методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lipidy_uglevody.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
тема урока: Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Задачи урока:
- формирование и расширение знаний об органических веществах: углеводах и липидах - строение и функции их молекул;
- выяснить причину многообразия жизни на нашей планете.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, дедуктивные
Оборудование: таблицы по общей биологии; крахмал, растительное масло, ацетон, спиртовой раствор йода, спиртовка, вода, пробирки.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Фронтальный опрос по вопросам:
- Какой элементный состав клетки?
- Что определяет физические и химические свойства воды?
- Какие вещества называют гидрофильными? Приведите примеры.
- Какие вещества называют гидрофобными? Приведите примеры.
- Какова роль катионов: K+ , Na+ ,Ca2+, входящих в состав неорганических веществ клетки?
- Какова роль анионов: J- ,Cl- ,HCO32- ,HPO42- , входящих в состав неорганических веществ клетки?
3. Изучение нового материала.
1) Содержание в клетке множества органических соединений. Биополимеры. Мономер. Регулярные и нерегулярные полимеры. Причина многообразия жизни на нашей планете - наличие нерегулярных полимеров. (Рассказ).
2) Углеводы, их количественный элементарный состав. Функции в клетке: структурная, защитная, энергетическая.
а) Рассматриваются формулы глюкозы (C6H12O6), растительного крахмала (C6H10O5)n, сахарозы (C12H22O11) и выясняется элементарный состав углеводов - C, H, O. Количественный состав зависит от вида углевода.
б) Классификация углеводов и их характеристика.
углеводы | ||
простые | сложные | |
моносахариды | дисахариды | Полисахариды (биополимеры) |
Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Очень хорошо растворяются в воде, кроме двух последних, имеют сладкий вкус. | Сахароза, мальтоза. Хорошо растворяются в воде и обладают сладким вкусом. | Хитин, гликоген, крахмал, целлюлоза. Утрачивают сладкий вкус и способность растворяться в воде. |
Демонстрация опыта при характеристике полисахаридов. К раствору крахмала добавляют каплю спиртового раствора йода. Обращается внимание на появление синей окраски раствора. При нагревании окраска исчезает, после остывания вновь появляется.
Вывод: изменение окраски связано с изменением положения цепей в полимере.
В клетках животных содержится от 1 до 5 % углеводов, в клетках растений до 70%.
в) Функции углеводов:
- структурная
- защитная - полисахариды - незаменимый строительный и защитный компонент клеток и тканей живых организмов.
- энергетическая - мощный и богатый источник энергии.
3. Липиды – органические вещества, не растворимые в воде, но растворимые в неполярных растворителях: эфире, хлороформе, бензоле. Обнаруживаются во всех без исключения клетках и делятся на классы.
Опыт, демонстрирующий гидрофобные свойства жира.
Классификация липидов и их характеристика.
Липиды | |||
Нейтральные (жиры) | Воска | фосфолипиды | стероиды |
Основная форма запасания липидов. Функции:
| Секрет сальных желез у животных, защитный покров листьев и плодов у растений. | Основа всех клеточных мембран. | (особая структура) входят в состав гормонов надпочечников, половых, а также в состав холестерина – важного компонента клеточных мембран у животных. |
4. закрепление знаний по проверочному тесту:
- В каких клетках содержится больше углеводов?
А- в растительных
Б- в животных
В- одинаковое количество в тех и других клетках.
- Какими свойствами обладают полисахариды?
А- хорошо растворимы в воде, сладкие на вкус
Б- плохо растворимы в воде, сладкие на вкус
В- теряют сладкий вкус и способность растворяться в воде.
- Основные биологические функции углеводов.
А- защитная
Б- энергетическая и строительная
В- энергетическая и защитная.
- Какое свойство липидов лежит в основе энергетической функции?
А- гидрофобность
Б- плохая теплопроводность
В- окисление жиров.
- Если вам дано 2 вещества и сказано, что одно из них глюкоза, а другое крахмал, каким из способов вы абсолютно точно сможете установить, где у вас глюкоза, а где крахмал?
А- по запаху
Б- по растворимости в воде
В- по цвету.
- домашнее задание: п. 2.4, п 2.5 стр.41-42, конспект в тетради.
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...