мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
методическая разработка (7 класс)
Цель и задачи:
Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.
- Разработать комплекс здоровьесберегающих упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности и работоспособности учащихся на уроках;
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития;
- Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Ожидаемый результат:
- Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету;
- Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий;
Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Направленность | Образовательно - оздоровительная |
Название проекта | “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”. |
Сведения об авторе | Смирнова Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы МКОУ УСКОШ-И VIIIвида |
Аннотация проекта | Возраст детей: 14-16 лет Срок реализации проекта: 2 года Цель и задачи: Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий. Разработать комплекс здоровьесберегающих упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности и работоспособности учащихся на уроках; Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития; Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Ожидаемый результат: Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету; Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий; Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни; |
Перечень методических приложений к проекту | Карточки с упражнениями, презентации с физ.минутками и упражнениями для глаз, магнитофон с аудиозаписями для реалаксации. |
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое,
но полное описание счастливого состояния в
этом мире.
Введение.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика .
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Для создания наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и был разработан данный проект.
Цель проекта: Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.
Задачи реализации цели проекта:
Разработать комплекс здоровьесберегающих упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности и работоспособности учащихся на уроках;
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо - физического и нравственного развития;
Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Работа по осуществлению данного проекта предусматривает применение здоровьесберегающих технологий по трем направлениям:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и познавательной активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках ;
Участники проекта: учитель- предметник ( учитель письма и чтения), учащиеся 7,в дальнейшем, 8 класса.
Характеристика класса: в классе обучается 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст ребят 14. 15, 16 лет. Дети отличаются друг от друга своими способностями в усвоении учебного материала, особенностями психофизического развития, состоянием здоровья в целом. Есть учащиеся, имеющие недостатки в развитии зрительных анализаторов (3 человека-30 %), дети, имеющие хронические заболевания сердечно-сосудистой системы ( 1 человек-10%), имеют особенности в физическом развитии (плоскостопие 3 человека – 9,1%), болезнь осгут - шляттера (1 человек -10%)
Планируя работу с данным классом по здоровьесберегающим технологиям необходимо руководствоваться такими принципами:
Учет возрастно-половых особенностей.
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. К ним можно отнести: (оптимальную плотность урока; чередование видов учебной деятельности; наличие физкультурной пуазы; Наличие эмоциональных разрядок; правильная рабочая поза; положительные эмоции. )
Работа данного проекта проходит в несколько этапов:
1 подготовительный этап.
Подготовительный этап длится от одного до двух месяцев. Он содержит в себе материалы предварительной работы: Знакомство и изучение теории данной технологии, информирование о предстоящей работе родителей и учащихся (непосредственных участников проекта), подготовка соответствующих материалов и методических пособий, проведение входящих диагностик и анкетирования. Анализ результатов исследований.
2 основной этап.
Продолжительность основного этапа занимает большую часть времени. В него входит вся работа в течении года (1 и2 года). Использование и применение изученных методов и приёмов в учебно – воспитательном процессе по здоровьезберегающим технологиям. Проведение текущих диагностик, бесед, тестирования.
3 заключительный этап.
Приходится на период завершения работы по здоровьезберегающим технологиям(продолжительность один месяц). Проводится итоговое тестирование, проведение итоговой диагностики, анализ результатов. Подведение итогов на уровне класса, школы.
Ожидаемый результат:
Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету;
Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий;
Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни;
Содержание проекта.
Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. Системный подход позволяет естественно, органично подготовить ребёнка к жизни.
Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации. Это обращает учителя-предметника к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся . (Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице). (Приложение 1)
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес , мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. (Приложение 2).
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Сюда можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, коллективную деятельность.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Приемы работы
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.
Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
План работы
2011-2012 год
Урок по расписанию на неделе | Особенности работоспособности | Организация работы на уроке |
Понедельник –урок письма (6 ) | Работоспособность снижена. К 6 уроку дети устают, восприятие материала требует больших усилий. | Требуется организовать урок с наименьшей нагрузкой. Использование в работе опорных планов-конспектов, комьютерных презентаций, задания выполнять в группах или в игровой форме. |
Вторник- урок письма (1), чтения (2) | Работоспособность на первых двух уроках средняя | Планируется частая смена видов деятельности, с динамичными паузами, упражнениями на активизацию внимания, мышления. |
Среда – урок письма (1) | Работоспособность высокая, дети способны выполнить большой объём работы, внимание более устойчивое. | По возможности планируется изучение новой темы, контрольные работы, зачёты. Так же используются паузы для снятия мышечного напряжения, эмоционального напряжения |
Четверг – чтение (1) | Работоспособность средняя ( дети утром ещё немного спят) | Заинтересовать в теме урока, пробудить познавательный интерес к материалу, активизировать внимание с помощью упражнений, паузы более динамичные, музыкальные. |
Пятница – урок чтения (2) | Работоспособность средняя | Используется работа в группах, применение ИКТ, чтение текста с «остановками», паузы динамичные. |
Суббота-урок письма(3,6), чтения (4) | Работоспособность низкая. Дети за неделю уже устали. | Урок организуется чаще в игровой форме, по опорным планам-конспектам, использование ИКТ, упражнения на расслабление, снятие мышечного и эмоционального напряжения. |
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
Использование основных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе. Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Критерии здоровьесьережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке....
Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...