч лет человек уничтожил 26 млн. км.кв. лесов. Наряду с этим леса гибнут от воздействия пожаров, насекомых-вредителей и болезней, неблагоприятных погодных условий и других причин.
Уменьшение площади лесных массивов ведет к негативным процессам, имеющим глобальное значение: эрозии почв, сокращению разнообразия растительного и животного мира, деградации водных бассейнов, увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, снижению количества промышленной и топливной древесины, а в конечном итоге - к уменьшению потенциала жизнедеятельности человечества.
Международный день леса активно отмечается и в России. Лес - национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле. Леса России давно нуждаются в эффективной защите, охране и восстановлении. Ситуация с незаконной вырубкой леса в России до сих пор остается острой. Серьезно страдают российские леса и от лесных пожаров, которые практически каждый год выжигают огромные площади.
Во многих странах мира вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева. Так, например, с конца XIX в. в Италии установился обычай: 21 марта ученики каждой средней школы должны были посадить во дворе хотя бы одно деревце. С тех пор 21 марта отмечается День дерева как праздник обновления и единения человека с природой.
Почему лес называют другом? Какое значение имеет он в жизни человека и
всей планеты? На сегодняшнем занятии нам это предстоит выяснить и познакомиться с некоторыми обитателями нашего леса.
Ученик 1:
Трудно представить себе землю без леса, без деревьев. Леса — легкие нашей планеты. Они обеспечивают обитателей Земли атмосферным кислородом, очищают воздух, смягчают климат.
Территория нашей области мало покрыта лесной растительностью. Леса нашего края в основном насажены людьми, они охраняют и укрепляют почву вокруг полей и на склонах оврагов. На территории нашего района находится лес на Ворскле — заповедная нагорная дубрава, участок заповедника Белогорье.
Члены кружка «Юный эколог» подготовили для вас, ребята, интересные сообщения о деревьях нашей местности. Внимательно послушайте и запомните, что они вам расскажут.
Дуб, клен, липа, тополь, сосна — все они хорошо вам знакомы.
Выступления кружковцев с сообщениями о деревьях.
Ученик 2:
Лес представляет собой гигантскую зелёную фабрику, производящую древесину и белки, сахар и витамины, ценнейшие лекарства, а также другие разнообразные вещества.
Главный «цех» этой фабрики - зелёные листья. В них происходит сложный и очень важный для всей живой природы процесс. Вредный для дыхания животных и человека углекислый газ поглощается листьями, а необходимый для жизни кислород выделяется в атмосферу. Один гектар леса в течение года очищает 18 млн. куб. метров воздуха. Кроме того, зелёные растения выделяют в воздух особые летучие вещества — фитонциды, убивающие многих болезнетворных бактерий. Растения участвуют в регулирование круговорота воды на нашей планете и тем самым благотворно влияют на климат.
Леса предотвращают смыв почвы и образование оврагов, способствуют накоплению влаги на полях.
Древесина — это строительный материал, сырьё для целлюлозно-бумажной, химической промышленности. Лес это кладовая вкусных орехов, ягод, грибов, лекарственных растений.
Лес — прекрасное место для отдыха человека. Поистине, лес является зелёным другом человека.
Учитель:
Вы так много знаете о лесе, любите его. А знаете, кто живёт в лесу? Для кого лес - дом родной?
Вторая часть нашего занятия — конкурсная. Перед вами гербарий деревьев нашего леса. Давайте разделимся на тройки знатоков леса и проведем соревнование, кто лучше знает лес и его обитателей.
Учащиеся разбиваются на группы по три человека.
Итак, начинаем.
Конкурс первый: угадай, какое дерево.
(группы по гербарному экземпляру узнают деревья. Каждый правильный ответ — 1 балл.).
Конкурс второй: загадки о лесе.
(группам по очереди учитель загадывает загадку, за правильный ответ — 1 балл, если группа не знает — соперники могут заработать 0,5 балла).
Лесные загадки.
- Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
- Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (берёза)
- Зимой и летом одним цветом (сосна).
- Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина).
- Стройная и прекрасная, на ней ягода красная (рябина).
- Маленький Иван - костяной кафтан, (орех)
- Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малиной, А Васю -хворостиной. (Лес)
- Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Береза)
- У какого дерева не растут сучья? (У сухого)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
- Лежало я на свету, просилось в темноту, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет! (Семя)
- Кто четыре раза в год переодевается? (Земля, лес)
- За тобою он плетется, хоть на месте остается. (След)
- Все меня топчут, а я всем в пути —помощник. (Тропинка)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)
- Что это: убавишь – будет больше, добавишь – будет меньше? (Яма)
- Под каким кустом в лесу сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
- На привале нам помог: суп варил, картошку пек. Для похода — хорошо, Но с собой не понесешь. (Костер)
- По чему в лес ходят? (По земле)
- Стоят под березкой Березкины тезки. (Подберезовики)
- Стоит в лесу кудряшка – Белая рубашка. (Береза)
- В золотой клубочек cпрятался дубочек. (Желудь)
- С ветки в речку упадет – и не тонет, а плывет. (Лист)
- Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель, сосна)
- Стоит Алена платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
- Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
- Эту травку ты не тронь: жжется больно, как огонь. (Крапива)
- Непоседа птица эта, одного с березой цвета: верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока)
- Плотник острым долотом строит дом с одним окном. «Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу!» (Дятел)
- Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова).
- Нос-то долог, голос-то звонок, пищит тоненько, кусается больненько. (Комар)
- Что за пуля – летит и жужжит? (Жук)
- Народ рабочий весь день хлопочет, возле пня дом строит. Вот так дом – в тысячу окон! (Муравейник)
- Возле елок из иголок летним днем построен дом. 3а травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. (Муравейник)
- В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий — весь день хлопочет, дом повыше построить хочет. (Муравьи)
- Не солнце, не огонь, не лампочка, а ночью светится. (Светлячок)
- Под землей он роет ход, но не крот! (Червяк)
- Он без рук и без станка выткет тонкие шелка. (Паук)
- Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
- Что за зверь как вертолет отправляется в полет, в воздухе висит легко, улетает далеко? (стрекоза).
Итак, в конкурсе загадок победила тройка....
Конкурс третий: грибное лукошко.
А сейчас вам предстоит собрать в лукошко грибы. Брать нужно только съедобные грибы, иначе можно отравиться. Итак, грибники, у вас в запасе всего 1 минута. Выберите съедобные грибы. (из набора муляжей представители троек выбирают съедобные грибы).
Учитель: Молодцы, все справились с заданием. Победила сегодня дружба, больше всех баллов набрали..... (перечисляет учащихся).
В заключение нашего занятия посмотрим презентацию о лесе и его обитателях, вспомним правила поведения в лесу и всегда будем беречь лес и его обитателей.
До свидания, ребята. Берегите лес.
Информационные ресурсы:
- Альманах «Лес и человек»
- сайт Всезагадки.РФ
- журналы «Свирель», «Свирелька» 2011, 2012г
Черкашина Т.Ф., учитель биологии. Экологическое воспитание учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по экологии 10-11 класс
Учебник Е.А.Криксунова и В.В.Пасечника "экология"10(11)....
Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области
Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...
Тематическое занятие по экологии"А мы тоже пахнем !"
Познавательный материал...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
Комплексное тематическое занятие "Ради жизни на Земле!", посвященное 75 годовщине освобождения Успенского района и других территорий Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
Тематическое занятие с презентацией....
Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...
Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ « Лес – наш зелёный друг»
Занятие « Лес – наш зелёный друг» обобщает представление детей с ОВЗ о лесе, о животных леса. Развивает познавательный интерес, воспитывает культуру правильного поведения...