4. Постановка учебной проблемы, формулировка гипотезы. | Прочитайте определение понятия «Земноводные». Земноводные-первые выходцы на сушу, сохранившие признаки водных животных. В этом предложении есть слова с противоположным значением, определите, какие это слова. Правильно. Давайте познакомимся с данными таблицы и сравним показатели воды и суши.
Показатели среды. | Вода. | Суша. | Доступность кислорода. | Количество растворенного в воде кислорода относительно невелико. | Количество кислорода постоянное, а доступность неограниченна. | Испарение воды с поверхности тела. | Испарения нет, избыток влаги. | Существенное испарение, особенно при низкой температуре. | Температурный режим. | Температура практически не изменяется. | Температура изменяется в течении суток и по сезонам года. | Прозрачность среды ( видимость). | Небольшая. | Большая. | Вес тела в воде. | Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой. | Вес тела в полной мере определяется силой тяжести. |
Формулирует учебную проблему: Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу? Заслушивает ответы учащихся….
Корректирует ответы учащихся:
Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд. Все ли задачи мы перечислили? Обращает внимание учеников на слайд с правильными ответами:
- С помощью чего дышать? Кислородом воздуха?
- Проблема высыхания кожи.
- Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?
- Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
- Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
- Перенесение неблагоприятных факторов среды.
Помогает сформулировать гипотезу: Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде можно сделать?
Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. | Отвечают на вопросы учителя:
Суша и вода.
Знакомятся с данными таблицы.
Отвечают на вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.
Отвечают на вопрос, или формулируют вывод вместе с учителем: Должны появиться новые органы.
| Создание проблемной ситуации, обмен мнениями. |
6.Построение проекта выхода из затруднения.
| Организует работу для определения средств и способов решения проблемы. Знакомит с правилами работы в группе. Для этого мы выполним небольшую исследовательскую работу: « Изучение особенностей внешнего строения лягушки, как следствие приспособления к водной и наземной среде обитания». Задачи исследования: Перед вами находится объект исследования - живая шпорцевая лягушка. Вам необходимо: - пронаблюдать за ее движениями в воде, -выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Правила работы с живым объектом: Ребята, что бы потрогать лягушку, во избежание фос-мажорных обстоятельств, рекомендую вам аккуратно помещать руку в баночку, второй прикрывая отверстие с помощью крышки. Баночку, потом, рекомендуется держать закрытой.
А начнем работу со знакомства с правилами работы в группе: Работать вы будете в парах. - будьте вежливы; -корректны; -старайтесь выслушивать оппонента. Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами. На работу отводится 5 минут. Карточки с заданиями для каждой группы:
№1.Рассмотрите внешний вид лягушки. Прочитайте текст (глава 9; стр.175-176, внешнее строение лягушки), ответьте на вопросы, подготовьте выступление. 1). На какие отделы можно поделить тело животного? 2). Проследите за тем, как передвигается лягушка в воде. 3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль? 4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног? Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).
Приспособление к водной среде обитания. | Приспособление к наземной среде обитания. | Наличие плавательных перепонок.
| Наличие массивных задних ног.
|
№2. Изучите внешнее строение лягушки. Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника (§36, стр. 175, места обитания, внешнее строение). 1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного? 2). Рассмотрите голову лягушки, найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка? 3). Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и слюны в ротовой полости лягушки?
Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: ( впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).
Приспособления к водной среде обитания. | Приспособления к наземной среде обитания. | Обтекаемая форма тела.
| Длинный липкий язык, слюнные железы. |
№3. Прочитайте текст учебника (глава 9; стр. 175, 1 абзац; стр.176, 2 абзац). Изучите кожу лягушки. Потрогайте лягушку руками ( осторожно, лягушка может выпрыгнуть)! 1). Чем покрыта кожа лягушки? Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу? 2). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде? Какую роль играет слизь на теле лягушки? Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности? 3). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются? Выясните, какие органы лягушки указывают на приспособление к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: Приспособления к водной среде обитания. | Приспособления к наземной среде обитания. | Голая кожа, покрытая слизью.
| Кожное дыхание, легкие. |
№4.Прочитайте текст (глава 9; стр.176, 3 абзац). Изучите органы чувств лягушки. 1). Найдите глаза. Какие они? Какую функцию выполняют веки и слезные железы? 2). Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука. Какова роль усложнения в строении уха, в связи с выходом на сушу? 3). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением, к какой среде обитания относится данный признак? ( §36.стр. 175,раздел: места обитания). Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез? Определите признаки водного и наземного существования животного. Занесите ответ в таблицу: ( впишите названия органов). Приспособления к водной среде обитания. | Приспособления к наземной среде обитания. | Глаза и ноздри на возвышении.
| Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка. |
№5. Прочитайте текст учебника (глава 9. стр. 174, общая характеристика земноводных). Изучите внешний вид лягушки. 1).Рассмотрите рисунок с изображением рыбы, головастика и взрослого земноводного. Кем является головастик? Черты строения, какого животного он сохранил? В чем это проявляется? О чем это может свидетельствовать? 2). Прочитайте дополнительную информацию о способах развития животных (карточка), какой тип развития характерен для земноводных? Почему? 3). Выясните, какая особенность земноводных, касающаяся размножения является приспособлением к водному существованию? Ответ внесите в соответствующую колонку таблицы.
Занесите ответ в таблицу: (впишите признак, приспособления к водной среде обитания). Приспособление к водной среде обитания. | Приспособление к наземной среде обитания. |
Развитие личинок происходит в воде. |
|
| Записывают название исследовательской работы.
Учащиеся знакомятся с объектом исследования, задачами, которые перед ними стоят, определяют объём познавательной самостоятельной работы.
Знакомятся с правилами работы в группе (паре).
Приступают к самостоятельной учебной деятельности.
| Организация работы в парах, подготовка к самостоятельной учебной деятельности.
Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос, подтверждение или опровержение гипотезы. |
7. Проверка результата самостоятельной учебной деятельности, достижения цели.
| Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы. А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.
Приспособления к водной среде обитания. | Приспособления к наземной среде обитания. | Наличие плавательных перепонок. | Наличие массивных задних ног. | Обтекаемая форма тела. | Длинный липкий язык, слюнные железы. | Голая кожа, покрытая слизью. | Кожное дыхание, легкие. | Глаза и ноздри на возвышении. | Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо. | Развитие личинок происходит в воде. |
|
|
|
|
|
Предлагает оценить результат: Достигнута ли цель самостоятельной учебной деятельности? Молодцы! Взгляните еще раз на таблицу. Какой вывод можно сделать? Помогает сформулировать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!
Рефлексия: Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Поднимите руки, кто согласен. Хорошо.
| Выступление учащихся, озвучивание результатов исследования. Ученики заполняют сводную таблицу.
Анализируют результаты своей работы, приходят к выводу: Внешнее строение земноводных связано с жизнью в воде и на суше. Ученики оценивают результат своей деятельности, соотносят его с поставленной ранее целью и тем, чего они смогли достигнуть. | Публичное выступление. Представление результата исследования проблемы. Оценка результата, самооценка. |
9.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.
| Организует деятельность учащихся: Ребята, наше научное путешествие подходит к концу, один мыслитель сказал так: "Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути". Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу. Соотнесите описание особенностей строения земноводных со значением этих особенностей в жизни земноводных. 1. | Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг. | А | Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде. | 2. | Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение. | Б | Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой. | 3. | Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы. | В | Возможность быстрых и дальних прыжков. | 4. | Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой. | Г | Средство защиты от хищников. | 5. | Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез. | Д | Добывание подвижных насекомых. |
Ответы внесите в таблицу:
Организует самопроверку выполнения задания: Ребята, обратите внимание на слайд в презентации, проверьте результат своей работы. Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?! Молодцы! Создает проблемную ситуацию, побуждает к дальнейшему изучению темы «Земноводные», предлагает решить творческие задачи дома. Ребята, как называют животных, способных жить на суше и в воде? Чего в них больше земного или водного? На сегодняшний день мы не можем дать точный ответ на этот вопрос, для решения этой задачи, необходимо познакомиться не только с внешним, но и внутренним строением лягушки. Я предлагаю вам выполнить это творческое задание дома, и подготовиться к следующему уроку!
| Выполняют индивидуальную проверочную работу.
Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат.
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. | Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Оценка результата, самооценка. Обмен мнениями.
Стимулирование, побуждение к дальнейшей самостоятельной творческой работе, проблемная ситуация. |
9. Домашнее задание.
| Раздает карточки с творческим заданием на дом. Карточка с творческими задачами. Прочитайте внимательно текст: У амфибии невысокий уровень обмена веществ. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии - холоднокровные животные. С наступлением холодов, они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение. Задача: Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью, в умеренных широтах их мало, а в Антарктиде их совсем нет. Объясните, с чем это связано? (Холоднокровные животные, вода в твердом состоянии, замерзнут) Задача: У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой? ( Под водой лягушка дышит кожей) Задача: Задняя пара конечностей лягушки больше передней, между пальцами имеются плавательные перепонки. Какова взаимосвязь такого строения ног с водной и наземной средой обитания? (лягушка отталкивается ногами от воды, когда плавает, от земли, когда прыгает). Задача: В 18 веке шведский ученый Карл Линней, предложил назвать класс земноводных – амфибиями, что в переводе с греческого, означает «двоякодышащие». Почему? Как вы понимаете значение это слова? Задача: Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного? §36, вопросы 1,2,4.
| Получают карточки с творческими задачами на дом. | Творческие задачи. |
10.Рефлексия. | Организует рефлексию, подводит итоги работы.
Ребята, послушайте одну притчу: Одна старая мудрая лягушка как-то сказала: "Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что сделать с ее глубиной и широтой! Что имела ввиду лягушка? Я думаю, она говорила о широте и глубине знаний! Поэтому, я хочу подарить вам брошюрки с интересной информацией о земноводных. А главным трофеем, привезенным из экспедиции, при вашем желании, могут стать эти замечательные шпорцевые лягушки. Ребята, на ваших столах лежат листочки с незаконченными предложениями, закончите данные высказывания согласно вашему впечатлению о сегодняшнем уроке.
| Подводят итоги работы, оценивают продуктивность урока. | Стимулирование, побуждение к дальнейшему самообразованию. Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности урока. |