методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187.51 КБ |
![]() | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Реализация наследственной информации в клетке.
Задачи урока:
- углубить знания о генетическом коде, биосинтезе белка, процессах редупликации ДНК;
- научиться решать биологические задачи.
Тип урока: изучение нового материала.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия: ген, генетический код, триплет, транскрипция, трансляция, редупликация ДНК.
- Свойства генетического кода.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться таблицей генетического кода
- решать биологические задачи.
Методы обучения: фронтальный опрос, словесно-наглядный (с демонстрацией ОМС модулей), практический (выполнение упражнений), дедуктивный (от общего к частному).
Оборудование: ПК, проектор, ОМС модули: «ДНК (2) и 2 – репликация и матричный синтез», «биосинтез белка».
Ход урока:
- Орг. момент.
- Фронтальный опрос:
- Какова структура белков?
- Какова структура нуклеиновых кислот?
- Какие типы РНК вам известны?
- Где образуются субъединицы рибосом?
- Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?
- Изучение нового материала:
- Белки – причина индивидуального различия организмов. Биосинтез белков является пластическим обменом. Роль ДНК в пластическом обмене, как хранителя информации о структуре белков, синтезируемых в клетке. (рассказ с элементами беседы с опорой на знания о белках и нуклеиновых кислотах).
- ДНК – матрица для синтеза белков.
- Удвоение ДНК. Принцип комплементарности. (демонстрация модуля ОМС)
- Генетический код. Свойства генетического кода.
Генетический код-это набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков.
Свойства генетического кода:
- Триплетность.
- Код однозначен: один триплет кодирует одну аминокислоту.
- Код избыточен: каждая аминокислота кодируется 2-6 триплетами.
- Код не перекрывающийся
- Код является полярным: некоторые триплеты не кодируют аминокислоты, а являются своеобразными «дорожными знаками», которые определяют начало и конец отдельных генов.
- Код универсален для всех животных , растений, грибов, бактерий, вирусов и человека. Его универсальность подтверждает единство происхождения всего живого на нашей планете.
- Транскрипция – процесс синтеза и-РНК на ДНК.
- Трансляция – процесс синтеза белка на рибосомах.( демонстрация модуля ОМС «Биосинтез белка»)
- Закрепление : решение биологических задач.
Дано: аминокислоты - аргинин, триптофан, тирозин, гистидин, фенилаланин. Найти код этих аминокислот в ДНК.
Решение и ответ:
Аминокислоты: арг-три- тир- гис- фен
и-РНК: ЦГУ-УГГ-УАУ-ЦАУ-УУУ
вторая цепь ДНК: ГЦА-АЦЦ-АТА-ГТА-ААА
первая цепь ДНК: ЦГТ- ТГГ-ТАТ- ЦАТ-ТТТ
- Домашнее задание: п 2.10. задача: в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: треонин, пролин, лизин, глутамин. Запишите, какой будет код этих аминокислот в ДНК.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
углубить знания о генетическом коде, биосинтезе белка,процессах редупликации ДНК; научиться решать биологические задачи . Задачи урока:
Фронтальный опрос: Какова структура белков? Какова структура нуклеиновых кислот? Какие типы РНК вам известны? Где образуются субъединицы рибосом? Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?
I. Белки – причина индивидуального различия организмов. Биосинтез белков является пластическим обменом. Роль ДНК в пластическом обмене, как хранителя информации о структуре белков, синтезируемых в клетке.
II. ДНК – матрица для синтеза белков.
III. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности
III. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности
IV. Генетический код. Свойства генетического кода. Генетический код- это набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков.
IV. Генетический код. Свойства генетического кода. 1. Триплетность . 2. Код однозначен: один триплет кодирует одну аминокислоту. 3. Код избыточен: каждая аминокислота кодируется 2-6 триплетами. 4. Код не перекрывающийся 5. Код является полярным: некоторые триплеты не кодируют аминокислоты, а являются своеобразными «дорожными знаками», которые определяют начало и конец отдельных генов. 6. Код универсален для всех животных , растений, грибов, бактерий, вирусов и человека. Его универсальность подтверждает единство происхождения всего живого на нашей планете.
V. Транскрипция. Трансляция. V. Транскрипция – процесс синтеза и-РНК на ДНК. VI. Трансляция – процесс синтеза белка на рибосомах.
Закрепление: Решение биологических задач: Решение и ответ: Дано: аминокислоты - аргинин, триптофан, тирозин, гистидин , фенилаланин . Найти код этих аминокислот в ДНК.
Домашнее задание: П 2.10, решить задачу: в молекуле белка следующая последовательность аминокислот: треонин , пролин , лизин, глутамин . Запишите какой будет код этих аминокислот в ДНК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...