методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletochnoe_yadro.hromosomy.docx | 769.5 КБ |
kletochnoe_yadro._hromosomy.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
тема урока: Клеточное ядро. Хромосомы .
задачи урока:
- углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки;
- охарактеризовать важнейшие структуры ядра;
- раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны знать:
- основные понятия – хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
уметь:
- объяснять значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.
тип урока: комбинированный.
Методы обучения: методы контроля (тест), объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (работа с книгой).
Оборудование: ПК, проектор.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Письменный опрос домашнего задания: тест « Цитология. Органоиды клетки» 4 варианта.
- Изучение нового материала:
Вопросы:
- какие клетки не имеют ядер?
- в каких частях и органоидах клетки содержится ДНК?
- каковы функции ДНК?
Объяснение с составлением схемы на доске:
Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.
Состав и строение ядра
Функции ядра:
- Транспорт веществ;
- Регуляция процессов обмена веществ;
- Хранение наследственной информации;
- Синтез р-РНК
Организация работы с учебником. Работа с терминами: дать определение.
Хроматин - молекулы ДНК в ядрах эукариотических клеток всегда находятся в комплексе со специальными белками – гистонами.
Хромосома – молекулы ДНК в ядре клетки готовящейся к делению спирализуются и укорачиваются, приобретая компактную форму. По сути , в химическом отношении хроматин и хромосомы это одно и то же.
Центромера – область хромосомы ,к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления. Центромера делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.
Кариотип – совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для того или иного вида живых организмов.
Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.
Диплоидный набор хромосом – хромосомный набор, представленный парными хромосомами , обозначают - 2n.
Гаплоидный набор хромосом – при образовании половых клеток из каждой пары гомологичных хромосом попадает только одна хромосома, обозначают – n, 1n.
4.Закрепление:
Вопросы:
- что может произойти с клеткой в тех случаях , когда возникает нарушение функционирования ядра?
- какие особенности строения ядра клетки способствуют транспорту веществ из ядра в цитоплазму и обратно?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
Вопросы: Какие клетки не имеют ядер? В каких частях и органоидах клетки содержится ДНК? К аковы функции ДНК ?
Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.
Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.
Состав и строение ядра
Функции ядра: Транспорт веществ; Регуляция процессов обмена веществ; Хранение наследственной информации; Синтез р-РНК
Термины: Хроматин - молекулы ДНК в ядрах эукариотических клеток всегда находятся в комплексе со специальными белками – гистонами. Хромосома – молекулы ДНК в ядре клетки готовящейся к делению спирализуются и укорачиваются, приобретая компактную форму. По сути , в химическом отношении хроматин и хромосомы это одно и то же .
Термины: Центромера – область хромосомы ,к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления. Центромера делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.
Термины: Кариотип – совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для того или иного вида живых организмов
Термины: Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.
Термины: Диплоидный набор хромосом – хромосомный набор, представленный парными хромосомами , обозначают - 2 n . Гаплоидный набор хромосом – при образовании половых клеток из каждой пары гомологичных хромосом попадает только одна хромосома, обозначают – n , 1 n .
Закрепление: Вопросы - Что может произойти с клеткой в тех случаях , когда возникает нарушение функционирования ядра? - Какие особенности строения ядра клетки способствуют транспорту веществ из ядра в цитоплазму и обратно?
Домашнее задание: п. 2.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...