методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy.docx16.99 КБ
Файл virusyt.pptx190.42 КБ

Предварительный просмотр:

тема урока: Внеклеточная форма жизни. Вирусы.

Задачи урока:

- сформировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их строение, особенности жизнедеятельности и размножения.

- выяснить причину многообразия жизни на нашей планете.

Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР.

Методы обучения: продуктивный (решение задач, самостоятельная работа), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, работа с компьютером)

Оборудование: таблицы по общей биологии; компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Решение задач:

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т- А-Ц-Г-Т-А-Т.

  1. Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК.
  2. Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.
  3. Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? (каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).
  4. Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

Решение и ответ:

  1. I цепь ДНК     А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т

II цепь ДНК    Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-А

  1. Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц.
  2. Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи  12x0,34 нм =4,08 нм.
  3. Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А=8, т.к. А=Т, то Т= 8.

А=Т=8= 8x100%/24 = 33,4% (А и  Т по 33,4 %)

Г=4, т.к. Г=Ц, то Ц=4

Г=Ц=4= 4x 100%/24 =16,6 (Г и Ц по 16,6 %)

Самостоятельная работа

1. Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК:

А) Т-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Г-А-А-Ц

Б) Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-Т.

Определите в каждой задаче :а) содержание (в %) каждого вида нуклеотидов; б) длину ДНК; в) структуру II цепи.

2. даны фрагменты первой цепи молекулы ДНК:

А) А-Г-Ц-Ц-Г-Г-Г-А-А-Т-Т-А

Б) Ц-А-А-А-Т-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Г

Определите в каждой задаче: а) структуру II цепи ДНК; б) постройте и-РНК ,если смысловой цепью является II цепь ДНК; в) определите первичную структуру белка, закодированную в ДНК.

3. изучение нового материала с использованием ЭОР.

1) понятие о неклеточной форме жизни. Открытие вирусов ( слайд 1).

2) жизнедеятельность вируса( слайд 2).

3) строение вируса(слайд 3)

4) взаимодействие вируса с клеткой (слайд 4)

5)значение вирусов. Вирусные заболевания (слайд 5)

6) СПИД (слайд 6)

4. закрепление знаний по изученному материалу:

- кому принадлежит открытие вирусов?

- что является носителем  наследственности информации у вирусов?

- каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

- опишите процесс проникновения вируса в клетку.

5. домашнее задание: п. 2.11 подготовиться к тесту по главе № 2.

6. подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел №2. «Клетка» тема 2.5. «Вирусы» Тема урока: «Неклеточная форма жизни. Вирусы»

Слайд 2

сформировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их строение, особенности жизнедеятельности и размножения. - выяснить причину многообразия жизни на нашей планете. Задачи урока:

Слайд 3

Решение задач: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т- А-Ц-Г-Т-А-Т.

Слайд 4

1. I цепь ДНК А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т II цепь ДНК Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-А 2. Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц. 3. Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм ; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12 x 0,34 нм =4,08 нм . 4. Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А=8, т.к. А=Т, то Т= 8. А=Т=8= 8 x 100%/24 = 33,4% (А и Т по 33,4 %) Г=4 , т.к. Г=Ц, то Ц=4 Г=Ц=4= 4 x 100%/24 =16,6 (Г и Ц по 16,6 %) Решение и ответ:

Слайд 5

Самостоятельная работа: 1. Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК: А) Т-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Г-А-А-Ц Б) Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-Т. Определите в каждой задаче: а ) содержание ( в %) каждого вида нуклеотидов ; б) длину ДНК; в ) структуру II цепи. 2. даны фрагменты первой цепи молекулы ДНК: А) А-Г-Ц-Ц-Г-Г-Г-А-А-Т-Т-А Б) Ц-А-А-А-Т-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Г Определите в каждой задаче: а ) структуру II цепи ДНК ; б) постройте и-РНК ,если смысловой цепью является II цепь ДНК; в ) определите первичную структуру белка, закодированную в ДНК

Слайд 6

1) понятие о неклеточной форме жизни. Открытие вирусов ( слайд 1). 2) жизнедеятельность вируса( слайд 2). 3) строение вируса(слайд 3) 4) взаимодействие вируса с клеткой (слайд 4) 5)значение вирусов. Вирусные заболевания ( слайд5 ) 6) СПИД (слайд 6) изучение нового материала с использованием ЭОР.

Слайд 7

К ому принадлежит открытие вирусов? Ч то является носителем наследственности информации у вирусов? К аков принцип взаимодействия вируса и клетки? О пишите процесс проникновения вируса в клетку. закрепление знаний по изученному материалу:

Слайд 8

п. 2.11 подготовиться к тесту по главе № 2. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...