Секреты работоспособности
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Программа элективного курса по биологии в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_rabotosposobnosti.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс по выбору «Секреты работоспособности» предназначен для учащихся 9 – х классов. Программа рассчитана на 16 часов.
Цель данного курса:
1. Сформировать знания, умения, навыки рациональной организации труда и отдыха в повседневной жизни.
Задачи курса:
1) Отработать навыки проведения диагностических экспериментов по выявлению уровня умственной и физической работоспособности;
2) Научить учащихся самостоятельно планировать режим нагрузок и отдыха в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья;
3) Научить учащихся владеть техниками восстановления работоспособности при различных видах физических и психических нагрузок.
Актуальность этого курса определяется современными направлениями в обществе, которые направлены на формирование здорового поколения, способного жить и работать в сложных условиях изменяющейся среды.
В программе курса с позиций комплексного подхода рассматривается сущность понятий «работоспособность», «умственное утомление», «физическое утомление», «стресс», пути формирования правильного отношения учащихся к своему здоровью.
В результате проведения курса «Секреты работоспособности» учащиеся получат представление о биологических ритмах организма, о стрессе, расширят знания о работоспособности и утомлении, о способах борьбы со стрессом, а также отработают навыки проведения диагностических экспериментов умственной и физической работоспособности методом функциональных проб и самонаблюдений. Эти сведения помогут учащимся организовать режим дня, повысить работоспособность организма, поможет с меньшими затратами времени и сил более качественно выполнять домашнее задание и готовиться к экзаменам.
Учащиеся должны знать:
-особенности биологических ритмов;
-основные периоды работоспособности;
-основные критерии оптимального микроклимата в помещении;
-основные условия для выполнения умственной и физической работы;
-причины умственного и физического утомления, признаки переутомления;
-методы и приёмы повышения работоспособности;
-причины расстройства сна;
-стадии стресса, его психические и физические проявления;
-способы наиболее быстрого снятия стресса;
-основные режимные моменты во время подготовки к экзаменам.
Учащиеся должны уметь:
-раскрывать значение биологических ритмов в жизни человека, необходимость соблюдения режима дня;
-объяснять зависимость успешности выполняемой работы и колебаний работоспособности; зависимость устойчивости внимания от работоспособности в динамике; зависимость работоспособности от полноценного сна; значение стресса для организма человека;
-называть факторы, влияющие на работоспособность; факторы, приводящие к утомлению органов зрения и слуха; меры профилактики расстройства сна;
-отличать разные биоритмологические группы людей; физическую адаптацию от психической;
-учитывать индивидуальные особенности колебаний работоспособности при планировании своей деятельности;
-оценивать роль полезных привычек в поддержании высокой умственной работоспособности;
-использовать различные способы для снятия умственного утомления;
-доказывать предпочтение сочетания активного и пассивного отдыха для быстрого снятия физического утомления; взаимосвязь физиологического и психологического здоровья;
-определять правильный выбор продуктов для повышения умственной работоспособности;
-применять полученные знания для контроля над собственными эмоциональными и поведенческими реакциями.
Достижение результатов связано с применением различных форм и методов обучения: лекций с использованием презентаций, видеофрагментов, практических работ, семинарских занятий, бесед, самостоятельных работ учащихся с книгой, выполнения проектной работы.
Ожидаемый результат связан с осознанием ведения здорового образа жизни, правильной организации своего труда и отдыха.
Фиксирование знаний и умений учащихся предполагается через выполнение практических, тестовых работ, а также обобщений знаний в конце каждого урока – «аукционов идей» (стресс вреден, если…; стресс полезен, если…; во время стрессовой ситуации я буду вести себя так…; чтобы восстановить свою работоспособность, я сделаю следущее…; чтобы преодолеть утомление глаз, я воспользуюсь следущими способами… и т.д.).
Содержание программы
Тема I. Биологические ритмы организма (1ч)
Ритмичность – основное свойство живых организмов. Суточные (циркадные), недельные, месячные, сезонные, годовые. Сбой биологических ритмов – десинхроноз. Значение биологических ритмов. Режим дня.
Тема II. Периоды изменения работоспособности (2ч)
Физическая и умственная работоспособность. Этапы работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности). Биоритмологические группы людей: «жаворонки», «совы», «голуби», их характеристика. Определение биоритмологических групп.
Практическая работа №1. Индивидуальный режим умственных нагрузок. Проведение исследования по методике «Теппинг – тест».
Тема III. Влияние микроклимата на работоспособность. Утомление. (2ч)
Микроклимат в помещении: оптимальная температура, влажность воздуха, освещение, звукоизоляция, окраска стен и т.д. Утомление – естественный побудитель процессов восстановления работоспособности. Физическое и умственное утомление. Механизм развития утомления. Переутомление, его признаки и методы снятия.
Практическая работа № 2. Определение устойчивости внимания от динамики работоспособности.
Тема IV. Профилактика умственного и физического утомления (4ч)
Гигиенические основы учебного труда и профилактики утомления. Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности. Роль полезных привычек. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий. Методы повышения работоспособности.
Профилактика утомления органов зрения и слуха. Признаки утомления органов зрения и слуха. Факторы, приводящие к утомлению, способы его снятия. Цветотерапия. История вопроса. Значение. Аккумуляция утомления. Шкала интенсивности шума.
Гигиена физического труда. Статическая и динамическая работа. Утомление при мышечной работе. Зависимость скорости развития утомления при физической работе от нагрузки и ритма. Гигиена физического труда.
Практическая работа № 3. Физическая работоспособность. Гарвардский степ – тест.
Тема V. Работоспособность и сон (1ч)
Сон как наиболее эффективный отдых. Создание условий для полноценного сна. Ритуал засыпания. Недосыпание. Расстройства сна, причины, профилактика. Ритуал просыпания.
Тема VI. Стресс и психическое здоровье (3ч)
Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации. Физиологическая адаптация. Психологическая адаптация. Срывы адаптации.
Понятие о стрессе. Стадии развития стресса. Основоположник теории стресса Г. Селье. История вопроса. Интенсивность стрессовой ситуации. Гормональные изменения при стрессе. Стресс психический и физиологический.
Способы борьбы со стрессом. Как погасить «эмоциональный взрыв». Основные принципы борьбы со стрессом. Способы быстрого снятия стресса. Неэффективные и эффективные способы борьбы со стрессом. Значение стресса.
Экзаменационный стресс. Симптомы хронического эмоционального стресса. Способы предупреждения: основные режимные моменты, правильно подобранное меню.
Тема VII. Обобщение. (1ч)
Тема VIII. Защита проектов.(2ч)
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Виды деятельности |
I | Биологические ритмы организма. | 1 | лекция |
II | Периоды изменения работоспособности. | 2 | лекция, практ. работа |
III | Влияние микроклимата на работоспособность. Утомление. | 2 | сам. работа с книгой практ. работа |
IV | Профилактика умственного и физического утомления. | 4 | сообщ. уч-ся, групп. форма, беседа практ работа |
V | Работоспособность и сон. | 1 | беседа |
VI | Стресс и психическое здоровье. | 3 | сам. работа с книгой групп. формы, семинар |
VII | Подведение итогов. Что я узнал нового? | 1 | семинар |
VIII | Защита проектов. | 2 | проект |
Тестовая работа:
1. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного….и….благополучия.
2. Основоположник теории стресса….
3. Смена сна и бодроствования – это …. биологические ритмы.
4. Первый этап работоспособности - …. .
5. Третья стадия стресса, при которой напряжение перерастает в перенапряжение.
6. Люди, чья активность приходится на первую половину дня - …. .
7. Естественный побудитель процессов восстановления работоспособности -…
8. Сбой биологических ритмов - …. .
9. Коварный враг человека, обладающий аккумулятивным эффектом - …. .
10. Продукты, стимулирующие обмен веществ в мозге, за счет чего облегчается заучивание чего – либо наизусть - …. .
11. Действие, постоянное осуществление которого стало потребностью….
12. Способы борьбы со стрессом бывают …. и ….
13. Если мне нужно будет сделать два дела, одно из которых трудное, а другое легкое, я начну с …., потому что….
14. Стресс полезен (вреден), если ….
15. Научившись контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции, я получу такие преимущества, как….
16. Когда я не успеваю сделать все необходимые дела, я считаю нормальным закончить их за счет сна
а) да, потому что ….
б) нет, потому что ….
17. Умение переключаться на разные виды деятельности позволит мне работать лучше и быстрее
а) да, потому что ….
б) нет, потому что ….
18. Для достижения чего – либо очень значимого необходим четкий план последовательных действий
а) да, потому что….
б) нет, потому что….
19. Можно не думать о перегрузках, если умеешь быстро восстанавливаться
а) да, потому что….
б) нет, потому что….
20. Самоконтроль и саморегуляция доступны только йогам, обычным людям это не под силу и учиться этому не обязательно
а) правильно, потому что….
б) не правильно, потому что….
в) затрудняюсь ответить.
Формы отчетности учащихся за курс:
проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, желательно до 5 человек. Отчет о работе может быть представлен рефератом, альбомом, стендом, видеоматериалом и т.д. и завершается публичной защитой. Примерные темы проектов: 1) Чтобы компьютер был другом 2) Целительные ароматы 3) Психические болезни 4) Старение и биологические часы 5) Хрономедицина: сегодняшний день и перспективы и т.д.
Литература:
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. обучения: 9 класс. – М.: Просвещение, 1997. – 320с.
- Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. – Волгоград: Ниж. – Волж. кн. изд – во, 1982. – 64с.
- Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с. (Науч. – попул. мед. литература).
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для уч – ся. – М.: Просвещение, 1983. – 224с.
- Здоровье: Учебно – метод. пособие для учителей 1 – 11 кл.(Под редакцией Касаткина В.Н., Щеплягиной Л.А. Ярославль: Аверс Пресс, 2002. 2 – е изд., доп. и испр., 446 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 – 10 кл. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
- Коростелев Н. Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1987. – 288с.(Науч. – попул. мед. литература. Детям о здоровье).
- Криксунов Н.Б., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240с.
- Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998. – 96с.
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека : Учеб. для студ. биол. спец. вузов.
- М.: Высш. школа, 1989. – 544с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье: Пособие для уч – ся. 8класс. – М.: Просвещение, 1984. – 48с.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. – М.: Аванта +, 2002. – 464с.
Методические рекомендации
Практическая работа №1.
Индивидуальный режим умственных нагрузок. Проведение исследования по методике «Теппинг – тест».
Цель работы: определение силы и подвижности нервной системы.
Оборудование: бланки (по два листа бумаги, на каждом 6 квадратов размером примерно 4 на 4 см), протокол исследования, карандаши, секундомер.
Протокол исследования.
№ квадрата | Промежуток вре- мени работы | Количество проставленных точек | |
правой рукой | левой рукой | ||
1-й | 0 – 5 | ||
2-й | 6 – 10 | ||
3-й | 11 – 15 | ||
4-й | 16 – 20 | ||
5-й | 21 – 25 | ||
6-й | 26 – 30 |
Ход работы:
1. Испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду «Перейти в другой квадрат» через каждые 5 секунд.
2. Затем исследование проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой.
3. Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол.
4. Строятся графики работоспособности (РС) отдельно для правой и левой рук: абсцисса – пятисекундные промежутки времени, ордината – количество точек в каждом квадрате.
Оценка полученных результатов:
1. График по типу выпуклый: уровень РС испытуемого нарастает в первые 10-15 сек работы, далее к 25-30 сек может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая РС – в первой половине и середине урока с постепенным незначительным снижением к концу. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.
2. График по типу ровный, максимальный уровень РС удерживается примерно одинаково в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.
3. График по типу нисходящий: максимальный уровень РС снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остается сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы – слабый. Наибольшая РС – в начале урока с резким снижением к середине.
4. График по типу промежуточный: уровень РС снижается после первых 10 – 15 сек. Наибольшая РС – в начале урока. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система.
4а. График по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня РС сменяется кратковременным возрастанием до оптимального (способность к кратковременной мобилизации). Наибольшая РС – в середине урока. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
На основании графики можно прогнозировать РС на уроках. Учитель обращает внимание на различия в периодах наибольшей работоспособности, подчеркивая, что индивидуальные особенности не являются «хорошими» или «плохими», они – «разные». Знание и умение учитывать их помогает рационально распределять свои силы, это касается не только физических, но и интеллектуальных усилий.
Практическая работа № 2
Определение устойчивости внимания от динамики работоспособности.
Цель работы: установить зависимость устойчивости внимания от динамики работоспособности; определить эффективность работы.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.
Ход работы: работа проводится в парах. Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами (примеры таблиц приводятся).
Форма отчетности: основной показатель – время выполнения (в секундах, ось y), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице (№ табл. – ось x). По результатам выполнения строится «кривая утомляемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно высчитать эффективность работы (ЭР) по формуле:
Эр = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5
где Т1 – время работы с первой таблицей; Т2 – со второй таблицей; Т3 – с третьей; Т4 – с четвертой таблицей; Т5 – с пятой таблицей.
Оценка полученных результатов: сравните полученные результаты в эксперименте с табличными. Сделайте вывод.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Баллы | Возраст 12 – 13 лет | Возраст 14 -15 лет |
5 | 30 и меньше | 25 и меньше |
4 | 31 – 35 | 26 – 30 |
3 | 36 – 45 | 31 – 40 |
2 | 46 – 55 | 41 – 50 |
1 | 56 и более | 51 и более |
Практическая работа № 3.
Гарвардский степ – тест.
В настоящее время широко применяется Гарвардский степ – тест, суть которого заключается в подъёмах и спусках на ступень высотой от 40 до 50 см. В домашних условиях её может заменить обычный стул. В течение 4 – 5 мин (300с) необходимо подниматься на ступень и спускаться с неё в темпе 30 восхождений и спусков в 1 мин.
Цель работы: познакомиться с современными методами контроля работоспособности.
Оборудование: стул или скамейка необходимой высоты, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы: работа проводится в парах. Каждый подъём испытуемый выполняет на четыре счета (лучше под метроном): «раз» - встать на ступеньку одной ногой, «два» - другой ногой, «три» - опустить ногу на пол, «четыре» - другую ногу.
Выполняя тест, экспериментатор подсчитывает пульс за 30 сек 3 раза: от 60-й до 90-й секунды, от 120-й до 150-й и, наконец, от 180-й до 210-й. Результаты теста определяются по формуле:
Т х 100
(Р1+Р2+Р3) х 2,
где Р1 – частота пульса за период 60 – 90 сек; Р2 – частота пульса за период 120 – 150 сек; Р3 – частота пульса за период 180 – 210 сек восстановительного периода; Т – фактическое время выполнения теста (с).
Форма отчетности: используя предложенную формулу, рассчитайте работоспособность испытуемого.
Высота ступеньки и время восхождения при выполнении пробы в зависимости
от пола и возраста
Пол и возраст | Высота ступеньки, см | Время восхождений, мин |
Мужчины | 50 | 5 |
Женщины | 43 | 5 |
Мальчики – юноши (12 – 18 лет) | 50 | 4 |
Девочки – девушки (12 – 18 лет) | 40 | 4 |
Оценка полученных результатов:
1) ниже 50 – очень плохая;
2) 51 – 60 – плохая;
3) результат 61 – 70 – достаточная;
4) 71 – 80 – хорошая;
5) 81 – 90 – очень хорошая;
6) более 91 – отличная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах ...
Работоспособность и соблюдение режима дня.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на "сов", "жаворонков", "голубей". В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из н...
мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6
Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни): определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста; определение относительн...
Влияние школьного шума на работоспособность учащихся
Исследовательская работа выполнена учеником 8 класса....
Влияние школьного шума на работоспособность учащихся
Презентация к исследовательской работе...
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...