рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
На основе программы И,Н, Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 9 класс | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г);
2.Примерной программы основного общего образования по биологии;
3.Учебного плана образовательного учреждения, на 2012-2013 учебный год, составленного на основании федерального базисного плана (приказ № 1213 от 09.03.2004).
4.Авторской программы И.Н.Пономаревой.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Основная цель курса : освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека.
Задачи:
-Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей; обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования, добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний; точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
-Развития: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
-Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Информация о внесенных изменениях:
Авторская программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, 34 рабочих недели. В программу внесены изменения, в связи с тем, что согласно приказу №1389 от18.06.2012г. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год, внесено 9 часов на изучение РК, за счет сокращения некоторых часов, предусмотренных программой.
№ | Название темы | По программе Пономаревой | По скорректированной программе |
1 | Введение в основы общей биологии | 4 | 2 |
2 | Цитология – наука о клетке. | 10 | 17 |
3 | Размножение и развитие организмов (онтогенез) | 5 | 5 |
4 | Основы генетики. | 11 | 17 |
5 | Основы селекции. | 5 | 2 |
6 | Происхождение и развитие жизни на Земле. | 5 | 4 |
7 | Основы учения об эволюции. | 12 | 10 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | 6 |
9 | Основы экологии | 9 | 4 |
10 | Итоговая контрольная работа. Заключение | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 68 |
Учебно-методический комплект:
1.Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2009;
2. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2008;
3. Сухова ТА., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
4.Г.В.Чередникова Биология: 9 класс: Поурочные планы: изд. «Учитель»,Волгоград,2009г.
5 . Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
6.. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Количество часов, на которое рассчитана программа: в учебном плане образовательного учреждения на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов). Контрольных работ -6. Лабораторных и практических работ-11.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Особенности класса: данная рабочая программа будет реализована в классе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Уровень знаний у большинства средний. Многие способны выполнить задания повышенного уровня сложности.
Для реализации программы планируется использование основных формы и методов контроля, используемые в курсе обучения биологии:
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
• Подготовка к ГИА по биологии.
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
№ п/п | Содержание | Основное содержание | Основные ЗУН | Количество часов | Дата | Лабораторные работы, практические работы | ||
Федеральный компонент (тема раздела, темы уроков) | РК | Норма | фактически | |||||
ВВЕДЕНИЕ Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. | Вузы, предприятия, научные учреждения города Новосибирска биологического направления. | 1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. 2. Методы изучения живых объектов. 3. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. | 2 | сентябрь | |||
Сущность жизни и свойства живого. | 1. Общие свойства живых организмов. 2.Многообразие форм живых организмов. 3. Уровни организации жизни. | Уметь объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле. | сентябрь | |||||
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. | 1.Цитология-наука о клетке. 2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. | 17 | сентябрь | ||||
Неорганические вещества. | 1. Химический состав клетки. 2. Вода. Строение и функции в клетке. 3. Минеральные соли, их роль. | Уметь характеризовать неорганические вещества. Объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. | сентябрь | |||||
Углеводы. Липиды. | 1. Органические вещества клетки. 2. Строение и функции углеводов в клетке. 3. Строение и функции липидов. | Знать характеристику какие углеводы и липиды входят в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры | сентябрь | |||||
Белки. Состав и строение. | 1. Структуры белка. 2. Роль белков в клетке. | Уметь объяснять состав и строение белков. | сентябрь | |||||
Функции белков. | 1. Роль в клетке. | Знать функции белков, приводить примеры. Описывать, объяснять сущность опытов. | сентябрь | Лабораторная работа №1. «Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода» | ||||
Нуклеиновые кислоты. | 1.Молекулы ДНК и РНК. 2. Роль нуклеиновых кислот в клетке. | Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. | сентябрь | |||||
Правило Чаргаффа. Решение задач. | 1. Решение задач по молекулярной биологии. | Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. | октябрь | |||||
АТФ и другие органические соединения клетки. | 1. Структурные формулы. 2. Значение в клетке. | Знать особенности строения и функционирования АТФ. | октябрь | |||||
Строение клетки. | 1. Общие сведения о клетках. 2. Клеточная мембрана. Строение, функции. 3. Цитоплазма. Строение и функции. | Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран. Уметь работать с микроскопом, | октябрь | Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | ||||
Ядро. | 1. Строение , роль в клетке. 2. Гены и хромосомы. | Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра. | октябрь | |||||
Органоиды клетки. | 1.Органоиды – постоянные структурные компоненты. 2. Мембранные и немембранные органоиды, их строение и функции. | Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. | октябрь | |||||
Клетки прокариот и эукариот. Вирусы. | 1. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. 2. Вирусы – неклеточные формы. | Знать особенности строения прокариотической клетки, ее отличие от эукариотической, уметь сравнивать их. | октябрь | |||||
Обмен веществ . | 1. Метаболизм – совокупность биохимических реакций. 2. Ассимиляция и диссимиляция. | Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. | октябрь | |||||
Синтез белков в клетке. | 1. Процессы биосинтеза белка . 2. Этапы биосинтеза – транскрипция и трансляция. | Знать основные этапы Синтеза белков. Объяснять, что такое Генетический код. | октябрь | |||||
Фотосинтез и хемосинтез. | 1. Биосинтез углеводов. Стадии фотосинтеза. 2. строение хлоропластов. 3. Значение фотосинтеза. 4. Хемосинтез, отличие от фотосинтеза. | Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез. | ноябрь | |||||
Обеспечение клеток энергией. | 1. Клеточное дыхание. 2. Стадии биологического окисления. 3. Гликолиз(анаэробный процесс) | Уметь объяснять процессы клеточного дыхания. Знать стадии биологического окисления. | ноябрь | |||||
Зачет по теме « Основы учения о клетке» | Зачет | ноябрь | ||||||
Размножение и развитие организмов. Типы размножения. | Способы вегетативного размножения растений нашей местности | 1.Размножение- основное свойство всех организмов. 2. Бесполое и половое размножение. Биологическое значение. | Уметь характеризовать основные типы размножения. Объяснять их роль в эволюции. | 5 | ноябрь | |||
Деление клетки. Митоз. | 1. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. 2. Деление клеток у прокариот. 3. Деление клеток у эукариот. Митоз. Стадии деления. | Знать основные фазы жизненного цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза. | ноябрь | |||||
Образование половых клеток. Мейоз. | 1. Строение гамет. 2. Мейоз - редукционное деление. Два этапа, фазы. 3. Биологическое значение мейоза. | Уметь характеризовать половое размножение, Знать сущность мейоза, оплодотворения, их значение. | ноябрь | |||||
Индивидуальное развитие организмов. | 1. Этапы онтогенеза. 2. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации | декабрь | |||||
Тест по теме «Размножение организмов» | Тестирование. | декабрь | ||||||
Основы генетики. История. Основные понятия. | 1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. 2.Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | Уметь раскрывать содержание понятий. | 17 | декабрь | ||||
I и II законы Менделя. | 1.Генетические опыты Менделя. 2.Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. 3. Моногибридное скрещивание. I и II законы. | Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем. | декабрь | |||||
Решение задач | Решение задач на I и II законы Менделя. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | декабрь | |||||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1. Генотип и фенотип. 2.Решение задач. | Знать и уметь раскрывать основные понятия генетики. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи. | декабрь | |||||
Решение задач | Отработка решения задач. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | декабрь | |||||
III закон Менделя. | 1. Дигибридное скрещивание. 2. Закон независимого наследования признаков. | Знать сущность дигибридного скрещивания. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи. | декабрь | |||||
Решение задач | Отработка решения задач. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | январь | |||||
Сцепленное наследование признаков. | 1. Закон Т. Моргана. 2. Кроссинговер. | Уметь объяснять почему иногда не соблюдается закон независимого наследования признаков. | январь | |||||
Решение задач | Отработка решения задач. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | январь | |||||
Взаимодействие генов. | 1.Множественное действие генов. 2. Полимерия. 3. Генотипическая среда. | Уметь раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры | январь | |||||
Решение задач | Отработка решения задач. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | январь | |||||
Генетика пола. | 1. Сцепленное с полом наследование. 2. Определение пола. | Уметь объяснять механизм генетического определения пола, сцепленного наследования. | январь | |||||
Решение задач | Отработка решения задач. | Уметь применять теоретические знания на практике, при решении задач. | февраль | |||||
Ненаследственная изменчивость. | . | 1. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. 2. Норма реакции. 3. Онтогенетическая изменчивость. 4. Проведение простых биологических исследований : выявление изменчивости организмов. | Знать сущность модификационной изменчивости, уметь пояснять, что такое норма реакции. | февраль | ||||
Наследственная изменчивость. | Виды мутагенов в Новосибирской области | 1. Закономерности изменчивости: мутационная и комбинативная изменчивость. | Знать сущность Мутационной изменчивости, причины мутаций. | февраль | ||||
Наследственные болезни, сцепленные с полом. | Частота встречаемости наследственных болезней, их причины. | 1. Генные болезни и аномалии. 2. Хромосомные болезни. 3. Составление родословных. 4. Решение задач по родословным. | Знать влияние факторов среды вызывающих болезни | февраль | ||||
Зачет по теме « Основы генетики» | Тестирование, устная форма, практическая часть. | Объяснять причины наследственности и изменчивости | февраль | |||||
Основы селекции. Селекция растений. | Центры селекционной работы в Новосибирской области | 1. Генетические основы селекции организмов. 2.Основные методы селекции . 3. Центры происхождения культурных растений. | Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | 2 | февраль | |||
Особенности селекции животных и микроорганизмов. | 1. Основные методы селекции животных. 2.Основные направления селекции микроорганизмов. 3. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | Уметь называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | февраль | |||||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Гипотезы возникновения жизни. | 1. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. 2.Гипотеза абиогенеза и биогенеза. | Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле. | 4 | февраль | ||||
Современные гипотезы происхождения жизни. | 1. Гипотеза Опарина-Холдейна. 2. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина, сравнивать ее с теорией Дж. Холдейна. | март | |||||
Основные этапы развития жизни на Земле. | 1. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. 2. Эры и периоды в истории Земли. 3. Основные ароморфозы. | Знать гипотезу происхождения клетки, основные этапы развития жизни . | март | |||||
Урок – обобщение. | Тестирование. | март | ||||||
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. Учение об эволюции органического мира. | 1. Идеи развития органического мира в биологии. 2.Теория Ламарка. | Уметь объяснять основные положения теории Опарина, сравнивая ее с теорией Холдейна. | 10 | март | ||||
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1.Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. 2. основные положения теории. | Уметь объяснять основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | март | |||||
Современные представления об эволюции органического мира. | Популяции растений и животных в окрестностях Карасукского района. | 1. Популяция. 2. Элементарный материал эволюции. 3. Элементарные факторы эволюции. | Уметь объяснять понятие «популяция», ее «демографические» показатели. | март | ||||
Вид. Критерии вида. Структура. | Выявление морфологического критерия на примере местной флоры. | 1. Вид –генетически неделимая единица живого. 2. Основные критерии вида. | Уметь объяснять. что такое биологический вид, каковы критерия вида, его структура. | март | Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида» | |||
Процессы видообразования. | 1. Изолирующие механизмы видообразования - географическое, биологическое. | Знать и пояснять значение изолирующих механизмов, способы видообразование. | март | |||||
Макроэволюция. | 1. Движущие силы и результаты эволюции. | Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы макроэволюции. | апрель | |||||
Борьба за существование и естественный отбор. | 1 Сущность борьбы за существование. 2. Естественный отбор. Виды. | Знать в чем состоит действие борьбы за существование и естественного отбора. выявлять приспособления организмов к среде обитания. | апрель | |||||
Основные направления эволюции. | 1. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. | апрель | |||||
Основные закономерности эволюции. | Выявление приспособлений на примере местной флоры и фауны | 1. Биологическая эволюция. 2. Необратимый характер эволюции. 3. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | Излагать основные закономерности эволюции. Знать ,как организмы приспосабливаются к изменениям в окр. среде. | апрель | ||||
Контрольная работа по теме « Учение об эволюции» | Тестирование. | апрель | ||||||
Происхождение человека. Эволюция приматов. | 1. Дриопитеки. 2. Эволюционные пути развития приматов. | Уметь объяснять происхождение человека. | 6 | апрель | ||||
Доказательства происхождения человека. | 1. Антропогенез- процесс становления человека. 2. Рудименты и атавизмы. 3. Сходство эмбрионального развития позвоночных. | Уметь находить сходство человека и человекообразных обезьян, Знать качественные отличия. | апрель | |||||
Этапы эволюции человека. | 1. Стадии эволюции - Австралопитеки. - архантропы - палеоантропы - неоантропы Внешний облик, образ жизни. | Знать особенности этапов эволюции. | апрель | |||||
Первые и современные люди. | 1. Кроманьонцы. Внешний облик, образ жизни. | Характеризовать этапы антропогенеза. | май | |||||
Расы. их родство и происхождение. | 1. Их родство и происхождение. | Знать характеристику рас, их качественные различия. | май | |||||
Человек- житель биосферы. | 1. Роль человека в биосфере. 2.Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | Раскрывать суть взаимоотношений человека и природы. | май | |||||
Основы экологии. Экологические факторы. Условия среды. | 1. Экология как наука. 2. Влияние экологических факторов на организмы. 3. Среда – источник веществ, энергии и информации. | Знать экологические факторы, экологические условия. | 4 | май | ||||
Экосистемы. | . | 1.Экосистемная организация живой природы. 2. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 3. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Знать что такое толерантность, какие факторы называют лимитирующими, закон минимума. называть виды ресурсов животных и растений. | май | ||||
Биотические связи в природе. | 1.Пищевые связи в экосистеме. 2. Проведение простых биологических исследований: - составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). - типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. | Уметь характеризовать основные связи в природе. Приводить примеры. | май | |||||
Биосфера – глобальная экосистема. | Анализ загрязнения окружающей среды в Новосибирской области. Охрана среды | 1. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. 2. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | Знать понятие биосферы. | май | ||||
Итоговая контрольная работа. | Обобщение по курсу общая биологии. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...