Урок по биологии " Значение дыхания. Строение органов дыхания".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Абдулина Айна Жараскановна

Конспект урока "Значение дыхания. Строение органов дыхания".Этот урок является первым в изучении раздела "Дыхательная система". Урок рассчитан на учащихся восьмых классов. На уроке учащиеся изучают строение и функции органов дыхания. Учащиеся самостоятельно изучают данную тему, работая в группах.На данном уроке используются гигиенические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_dyhaniya._stroenie_organov_dyhaniya.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение дыхания. Строение органов дыхания».

                           

Цели  урока:   формирование    у    учащихся    новых   анатомо-физиологических  понятий       о   строении  и  функциях  органов  дыхания.

Задачи урока:

Познавательные:

  • дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;
  • установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;
  • развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы на основе полученной информации.
  • Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.
  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых первичных знаний

Оборудование: презентация  «Дыхательная  система», электронное приложение»  тесты «Органы  дыхания», задания «Установи соответствие», рабочая   тетрадь.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

     2. Изучение нового материала.

  1. Закрепление знаний.
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.

1. Актуализация знаний.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

Проблемный вопрос.

     Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько секунд?

Создание проблемной ситуации:

Сделайте глубокий вдох. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Беседа по вопросам:

  1. Как вы себя чувствуете?

(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

  1. Почему вы это ощутили?

(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

    Сколько времени мы можем не дышать?

            (Несколько секунд)

      Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда и 6 минут, но более длительное голодание может привести к смерти.

Скажите ,пожалуйста, как в организм поступает воздух? (Через органы дыхания)

Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Высказывают свое  мнение.)

2.Изучение нового материала.

Тема  – «Значение дыхания. Строение органов дыхания».

Что будет являться целью урока?

Цель урока 

       -изучить особенности строения органов дыхания;  
-раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования.

         «Пока дышу, надеюсь»- римский поэт Овидий. Эта фраза и станет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая  «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

   

Проблемный вопрос:

     При дыхании мы вдыхаем воздух, какой из газов входящих в состав воздуха нам жизненно необходим?  Зачем?

Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этом энергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности. А образовавшийся углекислый газ выделяется при дыхании.

 Биологическое окисление.

органические вещества + кислород → углекислый газ+  вода+ энергия

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь - на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород - основа жизнедеятельности организма.

Проблемный  вопрос: Откуда  человек берет кислород? (из воздуха).

Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.

ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Система органов дыхания человека.

Органы дыхания - это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

А как мы дышим? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения.

Обсуждение: воздух всасывается через нос и движется внутрь организма. Затем вытесняется из организма во время выдоха.

Какие органы принимают участие в дыхании?

Ответы: Нос, бронхи, легкие.

Откройте учебник на стр. 159. Посмотрите на рисунок. Назовите эти органы в той последовательности как по ним проходит воздух.

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, основная функция которых транспортная и лёгкие, функция которых – газообмен.

Работа в группах.

       Давайте представим себя частицей воздуха  и совершим путешествие по органам дыхания.

Цель нашего путешествия  - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.    

Чтобы во время путешествия не создавать толпу вам нужно  разделиться на четыре группы. Каждая группа будет изучать свою часть дыхательной системы и отвечать на вопросы.

- На уроке вы будете работать в группах: 1 группа -  ученые, которые подготовят сообщение о строении и функциях носовой полости; 2 группа - ученые, которые

подготовят сообщение о строении и функции гортани; 3 группа – ученые, которые подготовят сообщение о строении и функциях трахеи и бронхов; 4 группа – ученые, которые подготовят сообщение о строении и функции легких.

       На партах у вас лежат информационные листы с  заданиями. Цель вашего задания- подготовить сообщение об органе, составить не менее 4 вопросов по вашей теме. Вам необходимо будет провести самостоятельное смысловое чтение текста и всем вместе составить вопросы. Выбрать, кто будет презентовать сообщение. Кто будет составлять вопросы. Это может 2-3 человека, а может и вся группа. На подготовкувам дается 7 минут времени.

Выступление учащихся  1 группы.

 (Приложение 1)

Наблюдение.Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Что происходит? Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

        Как вы думаете, почему бывает насморк у человека?

Мешает ли насморк дыханию? Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы уберечься от простуды?

Гигиена носового дыхания.

           Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Для того чтобы полость носа выполняла свои функции, необходимо регулярно проводить гигиену. Избежать инфекционных заболеваний можно при помощи промываний. Кроме того промывания являются профилактикой сухости слизистой оболочки.

Промывания в целях профилактики рекомендованы при неблагоприятной экологической обстановке, эпидемиях острых респираторных вирусных заболеваниях.

Выступление учащихся  2 группы

 (Приложение 2)

Наблюдение.

Почему  приём пищи не мешает дыханию?

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Какие правила гигиены мы можем вывести ?

Во время приёма пищи не разговаривать, не есть большими кусками.

Гигиена голосового аппарата.(ученик).

1. Не допускается переутомления голосового аппарата.

2. Не произносить слишком громкие звуки.

3. Не курить.

4. Не употреблять алкогольные напитки.

5. Не принимать острую, очень горячую или холодную пищу.

6. Избегать длительных разговоров на холоде.

7. Избегать простудных инфекций.

Выступление учащихся 3 группы

 (Приложение 3)

Физминутка. (подготовленный ученик) МУЗЫКА.

Выступление учащихся 4 группы

 (Приложение 4)

3.Закрепелние знаний.

4. Домашнее задание: читать, пересказывать.

В учебнике стр. 158-161 читать, пересказывать

Творческое:

- составить кроссворд по теме

- составить презентацию «Формирование звука»

5. Рефлексия.

Предлагаю вам продолжить на своем стикере любую фразу из предложенных .

  • сегодня я узнал……
  • я понял, что…
  • у меня получилось.
  • урок дал мне для жизни…

Благодарю вас за урок, за желание узнать новое, а значит, развиваться и самосовершенствоваться. Сегодня все хорошо поработали! Все Молодцы!

Приложение  1

Носовая полость.

 

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

        Дыхательные пути начинаются ноздрями. Через них воздух попадает в носовую полость, которая образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа(три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Между раковинами остаются для прохода воздуха лишь узкие носовые ходы.

     Внутри носовая полость выстлана слизистой оболочкой, пронизанной множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через полость носа. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты- реснички, которые все время находятся в движении, колеблются. Благодаря колебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью.

     Из носовой полости согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку поступает в гортань.

2.Составьте вопросы.  

 Приложение  2.

Гортань. Голосовой аппарат.

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

Гортань

      Гортань расположена в передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани- щитовидный, его можно прощупать у себя в передней области шеи.

    Гортань, являясь частью дыхательных путей, выполняет еще одну функцию: это голосовой аппарат- орган, в котором образуются звуки. В полости гортани имеются натянутые, как струны, складки слизистой оболочки - голосовые связки, пространство между ними называется голосовой щелью. Звук возникает на выдохе: струя выходящего воздуха заставляет вибрировать связки- возникает звук. Окончательное формирование звуков у человека происходит благодаря движениям языка, губ, присутствию в ротовой полости зубов. Именно в ротовой полости из отдельных звуков формируются слова, речь.

      Важную роль играет особый хрящ - эластичный, гибкий надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу, предохраняя дыхательные пути от попадания в них пищевых частичек.

         Иногда, например, при разговоре во время еды, надгортанник не успевает прикрывать вход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. Человек может задохнуться.

2. Составьте  вопросы.

 Приложение 3.                                                      

                                                              Трахея и бронхи

 

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация 

!  -  интересная информация

V – думал иначе

Трахея, бронхи.

        Трахея- это трубка длиной  10-11 см. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. С одной стороны, благодаря этому ее стенки не спадаются, сохраняя просвет постоянно открытым. С другой стороны, мягкая задняя часть трахеи, примыкающая к пищеводу, позволяет пище свободно проходить по пищеводу.

      На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха, которые входят соответственно в правое и левое легкие и имеют в своих стенках хрящи, как и трахея. В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который за жизнь человека удаляет из органов дыхания до 5 кг пыли.

2.Составьте вопросы.  

 

Приложение 4.

Легкие.

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

Лёгкие.

Основной орган дыхательной системы- легкие. Они расположены в грудной полости, почти полностью занимая ее. Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движениях легких.

          Внешне легкие кажутся крупными, однако масса их всего около 1200 г. Отсюда и их название-легкие. Ткань состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков- альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность составляет 60-120 квадратных метров, что в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью.

2. Составьте  вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...

Значение и строение органов дыхания

Этот конспект можно использовать для изучении темы:"Дыхательная система человека"....

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока:  Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:·        Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...