методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eukarioticheskaya_kl.citoplazma_i_organoidy.docx | 131.08 КБ |
eukariot._kl_citoplazma_i_organoidyt.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
тема урока: Эукариотическая клетка. Цитоплазма и органоиды.
Задачи урока:
- сформировать знания об основных частях клетки: мембране, цитоплазме, органоидах клетки, выполняемых ими функциях в связи с особенностями строения.
- сформировать умение находить на таблицах органоиды в растительной и животной клетках.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: методы контроля (тест), словесно-наглядные (рассказ с демонстрацией ОМС модулей и таблиц), частично-поисковые.
Ожидаемые результаты:
В ходе урока обучающиеся должны знать: особенности строения мембранных и немембранных компонентов клеток и ее основных частей.
Уметь: находить на таблицах различные органоиды клетки.
Оборудование: ПК, проектор, ОМС модуль «Мембранные органоиды», таблицы по биологии.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания – тест «Нуклеиновые кислоты» (4 варианта)
- Изучение нового материала:
- Общие черты строения эукариотической клетки (рассказ с составлением на доске схем). Учащиеся в процессе рассказа переносят схемы в свои тетради.
- Наружная плазматическая мембрана:
Состав:
- двойной слой липидов;
- белки;
- углеводы.
Функции:
- ограничение внутренней среды клетки;
- сохранение формы клетки;
-защита;
- регуляция поступления ионов в клетку;
- выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;
- объединение отдельных клеток в ткани;
- обеспечение фаго- и пиноцитоза.
- Органоиды клетки: (рассказ с демонстрацией ОМС модуля «мембранные органоиды», работа с текстом и рисунками таблицы и учебника. Составление таблицы.
Органоид | Строение | Функции |
1.рибосомы | Не имеют мембранного строения, состоят из двух частей или субъединиц. | Универсальные органоиды всех клеток животных и растений. В них синтезируются белки. |
2. клеточный центр | Не имеет мембранного строения. Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. | Принимает участие в деление клеток животных и низших растений. |
3.микротрубочки | Не имеет мембранного строения. Состоят из субъединиц глобулярного белка- тубулина. | Образуют внутренний каркас. Поддерживают форму, образуют нити веретена деления, входят в состав ресничек и жгутиков. |
4.эндоплазматическая сеть (ЭПС) | Система мембран, имеющих универсальное строение (такое же , как наружная мембрана). Гранулярная ЭПС несет рибосомы, гладкая лишена их. | Обеспечивает транспорт веществ, делит клетку на отдельные секции. Гранулярная ЭПС участвует в синтезе белка. В каналах ЭПС образуются сложные молекулы белка, синтезируются жиры, транспортируется АТФ. |
5.аппарат Гольджи | Одномембранный органоид, состоящий из стопочки плоских цистерн | В цистернах накапливаются продукты синтеза и распада веществ и вещества поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они поступают в цитоплазму; одни используются, а другие выводятся наружу. Из пузырьков в дальнейшем образуются лизосомы. |
6.лизосомы | Одномембранные органоиды, в которых находятся ферменты, синтезированные на рибосомах. | Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при пино- и фагоцитозе. Переваривание отмерших частей клетки. |
7.митохондрии | Имеют двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует выросты – кристы. | Дыхательная и энергетическая. |
8.лейкопласты | Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2-3 выроста. Бесцветны. | Присутствуют в растительных клетках, служат местом отложения запасных питательных веществ. |
9. хлоропласты | Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин – тилакоидов стромы и тилакоидов гран | Характерны для растительных клеток. Органоиды фотосинтеза. Синтез собственных белков. |
10.хромопласты | Имеют двухмембранное строение. Содержат красящие пигменты – красные, оранжевые, желтые. | Характерны для растительных клеток. Придают окраску лепесткам цветков. |
- Закрепление:
В модуле ОМС: пункт «Что вы запомнили?»
Вопросы:
- Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органоидами.
- Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных и нетренированных людей?
- Что произойдет в клетке при разрушении мембраны лизосом?
5. Подведение итогов урока: (в форме беседы)
Формулирование выводов о наличии этих органоидов в клетках всех организмов как доказательстве единства их строения.
- Домашнее задание: п. 2.7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: сформировать знания об основных частях клетки: мембране, цитоплазме, органоидах клетки, выполняемых ими функциях в связи с особенностями строения. сформировать умение находить на таблицах органоиды в растительной и животной клетках.
Общие черты строения эукариотической клетки :
Наружная плазматическая мембрана : Состав: - двойной слой липидов; - белки; - углеводы. Функции: - ограничение внутренней среды клетки; - сохранение формы клетки; -защита; - регуляция поступления ионов в клетку; - выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ; - объединение отдельных клеток в ткани; - обеспечение фаго- и пиноцитоза .
Органоиды клетки: Рибосомы: Не имеют мембранного строения, состоят из двух частей или субъединиц . Функции: универсальные органоиды всех клеток животных и растений. В них синтезируются белки.
Клеточный центр: Не имеет мембранного строения. Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу . Принимает участие в деление клеток животных и низших растений
Микротрубочки: Не имеет мембранного строения. Состоят из субъединиц глобулярного белка- тубулина . Образуют внутренний каркас. Поддерживают форму, образуют нити веретена деления, входят в состав ресничек и жгутиков.
Закрепление: В модуле ОМС: пункт «Что вы запомнили?» Вопросы: Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органоидами. Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных и нетренированных людей? Что произойдет в клетке при разрушении мембраны лизосом?
Итоги урока: Формулирование выводов о наличии этих органоидов в клетках всех организмов как доказательстве единства их строения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...