Открытый урок по природоведению:" Охрана растений" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Открытый урок по природоведению " Охрана растений" . Крассная книга . Заповедники Саратовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
охрана растений | 75.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока природоведения.
Тема: «Охрана растений»
Учитель МБОУ ООШ с. Яблоновка
Ровенского муниципального района
Саратовской области
Коршак Анны Викторовны
Цель урока:
- обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
- учить бережно относиться к растениям;
- рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
- развивать связную монологическую речь, мышление.
Оборудование: презентация, таблица, картинки растений, карта, Красная книга.
Ход урока.
- Организационный момент.
На фоне музыки.
Слово учителя: Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии, красота природы трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой
Край родной, навек любимый
Где найдешь еще такой?
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.
- Актуализация знаний учащихся по теме «Растения»
В течение урока за правильные ответы учащиеся получают красные цветы, за неправильные – синие.
1.Викторина «Узнай растение»
Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.
а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
На доске:
(Ответ: колокольчик.)
Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.
б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.
(Ответ: ландыш.)
Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.
в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
(Ответ: ветреница.)
Учитель выставляет рисунок ветреницы.
- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.
-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)
- К какой группе они относятся? (Группе цветковых растений.)
- Какое строение имеют цветковые растения? (У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами.)
- А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения).
- На какие группы можно разделить растения (одноклеточные и многоклеточные)
- Какие одноклеточные организмы вы знаете?
- Какие многоклеточные организмы вы знаете?
- Незнайка
Слово учителя: Ребята я сегодня пришла утром в школу и обнаружила вот эту шляпу. Как вы думаете, чья она? Этот персонаж живет в цветочном городе. Он оставил письмо. Я сейчас вам его зачитаю.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Незнайка и живу в цветочном городе. У меня много друзей, но мне все говорят, что я ничего не знаю. Я хочу научиться у вас всему тому, что вы знаете… Обращаюсь к вам за помощью. Помогите мне отгадать загадки о растениях. Заранее вас благодарю.»
Итак, чтобы помочь Незнайке, нужно одеть его шляпу, достать из волшебного ларца загадку,
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Не огонь, А жжется.
(Крапива)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)
- Знакомство со страницами Красной книги.
Слово учителя: Ребята, а зачем нам нужны растения? Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)
А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если все растения исчезнут из нашего мира? (Ответы учащихся).
- А что мы должны делать, чтобы растения не исчезли? (Ответы учащихся)
Слово учителя: Вот сегодня мы и поговорим о том, как беречь и охранять растения. У вас на парте лежит таблица, два столбика которой вы должны заполнить сейчас, а последний столбик в течение урока, когда будете узнавать что-то для вас новое.
Что я знаю об охране растений | Что хочу узнать | Что узнал на уроке |
Порой мы, даже сами того не замечая наносим огромный вред матушке-природе. У вас на партах лежит рассказ одной девочки об экскурсии в лес. Ваша задача по мере чтения мною этого рассказа подчеркнуть те предложения, в которых рассказывается о плохом отношении ребят к природе.
Чтение рассказа.
За неделю только и было разговоров в классе о будущей экскурсии в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к дубовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи дети выбрасывали банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо, какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в садике пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Мальчик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было, уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные мы шли к селу, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал мальчик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - это уж». «Все равно – гадина»!
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к селу. Весело прошел день.
Ответы учащихся
Какие ошибки поведения в лесу совершили дети?
Ошибки, совершенные детьми:
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья»
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса домой не надо: если они там не погибнуть, то дома обязательно они погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник - нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Слово учителя: К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
В руках я держу Красную книгу. А что вы можете о ней рассказать? (Ответы учащихся)
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Ребята нам приготовили стихотворения о Красной книге.
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Уничтожение этих растений и животных карается Законом.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
V. Заповедники, их значение.
1. На севере Саратовской области, на стыке Среднего и Нижнего Поволжья расположен единственный национальный парк в Нижнем Поволжье – « Хвалынский». Он был образован в 1994 году. Уникальность его природы связана с тем, что Хвалынские горы, в пределах которых расположен парк, - самые высокие в Приволжской возвышенности. В парке насчитывается более 700 видов растений. Среди них выявлен 31 вид кормовых и 46 видов лекарственных растений. Редкие и исчезающие растения составляют 44 вида, все они занесены в Красные книги различного уровня.
Ботанический сад СГУ организован в 1951 г. и в настоящее время является единственным в Нижнем Поволжье. Он включает отделы дендрологии, флоры и растительности, интродукции цветочно-декоративных культур, генетики и репродуктивной биологии растений. Коллекция цветочно-декоративных растений насчитывает более 900 видов и сортов, традиционно культивируемых или вводимых в культуру. Коллекция тропических (оранжерейных) растений включает около 400 видов. В коллекции дикорастущих растений находятся более 1200 видов (лекарственные, пряно-ароматические, редкие и исчезающие виды и пр. Здесь, в Саратовском государственном университете, в 20-е годы прошлого века работал великий русский ученый в области ботаники Николай Иванович Вавилов, 125-летие которого мы отмечаем в этом году. В честь Н.И.Вавилова и был назван ныне действующий Аграрный университет.
VI. Лекарственные травы.
«ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»
В. Рождественский.
- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».
Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов.
Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке, -
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, зверобой, тысячелистник, мать и мачеху, мяту и много других лекарственных трав.
Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав. Поэтому я дарю вам Памятку правил сбора и обработки лекарственных растений.
Правила сбора и обработки лекарственных растений.
Правило первое: что собирать?
Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
Правило второе: когда собирать?
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
Правило третье: как собирать?
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
Правило четвертое: где собирать?
Каждое растение имеет определенные места произрастания,
которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.
Правило пятое: собирая, сохранять!
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.
Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)
Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
VII. Охрана растений – беседа.
- А какие еще правила охраны растений вы знаете?
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Растение — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.
Например, листья участвуют в дыхании и питании растений.
Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить?
Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к другим деревьям
Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины.
Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!
- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.
Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
VIII. Итог урока.
- Как же в нашей стране охраняются редкие виды растений?
Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Как вы понимаете эти слова?
Итог: Пусть каждый из вас в двух словах ответит на вопрос: За что я хочу сказать спасибо растениям.
Я хочу закончить урок вот такими словами:
Я сорвал цветок-
и он увял.
Я поймал мотылька-
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем. (П. Гвездослав)
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Подготовиться к итоговому тесту по теме: « Растения».
Написать мини-сочинения: «Как спасти зелёный мир природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Открытый урок английского языка в 4 классе по теме «Открытие Америки».
Открытый урок, презентация, самоанализ....
Открытый урок английского языка в 4 классе по теме «Открытие Америки».
Открытый урок, презентация, самоанализ....
Урок по природоведению "Охрана животных"
Материала урока используются при реализации АООП вариант 9.1 , 6 класс...