Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Загура Татьяна Анатольевна

Рабочая программа для 9 класса к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl.docx29.08 КБ
Файл rabochaya_programma.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип

урока

Наглядные пособия

Использование

ИКТ

Календар.

сроки

Проект. деят-ть

П.

Ф.

1.

Введение

1

Урок формирования знаний

Таблицы

Презентация

1 нед. сент.

Эволюция живого мира на Земле

13

2.

Основные свойства живых организмов

1

Комбинированный

Таблицы, схемы

1 нед. сент.

3.

Многообразие живого мира

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед.

сент.

4.

Развитие биологии в додарвиновский период

1

Комбинированный

Таблицы, портреты

2 нед.

сент.

5.

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед.

сент.

6.

Научные и социальные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед.

сент.

Проект

7.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

Комбинированный

Таблицы

4 нед.

сент.

8.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

Комбинированный

Таблицы

4 нед.

сент.

9.

Физиологические адаптации.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

1 нед. окт.

10.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Таблицы

1 нед. окт.

11.

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

1

Урок формирования знаний

Таблицы

2 нед. окт.

12.

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

2 нед. окт.

13.

Общие закономерности биологической эволюции.

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед. окт.

14.

Тестирование по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1

Урок контроля знаний.

Раздат. материал

3 нед. окт.

Возникновение  и развитие жизни на Земле

5

15.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

Урок формирования знаний

Таблицы

Презентация

4 нед. окт.

Проект

16.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

Комбинированный

Таблицы

4 нед. окт.

17.

Жизнь в палеозойскую эру.

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед. нояб.

18.

Жизнь в мезозойскую эру

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед. нояб.

19.

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед. нояб.

Структурная организация живых организмов.

13

20.

Клеточная теория строения организмов.

1

Комбинированный Л/р. № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

Таблицы, микроскопы, микропрепарат

3 нед.

нояб.

21.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

1

Комбинированный

Таблицы

4 нед. нояб.

22.

Органические вещества – углеводы, липиды.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

4 нед. нояб.

23.

Белки, строение и функции.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

5 нед. нояб.

Проект

24.

Нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

5 нед. нояб.

25.

Обобщение знаний по теме «Клеточная теория. Химическая организация клетки»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Таблицы, раздат. материал

1 нед. дек.

26.

Строение клетки эукариот. Цитоплазматическая мембрана, органоиды.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

1 нед. дек.

27.

Ядро, строение и функции.

1

Урок формирований знаний

Таблицы

2 нед. дек.

28.

Строение клетки прокариот.

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед. дек.

29.

Обмен веществ и энергии. Пластический обмен. Биосинтез белка.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. дек.

30.

Энергетический обмен у гетеротрофных организмов.

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед. дек.

31.

Обмен веществ и энергии у автотрофных организмов.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

4 нед. дек.

Проект

32.

Тестирование по теме «Строение клетки. Обмен веществ».

1

Урок контроля знаний

Разд. материал

4 нед. дек.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

33.

Бесполое размножение организмов. Митоз.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. янв.

34.

Половое размножение. Мейоз.

1

Урок формирования знаний

Таблицы

Презентация

3 нед. янв.

35.

Развитие половых клеток.

1

Комбинированный

Таблицы

4 нед. янв.

36.

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

4 нед. янв.

37.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

1

Комбинированный

Таблицы

5 нед. янв.

38.

Обобщение знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Тестирование.

1

Урок систематизации и контроля знаний.

Таблицы,  разд. материал

5 нед. янв.

Наследственность и изменчивость организмов.

13

39.

Наука генетика. Основные понятия генетики.

1

Комбинированный

Таблицы

1 нед. февр.

40.

Первый закон Менделя – закон доминирования.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

1 нед. февр.

41.

Второй закон Менделя – закон расщепления. Явление неполного доминирования.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

2 нед. февр.

42.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

1

Практическая работа № 1

Раздаточ. материал

2 нед. февр.

43.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. февр.

44.

Анализирующее скрещивание.

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед. февр

45.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

4 нед. февр.

Проект

46.

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. Составление родословных.      

1

Практическая работа № 2

Раздаточ. материал

4 нед. февр.

47.

Закономерности наследования признаков.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Таблицы

1 нед. марта

48.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Мутации.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

1 нед. марта

49.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед. марта

50.

Изменчивость организмов.                          

1

Комбинированный Л/р  № 2 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Таблицы, гербарии растений

2 нед. марта

51.

Селекция. Методы селекции растений и животных.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. марта

Проект

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии.

12

52.

Наука экология.

1

Комбинированный

Таблицы

3 нед. марта

53.

Биосфера, ее структура и функции.

1

Комбинированный

Таблицы

1 нед. апр.

54.

Круговорот веществ в природе.

1

Комбинированный

Таблицы

1 нед. апр.

55.

Биогеоценозы. Влияние условий на формирование фауны и флоры.

1

Комбинированный

Таблицы

2 нед. апр.

56.

Биоценозы.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

2 нед. апр.

57.

Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. апр.

58.

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

1

Комбинированный

Таблицы

Презентация

3 нед. апр.

Проект

59.

Обобщение знаний по теме «Биосфера, ее структура и функции»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Таблицы

4 нед. апр.

60.

Тестирование по теме «Основы экологии»

1

Урок контроля знаний

Раздаточ. материал

4 нед. апр.

61.

Природные ресурсы и их использование.

1

Комбинированный

Таблицы

1 нед. мая

62.

Влияние действия антропогенных факторов на окружающую среду.

1

Комбинированный

Таблицы

1 нед. мая

63.

Экология моего микрорайона.

1

Урок-семинар

Работы учащихся

Презентация

2 нед. мая

Проект

64-65

Обобщающие уроки.

2

2 нед. мая

66-68

Резервные часы.

3

3 нед. мая



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Пугачева Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 1»

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 1»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сафоновой Татьяны Анатольевны

по биологии в 9 В классе

Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой  // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

 Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник: Мамонтов С.Г., В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 – 288 с.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии обращается особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой

при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Основной формой обучения является урок, типы которого выбраны в соответствии с целями и задачами темы: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Раздел включает перечень лабораторных работ,  которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Представленные в  планировании  лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Практические работы, предусмотренные курсом, направлены на приобретение навыков по решению генетических задач и составлению родословных.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания перед ГИА.

Содержание курса.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Эволюция живого мира на Земле (13 ч.)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека.

Структурная организация живых организмов (13 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Лабораторная работа № 1. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч.)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Наследственность и изменчивость организмов (13 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.

Практические работы № 1, 2. Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа № 2. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основы экологии (12 ч.)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Обобщение знаний по пройденному курсу (2 ч.)

Резервное время (3 ч.)

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения биологии  ученик 9-ого класса должен знать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
  4. сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
  5. использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
  6. современную биологическую терминологию и символику. 

      уметь: 

находить:

  1. в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  2. в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  3. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  3. взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  4. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Список литературы.

Литература для учителя:

  1. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Борисова Л.В..) – М.: Экзамен, 2006.
  3. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
  4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. – Саратов, Лицей, 2007.
  5. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М: Дрофа, 2002.
  6. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.
  7. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
  8. Сосновская Р.Л. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. – Саратов: Лицей, 2011.
  9. Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
  10.  Яблоков, А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учебник для биол. спец. Вузов.  – М.: Высшая школа, 1998.
  11.  Радкевич, В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.

Литература для учащихся:

  1. ГИА – 2012: Экзамен в новой форме: Биология: 9 кл. Тренировочные варианты. / В.с. Рохлов, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2011
  2. Гиляров, М. С. Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  3. Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  4. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.

Проекты.

  1. Этапы жизни Ч. Дарвина.
  2. Этапы формирования жизни на Земле.
  3. Ферменты.
  4. Фотосинтез.
  5. Генетические заболевания человека.
  6. Сорта яблони.
  7. Симбиоз: взаимовыгодные отношения.
  8. Экология моего микрорайона.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...