Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Презентация к уроку зоологии в 7 классе, УМК под редакцией Пономарёвой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Внешнее строение земноводных" | 2.33 МБ |
Конспект урока "Внешнее строение земноводных" | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок № 37
Тема: «Места обитания и внешнее строение земноводных.
Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.
Средства обучения: презентация, таблицы раздаточные.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад. Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.
Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен. Лягушки, жабы, жерлянки, животные с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. Таким образом, мы с вами определили, что Класс Земноводные, или Амфибии включают три отряда: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.
Класс | Земноводные (Амфибии) | ||
Отряд | Бесхвостые | Хвостатые | Безногие |
Представители | Лягушки Жабы Жерлянки | Тритоны Саламандры | Червяги |
Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить ряд проблем:
- Дыхание кислородом воздуха.
- Проблема высыхания.
- Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
- Изменение характера передвижения.
- Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты для отложенных яиц от высыхания.
- Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
- Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижения температуры в осеннее и зимнее время.
Естественно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Но и связь с водой амфибии не утратили. У вас на столах таблицы «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной средам», попробуйте правильно распределить эти черты амфибий в ходе моего рассказа.
У учащихся на столах таблицы, которые они заполняют по ходу рассказа учителя.
Кожа у земноводных мягкая, голая, обильно увлажнённая секретами многочисленных слизистых желёз, проницаемая для газов и воды. Наряду с лёгкими она участвует в дыхании. В коже некоторых земноводных располагаются ядовитые железы, служащие ему орудием защиты.
У земноводных нет грудной клетки, поэтому воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости. На суше земноводные передвигаются с помощью четырёх конечностей, типичных для наземных животных.
У амфибий впервые появляются веки, которые не только защищают глаза от механических повреждений, но и предотвращают высыхание роговицы. В связи с жизнь на суше у земноводных впервые появляется и барабанная перепонка.
Большинство видов земноводных обитает в тропиках. Как правило они активны в сумерки или ночью, ведь в это время влажность воздуха выше, чем днём. В умеренных и северных широтах земноводные уходят на зиму в укрытия – ямы на дне водоёмов, норы грызунов, прогнившие корни деревьев, кучи мха и т.д.
У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Благодаря кожному дыханию, земноводные подолгу могут находиться в воде, не всплывая за новой порцией воздуха. Икра земноводных развивается только в воде.
Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.
Учитель и учащиеся проверяют заполненные таблицы.
«Черты приспособленности земноводных».
К наземной среде | К водной среде |
|
|
Интересно значение кожи амфибий, богатой многочисленными железами, за счёт которых она постоянно остаётся влажной. С одной стороны, влажная кожа – открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Поэтому они держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. С другой стороны, кожа земноводных мастерски пополняет запасы воды. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Достаточно припасть брюшком к влажной земле или траве, и запасы воды пополнены. Кожа – единственная одежда амфибий, поэтому она конечно, снашивается. Поэтому лягушки меняют кожу не менее четырёх раз.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре.
Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?
На столах учащихся рисунки «Скелет земноводных».
В скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами, мы находим, в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником.
На столах учащихся заготовки таблиц(учащиеся заполняют их в ходе самостоятельной работы с учебником стр.176-177)
«Особенности строения и значение скелета лягушки»
Отделы скелета | Названия костей, особенности строения | Значение |
| Мозговая часть, кости челюстей с зубами (единое образование) | Защита головного мозга |
2. Позвоночник | Позвонки (1-шейный, 7-туловищный без рёбер, 1-кресцовый, хвостовая кость) | Защита спинного мозга и опора внутренних органов |
3. Плечевой пояс | Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости (коракоиды) | Опора для передних конечностей |
4. Скелет передних конечностей | Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти | Участвуют в передвижении |
5. Пояс задних конечностей | Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником | Опора задним конечностям |
6. Скелет задних конечностей | Кость бедренная, большая и малая берцовые, кости стопы | Участвуют в передвижении |
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.
По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
- Закрепление.
- Какие новые отделы позвоночника появились у земноводных по сравнению с рыбами? (Шейный и крестцовый)
- Какие отделы различают в теле лягушки? (Голову, туловище и две пары конечностей)
- Чем глаза лягушки отличаются от глаз рыб? (имеют веки)
- Чем представлена наружная часть органа слуха? (Барабанными перепонками)
- Сколько позвонков в шейном и крестцовом отделах? (по одному)
- Сколько позвонков в туловищном отделе? (семь)
Д/з параграф 36, подготовиться к проверочной работе.
Используемая литература:
- Зоология для учителя. А.А.Яхонтов. М. «Просвещение» 1985
- Биология. Дидактические материалы к разделу «Животные» 7-8 классы. А.В.Пименов, Е.А.Пименова. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003
- Многообразие живой природы. Животные. В.И.Сивоглазов. М.»Дрофа» 2008
- Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. В.С.Кучменко, С.В.Суматохин. М. Издательский дом «Вентана-Граф» 2007
- Живой мир рек. Уильям Х.Амос.Ленинград Гидрометеоиздат. 1986
Черты приспособленности земноводных | |
К наземной среде | К водной среде |
Черты приспособленности земноводных | |
К наземной среде | К водной среде |
Черты приспособленности земноводных | |
К наземной среде | К водной среде |
«Особенности строения и значение скелета лягушки»
Отделы скелета | Названия костей, особенности строения | Значение |
| ||
2. Позвоночник | ||
3. Плечевой пояс | ||
4. Скелет передних конечностей | ||
5. Пояс задних конечностей | ||
6. Скелет задних конечностей |
«Особенности строения и значение скелета лягушки»
Отделы скелета | Названия костей, особенности строения | Значение |
| ||
2. Позвоночник | ||
3. Плечевой пояс | ||
4. Скелет передних конечностей | ||
5. Пояс задних конечностей | ||
6. Скелет задних конечностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешнее строение и места обитания птиц
Электронная презентация к уроку биологии в 7 классе по теме: "Внешнее строение и места обитания птиц"...
Конспект урока и презентация к нему по теме "Места обитания животных" для 5 класса
Работа содержит конспект урока и презентацию по теме "Места обитания животных" для 5 класса....
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...
Урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"
Открытый урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"...
Урок на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"
урок и презентация на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"...
Презентация по биологии "Растения экстремальных мест обитания"
Презентация знакомит учащихся с редкими растениями экстремальных мест обитания....