Гигиена органов дыхания Биология 8 кл
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Гончаров В Е Сюкеевская СОШ Гигиена органов дыхания Биология 8 кл
Видеозапись урока:
http://dfiles.ru/files/vy3xgozwp?redirect
http://files.mail.ru/44AEA74B79AE4716AFCDE2C94E065D6A
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюкеевская средняя общеобразовательная школа
Камскоустьинского района РТ
учитель высшей кв. категории Гончаров В.Е.
2013
Тема: Гигиена органов дыхания
Цели:
- Образовательная: сформировать представление об основных правилах гигиены органов дыхания
- Развивающая: развитие основ нестандартного мышления детей, формирование навыков критического анализа.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью, профилактика вредных привычек, формирование экологической компетентности и стремления к здоровому образу жизни.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Вид урока:
Эвристическая беседа с использованием мультимедиа.
Оборудование:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Презентация Pover Point «Гигиена дыхания»
- Прибор для демонстрации вреда курения
План урока:
- Организационный момент - 2 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 8 мин.
- Изучение нового материала - 20 мин.
- Работа по закреплению изученного материала – 12 мин.
- Подведение итогов –3 мин.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся
- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?
Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз. Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, ведь его тема … впрочем, тему вы мне скажете сами, когда наш урок подойдет к концу.
Чтобы вспомнить, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках, попробуем решить две задачи:
1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).
2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).
Что же представляют собой органы дыхания человека?
Работа с интерактивной доской – учащиеся показывают органы дыхания, называют их функции.
III Изучение нового материала.
Итак, мы все хорошо осознаем важность нашей дыхательной системы. Но как обеспечить ее сохранность и работу в течение жизни?
Что мешает нам дышать?
Опыт – демонстрация вреда курения.
Слайд – легкие курильщика.
Вред, наносимый курением – сообщения учащихся.
- Ядовитые вещества в табачном дыме
- Кашель курильщика
- Пассивное курение
- Наказания для курильщиков
Итак, в том, что курение вредно для органов дыхания, мы убедились.
Но только ли курение мешает нам дышать?
Воздух загрязняется выхлопными газами автомашин, газами промышленных предприятий и другими веществами, отравляющими наш организм. Особенно загрязнен воздух больших городов. Но если соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких гемоглобин освобождается от углекислого газа, то при отравлении угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом - карбоксигемоглобин. Карбоксигемоглобин блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена, что является смертельно опасным для человека
Ученые-гигиенисты многих стран работают над проблемой очистки воздуха городов от вредных примесей. Но больше всего воздух загрязняет пыль.
Пыль есть почти везде. Только в море, в 1000 - 1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там, в 1 мл воздуха до 5 тыс. частичек пыли. Ветер переносит ее на очень далекие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе - вулканическая пыль с островов Индонезии.
Пыль очень вредна для человека. Она травмирует мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли. Но пыль опасна для организма и по другим причинам.
Ведь в воздухе кроме вредных примесей есть много бактерий. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн. бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они "пассажиры" частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий в воздухе, а, следовательно, тем меньше их попадет к нам в дыхательные пути и легкие.
В комнатах пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Надо чаще проветривать помещение. Наружный воздух особенно чист ночью и рано утром. Проветривание уносит не только пыль, но и другие вредные примеси, например углекислый газ.
В классе, если помещение не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.
Гораздо меньше пыли бывает после поливки улиц, дворов, садов. Даже в большом городе днем, когда в воздухе очень много пыли, количество ее, а, следовательно, и бактерий после поливки уменьшается наполовину.
Очень оздоровляют воздух зеленые насаждения. В пробах воздуха, взятых в сквере и на улице, оказалось разное количество вредных примесей: в воздухе сквера их вдвое меньше, чем в воздухе улицы. Беречь деревья, кустарники и цветы нужно не только потому, что они украшают города и села, но и потому, что они сохраняют наше здоровье.
Прогулка на улицу, в сосновый парк.
IV Закрепление изученного материала.
Давайте обобщим знания, которые мы сегодня получили. Представьте, что ваши будущие дети спросят вас – что нужно делать, чтобы сберечь свои органы дыхания. Что вы им посоветуете?
Запись в тетрадях.
V Подведение итогов.
Тема сегодняшнего урока – Гигиена органов дыхания.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание – п.28. стр. 143-164.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...
Презентация к уроку биологии в 8 классе "Гигиена органов дыхания"
В презентации отражен план урока по теме "Гигиена органов дыхания". Урок организован с использованием учебника Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс", а также рабочей тетради с печатн...
гигиена органов дыхания. первая помощь при нарушении дыхания
научиться оказывать первую помощь при нарушении дыхательной системы...
Урок по биологии " Значение дыхания. Строение органов дыхания".
Конспект урока "Значение дыхания. Строение органов дыхания".Этот урок является первым в изучении раздела "Дыхательная система". Урок рассчитан на учащихся восьмых классов. На уроке учащиеся изучают ст...
Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"
Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"...
Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."
Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....