Открытый урок по природоведению:" Охрана растений" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Открытый урок по природоведению " Охрана растений" . Крассная книга . Заповедники Саратовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл охрана растений75.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока природоведения.

Тема: «Охрана растений»

Учитель МБОУ ООШ с. Яблоновка

Ровенского муниципального района

Саратовской области

Коршак Анны Викторовны

Цель урока:

  1. обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
  2. учить бережно относиться к растениям;
  3. рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
  4. развивать связную монологическую речь, мышление.

Оборудование: презентация, таблица, картинки растений, карта, Красная книга.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На фоне музыки.

Слово учителя: Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии, красота природы трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

То березка,  то рябина,

Куст ракиты над рекой

Край родной, навек любимый

Где найдешь еще такой?

Солнцем залиты долины,

           И куда ни бросишь взгляд –

 Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад.

Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме «Растения»

В течение урока за правильные ответы учащиеся получают красные цветы, за неправильные – синие.

1.Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

На доске:

 (Ответ: колокольчик.)

 Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.

(Ответ: ландыш.)

Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.

в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

 (Ответ: ветреница.)

Учитель выставляет рисунок ветреницы.

 - Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.

-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)

- К какой группе они относятся? (Группе цветковых растений.)

- Какое строение имеют цветковые растения? (У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами.)

- А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения).

- На какие группы можно разделить растения (одноклеточные и многоклеточные)

- Какие одноклеточные организмы вы знаете?

- Какие многоклеточные организмы вы знаете?

  1. Незнайка

Слово учителя: Ребята я сегодня пришла утром в школу и обнаружила вот эту шляпу. Как вы думаете, чья она? Этот персонаж живет в цветочном городе. Он оставил письмо. Я сейчас вам его зачитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Незнайка и живу в цветочном городе. У меня много друзей, но мне все говорят, что я ничего не знаю. Я хочу научиться у вас  всему тому, что вы знаете… Обращаюсь к вам за помощью. Помогите мне отгадать загадки о растениях. Заранее вас благодарю.»

 Итак, чтобы помочь Незнайке, нужно одеть его шляпу, достать из волшебного ларца загадку,

Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)

Не огонь, А жжется.
(Крапива)

Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)

Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)

Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)

Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак)

  1. Знакомство со страницами Красной книги.

Слово учителя: Ребята, а зачем нам нужны растения? Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.) 

А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

 - Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если все растения исчезнут из нашего мира? (Ответы учащихся).

 - А что мы должны делать, чтобы растения не исчезли? (Ответы учащихся)

Слово учителя: Вот сегодня мы и поговорим о том, как беречь и охранять растения. У вас на парте лежит таблица, два столбика которой вы должны заполнить сейчас, а последний столбик в течение урока, когда будете узнавать что-то для вас новое.

Что я знаю об охране растений

Что хочу узнать

Что узнал на уроке

Порой мы, даже сами того не замечая наносим огромный вред матушке-природе. У вас на партах лежит рассказ одной девочки об экскурсии в лес. Ваша задача по мере чтения мною этого рассказа подчеркнуть те предложения, в которых рассказывается о плохом отношении ребят к природе.

Чтение рассказа.

За неделю только и было разговоров в классе о будущей экскурсии в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к дубовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи дети выбрасывали банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо, какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в садике пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников.  Мальчик  решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было, уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные мы шли к селу, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал мальчик  и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - это уж». «Все равно – гадина»!

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к селу. Весело прошел день.

Ответы учащихся

Какие ошибки поведения в лесу совершили дети?

Ошибки, совершенные детьми:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья»
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса домой не надо: если они там не погибнуть, то дома обязательно они погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник - нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Слово учителя: К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

В руках я держу Красную книгу. А что вы можете о ней рассказать? (Ответы учащихся)

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Ребята нам приготовили стихотворения о Красной книге.

Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Уничтожение этих растений и животных карается Законом.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

V. Заповедники, их значение.

1. На севере Саратовской области, на стыке Среднего и Нижнего Поволжья расположен единственный национальный парк в Нижнем Поволжье – « Хвалынский». Он был образован в 1994 году. Уникальность его природы связана  с тем, что Хвалынские горы, в пределах которых расположен парк, - самые высокие в Приволжской возвышенности. В парке насчитывается более 700 видов растений. Среди них выявлен 31 вид кормовых и  46 видов лекарственных растений. Редкие и исчезающие растения составляют 44 вида, все они занесены в Красные книги различного уровня.

Ботанический сад СГУ организован в 1951 г. и в настоящее время является единственным в Нижнем Поволжье. Он включает отделы дендрологии, флоры и растительности, интродукции цветочно-декоративных культур, генетики и репродуктивной биологии растений. Коллекция цветочно-декоративных растений насчитывает более 900 видов и сортов, традиционно культивируемых или вводимых в культуру. Коллекция тропических (оранжерейных) растений включает около 400 видов. В коллекции дикорастущих растений находятся более 1200 видов (лекарственные, пряно-ароматические, редкие и исчезающие виды и пр. Здесь, в Саратовском государственном университете, в 20-е годы прошлого века работал великий русский ученый в области ботаники Николай Иванович Вавилов, 125-летие которого мы отмечаем в этом году. В честь Н.И.Вавилова и был назван ныне действующий Аграрный университет.

VI. Лекарственные травы.

 «ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

                                                                   В. Рождественский.

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке, -

Разбираясь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты природой написанный

   Странный рецепт.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, зверобой, тысячелистник, мать и мачеху, мяту и много других лекарственных трав.

 Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав. Поэтому я дарю вам Памятку правил сбора и обработки лекарственных растений.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания,

которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

VII. Охрана растений – беседа.

- А какие еще правила охраны растений вы знаете?

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Растение — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.

Например, листья участвуют в дыхании и питании растений.

Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить?

Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к другим деревьям

 

Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины.

Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!

- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.

 Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

VIII. Итог урока.

- Как же в нашей стране охраняются редкие виды растений?

Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).

- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

 Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

Итог: Пусть каждый из вас в двух словах ответит на вопрос: За что я хочу сказать спасибо растениям.

Я хочу закончить урок вот такими словами:

Я сорвал цветок-

 и он увял.

Я поймал мотылька-

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем. (П. Гвездослав)

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание. Подготовиться к итоговому тесту по теме: « Растения».

Написать мини-сочинения: «Как спасти зелёный мир природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок по природоведению "Охрана животных"

Материала урока используются при реализации АООП вариант 9.1 ,  6 класс...