методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.03 КБ |
![]() | 477.58 КБ |
Предварительный просмотр:
8. Разработка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы (базовый уровень, авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2009.
Базовый учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений,-М.: Дрофа, 2010.
Психолого-педагогическая характеристика на 10 класс
В классе учатся 10 человек, из них все девочки. Большинство детей 1997 года рождения (8) и 1996 года рождения (2). За лето прибыла ученица: Шабарова Юлия из с. Байково. Остальные учатся вместе 9 лет. Все дети живут в полных семьях. Родители занимаются воспитанием детей, интересуются их успехами в учебе.
В классе отличников - нет; 8 хорошистов (Киселева Юля, Ковальчук Олеся, Шорохова Наташа, Брежнева Оксана, Кувшинова Олеся, Шабарова Юля, Гаращенкова Алена, Федюнькина Валя).
Ответственно к учёбе относится Гаращенкова Алена, а остальные недостаточно готовятся к урокам, очень часто списывают друг у друга домашние задания, не уделяют должного внимания подготовке домашних заданий и поэтому активность на уроках снизилась за последний год. Больше всего времени тратят на подготовку домашних заданий по истории и обществознанию. Очень легко дается им география и информатика. Большие затруднения испытывают при изучении математики, физики и химии. Читать стали меньше, много уделяют времени интернету. Любят делать доклады по любым предметам, чтобы заработать оценку.
У учеников обнаружились следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.
В классе есть одаренные дети. Шорохова Н. артистична, пишет сценарии для выступлений. Молявина Д. и Кувшинова О. очень хорошо рисуют и помогают в оформлении класса и общешкольных мероприятий, принимают участие в художественных конкурсах. Многие поют. Дети в классе активные, участвуют в школьных и районных спортивных мероприятиях.
На уроках дети хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Но не всегда умеют выслушать внимательно друг друга: перебивают, желая рассказать другую историю или высказать свое мнение. Умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Конфликтов среди учащихся не было. Были мелкие ссоры, обиды, которые быстро разрешались. Вне школы девочки дружат группами.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
В классе существует актив. В него входят все учащиеся класса, т. е. каждый ребёнок имеет свое общественное поручение.
Неформального лидера в классе нет, но есть учащиеся, которые пользуются наибольшем уважением Ковальчук Олеся, Шорохова Наталья, Киселева Юля.
Старостой класса является Шорохова Н. Классный руководитель Белова Лариса Васильевна - опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся.
Во время проведения уборки территории вокруг школы в целом проявляли добросовестность, не ленились браться за работу. В целом дети вели себя дисциплинированно.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия на уроке и дома.
Тема урока: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты ( 5 урок в теме, 6 урок в разделе).
Название темы, место урока в ней: Раздел № 2 «Клетка» - 12 часов; Тема 2.2 «Химический состав клетки» - 5 часов.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.
Цель урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе комплементарности.
Развивающие: развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
Воспитательные: создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету, воспитание самостоятельной работы на уроке.
Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и компьютера)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.
Ожидаемый результат:
В ходе урока обучающиеся должны
знать (понимать):
Основные понятия – ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, полинуклеотидная цепь, принцип комплементарности; строение и функции нуклеиновых кислот; вклад ученых в развитие биологии.
Уметь: решать биологические задачи; самостоятельно работать с ПК, персонально работать с образовательными модулями ОМС
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | время |
1 | Орг. момент | Приветствие, отмечаем отсутствующих | Дежурный сообщает фамилии отсутствующих и причину их отсутствия | 2 мин | |
2 | Постановка цели | Сообщает цель и задачи урока | Воспринимают информацию | 2 мин | |
3 | Актуализация знаний | Акцентирует внимание на основные понятия в ходе урока. | слушают | 2 мин | |
4 | Изучение нового материала | 1,2,3 модуль направлен на ознакомление обучающихся со строением, свойствами, функциями ДНК, РНК и АТФ, открытие и изучение нуклеиновых кислот | Определяем ЗУН Знакомство с информацией модуля ОМС -1:
Знакомство с информацией модуля ОМС -2:
Знакомство с информацией модуля ОМС -3:
| Знакомятся с содержанием, конспектируют. | 18 мин |
5 | Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся | Задает вопросы учащимся по изученному материалу:
| Отвечают на вопросы учителя | 5 мин | |
6 | Закрепление нового материала | 4,5 модуль связан с практическими умениями, такими как построить полинуклеотид, упражнение на комплементарность, репликацию и строение молекул ДНК, решение биологических задач, виды РНК и их функции, сравнение ДНК и РНК | Определяет индивидуальные задания для учащихся, использующих для самостоятельной работы нетбуки. Осуществляет контроль над самостоятельной работой | Выполняют самостоятельную практическую работу с модулями ОМС, используя ПК, самостоятельно проводит анализ и коррекцию допущенных ошибок, используя материалы учебника и конспекта. | 12 мин |
7 | Подведение итогов | Сообщает результаты самостоятельной работы на уроке, выставляет отметки, комментируя их, Подводит итоги урока | Фиксируют выводы в тетради | 4 мин | |
8 | Определение домашнего задания | П. 2.6, подготовится к тесту «Нуклеиновые кислоты» | Записывают в дневник домашнее задание | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока «Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2. (детализированное представление) | Информационный | Текст, иллюстрации | |
2 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2. (детализированное представление) | Информационный | Текст, иллюстрации | |
3 | Нуклеиновые кислоты (РНК). АТФ (детализированное представление) | Информационный | Текст, иллюстрации | http://fcior.edu.ru/card/22520/nukleinovye-kisloty-rnk-atf-detalizirovannoe-predstavlenie.html |
4 | Практика. Нуклеиновые кислоты. ДНК (детализированное представление) | Практический | Текст, иллюстрации, практические задания | http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html |
5 | Практика. Нуклеиновые кислоты. РНК (детализированное представление) | Практический | Текст, иллюстрации, практические задания | http://fcior.edu.ru/card/22463/praktika-nukleinovye-kisloty-rnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html |
Самоанализ урока:
Урок биологии в 10 классе МБ ОУ Ужовская СОШ проводила учитель 1 квалификационной категории Чивкунова Елена Викторовна
29 октября 2012 года.
Тема урока: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты ( это 5 урок в теме 2.2 «Химический состав клетки» и 6 урок в разделе № 2 «Клетка»).
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.
Цель урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе комплементарности.
Развивающие: развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
Воспитательные: создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету, воспитание самостоятельной работы на уроке.
Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и компьютера)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.
Структура урока включала следующие элементы:
- Орг. момент – 2 мин.
- Постановка цели урока – 2 мин.
- Актуализация знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала – 18 мин.
- Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся – 5 мин.
- Закрепление нового материала – 12 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Определение домашнего задания – 1 мин.
Организация урока:
• учащиеся были готовы к уроку.
• был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.
• Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при изложении нового материала использовались современные электронные образовательные ресурсы, которые содержат теоретический материал в доступной для обучающихся форме, яркие примеры, факты которые отсутствуют в учебнике. Задания для самостоятельной работы с использованием ПК каждым обучающимся и электронным образовательным ресурсом позволили осуществить первичный контроль за усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили интерактивный характер, что способствовало более глубокому анализу учащимися пройденного материала.
Отбор учебного материала:
Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности изложения. Теоретические положения связывались с ранее изученным материалом в 9 классе. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.
Методы и приемы работы учителя на уроке:
Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, и возможностями современной школы. Основными методами были репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и компьютера).
Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась использованием современных технологий при изложении нового материала и использования их в самостоятельной индивидуальной работе, где каждый обучающийся работал в своем темпе на своем ПК.
Общая оценка урока:
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для обучающихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых обучающиеся свободно отвечали на вопросы учителя, практически все – 8 из 10 обучающихся справились с самостоятельной работой на 100%. Урок был завершен правильно. Итоги подведены. Отметки за работу на уроке выставлены. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению выдан.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа: среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы (базовый уровень, авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2009.
Базовый учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл . общеобразовательных учреждений,-М.: Дрофа, 2010.
Цель и задачи урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты . Обучающие : сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе комплементарности. Развивающие : развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. Воспитательные : создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету , воспитание самостоятельной работы на уроке.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный , рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР ), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и компьютера) фронтальная , индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.
Ожидаемый результат: Обучающиеся должны знать (понимать) Обучающиеся должны уметь Основные понятия – ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, полинуклеотидная цепь, принцип комплементарности ; строение и функции нуклеиновых кислот ; вклад ученых в развитие биологии. решать биологические задачи; самостоятельно работать с ПК , персонально работать с образовательными модулями ОМС.
Структура и ход урока: Орг. момент Постановка целей урока Актуализация знаний Изучение нового материала: Название используемых ЭОР - 1,2,3 модуль направлен на ознакомление обучающихся со строением, свойствами, функциями ДНК, РНК и АТФ, открытие и изучение нуклеиновых кислот
Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН Знакомство с информацией модуля ОМС -1: 1. Нуклеиновые кислоты и их типы. 2. Нуклеотиды 3. Структура молекулы ДНК. 4. ДНК в клетках животных и растений . Знакомятся с содержанием, конспектируют
Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН: Знакомство с информацией модуля ОМС -2: 1. Удвоение ДНК 2. Функции ДНК 3. История открытия нуклеиновых кислот и изучение структуры молекулы ДНК. Знакомятся с содержанием, конспектируют
Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН: Знакомство с информацией модуля ОМС -3: 1. Строение РНК 2. Основные типы РНК и их функции 3. Чем различается ДНК и РНК и что между ними общего? 4. Дополнительная информация 5. АТФ Знакомятся с содержанием, конспектируют
Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Задает вопросы учащимся по изученному материалу: • Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете? • Каковы строение и функции ДНК? • Что такое принцип комплементарности? • Какие виды РНК вы знаете? • Какие функции они выполняют? Отвечают на вопросы учителя.
Закрепление нового материала: 4,5 модуль связан с практическими умениями, такими как построить полинуклеотид, упражнение на комплементарность, репликацию и строение молекул ДНК, решение биологических задач, виды РНК и их функции, сравнение ДНК и РНК
Закрепление нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяет индивидуальные задания для учащихся, использующих для самостоятельной работы нетбуки. Осуществляет контроль над самостоятельной работой Выполняют самостоятельную практическую работу с модулями ОМС, используя ПК, самостоятельно проводит анализ и коррекцию допущенных ошибок, используя материалы учебника и конспекта.
Подведение итогов: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Сообщает результаты самостоятельной работы на уроке. Выставляет отметки, комментируя их. Подводит итоги урока. Фиксируют выводы в тетради
Определение домашнего задания: П. 2.6, подготовится к тесту «Нуклеиновые кислоты» Записывают в дневник домашнее задание
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 2 3 4 5 1 Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2. (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22444/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html 2 Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2. (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22284/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html 3 Нуклеиновые кислоты (РНК). АТФ (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22520/nukleinovye-kisloty-rnk-atf-detalizirovannoe-predstavlenie.html 4 Практика. Нуклеиновые кислоты. ДНК (детализированное представление) Практический Текст, иллюстрации, практические задания http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html 5 Практика. Нуклеиновые кислоты. РНК (детализированное представление) Практический Текст, иллюстрации, практические задания http://fcior.edu.ru/card/22463/praktika-nukleinovye-kisloty-rnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html Приложение к плану-конспекту урока « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты » ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...