методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy.docx | 16.99 КБ |
virusyt.pptx | 190.42 КБ |
Предварительный просмотр:
тема урока: Внеклеточная форма жизни. Вирусы.
Задачи урока:
- сформировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их строение, особенности жизнедеятельности и размножения.
- выяснить причину многообразия жизни на нашей планете.
Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР.
Методы обучения: продуктивный (решение задач, самостоятельная работа), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, работа с компьютером)
Оборудование: таблицы по общей биологии; компьютеры, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Решение задач:
На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т- А-Ц-Г-Т-А-Т.
- Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК.
- Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.
- Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? (каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).
- Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?
Решение и ответ:
- I цепь ДНК А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т
II цепь ДНК Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-А
- Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц.
- Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12x0,34 нм =4,08 нм.
- Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А=8, т.к. А=Т, то Т= 8.
А=Т=8= 8x100%/24 = 33,4% (А и Т по 33,4 %)
Г=4, т.к. Г=Ц, то Ц=4
Г=Ц=4= 4x 100%/24 =16,6 (Г и Ц по 16,6 %)
Самостоятельная работа
1. Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК:
А) Т-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Г-А-А-Ц
Б) Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-Т.
Определите в каждой задаче :а) содержание (в %) каждого вида нуклеотидов; б) длину ДНК; в) структуру II цепи.
2. даны фрагменты первой цепи молекулы ДНК:
А) А-Г-Ц-Ц-Г-Г-Г-А-А-Т-Т-А
Б) Ц-А-А-А-Т-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Г
Определите в каждой задаче: а) структуру II цепи ДНК; б) постройте и-РНК ,если смысловой цепью является II цепь ДНК; в) определите первичную структуру белка, закодированную в ДНК.
3. изучение нового материала с использованием ЭОР.
1) понятие о неклеточной форме жизни. Открытие вирусов ( слайд 1).
2) жизнедеятельность вируса( слайд 2).
3) строение вируса(слайд 3)
4) взаимодействие вируса с клеткой (слайд 4)
5)значение вирусов. Вирусные заболевания (слайд 5)
6) СПИД (слайд 6)
4. закрепление знаний по изученному материалу:
- кому принадлежит открытие вирусов?
- что является носителем наследственности информации у вирусов?
- каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
- опишите процесс проникновения вируса в клетку.
5. домашнее задание: п. 2.11 подготовиться к тесту по главе № 2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сформировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их строение, особенности жизнедеятельности и размножения. - выяснить причину многообразия жизни на нашей планете. Задачи урока:
Решение задач: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т- А-Ц-Г-Т-А-Т.
1. I цепь ДНК А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т II цепь ДНК Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-А 2. Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц. 3. Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм ; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12 x 0,34 нм =4,08 нм . 4. Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А=8, т.к. А=Т, то Т= 8. А=Т=8= 8 x 100%/24 = 33,4% (А и Т по 33,4 %) Г=4 , т.к. Г=Ц, то Ц=4 Г=Ц=4= 4 x 100%/24 =16,6 (Г и Ц по 16,6 %) Решение и ответ:
Самостоятельная работа: 1. Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК: А) Т-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Г-А-А-Ц Б) Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-Т. Определите в каждой задаче: а ) содержание ( в %) каждого вида нуклеотидов ; б) длину ДНК; в ) структуру II цепи. 2. даны фрагменты первой цепи молекулы ДНК: А) А-Г-Ц-Ц-Г-Г-Г-А-А-Т-Т-А Б) Ц-А-А-А-Т-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Г Определите в каждой задаче: а ) структуру II цепи ДНК ; б) постройте и-РНК ,если смысловой цепью является II цепь ДНК; в ) определите первичную структуру белка, закодированную в ДНК
1) понятие о неклеточной форме жизни. Открытие вирусов ( слайд 1). 2) жизнедеятельность вируса( слайд 2). 3) строение вируса(слайд 3) 4) взаимодействие вируса с клеткой (слайд 4) 5)значение вирусов. Вирусные заболевания ( слайд5 ) 6) СПИД (слайд 6) изучение нового материала с использованием ЭОР.
К ому принадлежит открытие вирусов? Ч то является носителем наследственности информации у вирусов? К аков принцип взаимодействия вируса и клетки? О пишите процесс проникновения вируса в клетку. закрепление знаний по изученному материалу:
п. 2.11 подготовиться к тесту по главе № 2. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"
Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...